Главная / Русский язык и литература / Рефлективный отчет о процессе планирования развития школы, предполагающего постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы критериев успешности, наличие соответствующих графиков, диаграмм

Рефлективный отчет о процессе планирования развития школы, предполагающего постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы критериев успешности, наличие соответствующих графиков, диаграмм

Жантасова А.К. Портфолио учителя Раздел 4

Группа 2 1 уровень

г. Уральск 27.10.2013 г


Рефлективный отчет о процессе планирования развития школы,

предполагающего постановку цели, определение ожидаемых

результатов, системы критериев успешности, наличие

соответствующих графиков, диаграмм


Развитие научно – технической мысли заставляет мировое образовательное сообщество вносить изменения в процесс преподавания. Казахстан, являясь частью мирового сообщества, также проводит реформы в образовании, о необходимости которых было подробно сказано в Отчете А. Изучив стартовые возможности школы в которой я работаю, я пришла к выводу, что она готова к началу преобразований (Отчет В). Чтобы осуществить необходимые преобразования необходимых в моей школе, я составила план ее развития на период Исследования в действии (определены цели, ожидаемые результаты. В отчете С подробно расписано, что мне необходимо сделать для преобразований школы, в которой я работаю.

Чем же я руководствовалась при планировании? Я знала, мне предстоит не только разработать план, но и организовать его эффективное внедрение. Мои мысли о том, что эффективные лидеры оказывают не прямое, но мощное воздействие на эффективность школы и на уровень качества усвоения знаний учащимися, не покидали меня не на минуту. Обучившись на уровневых курсах я определила для себя основные направления работы:

-лидерство в среде учащихся и среди коллег: в качестве методиста, коуча, ментора, специалиста по разработке учебных планов, разработчика новых подходов в обучении, руководителя фокус-группой, модератора сетевого сообщества.

Для реализации Исследования в действии, согласно моему плану развития я провела анкетирование среди участников образовательного процесса, тем самым выявила потребности учителей, учеников и родителей.

Будем исходить из того, что школа в данное время занята только обучением, то есть подготовкой некоего индивидуума, обладающего определенным багажом знаний, а остальное от обучения время отводится на все остальные виды деятельности. Таким образом, я пришла к такому выводу, образовательный процесс не может учитывать всех условий формирования личности и всех потребностей субъектов образования, тем более сложно говорить о мотивационной основе образования и использовании образовательных возможностей села. В итоге выпускник сельской школы выходит из стен школы в большинстве случаев неподготовленным в психологическом плане самостоятельно планировать и реализовывать собственные жизненные возможности, некомпетентным в жизненных ситуациях. Из этого следует такая идентификация собственно образовательных проблем: в школе все еще преобладает традиционная, предметоцентрированная система образования. Я понимаю, что при всех положительных сторон этой формы работы, примитивная передача учебной информации не способствует проявлению взаимопомощи и сотрудничества всех учащихся, что не совсем хорошо влияет на развитие их социальной активности. Существенным недостатком, на мой взгляд, является и то, что при ее использовании ограничивается возможность привлечения всех учащихся в процесс обучения, то есть учитель сам обучает всех. В связи с выявленными проблемами, я выбрала тему для исследования «Коллаборативная среда обучения – как средство повышения учебно-познавательной деятельности учащихся». Обоснование актуальности моей темы нашло отражение в отчете С. Во время исследования, я пыталась найти ответ на вопрос «Каким образом коллаборативная среда обучения может повысить учебно-познавательную деятельность учащихся?» Почему? Я считаю, в условиях коллаборативного обучения учащиеся, развиваются социально и эмоционально, выслушивают различные точки зрения и вынуждены выражать и защищать свои идеи. Таким образом, в условиях коллаборативного обучения учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнение другие концепции, принимать активное участие (Smith and MacGregor, 1992).

Итак, имея свой план развития школы, проблемы и видения, поставив цель и прогнозируя ожидаемые результаты, я начала свое исследование в действии.

Апробацию темы исследования в действии я начала с проведения своих собственных уроков. Серию последовательных уроков я провела на базе 7

«а» класса, где дети уже привлекались как экспериментальный класс и поэтому они позитивно реагируют на те нововведения, которые им предлагают учителя, работающие с ними. Помимо этого учащихся класса отличает широчайший кругозор, огромный словарный запас, желание общаться друг с другом и обогащаться при этом новыми знаниями, умениями и навыками


hello_html_6268ebad.pnghello_html_m79af5234.png

Лидер группы выступает Группа обсуждает

от имени группы.

Прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?»

Я провела анкетирование в данном классе, для того чтобы выяснить, каким должен быть современный урок.

(Приложение №3)


На первое место в рейтинге черт современного занятия у школьников вышли такие его черты, как сотрудничество, свобода и демократизм. Их указали 17 респондентов. 7 ребят высказались за то, чтобы все уроки были «открытыми» 9 — заявили о необходимости проведения уроков в форме дискуссий, дебат. По мнению 13 учащихся, на всех уроках должны присутствовать современные технические средства обучения, такие как интерактивная доска, электронные учебники.

Остальные весьма эмоционально просили организовывать моменты отдыха. По анализу анкетных данных, учитывая мнение большинства ребят, я сделала выводы, что больше всего в современном уроке их привлекает групповая форма работы. Применив предложенные идеи Программы в преподавании, я отметила, что эта методика очень положительно влияет на мотивацию учеников как сильных, так и слабоуспевающих. Мои слабоуспевающие ученики стали более уверенней. И замечая эти маленькие изменения, я тоже стала увереннее вместе с ними. После каждого урока, получая отзывы и обращая внимание на пожелания детей, хотелось творить что-то необычное, а затем, находясь в стороне, наблюдать плоды своей работы. Обучаясь в рамках уровневых программ, разработанных Кэмбриджским университетом совместно с Центром педагогического мастерства, я полностью поменяла свой взгляд на использование методов и приемов обучения, выявила для себя много нового и интересного, именно с позиции тьютора, а не учителя на уроке. Познакомившись с новыми подходами в обучении, а именно с семью модулями обучения Программы, я пришла к выводу, что нужно обращать больше внимания не на сам урок и тематику, а конкретно на то, как подать урок, чтобы вовлечь ученика в активный процесс обучения. Что естественно для достижения успешности в обучении, можно было бы увидеть конечный результат поставленной задачи на уроке. Наблюдая за процессом работы в своем классе, отметила следующее: в группой работе ученики становятся ближе друг к другу, стараются выслушивать мнение других участников группы, пытаются грамотно донести свои мысли, понимают, что функция каждого ученика очень важна. Конечно, и была другая сторона медали.

На первых порах Исследования в действии, испытывала некоторые затруднения, такие как оценивание групповой работы учащихся, но после того как я применила модуль Оценивание для обучения, когда просто скажешь похвальные слова: «умничка», «молодец», «очень интересно, здорово…», то мне кажется, что ученик готов не только услышать одобрительные слова педагога, но и «повернуть» урок в положительную сторону, лишь бы услышать такие слова. Да, действительно, мы учителя боимся лишний раз похвалить учащегося за его незначительные, но заработанные им самим достижения на уроке, а это, наверное, и есть снижение мотивации обучающихся. Я преодолела данные барьеры и на последующих уроках мои ученики смогли оценить не только себя, но и своих одноклассников.

Выполняя исследование в действии с учащимися не забывала о том, что в данной работе необходимо привлекать коллег. Одной из составляющих моего плана развития является введение процесса менторинга. Если наше традиционное наставничество носило контрольно-рекомендательный характер, то отношение ментор-менти подразумевает теплые и доверительные отношения. Целью данного процесса, является совершенствование знаний, профессиональное рост подопечного. Учитель учитель русского языка и литературы, Кулатова К.А. не проходившая уровневых курсов изъявила желание стать моим менти. В моей практике это было впервые, поэтому я тщательно готовилась к нашим встречам, обдумывала каждый вопрос касательно предстоящего диалога с менти. Это учительница, которая заинтересовалась идеей внедрения семи модулей данной Программы в учебный процесс, молодой специалист, обладающийй неиссякаемой энергией, оптимизмом. Ее размышления по процессу менторинга: Мы с моим ментором Жантасовой А.К. планируем мой урок русского языка в 3 "б классе, так как я не проходила уровневые курсы, для меня применение 7 модулей на своих уроках, конечно что-то новое и наверно ( на тот момент не совсем понятное). Следуя рекомендацям моего ментора я начала использовать на своих уроках такие модули, как Оценивание обучения и оценивание для обучения (конкретно составление критериев, некоторые формы и методы формативного оценивания (как светофор, калифорнийский сэндвич, смайлики, две звезды . одно пожелание), Обучение в сотрудничестве и отмечаю позитивное отношение. интерес к занятиям своих учеников. Когда в первый раз Жантасова А.К. подошла ко мне с предложением к сотрудничеству ( ментор и менти) я не совсем была уверенна, что мне это надо и одолевали сомнения и страхи справлюся ли я с этим (тем более на тот момент я не знала многих терминов (менторинг, коучинг, Лессон стади). Айнур Камидуллиевна задавала вопросы, над которыми я раньше не искала ответы (Кем являются ученики в вашем классе? или Каково отношение учеников к предмету, который вы преподаете?., Насколько мотивированы ученики для изучения вашего предмета? , Какой стиль обучения предпочитают ваши ученики? ответы на данные вопросы интересовали меня непосредственно и заинтриговали, так в мою практику преподавания "влился" МЕНТОРИНГ и я стала менти.

Сейчас я имею представление о серии последовательных уроков, практика по составлению наших первых последовательных уроков проходила на коучинге, затем на лессон стади вместе с фокус группой ( в составе. которой слушательница курсов третьего уровня Шанаева А.Е. учились планировать краткосрочное планирование урока.

hello_html_m321b6618.png


Для меня эти слова были очень важны, так как процесс менторинга, она вначале воспринимала как наставничество. Очень рада, тому что уроки моей подопечной улучшились. Урок прошел очень продуктивно. Ей удалось вовлечь в активную работу всех учеников, выступали дети, которые долгое время не были активны. Я наблюдала за детьми, и с радостью замечала, что они на уроке стали работали намного лучше. Мы просматривали видео с уроков и анализировали его. В заключение уроков дети писали замечательные отзывы педагогу, уроки им нравились, и учитель, и дети были очень довольны. Я рада, что мои рекомендации в свете новых подходов помогли учителю разработать уроки, на которых детям было интересно, комфортно.

Чтобы реализовать свой план мне нужны были единомышленники. Я рада, что мои коллеги воодушевленно приняли мои идеи. В первую очередь, это были те учителя, которые прошли обучение по Программе 3 базового уровня (в нашей школе их 3). С ними мне несложно было строить свою деятельность по реализации своего плана, так как они знают и принимают идеи Программы, ее ключевые аспекты, ее направления. Именно, они выступили в качестве моих основных помощников в организации процессов коучинга. Вместе мы спланировали темы первых двух коучингов, отлично понимая, что учителям нашей школы необходимо знать о новых подходах в обучении. Об этом свидетельствуют результаты анкет учителей об их готовности к изменениям. Отталкиваясь от существующих потребностей коллег, мы составили план проведения коучингов. При проведении первой коуч-сессии о том, почему нам необходимо меняться, я почувствовала, значимость его проведения. Я не ожидала, что мои коллеги примут меня, поймут меня, увидят во мне лидера. Поэтому при планировании работы следующего коучинга я вместе с моим коучером Шанаевой А.тщательно продумывали все интерактивные формы работы. Мы планировали обучение понимая, что активность будет обеспечена, если перед каждым педагогом на коучинге поставлена какая-то задача, у каждого будет возможность что-то сделать, придумать. Меня радует, что при проведении всех 4 коучингов, согласно моему плану, мои учителя не только были активны, но и предлагали новые формы их проведения. Я наблюдала за ростом своих учителей в плане подачи идей, рассуждений, защиты постеров. Меня радует, что вместе со мной менялись взгляды моего коучера, которая с каждым разом проведения коучингов раскрывала лучшие свои качества. Отрадно отметить и такой факт, что на наших коучингах присутствовала большая часть коллектива. Эффективность происходящих изменений я увидела, через обратную связь. В интервью, данными участниками коучингов, было отмечено, что учителя понимают основные идеи Программы, готовы вносить перемены на своих уроках, рады продолжить обучение новым подходам. Я думаю, что проведение коучингов найдет отражение в плане методической работы школы, так как является одним из способов повышения профессионального уровня педагогов. Таким образом, мне удалось реализовать план в проведении процесса коучинга, который способствовал обеспечению учителями идей и подходов для повышения их профессионального потенциала. Одним из самых ответственных моментов в моей практике стало внедрение подхода Л-С. Потому что данное явление было реализовано впервые, вообще.

Для реализации подхода Lesson Study я вначале познакомила своих коллег с характерными этапами этого процесса, ключевой идеей исследования. Меня обрадовало, что многие учителя заинтересовались этим подходом. Особо я обратила внимание коллег на реализацию в уроке 7 модулей Программы, на то, как будет осуществляться процесс наблюдения. Совместно с группой учителей мы определили, что первый урок пройдет в 7 классе по теме «Морфология», также определили кандидатуры трех «исследуемых» учеников, представлявшие учеников с высоким, средним и низким уровнем успеваемости. Соответственно первый урок по данному подходу был проведен мною. Во время того, когда я проводила исследовательский урок, мои коллеги наблюдали и делали письменные заметки, обращая особое внимание на трех «исследуемых» учеников. После завершения урока мы собирались, чтобы обсудить наблюдения за обучением трех ребят на основе сопоставления с предварительными прогнозами, сделанными во время планирования. Анализируя мнения учителей, интервью ребят, я сделала вывод, о том, что данный подход необходимо включать в деятельность школы, так как позволяет не только увидеть и оценить деятельность каждого ученика, но и то, что вся группа учителей, не смотря на то, что урок ведет один учитель, несет ответственность за урок, за результаты оценивания. В целом, за период моей практики уроки данного подхода были даны еще 3 учителями в разных классах, что говорит о приобретенной популярности данного подхода. Еще одним новшеством в реализации моего плана стала организация сетевого сообщества. Я хорошо понимала, что одной мне в осуществлении моих задач не справиться. И тут реальную поддержку и помощь мне оказало наше сообщество учителей, обучающихся по Программе 1 уровня ЗКО. Важным моментом стало создание сетевого сообщества нашей школы, где зарегистрировались почти все участники фокус-группы. Благодаря активной деятельности нашего сообщества, мне удалось осуществить активное обсуждение по некоторым аспектам, найти ответы на интересующие вопросы, а самое главное-обрести поддержку в своих начинаниях. В моих планах - создание сетевого сообщества с привлечением опорных школ нашего ресурсного центра, который значительно расширит наше информационное сотрудничество. Таким образом, анализируя методы и подходы своего исследования, делаю вывод о том, что мне удалось полностью реализовать план развития, устраняя встречающие барьеры. Я хорошо понимаю, что подводить какие-то результаты еще рано, но глубоко уверена, что преобразования, начатые мной, внесут свои позитивные сдвиги по улучшению качества образования моей школы.







7





Рефлективный отчет о процессе планирования развития школы, предполагающего постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы критериев успешности, наличие соответствующих графиков, диаграмм
  • Русский язык и литература
Описание:

Рефлективный отчет о процессе планирования развития школы,

предполагающего постановку цели, определение ожидаемых

результатов, системы критериев успешности, наличие

соответствующих графиков, диаграмм

 

 

Развитие научно – технической мысли заставляет  мировое образовательное сообщество вносить изменения в процесс преподавания. Казахстан, являясь частью мирового сообщества, также проводит реформы в образовании, о необходимости которых  было подробно сказано в Отчете А.Изучив стартовые возможности школы в которой я работаю, я пришла к выводу, что она готова к началу преобразований (Отчет В). Чтобы осуществить необходимые преобразования необходимых   в моей школе, я составила план ее развития на период Исследования в действии (определены цели, ожидаемые результаты. В отчете С подробно расписано, что мне необходимо сделать для преобразований школы, в которой я работаю.

Автор Жантасова Айнура Камидуллиевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1076
Номер материала 35662
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы