Главная / Другое / Рефлективный отчет об использовании модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении»

Рефлективный отчет об использовании модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении»

Шевченко Сергей Владимирович Портфолио учителя Отчет А

группа №6 3-го уровня

г. Петропавловск 11.11.14 г.


Рефлективный отчет об использовании модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении»

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и, возможно, я запомню,

вовлеки меня, и я пойму»

Китайская пословица


В настоящее время основной проблемой в школах является низкий уровень качества знаний. Учащиеся не хотят учиться, выполнять домашнюю работу, посещение школы для многих сравнимо с каторгой. Почему это происходит? Этот вопрос задавал я себе уже не раз. Работая не первый год, я наблюдаю, что роль учащихся в современном образовании занижена. Они не могут определять для себя науки, которые они хотят изучать, им не дают возможность работать в той обстановке, в которой им будет уютно. Они понимают, что их заставляют учиться. Если в начальных классах еще как-то поддерживается интерес к обучению, то при переходе в среднее звено и тем более в старшее звено, большинство учащихся теряют мотивацию. Как добиться повышения мотивации учащихся? Как сделать так, что бы процесс обучения был важен ученику? Решением я вижу, внедрение в педагогический процесс новых подходов к обучению. Необходимо повысить роль учащегося в современном образовании, дать возможность учащимся работать в комфортной обстановке и принимать участие в процессе его обучения.

Преподавателю необходимо создавать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию [1,с.138]. Я полностью согласен с этим утверждением, потому-что пассивное участие школьника не дает нам никакого результата. В данное время учащиеся просто не понимают зачем им учиться и где они могут применить знания, которые они получают в школе. Роль ученика сильно зависит от учителя, что не дает возможность ученику развиваться самостоятельно, так как учитель сам формулирует цель и задачи, доминирует при выборе стратегии решения любой проблемы, определяет временные рамки и самое главное дает оценку деятельности учащегося без его участия. Это необходимо менять. Ученик должен самостоятельно определять ценности работ, выбирать содержание и определять регламент обучения. Все это приведет в будущем к непрерывному обучению и овладению способностью сокращать зависимость от третьих лиц.

Для написания данного рефлективного отчета я выбрал модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». Данный модуль является одним из основополагающих и объединяет в себе методы и подходы, которые помогают вовлечь учащихся в процесс обучения, повышают роль ученика и его мотивацию. Весь педагогический процесс основан на интересе ученика к процессу своего обучения, или так называемой мотивации. Большинство традиционных уроков в настоящее время не преследуют цель эффективного обучения учащегося, а нацелены, чаще всего, на заучивание большого объема информации и выполнение различных вычислений по шаблону, не развивающих функциональную грамотность учащихся. Именно поэтому очень важно использовать идеи этого модуля в своей педагогической практике.

Применяя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» я ожидаю повышение мотивированность учащихся, а также активное вовлечение их в свой процесс обучения. Современный мир, очень быстро развивается и те знания, которые даются детям в школе, колледже, институте и даже в Вузе, иногда недостаточны для того, что бы вырастить из современной молодежи конкурентоспособную личность. А ведь важность воспитания молодого поколения и создание конкурентоспособного личности описано в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана и также является основной целью 12-летнего общего среднего образования [2]. Поэтому очень важно научить сегодняшнего школьника не только тому материалу, которым он должен владеть по школьной программе, но также и научить его учиться самостоятельно. Исходя из этого, идеи данного модуля должны прослеживаться на каждом уроке.

Первым этапом, с которого начинается использование модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» - создание коллаборативной среды. Основная мысль создания коллаборативной среды заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения [3,с.32]. То есть мы должны дать ученику возможность работать в комфортной для него обстановке.

Этап создания коллаборативной среды тесно связан с остальными модулями. Это доказывается с помощью примеров. Например, при создании коллаборативной среды очень важно учитывать возрастные особенности учащихся, так как не все задания которые мы можем подобрать для создания благоприятной атмосферы в классе, могут подойти по возрасту учащихся. Большинство игр помогают нам сплотить коллектив, наладить контакт между учениками, учат ориентироваться в ситуации, формируют чувства единения с группой, способствуют сплочению групп, позволяют выявить оппозицию, явных и теневых лидеров и так далее. Для придания данному процессу креативности можно использовать различные средства информационно-коммуникационных технологий: музыкальное сопровождение при выполнении любого задания, видеоролики с танцевальными флэш-мобами для повышения физической активности учащихся и многое другое. Также во время создания благоприятной атмосферы учитель может проявить себя как лидер и управленец, дать возможность ученикам самостоятельно создать необходимую, для их плодотворной работы, атмосферу: выбрать игру или задание, разработать приемы деления на группы, подобрать к уроку различный медиаконтент. Такая свобода выбора для учащихся даст им возможность творчески самовыражаться и предоставляет возможность учителю раскрыть скрытый потенциал учеников.

Создание коллаборативной обстановки требует от учителя серьезной подготовки, поэтому перед проведением урока необходимо тщательно продумать какие трудности могут возникнуть и пути их преодоления.

Пройдя первый этап «Лицом к лицу» я с недоверием относился к идее создания благоприятной среды, особенно меня нервировало – потеря времени. Предмет математика, который я преподаю в школе, требует очень много времени и внимания, и тратить часть времени на создание комфортной обстановки, было для меня трудно. Плюсы создания коллаборативной среды я заметил на первой неделе прохождения практики в школе: у учащихся повысился интерес, большинство заданий они стремились выполнить самостоятельно, особенно повысился их интерес работать в группе. Часто я слышал от учеников вопросы: «А мы будем продолжать также учиться как на прошлом уроке?». Я планирую и дальше акцентировать свое внимание на создание коллаборативной среды, так как её роль в организации педагогического процесса была явно подтверждена мнениями учащихся.

Следующей идеей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», которую я использовал на уроках, является организация саморегулируемого обучения. Суть заключается в постоянном увеличении роли учащегося в процессе обучения. Для внедрения данной идеи я выбрал один из основных элементов саморегулируемого обучения – самостоятельное определение учеником проблемы и цели. Данная идея раскрывается при самостоятельном определении учеником цели урока и критериев успеха. Мне удалось применить данный элемент на практике, но это вызвало некоторые трудности, а именно неумение учащимися правильно поставить для себя цели и задачи. В данном случае я решил, что для понимания учащимися того, что требуется от них, необходимо тщательно продумать вопросы, с помощью которых я буду подводить учащихся к цели и критериям успеха, а также постоянное использование данного элемента, для получения учащимися необходимого опыта. Здесь важно использовать вопросы высокого порядка, позволяющие ученику мыслить критически, а не просто механически отвечать на поставленный вопрос.

Формулировка цели и критериев успеха является первым этапом внедрения саморегулируемого обучения, и со временем, для работы учащимся будет требоваться меньше подсказок, поскольку процесс обучения и его суть станут понятными.

Я считаю, что использование саморегулируемого обучения будет способствовать самостоятельности учащихся в обучении, позволит им не ограничиваться только той информацией, которые они могут получить в школе, но и дополнительно «добывать» знания вне школы. Постепенное повышение навыков саморегулируемого обучения в будущем позволит учащимся определять для себя необходимые задачи и определять стратегии для достижения цели [1,с.151]. Возможность определения необходимых задач и стратегий переплетается с умением анализировать свою деятельность и дифференцировать материал по уровню сложности. Развитие метакогнитивных способностей будет помогать учащемуся, и даст возможность задать вопрос задать вопрос «действительно ли я запомнил тему?» или же необходимо обратиться к учителю за помощью.

Единственной проблемой для меня остается не возможность быстро внедрить приёмы саморегулируемого обучения в свою педагогическую практику. Заключается она в том, что математика представляет из себя достаточно трудный, для самостоятельного обучения, предмет и традиционные взгляды на преподавание дисциплины, никогда не предполагали привлечение учащихся к самостоятельному определению целей и задач. Даже самостоятельное определение стратегии для учащихся не всегда используется на уроке, чаще всего процесс обучения построен на выполнение вычислений по шаблону, а количество заданий требующих применение различных стратегий решения неимоверно сокращается. Для того, что бы плодотворно применять приёмы саморегулируемого обучения, их нужно включать в процесс обучения как можно раньше. Если со средним звеном данную проблему получается решить, то со старшими классами намного труднее, учащиеся просто не понимали зачем им это нужно и что я хочу от них. Я считаю это связано с тем, что в их обучении никогда не практиковалось привлечение учащихся к организации их процесса обучения, они привыкли к тому, что учитель сам определяет для них, что им нужно делать.

Идеи саморегулируемого обучения, мне как современному учителю, очень близки. Я понимаю, что учащиеся должны уметь ставить для себя цель и находить пути решения. Учитель должен быть связующим звеном, направляющим и не более того, в основном учащиеся должны самостоятельно подходить к организации своего процесса обучения.

Следующая идея модуля «Новые подходы в обучении и преподавании» помогла мне иначе взглянуть на свой стиль преподавания. Данная идея заключается в внедрении диалогового обучения. При прохождении первого этапа я неоднократно оспаривал данный приём, так как обучение математике, по моему мнению, не может происходить путем диалога между мною и учащимися или между самими учащимися. Математика это предмет, основанный на постоянном использовании, а также многократном повторении, различных способов и методов решения заданий. Диалог, конечно же, присутствует, но только при обсуждении правильности выполненной работы между учителем и учеником. Мнения коллег мною не принимались, так как у нас были различия в преподаваемых предметах.

Для меня было тяжело понять, как будет происходить обучение учащихся с моим минимальным участием, только с помощью диалога между учащимися. Первым шагом к пониманию важности диалога, для меня послужили положительные результаты первого проведенного мною урока в 6-ом классе по математике. Тема, которую учащиеся должны были изучить, была «Пересечение и объединение множеств». Именно на этом уроке я попытался определить роль диалога в обучении школьников. Результаты превзошли все мои ожидания. Это был первый урок, который я плодотворно провел практически, не участвуя в проведении урока. Учащиеся самостоятельно смогли достичь результата урока, беседуя между собой. Это был мой первый опыт использования групповой работы, когда учащиеся самостоятельно изучают тему и объясняют это своим одноклассникам.

При проведении серии последовательных уроков я чувствовал себя более уверенно и ожидал хорошие результаты от совместного обучения между учащимися. На первом уроке я позволил учащимся самостоятельно определить для себя с кем в группе они хотят работать. Ожидаемым результатом для меня было разделение учащихся на группы мальчиков и девочек. На данном уроке я попытался дать учащимся возможность определить для себя цели и критерии успеха. Именно на этом этапе уроке я понял, что элементы саморегулируемого обучения, необходимо прививать учащимся как можно раньше. Ученики не были подготовлены к тому, что бы уметь правильно поставить для себя критерии успеха, не хватало опыта. Максимально эти трудности проявились именно на первом уроке. На последующих уроках ученики уже были более подготовлены к тому, что я от них ожидаю. Со своей стороны я поставил для себя цель более тщательно готовить подводящие вопросы и постоянно практиковать данные элементы саморегулируемого обучения. На следующих уроках деление на группы происходило случайно, ученики пробовали работать группами по 4, по 3 человека и попарно. Во время организации парной работы, мною был не учтен факт того, что в одну пару могут попасть ученики с низкой мотивацией. Проблемой тогда было бы усвоение материала в этой паре. На уроке, в котором диалог происходил в паре, такого не произошло, но учесть это на будущих уроках просто необходимо. Здесь необходимо учитывать опыт коллег по формированию групп, то есть в группы или пары, должны попадать ученики разных групп и формироваться таким образом: (А) – (А),( А) – (В), (А) – (С), (В) – (В) или (В) – (С). Образование пары (С) – (С) будет, на мой взгляд, неэффективным.

Организация урока по идеям модуля «Новые подходы в обучении и преподавании» позволило мне убедиться в то, что важность диалога действительно высока и неважно, какой урок вы преподаете: математику, историю, биологию или русский язык. Применение данных идей, позволило мне понять, каким образом я могу научить учащихся самостоятельно учиться и познавать новое.

Также важно на этапе рефлексии помочь ученику отследить свое дальнейшее обучение. Необходимо позволить ему самостоятельно определять для себя стратегии, помочь в анализе своей деятельности и определении дальнейших путей развития. Пусть он задается вопросами «Запомнил ли я информацию?», «Что я узнал новое?», «Могу ли я применить свои знания на практике?». Путем повышения метакогнитивных способностей учащихся мы добьемся в будущем самостоятельного обучения от учащегося и самое главное, понимание учащимся, зачем он учиться и как он может применять свои знания на практике.

Я считаю, что использование идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» должно быть обязательным для каждого преподавателя. И считаю своей целью не только внедрить идеи данного модуля в свою педагогическую практику, но и также убедить своих коллег в обязательном применении данных идей в организации учебного процесса учащихся.



Список использованной литературы.

  1. «Руководство для учителя» АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» 2012 г.

  2. http://goo.kz/content/view/23/2961?lang=ru

  3. «Задания для выполнения в период практики в школе». АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» 2012 г.




5


Рефлективный отчет об использовании модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении»
  • Другое
Описание:

В настоящее время основной проблемой в школах является низкий уровень качества знаний. Учащиеся не хотят учиться, выполнять домашнюю работу, посещение школы для многих сравнимо с каторгой. Почему это происходит? Этот вопрос задавал я себе уже не раз. Работая не первый год, я наблюдаю,  что роль учащихся в современном образовании занижена. Они не могут определять для себя науки, которые они хотят изучать, им не дают возможность работать в той обстановке, в которой им будет уютно. Они понимают, что их заставляют учиться. Если в начальных классах еще как-то поддерживается интерес к обучению, то при переходе в среднее звено и тем более в старшее звено, большинство учащихся теряют мотивацию. Как добиться повышения мотивации учащихся? Как сделать так, что бы процесс обучения был важен ученику? Решением я вижу, внедрение в педагогический процессновых подходов к обучению. Необходимо повысить роль учащегося в современном образовании, дать возможность учащимся работать в комфортной обстановке и принимать участие в процессе его обучения.

Автор Шевченко Сергей Владимирович
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1574
Номер материала 20860
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓