Рефлективный
отчет об использовании модуля Программы «Новые подходы в преподавании и
обучении»
«Скажи
мне, и я забуду, покажи мне, и, возможно, я запомню,
вовлеки
меня, и я пойму»
Китайская
пословица
В
настоящее время основной проблемой в школах является низкий уровень качества
знаний. Учащиеся не хотят учиться, выполнять домашнюю работу, посещение школы
для многих сравнимо с каторгой. Почему это происходит? Этот вопрос задавал я
себе уже не раз. Работая не первый год, я наблюдаю, что роль учащихся в
современном образовании занижена. Они не могут определять для себя науки,
которые они хотят изучать, им не дают возможность работать в той обстановке, в
которой им будет уютно. Они понимают, что их заставляют учиться. Если в
начальных классах еще как-то поддерживается интерес к обучению, то при переходе
в среднее звено и тем более в старшее звено, большинство учащихся теряют
мотивацию. Как добиться повышения мотивации учащихся? Как сделать так, что бы
процесс обучения был важен ученику? Решением я вижу, внедрение в педагогический
процесс новых подходов к обучению. Необходимо повысить роль учащегося в
современном образовании, дать возможность учащимся работать в комфортной
обстановке и принимать участие в процессе его обучения.
Преподавателю
необходимо создавать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут
активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию [1,с.138].
Я полностью согласен с этим утверждением, потому-что пассивное участие
школьника не дает нам никакого результата. В данное время учащиеся просто не
понимают зачем им учиться и где они могут применить знания, которые они
получают в школе. Роль ученика сильно зависит от учителя, что не дает
возможность ученику развиваться самостоятельно, так как учитель сам формулирует
цель и задачи, доминирует при выборе стратегии решения любой проблемы, определяет
временные рамки и самое главное дает оценку деятельности учащегося без его
участия. Это необходимо менять. Ученик должен самостоятельно определять
ценности работ, выбирать содержание и определять регламент обучения. Все это
приведет в будущем к непрерывному обучению и овладению способностью сокращать
зависимость от третьих лиц.
Для
написания данного рефлективного отчета я выбрал модуль «Новые подходы в преподавании
и обучении». Данный модуль является одним из основополагающих и объединяет в
себе методы и подходы, которые помогают вовлечь учащихся в процесс обучения,
повышают роль ученика и его мотивацию. Весь педагогический процесс основан на
интересе ученика к процессу своего обучения, или так называемой мотивации.
Большинство традиционных уроков в настоящее время не преследуют цель
эффективного обучения учащегося, а нацелены, чаще всего, на заучивание большого
объема информации и выполнение различных вычислений по шаблону, не развивающих
функциональную грамотность учащихся. Именно поэтому очень важно использовать
идеи этого модуля в своей педагогической практике.
Применяя
модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» я ожидаю повышение
мотивированность учащихся, а также активное вовлечение их в свой процесс
обучения. Современный мир, очень быстро развивается и те знания, которые даются
детям в школе, колледже, институте и даже в Вузе, иногда недостаточны для того,
что бы вырастить из современной молодежи конкурентоспособную личность. А ведь
важность воспитания молодого поколения и создание конкурентоспособного личности
описано в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу
Казахстана и также является основной целью 12-летнего общего среднего
образования [2]. Поэтому очень важно научить сегодняшнего школьника не только
тому материалу, которым он должен владеть по школьной программе, но также и
научить его учиться самостоятельно. Исходя из этого, идеи данного модуля должны
прослеживаться на каждом уроке.
Первым
этапом, с которого начинается использование модуля «Новые подходы в
преподавании и обучении» - создание коллаборативной среды. Основная мысль
создания коллаборативной среды заключается в создании атмосферы, позволяющей
личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения [3,с.32]. То
есть мы должны дать ученику возможность работать в комфортной для него
обстановке.
Этап
создания коллаборативной среды тесно связан с остальными модулями. Это доказывается
с помощью примеров. Например, при создании коллаборативной среды очень важно
учитывать возрастные особенности учащихся, так как не все задания которые мы
можем подобрать для создания благоприятной атмосферы в классе, могут подойти по
возрасту учащихся. Большинство игр помогают нам сплотить коллектив, наладить
контакт между учениками, учат ориентироваться в ситуации, формируют чувства
единения с группой, способствуют сплочению групп, позволяют выявить оппозицию,
явных и теневых лидеров и так далее. Для придания данному процессу креативности
можно использовать различные средства информационно-коммуникационных технологий:
музыкальное сопровождение при выполнении любого задания, видеоролики с танцевальными
флэш-мобами для повышения физической активности учащихся и многое другое. Также
во время создания благоприятной атмосферы учитель может проявить себя как лидер
и управленец, дать возможность ученикам самостоятельно создать необходимую, для
их плодотворной работы, атмосферу: выбрать игру или задание, разработать приемы
деления на группы, подобрать к уроку различный медиаконтент. Такая свобода
выбора для учащихся даст им возможность творчески самовыражаться и
предоставляет возможность учителю раскрыть скрытый потенциал учеников.
Создание
коллаборативной обстановки требует от учителя серьезной подготовки, поэтому
перед проведением урока необходимо тщательно продумать какие трудности могут
возникнуть и пути их преодоления.
Пройдя
первый этап «Лицом к лицу» я с недоверием относился к идее создания
благоприятной среды, особенно меня нервировало – потеря времени. Предмет
математика, который я преподаю в школе, требует очень много времени и внимания,
и тратить часть времени на создание комфортной обстановки, было для меня
трудно. Плюсы создания коллаборативной среды я заметил на первой неделе
прохождения практики в школе: у учащихся повысился интерес, большинство заданий
они стремились выполнить самостоятельно, особенно повысился их интерес работать
в группе. Часто я слышал от учеников вопросы: «А мы будем продолжать также
учиться как на прошлом уроке?». Я планирую и дальше акцентировать свое внимание
на создание коллаборативной среды, так как её роль в организации
педагогического процесса была явно подтверждена мнениями учащихся.
Следующей
идеей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», которую я использовал
на уроках, является организация саморегулируемого обучения. Суть заключается в
постоянном увеличении роли учащегося в процессе обучения. Для внедрения данной
идеи я выбрал один из основных элементов саморегулируемого обучения – самостоятельное
определение учеником проблемы и цели. Данная идея раскрывается при
самостоятельном определении учеником цели урока и критериев успеха. Мне удалось
применить данный элемент на практике, но это вызвало некоторые трудности, а
именно неумение учащимися правильно поставить для себя цели и задачи. В данном
случае я решил, что для понимания учащимися того, что требуется от них,
необходимо тщательно продумать вопросы, с помощью которых я буду подводить
учащихся к цели и критериям успеха, а также постоянное использование данного
элемента, для получения учащимися необходимого опыта. Здесь важно использовать
вопросы высокого порядка, позволяющие ученику мыслить критически, а не просто
механически отвечать на поставленный вопрос.
Формулировка
цели и критериев успеха является первым этапом внедрения саморегулируемого
обучения, и со временем, для работы учащимся будет требоваться меньше подсказок,
поскольку процесс обучения и его суть станут понятными.
Я считаю,
что использование саморегулируемого обучения будет способствовать
самостоятельности учащихся в обучении, позволит им не ограничиваться только той
информацией, которые они могут получить в школе, но и дополнительно «добывать»
знания вне школы. Постепенное повышение навыков саморегулируемого обучения в
будущем позволит учащимся определять для себя необходимые задачи и определять
стратегии для достижения цели [1,с.151]. Возможность определения необходимых
задач и стратегий переплетается с умением анализировать свою деятельность и
дифференцировать материал по уровню сложности. Развитие метакогнитивных
способностей будет помогать учащемуся, и даст возможность задать вопрос задать
вопрос «действительно ли я запомнил тему?» или же необходимо обратиться к
учителю за помощью.
Единственной
проблемой для меня остается не возможность быстро внедрить приёмы
саморегулируемого обучения в свою педагогическую практику. Заключается она в
том, что математика представляет из себя достаточно трудный, для
самостоятельного обучения, предмет и традиционные взгляды на преподавание
дисциплины, никогда не предполагали привлечение учащихся к самостоятельному определению
целей и задач. Даже самостоятельное определение стратегии для учащихся не
всегда используется на уроке, чаще всего процесс обучения построен на
выполнение вычислений по шаблону, а количество заданий требующих применение
различных стратегий решения неимоверно сокращается. Для того, что бы плодотворно
применять приёмы саморегулируемого обучения, их нужно включать в процесс
обучения как можно раньше. Если со средним звеном данную проблему получается
решить, то со старшими классами намного труднее, учащиеся просто не понимали
зачем им это нужно и что я хочу от них. Я считаю это связано с тем, что в их
обучении никогда не практиковалось привлечение учащихся к организации их
процесса обучения, они привыкли к тому, что учитель сам определяет для них, что
им нужно делать.
Идеи
саморегулируемого обучения, мне как современному учителю, очень близки. Я
понимаю, что учащиеся должны уметь ставить для себя цель и находить пути
решения. Учитель должен быть связующим звеном, направляющим и не более того, в
основном учащиеся должны самостоятельно подходить к организации своего процесса
обучения.
Следующая
идея модуля «Новые подходы в обучении и преподавании» помогла мне иначе
взглянуть на свой стиль преподавания. Данная идея заключается в внедрении
диалогового обучения. При прохождении первого этапа я неоднократно оспаривал
данный приём, так как обучение математике, по моему мнению, не может
происходить путем диалога между мною и учащимися или между самими учащимися.
Математика это предмет, основанный на постоянном использовании, а также
многократном повторении, различных способов и методов решения заданий. Диалог,
конечно же, присутствует, но только при обсуждении правильности выполненной
работы между учителем и учеником. Мнения коллег мною не принимались, так как
у нас были различия в преподаваемых предметах.
Для меня
было тяжело понять, как будет происходить обучение учащихся с моим минимальным
участием, только с помощью диалога между учащимися. Первым шагом к пониманию
важности диалога, для меня послужили положительные результаты первого
проведенного мною урока в 6-ом классе по математике. Тема, которую учащиеся
должны были изучить, была «Пересечение и объединение множеств». Именно на этом
уроке я попытался определить роль диалога в обучении школьников. Результаты превзошли
все мои ожидания. Это был первый урок, который я плодотворно провел практически,
не участвуя в проведении урока. Учащиеся самостоятельно смогли достичь
результата урока, беседуя между собой. Это был мой первый опыт использования
групповой работы, когда учащиеся самостоятельно изучают тему и объясняют это
своим одноклассникам.
При
проведении серии последовательных уроков я чувствовал себя более уверенно и ожидал
хорошие результаты от совместного обучения между учащимися. На первом уроке я
позволил учащимся самостоятельно определить для себя с кем в группе они хотят
работать. Ожидаемым результатом для меня было разделение учащихся на группы
мальчиков и девочек. На данном уроке я попытался дать учащимся возможность
определить для себя цели и критерии успеха. Именно на этом этапе уроке я понял,
что элементы саморегулируемого обучения, необходимо прививать учащимся как
можно раньше. Ученики не были подготовлены к тому, что бы уметь правильно
поставить для себя критерии успеха, не хватало опыта. Максимально эти трудности
проявились именно на первом уроке. На последующих уроках ученики уже были более
подготовлены к тому, что я от них ожидаю. Со своей стороны я поставил для себя
цель более тщательно готовить подводящие вопросы и постоянно практиковать
данные элементы саморегулируемого обучения. На следующих уроках деление на
группы происходило случайно, ученики пробовали работать группами по 4, по 3
человека и попарно. Во время организации парной работы, мною был не учтен факт
того, что в одну пару могут попасть ученики с низкой мотивацией. Проблемой
тогда было бы усвоение материала в этой паре. На уроке, в котором диалог
происходил в паре, такого не произошло, но учесть это на будущих уроках просто
необходимо. Здесь необходимо учитывать опыт коллег по формированию групп, то
есть в группы или пары, должны попадать ученики разных групп и формироваться
таким образом: (А) – (А),( А) – (В), (А) – (С), (В) – (В) или (В) – (С). Образование
пары (С) – (С) будет, на мой взгляд, неэффективным.
Организация
урока по идеям модуля «Новые подходы в обучении и преподавании» позволило мне
убедиться в то, что важность диалога действительно высока и неважно, какой урок
вы преподаете: математику, историю, биологию или русский язык. Применение
данных идей, позволило мне понять, каким образом я могу научить учащихся
самостоятельно учиться и познавать новое.
Также важно
на этапе рефлексии помочь ученику отследить свое дальнейшее обучение. Необходимо
позволить ему самостоятельно определять для себя стратегии, помочь в анализе
своей деятельности и определении дальнейших путей развития. Пусть он задается
вопросами «Запомнил ли я информацию?», «Что я узнал новое?», «Могу ли я
применить свои знания на практике?». Путем повышения метакогнитивных
способностей учащихся мы добьемся в будущем самостоятельного обучения от
учащегося и самое главное, понимание учащимся, зачем он учиться и как он может
применять свои знания на практике.
Я считаю,
что использование идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» должно
быть обязательным для каждого преподавателя. И считаю своей целью не только
внедрить идеи данного модуля в свою педагогическую практику, но и также убедить
своих коллег в обязательном применении данных идей в организации учебного
процесса учащихся.
Список использованной литературы.
1.
«Руководство
для учителя» АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» 2012 г.
2.
http://goo.kz/content/view/23/2961?lang=ru
3.
«Задания для
выполнения в период практики в школе». АОО «Назарбаев интеллектуальные школы»
2012 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.