Главная / Другое / Рефлективный отчет об использовании одного модуля программы «Новые подходы в преподавании и обучении»

Рефлективный отчет об использовании одного модуля программы «Новые подходы в преподавании и обучении»

Рефлективный отчет об использовании одного модуля программы

«Новые подходы в преподавании и обучении»


«Если запастись терпением и проявить старание,

 то посеянные семена знания

непременно дадут добрые всходы..»

Леонардо да Винчи


ХХI век. Перед учительством стоит масштабная задача – стратегический ориентир на будущее, который бы в полной мере раскрыл потенциал ученика и вывел бы его в космос творчества. Настало время стать учителем новой формации.Научить ребёнка учиться, подвести его к двери, дать ключ и научиться пользоваться этим инструментом. Пришло время пересмотреть свои подходы к обучению. За время моей педагогической деятельности я старалась добросовестно учить и воспитывать своих учеников, но пробудить живой и неподдельный интерес к своему предмету в последние годы становиться всё сложнее. Где найти такой выход, который бы разбудил в детях интерес к общению и к предмету? И вот моё пребывание на третьем уровне курсов повышения квалификации и изучение Программы Кембриджского обучения помогло мне в решении этой проблемы.

Новые подходы в обучении рассматриваются через идеи «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». Несмотря на то, что все модули программы являются новыми подходами в преподавании обучения, лишь эти две стратегии позиционированы в рамках «Новые подходы в преподавании и обучении».

Уже при планировании серии последовательных уроков я поняла, что красной нитью по всем урокам пройдет модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». Практической целью на уроках иностранного языка является формирование коммуникативных навыков у учащихся. Обучение диалогической речи начинается с первых уроков: от элементарных вопросов-ответов до содержательной беседы на заданную тему.

«Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. «Обучение тому, как учиться», или процесс формирования метасознания согласуются с вопросами, касающимися того, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно (Руководство для учителя, стр. 117)

При прохождении практики в школе на уроках английского языка я применяла все модули Программы, но модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» использовался мною в серии всех последовательных уроках. Я согласна с моделью обучения Л. Выготского, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность общения. И как показывают результаты научных исследований, «диалог занимает центральное место на уроке» (Программа, стр.60) «Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» (Мерсер и Литлтон, 2007 г) .

Научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке – одна из задач учителя. И решение её должно быть в поиске такой методики обучения диалогической речи, при которой желаемые результаты достигались бы,а процесс обучения стал бы посильным, интересным и увлекательным для детей. Прежде всего, я поставила перед собой задачу: увидеть на уроках все стороны урока-диалога, то есть его сильные и слабые стороны, барьеры и пути их преодоления. И вот что я увидела во время прохождения практики: необходимо вовлекать учеников в диалог, но уметь при этом вести его: поддерживать собеседника, но уметь задавать нужные вопросы, обращать внимание на стиль и уместность вопросов, давать возможность не только высказаться, но и аргументировать свои идеи.

Поэтому я стала применять технологию интерактивного обучения на уроках. Конечно же, такое обучение во взаимодействии, как «ученик – ученик», «ученик – учитель» является, по сути, не новым. Но главная же идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

Для вовлечения учеников в диалог или беседу я старалась создать коллаборативную среду на уроках. Надо отметить, что для создания эмоциональной комфортности детей, каждый новый урок я начинала с вхождения в урок, то есть с рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с детьми, применяя различные тренинги, показ видеороликов или позитивов с использованием ИКТ.

На стадии вызова, я применяла диалог приветствия в разных вариантах: в стихотворной, песенной или ролевой формах. Именно тогда речь становилась живой, естественной и по -настоящему диалогической, когда в содержании включались приветствия, сообщения, приглашения, выражения различного рода чувств: удивление, благодарность, уверенность.

Ученики обменивались репликами, применяя вводные слова на английском языке: I think, to my mind, it seems to me делая свою речь более естественной.

Разговор часто начинался с сообщения, а не с вопроса. Примерами такого диалога было:

сообщение – дополнительное сообщение, сообщение – просьба, вопрос – ответ, вопрос – контрольный вопрос.

На уроке “Having friends” на этапе актуализации знаний я разделила класс на команды по методу «Найди себе пару», используя начало и конец пословиц. Теперь ученикам было легче проверить свои знания по лексическому материалу, ведь один задавал слова, а другой проверял, поддерживая товарища. Затем роли менялись и в такой взаимосвязи проходила взаимопроверка. Они были равноправны и отсутствовал страх ошибиться. Изучение нового лексического минимума проходило аналогично. Работа в парах становилась интересней уже потому, что можно было самостоятельно обучаться, делиться своим мнением или принимать иное. Поэтому диалоговое обучение присутствовало на каждом уроке, и было мотивировано. Для этого я применяла приемы критического обучения как «Мозговая атака», «Круги на воде», «ИНСЕРТ», вопросы низкого и высокого порядка. В круг вопросов вовлекались мотивы, касающиеся личности учащегося, его дел, друзей, жизни класса.

Так как темы раздела «Обратно в школу» касались друзей, то ученикам приходилось отвечать на вопросы не заученными фразами, а осмысленно. Есть ли у тебя друг? Где он живет? Какое его хобби? Что вы любите делать вместе? Почему он тебе друг? Такое задание подразумевает диалоговую речь. Следовательно, у одного ученика должна была быть роль корреспондента. Конечно, такая роль приходилась на сильных учеников: Алексея и Евгению. Это они в своей группе брали интервью у одноклассников. Зная способности и возможности друг друга, они старались задавать простые вопросы слабым учащимся, а более сложные успевающим. Я отметила, что на этом этапе детям сложно вести диалог, если он не подготовлен. Поэтому следующий раз мне нужно будет дать дополнительно примеры диалогов на различные темы с введением необходимой лексики, чтобы они могли беседовать свободно, применяя нужную лексику.

Диалоговое обучение проходило при работе в группах над заданием «Прослушай текст и передай его содержание на кластере». Здесь раскрывали свои способности молчаливые ученики,к моему приятному удивлению они подавали идеи, рисовали, находили нужную информацию в словаре, понимая, что работа каждого – это успех всех.

«В диалоге ученики, а также их учителя являются равноправными партнерами…»,а совместная работа со сверстниками способствует их когнитивному развитию.

На следующем уроке «My friend has been reading since morning», ученики изучали грамматический материал Present Perfect Continues по слайдовой презентации. Они не просто смотрели, а находили ответы на поставленные вопросы учителя, тем самым вливались в диалог «ученик-учитель».

Заметно было, что наиболее точные ответы были, если они слышали вопросы и видели их на доске. Вопросы по картинкам: Что делают дети? Как долго они делают? и т.д. являлись грамматическими структурами, и важно было, чтобы ученики не отвечали по шаблону, а учитывая вопрос, могли ответить обдуманно, применяя полученные знания. Я же на их ответы старалась задать дополнительный вопрос: «Почему? Как ты думаешь? Что ты об этом думаешь?» Обучение грамматическому материалу дается ученикам нелегко: ведь нужно не просто сказать предложение, но и следить за правильным его оформлением. Поэтому не всегда получается и быстро и правильно. Для преодоления их языкового барьера я создавала коллаборативную среду для саморегуляции. Я не перебивала ученика, давала ему высказаться, благодарила уже за то, что ему интересно вести диалог, а потом рассматривали допущенные речевые ошибки.

На уроке «Having pen-friends» наиболее удачным для развития коммуникативных навыков было задание на составление письма своему другу по переписке. Письмо подразумевало не только описание сообщения о себе, но и заинтересованность в приобретении информации о друге. Поэтому на уроке мы сначала составили таблицу ЗХУ по правилам написания письма, а затем писали письмо своему другу по переписке.

Я заметила, что ребята легко придумывали вопросы, но трудность заключалось в том, что у детей еще слабый словарный запас, поэтому им приходилось самостоятельно работать со словарем, чтобы составить предложения. Меня удивило то, что они составляли письма не только в пределах темы, но и присутствовал их личный интерес. Конечно, мы корректировали их, применяя правила, но всё же главное было то, что дети научились правилам написания письма. А Лёша, ученик с высокой мотивацией к обучению приготовил реферат по теме «Как правильно писать письмо». Игровые моменты на уроках, применение приемов критического мышления, работа в паре и группах – всё это подтверждение тому, что уже создана образовательная среда и учащиеся активно участвуют в учебном процессе, а не пассивно принимают информацию.

На уроках английского языка важны такие коммуникативные методы как: говорение, чтение, письмо и аудирование. И на каждом из этапов ученики взаимодействуют между собой и учителем посредством диалога или беседы. Например: прослушайте текст, определите основную мысль, ответьте на вопросы, придумайте продолжение рассказа или составьте диалог, напишите письмо, прочитайте по ролям, обсудите в группах. Поэтому и существует сегодня актуальное понятие как «учебное сообщество», при котором и ученики, и учителя позиционируют себя как обучающиеся. В подобной среде поощряется работа сообща, взаимоподдержка и командный дух. Наглядно я увидела это на уроке повторения, когда ребята работали над текстами о друзьях. Они читали вслух, отмечая ошибкидруг друга, задавали и отвечали на вопросы, затем рисовали на флипчарте и защищали свою работу. Я считаю, что это и творческое мышление, и развитие речевых навыков учащихся и лидерство учителя в обучении. Видно было, что детям такой вид работы очень нравился и главное, что он дает свои результаты. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.

На практике я столкнулась с некоторыми трудностями: наличие у детей речевых и коммуникативных барьеров, на уроках ещё преобладает моя речь, семиклассникам трудно отвечать на вопросы высокого порядка, при составлении вопросов только двое учащихся могут задавать открытые вопросы. Поэтому следующий раз я буду дополнительно готовить раздаточный материал, чтобы ученики могли самостоятельно работать с ресурсами и применять их в случае необходимости. Все же есть маленькие плюсы: ученики начали различать «толстые и тонкие вопросы», высказывать свою точку зрения, оценивать себя и своих одноклассников, активно включались в диалог.

Позитивы в начале урока, динамические паузы и использование ИКТ способствовали созданию эмоционального настроя и контакта с товарищами, что располагало к общению. Можно было заметить, как самый тихий мальчик Анатолий старался чем-то помочь товарищам в групповой работе (пример саморегуляции). Конечно, не всегда на уроке возможен такой вид работы, но при рефлексии отметила для себя, что работа детям даётся легче, если это парная или групповая. А это уже диалогическая беседа, которая «является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад» (Руководство для учителя, стр.148)

Я считаю, что модуль «Новые подходы в обучении» присутствовал на каждом уроке. До посещения курсов новой формации я использовала диалог, как форму урока. Я не думала над тем, какие мыслительные процессы включаются в работу, когда задавала какой-нибудь вопрос, просто задавала с целью контроля или проверки знания. Теперь я задумываюсь над формулировкой вопроса и его уместностью на данном этапе, прежде чем задать его своим ученикам. Или даже размышляю: «Может здесь вообще не стоит ничего спрашивать, пусть спрашивают и отвечают сами?» И только на практике я обдумывала вопросы: что спрашивать? Как спрашивать? Для чего спрашивать? Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддержать, улучшить и расширить обучение учеников (Руководство для учителя, стр. 146).

Я знаю, что если сейчас помогу ученикам развивать потребность в диалоговом общении, и научу применять его, то это важное качество останется с ними надолго, ведь в настоящее время так остро стоит дефицит общения.

И сейчас уверена, что пройдя курсы, изменю свои традиционные взгляды на обучение, буду работать над собой, чтобы моё обучение детей стало качественнее и современнее.


Использованная литература: «Руководство для учителя»


Рефлективный отчет об использовании одного модуля программы «Новые подходы в преподавании и обучении»
  • Другое
Описание:

 

ХХI век. Перед учительством стоит масштабная задача – стратегический ориентир на будущее, который бы в полной мере раскрыл потенциал ученика и вывел бы его  в космос творчества.  Настало время  стать учителем новой формации.Научить ребёнка учиться, подвести его к двери, дать ключ и научиться пользоваться этим инструментом. Пришло время пересмотреть свои подходы к обучению. За время моей педагогической деятельности я старалась добросовестно учить и воспитывать своих учеников, но пробудить живой и неподдельный интерес к своему предмету в последние годы становиться   всё сложнее. Где найти такой выход, который бы разбудил в детях  интерес к общению и к предмету? И вот моё пребывание на третьем уровне  курсов  повышения квалификации и  изучение Программы Кембриджского обучения помогло мне в решении этой проблемы.

 

 

 

Автор Билевич Светлана Васильевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 810
Номер материала 26673
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓