Главная / Другое / Рефлективный отчет по одному уроку запланированной серии последовательных уроков.

Рефлективный отчет по одному уроку запланированной серии последовательных уроков.

Шевченко Сергей Владимирович Портфолио учителя Отчет B2

группа №6 3-го уровня

г. Петропавловск 11.11.14 г.



Рефлективный отчет по одному уроку запланированной серии последовательныхуроков.

В современном образовании существует множество современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях [1,стр.110].

Учебные занятия, которые построены были мною на основе конструктивистского преподавания, действительно предоставляют ученикам возможность размышлять над уровнем своих знаний, умением работать в группе, самообучаться и взаимообучаться, применять свои знания на практике, а также уметь задавать вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. На практике я убедилась в том, что организация построения уроков с учетом вышеизложенного дает возможность ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять свои знания по изучаемой теме.

Для проведения серии последовательных уроков в период практики в школе я выбрал предмет математика в 6-ом классе. В данном классе обучаются 8 учеников: 2 ученика группы (А), 5 учеников группы (В) и 1 ученик группы (C). Класс сильный, но недостаточно самостоятельный. Часто пропадает активность на уроке, интерес, появляется усталость и равнодушие.Поэтому целью проведения серии последовательных уроков было повышение мотивации к обучению, развитие навыков самостоятельного обучения, взаимообучения, познавательности и навыков оценивания собственной деятельности.

Самым важным в проведении уроков, особенно в среднем звене, является поддержание мотивации учащихся на высоком уровне. Выходя из младшего звена, ученики попадают в другой мир, в котором игровая форма обучения заменяется наболее серьезные традиционные уроки,что, в свою очередь, снижает мотивацию учащихся. Из личного наблюдения могу отметить, что большинство уроков в школах проходят в форме урока-лекции или урока-практикума. После таких уроков добиться заинтересованности учащихся очень трудно и таким образом, мы начинаем «терять учеников». Сначала это не выполненное домашнее задание, потом отсутствие интереса на уроке, в итоге получаем ребенка, который не заинтересован в том, чтобы учиться и развиваться. «Зачем учиться? Если есть более приятные и интересные способы времяпрепровождения». Именно поэтому очень важно проводить уроки интересно, занимательно. Ведь как приятно наблюдать, что ученикам нравится, как проходит урок, что они заинтересованы в своем развитии и обучении. Основная задача учителя должна заключаться в том, что ему необходимо создать такую образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно воспринимать информацию [1,с.138].

Для отчета я выбрал первый урок на тему «Положительные и отрицательные числа» из серии последовательных уроков. Урок был разделен на этапы и организован с применением идей семи модулей Программы.

На первом этапе урока я запланировал внедрить идею модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» Урок начался с создания коллаборативной среды. На данном этапе я использовал игру «Атомы и молекулы». Эта игра позволила повысить активность учащихся, а также получить позитивный настрой на начало урока. Цель применение игры сделать так, чтобы учащиеся были готовы к активному обучению.

На следующем этапе я решил начать внедрение модуля «Управление и лидерство». Суть заключалась в том, что учащиеся по результатам игры могли самостоятельно образовать группы. Я предполагал, что учащиеся разделятся на 2 группы, так как в классе всего 8 учеников: из них 4 мальчика и 4 девочки, я знал, что произойдет разделение на группы: мальчики и девочки. Также на данном этапе урока учащиеся поработали с правилами работы в группе. Работу по внедрению семи модулей Программы я начал еще на предыдущих уроках, поэтому учащиеся могли проанализировать свою предыдущую групповую деятельность и дополнить или изменить некоторые правила. На данном этапе урока я подстегнул их деятельность вопросами:

  • «Какие бы правила Вы добавили?»

  • «Нужно ли изменить какое-нибудь правило?».

Результатом было добавление правила «Делать работу сообща» и «Не перебивать остальных»

Следующий этап урока я начал с внедрения модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении» (Фото 1), так как полностью согласен с утверждением, что ИКТ является значимым инструментом, помогающим учителя в облегчении объяснения и обеспечении понимания многих понятий [1,с.166]. Суть заключалась в просмотре видеоролика «Прогноз погоды» с помощью возможностей интерактивной доски. Целью показа данного ролика, было понимание учащимися, что числа могут иметь знак «плюс» или «минус». Также я считаю, что применение средств ИКТ позволяет повысить заинтересованность учащихся учебным процессом, и сконцентрировать внимание учащихся.hello_html_16a2c62.png

На следующем этапе я запланировал использовать идеи модулей «Новые подходы в преподавании и обучении» и «Обучение критическому мышлению». На данном этапе я предложил учащимся найти связь между просмотренным роликом и предметом математика. С помощью некоторых вопросов и заданий учащиеся были вовлечены в диалог и подведены к теме урока:

  • Как Вы думаете, что из просмотренного ролика относится к математике?

  • Какие числа вы видите? Выпишите в тетрадь все числа, которые встретятся Вам при просмотре ролика.

  • Как Вы считаете можно ли поделить данные числа на группы?

  • Подумайте на сколько групп?

  • Как Вы думаете, чем они отличаются друг от друга?

На данном этапе я проанализировал вовлеченность учащихся в обсуждение, через вопросы высокого порядка, оценил их знания и смог проследить активность учеников. Я предполагал, что более активными будут учащиеся группы (А). Мои предположения оправдались и также в диалоге участвовали ученики группы (B).

Следующим этапом урока было формулирование цели урока и критериев успеха. Для этого я использовал идеи модуля «Обучение критическому мышлению», применив вопросы высокого порядка, которые помогли учащимся, определится с целью и возможностями ее достижения.

  • Как Вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

  • Предположите, какова цель нашего урока?

  • Сформулируйте, что Вы будете знать, понимать и уметь после того, как Вы изучите данную тему?

На этапе обсуждения критериев успеха в диалог были вовлечены все учащиеся, это позволило мне сделать вывод, что идеи модуля «Новые подходы в обучении и преподавании» о стимулировании процесса саморегулированного обучения были запущены в действие. Для фиксирования цели и критериев успеха использовалась интерактивная доска, это дало нам возможность вернуться к поставленной цели и разработанным критериям на этапе рефлексии урока. На проведение этого этапа было затрачено много учебного времени, это вынуждает меня сделать вывод о том, что вопросы к подведению у цели урока и критериям успеха должны быть мною тщательно продуманы и для более лучшего целеполагания учащимся необходим опыт. Также использованные идеи модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения»: комментирование и обратная связь с учениками, позволили мне определить отправные точки знаний учащихся.

Следующим этапом было задание для групп, которое заключалось в том, что они должны были ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Определение положительных и отрицательных чисел». В тексте было много примеров применения положительных и отрицательных чисел. От учеников требовалось познакомиться с предоставленной информацией и помочь своим одноклассникам в группе с пониманием этой темы. Свое внимание я обратил на учеников группы (А) и наблюдал затем, как они пытаются объяснить примеры остальным. Учащиеся группы (А) активно помогали другим учащимся группы (В) и (С) в осмыслении теоретической информации. Именно на этом этапе урока я проследил действенность научных исследований Мерсера и Литлтона о центральном месте диалога [1,с.144].

Для закрепления теоретического материала всегда использовались практические задания. От этой стандартной схемы я не отходил, единственно, что для выполнения этой работы я продолжил использовать идею Мерсера и Литлтона о совместной работе учащихся, которая описывается в модуле «Новые подходы в обучении и преподавании»[1,с.144] и над этим заданием они работали группой (Фото 2). Целью этого задания было не только закрепление, но и также организация диалогического обучения для учащихся. Заключалось оно в том, что на данном этапе учащиеся, которые не совсем усвоили теоретический материал, могли разобраться, с помощью более талантливых учеников, на примерах данного задания. Задание было на разделение предложений по имеющемуся значению: положительному или отрицательному. На данном этапе возникла проблема, учащиеся должны были вырезать предложения из листа и вклеить их, исходя из смысла, в колонку положительное или отрицательное значение, но при этом произошло разделение групп на подгруппы. Получилось, что половина учащихся отрезает предложения, а оставшаяся половина клеит их в таблицу, не обсудив с остальными участниками группы. Отсюда следует, что диалог происходил вначале только между двумя учащимися, так как остальные двое были заняты вырезанием предложений. Среагировав на неправильную форму работы учеников, я совместно с учащимися ввел некоторые корректировки в их работу, по которым они должны были сначала вырезать все предложения, а только потом совместно решать в какую колонку поместить данное предложение. По итогам данного этапа я сделал вывод о том, что необходимо более тщательно продумывать каждый этап урока, что бы в дальнейшем не произошли такие заминки в ходе урока.hello_html_m3ebdacb9.png

На следующем этапе я использовал идеи модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Суть заключалась в организации процесса взаимопроверки и взаимооценивания. Я предложил группам обменяться таблицами между собой. Первым шагом была проверка работы другой группы, а вторым этапом я представил правильные ответы на интерактивной доске для проверки и критерии оценивания работ. При проверке и оценивании группами работ, я заметил интерес учащихся к этому процессу, что подтвердило значимость включения учащегося в процесс оценивания. Учащиеся, поняв, что они могут поставить оценку за выполненное задание другой группе, ответственно подошли к выполнению, показав на своем примере практическую значимость взаимооценивания между учениками. У групп прослеживалась обратная связь, образование которой помогло учащимся определить свои пробелы в понимании темы урока.hello_html_m45cea62.jpg

На следующем этапе я использовал идеи модуля «Обучение критическому мышлению». Я предложил учащимся проанализировать всю полученную информацию и привести примеры из жизни, где мы встречаем положительные и отрицательные значения. Таким образом, я хотел проследить возможности учащихся по синтезу и анализу информации, а также по умению делать вывод, так как развитие этих навыков является одной из задач критического мышления [1,с.154]. Это позволило мне определить отправные точки по развитию навыков критического мышления с помощью идей модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения».

На следующем этапе я применил идеи модулей «Обучение талантливых и одаренных учеников» и «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Результатом работы на данном этапе было выполнение дифференцированных заданий по группам (А), (В) и (С). Для определения талантливых и одаренных учеников в классе я рассматривал не только работы учащихся, а также критерии, которые привели Монтгомери и Фриман[1,с.178]. Данные критерии помогли мне понять, как действительно можно определить талантливость и одаренность у учеников. Для себя я сделал вывод, что решение задач и различные вычисления не всегда дадут возможность определить одаренных учеников, ведь необходимо прослеживать их деятельность на каждом этапе урока. Выполненное задание на данном этапе позволило мне вывести суммативную оценку всей деятельности учащихся на уроке, так как работа являлась строго индивидуальной и проверялакак учащиеся поняли тему.

Заключительным этапом урока была рефлексия урока. Основная идея рефлексии прослеживается в модуле «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Понимание того, что учащиеся знали, что хотят узнать и что узнали было записано в соответствующей таблицу ЗХУ. Заполнив данную таблицу, мы смогли вернуться к слайду, на котором описывали цель нашего урока, и критерии успеха. Ученики определили, насколько была достигнута цель урока и были ли реализованы критерии успеха. Н данном этапе я повторно дал возможность оценить свои успехи учащимихся. Под таблицей ЗХУ я добавил графу самооценивания и взаимооценивание участников группы по достижению критериев успеха. На данном этапе я планировал оценить объективность выставлении оценок учащимися. Понаблюдав за процессом оценивания, я удостоверился в правильности выводов Александера о значимости не только оценки учителя, но и важности самооценки, способностей и усилий учеников [1,с.161].

Использование 7 модулей Программы позволило мне повысить мотивацию учащихся, их интерес к познанию и начать развивать их самостоятельность и критическое мышление. Данная Программа позволила мне понять, что теория Мерсера о совместной работе действительно способствует обучению детей и их когнитивному развитию. Также я убедился в том, что создание коллаборативной среды определяет, как продуктивно будут работать учащиеся на протяжении всего урока и то, что следующий урок они будут ждать с нетерпением, так как он не будет похож на скучные уроки, которые они обязаны постоянно посещать в школе. Идеи модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» помогли мне осознать, как можно действительно выявить сильных учеников, что важность здесь заключается не только в выполнение очень сложных задач и вычислений, а в том, как этот ученик думает, как он выражает свои мысли и как подходит к решению различных проблем и сложностей. Идеи модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» также важны, ведь многие учителя пытаются нагрузить учащихся заданиями, которые просто не выполнимы для них, поэтому такие задания необходимо сразу отсекать от процесса обучения. А внедрение идей модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» помогло мне и моим ученикам наладить обратную связь, в ходе которой учащиеся начали понимать, как они могут регулировать свой процесс обучения.

Внедрение семи модулей Программы я считаю особенно важным и значительным решением проблем преподавания. Новые методики принесли много интересного и полезного в процесс школьного образования, предоставили учителю свободу творческого поиска. Современный учитель должен всегда искать эффективные приемы обучения, и в течении всей своей практики формирует свой единственный педагогический стиль.







Список использованной литературы.

  1. «Руководство для учителя» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012.

  2. «Задания для выполнения в период практики в школе». АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

Рефлективный отчет по одному уроку запланированной серии последовательных уроков.
  • Другое
Описание:

Учебные занятия, которые  построены были мною на основе конструктивистского преподавания, действительно предоставляют ученикам возможность размышлять над уровнем своих знаний, умением работать в группе, самообучаться и  взаимообучаться, применять свои знания на практике, а также уметь задавать вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. На практике я убедилась в том, что  организация построения уроков с учетом вышеизложенного дает возможность  ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять свои знания по изучаемой теме.

Автор Шевченко Сергей Владимирович
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1815
Номер материала 20903
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓