Главная / Директору-завучу / Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.

Титова Е.Н. Портфолио учителя А-1

Группа №2 I уровня

г.Кокшетау 08.10.2013


Рефлексивный отчет

с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.


В настоящее время во всех сферах мирового сообщества происходят глобальные изменения, прямо или косвенно, затрагивающие жизнедеятельность человека. В стремительно меняющемся мире на первое место выходят проблемы, связанные с развитием и совершенствованием личности человека, а также проблемы планетарного характера, такие как сохранение мира, проблемы экологии, неравномерность развития стран, энергетические проблемы, проблемы с сырьевыми ресурсами, международный терроризм, проблемы здравоохранения, кризис духовности и др. Круг данных проблем не может решаться в одиночку, от их решения зависит судьба каждого государства в отдельности, судьба человечества и планеты в целом, поэтому задача мирового сообщества в интеграции лучших достижений мировой науки, синхронизации их применения для решения возникающих проблем, активное участие в управлении преобразованиями, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии. Исходя из выше изложенного, стратегическая задача развития мирового сообщества на современном этапе заключается в воспитании образованной, ответственной личности, которая способна обеспечить собственную жизнедеятельность и разумное жизнетворчество других. На современном этапе развития каждому человеку необходимо иметь знания в сферах: экологии, экономики, юриспруденции, информационных технологий; рационально использовать полученную информацию для непрерывного самообразования. Я считаю, что огромный поток информации позволяет современному человеку развивать свою компетентность во многих сферах деятельности и быть успешным на уровне мировых стандартов.

В процессе глобализации меняется роль мирового образования, оно переходит на качественно новый этап - международную интеграцию. Происходит постепенный переход к формированию единого мирового образовательного пространства как эффективной форме реализации задач будущего, за счет согласованной образовательной политики государств, взаимного сближения, взаимодополняемости и взаимозависимости национальных систем образования, синхронизации действий и постепенного перерастания государственных рамок образовательными системами. (по материалам сайта http://englishschool12.ru/publ/7-1-0-111)

Глобальные изменения, происходящие в мировых системах образования, не могут не затронуть Личность учителя. Я считаю, что на сегодняшний день недостаточно быть компетентной личностью в определенной области знаний, обладать методической культурой и быть транслятором знаний, в условиях модернизации системы образования учитель должен выступать в роли фасилитатора в обучении, в роли тьютора, помощника, наблюдателя, инициирующего субъектную активность ученика. Согласно мировым стандартам, современный учитель должен быть творческой личностью, обладать критическим и оригинальным проблемно-педагогическим мышлением, создавать образовательные программы, опирающиеся на лучший передовой опыт мировых образовательных систем и новые технологии обучения, интерпретировать эти программы в различных педагогических условиях на основе диагностики целеполагания, проводить рефлексию деятельности.

Какова же модель ученика XXI века? Приоритетным отличием ученика новой формации является его готовность к практическому применению полученных знаний, а не только формальное обладание ими. Учителя должны помочь учащимся в становлении их личности, учитывая индивидуализацию обучения, способствовать формированию у учащихся метасознания, т.е. научить, самостоятельно, добывать необходимые знания на протяжении всей жизни, занимать активную жизненную позицию. («Руководство для учителя/ Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении», стр. 101)

Вопросы, связанные с повышением качества образования, его объективного оценивания, являются актуальными во многих странах мира. Я считаю, что для осуществления преобразований в образовании необходимо четко представлять: ЗАЧЕМ необходимы изменения в образовательной системе, КАК выполнить преобразования и ЧТО сделать для усовершенствования системы образования. Я полагаю, что коническая метафора Синека (2009г) позволит ответить на волнующие все мировое сообщество вопросы, проанализировав лучший мировой опыт в образовании, разработав универсальную программу действий, применимую для всех государств, учитывая их индивидуальность развития, создав единое образовательное пространство. («Руководство для учителя/Профессиональный рост учителей, предусмотренный возможностями Программы», стр. 104)

Изучая аналитические материалы исследований систем образования индустриально развитых стран, стран с переходной экономикой, стран входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также стран-лидеров в образовании, я пыталась понять, почему некоторые реформы в сфере образования работают лучше и эффективнее, другие же остаются на уровне благих намерений, что объединяет лучшие мировые системы и какие методы используются для улучшения качества образования учащихся. Изучив статью М. Барбера и М. Муршеда «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», описывающую опыт 25 школьных систем разных стран мира, включая 10 наилучших, я пришла к выводу, что действительно, решающую роль в образовании играют три фактора:

  1. наличие учителей – профессионалов своего дела;

  2. создание условий для подготовки и профессионального роста учителя, что позволит повысить эффективность работы учителя;

  3. необходимость обеспечения условий, в которых каждый ученик смог бы получить качественное образование. (М. Барбер и М. Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», стр.8)

Проанализировав результаты исследований, я убедилась в том, что в наиболее продвинутых странах существуют системы образования, в которых эти факторы работают независимо от уровня культурного развития государств, позволяя за короткий период времени существенно улучшить результаты обучения. Значит, сделав соответствующие выводы из этого опыта, учитывая условия проведения реформ, можно добиться заметных положительных изменений в школьных системах образования всего мира, в системе образования Казахстана и в образовательной деятельности моей школы.

Изучив аналитический обзор образовательной политики группы исследователей под редакцией В.М.Филиппова, я пришла к выводу, что существуют общие тенденции в реализации реформ, присущие многим странам и регионам:

  • децентрализация и демократизация управления;

  • расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их подотчетности перед обществом;

движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования с учетом требований XXI века. (Реформы образования: Аналитический обзор /Под ред. В.М.Филиппова, стр.5)

Однако, я убедилась в том, что качество обучения в классах не может улучшиться, благодаря только структурным изменениям. Доказательством данного утверждения могут быть следующие примеры:

  • Нидерланды объясняют свои успехи радикальной децентрализацией системы управления, Сингапур гордится централизованным контролем;

  • не всегда дает положительные результаты уменьшение размеров и численности школ (в Англии 23 000 школ, в Бостоне — всего 150);

  • уменьшение классов и численности учащихся в них не привело к улучшению результатов обучения в США и некоторых странах ОЭСР (9 положительных примеров из 129). (М. Барбер и М. Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», стр.16)

В исследованиях М. Барбера и М. Муршеда уделяется внимание не только количественным, но и качественным изменениям в образовании некоторых государств, на которые необходимо обратить внимание:

  • сингапурские школьники получают высокие оценки в системе TIMSS, несмотря на то, что Сингапур затрачивает на начальное обучение школьников меньше средств, чем почти все развитые страны;

  • в Финляндии дети идут в школу не ранее 7 лет и на протяжении первых двух лет обучения занимаются в школе всего 4–5 часов в день, а, в возрасте 15 лет - занимают самые высокие позиции в мировых рейтингах по математике, естественным наукам, чтению и решению задач, опережая на целых 50 пунктов своих сверстников из соседней Норвегии;

  • в Бостоне (США) доля школьников, отвечающих стандартам MCAS, возросло с 25 до 74% по математике и с 43 до 77% по английскому языку и литературе, и это всего за 6 лет. ( М. Барбер и М. Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», стр.15)

Возникает вопрос, почему образовательные системы некоторых государств наиболее успешны и можно ли положительный опыт этих стран перенести на другие образовательные системы?

Изучая аналитические документы, я пришла к выводу, что во всех высокоэффективных школьных системах, уделяется большое внимание повышению качества работы учителя. Я согласна с данными исследований, что качество образования напрямую зависит от уровня профессиональной квалификации учителей, что учащиеся, обучающиеся в классах высококвалифицированными учителями, профессионалами своего дела развиваются быстрее, чем дети, попавшие к учителям с низкой квалификацией. Из собственного опыта работы в школе я убедилась, что учащиеся, не достигшие успехов на начальном этапе обучения из-за того, что их обучали неквалифицированные специалисты, не могут повысить свой уровень знаний в среднем звене, наверстав упущенное. Значит необходимо изменять систему отбора претендентов, готовящихся связать свою деятельность с воспитанием и обучением. Из анализа мирового опыта я узнала, что в наиболее эффективных системах образования, кандидатов в учителя выбирают из лучших по успеваемости выпускников школ, действуя по принципу: «Невозможно дать другим то, чего у тебя нет». (М. Барбер и М. Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», стр.18). Но, в системе образования Казахстана этот прием пока используется только при наборе кандидатов в сети Назарбаев Интеллектуальные школы.

Квалифицированные учителя, в странах с успешными системами образования, должны иметь высокий общий уровень языковой и математической грамотности, хорошо развитые коммуникативные навыки и навыки межличностного взаимодействия, готовность учиться и наличие мотивации учить. Отработаны и процедуры тестирования вышеуказанных навыков и характеристик, позволявшие отбирать тех соискателей, которые с наибольшей вероятностью станут хорошими учителями. (М. Барбер и М. Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», стр.19)

Важным этапом преобразований является не только подбор кадров, но и необходимость усовершенствования других аспектов систем школьного образования — от структуры финансирования до структур управления и стимулирования, назначение учителям достойной базовой заработной платы. Именно эти черты чаще всего отсутствуют в системах с низкими качественными показателями. Я думаю, что должна быть отчетливая взаимосвязь между привлекательностью учительской профессии и тем статусом, который она имеет в обществе. Когда профессия учителя приобретает высокий статус, учителями становятся более талантливые люди, что приводит к дальнейшему повышению статуса этой профессии. Эта закономерность проявилась с особой очевидностью в Финляндии и Южной Корее, где исторически высокое уважение к учителям придало этой профессии высокий статус в глазах широких слоев населения, что позволило привлечь к учительской профессии квалифицированных людей. В настоящее время много внимания уделяется повышению статуса учителя и в Казахстане, подтверждением этому служат документы Правительства в области образования.

Я считаю, что для улучшения результатов обучения, необходимо повысить качество преподавания. Обучение происходит тогда, когда между преподавателями и учениками существует взаимодействие, поэтому, чтобы повысить качество обучения, нужно оптимизировать это взаимодействие. Речь идет о наставничестве, обучении преподавателей непосредственно в классе, выдвижении сильных руководителей школ, способных помогать в развитии учителей, и создании возможностей для учителей учиться друг у друга. Учителя должны видеть имеющиеся в их работе недостатки, понимать, что лежит в их основе и уметь исправлять их. Каждый учитель должен овладевать пониманием передовых инновационных методик, наблюдая действие этих методик в реальной обстановке (Action recearch). Учитель должен иметь мотивацию к совершенствованию своей работы, иметь высокие ожидания, понимать цель преобразований, верить в способность улучшения образования учащихся. Необходимо чтобы учителя регулярно наблюдали за работой друг друга, делились своими знаниями и методическими наработками, сообщали коллегам о своих наблюдениях, какие приемы работают, какие нет; культура обучения в школах должна строится на принципе «изучение урока» (методика Lesson study).

Я считаю, что изменения в системах образования разных стран мира должны проводиться с единственной целью, чтобы каждый учащийся мог получить качественное образование.

Проанализировав мировой опыт нельзя не затронуть изменения, происходящие в системе образования Казахстана. Изучая документы Правительства в области образования, выступления Н.А.Назарбаева, я пришла к выводу, что Правительство нашего государства перенимая положительный опыт передовых стран, уделяет большое внимание образованию и развитию молодого поколения казахстанцев. Являясь частью мирового сообщества, Казахстан находится на пути модернизации системы образования, выходя на уровень международных стандартов. В течение последних трех лет Казахстан находится в четверке лидеров по Индексу развития образования ЮНЕСКО среди 129 стран мира.

В Стратегии «Казахстан-2050» Н.А.Назарбаев поставил задачу – построить конкурентоспособное государство через формирование высокообразованной нации. Для выполнения поставленной задачи реализуется Государственная программа развития образования Республики Казахстан 2011-2020, нацеленная на кардинальную модернизацию всех уровней образования. За основу берется лучший опыт мировых образовательных систем государств, с развитой экономикой (США, Великобритания, Япония, и др.), а также стран добившихся высоких результатов в развитии за короткое время (Корея, Сингапур, Малайзия, и др.).

Н.А.Назарбаев отмечает, что на сегодняшний день уже недостаточно простой поголовной грамотности. Граждане Казахстана должны уметь работать на самом современном оборудовании инновационного производства. Необходимо уделять внимание развитию функциональной грамотности подрастающего поколения. Важно, чтобы учащиеся были адаптированы к современной жизни. Выступая перед студентами Назарбаев Университета, Президент проанализировал успехи в развитии казахстанского образования и рассказал о перспективах. По словам Президента, казахстанской моделью инновационного образования стала программа «Болашак», в сфере дошкольного образования - программа «Балапан». Президент поручил Правительству:

  • внедрять современные инновационные методики обучения, разработанные на основе передового международного опыта;

  • разработать новые государственные стандарты образования;

  • активно развивать сеть Интеллектуальных школ, распространяя их опыт на все школы республики;

  • продолжить внедрение электронного обучения, продвигая передовые технологии в среднем образовании;

  • уделить особое внимание повышению квалификации учителей, внедрив новую программу обучения, разработанную на основе лучших мировых практик;

  • разработать систему материального стимулирования учителей;

  • повысить престиж учительской профессии.

Качественное образование, которое получает на данном этапе молодежь Казахстана, по словам Президента, является лишь стартовым интеллектуальным капиталом. По словам немецкого философа Зиммеля, «образованный человек - это тот, который знает, где найти то, чего он не знает». Ориентируясь на данное высказывание, я согласна с тем, что молодое поколение республики должно активно и всесторонне развиваться в течение всей своей жизни, применяя полученные знания на практике.

Преобразования в системе образования государства не могут не затронуть образовательную политику каждой школы. Я считаю, что параллельно с изменениями в образовательной политике государства должны происходить изменения в образовательной программе каждой школы. Я работаю в школе-гимназии №4 имени Л.Н.Толстого города Степногорска. По своему статусу школа-гимназия - образовательное учреждение, обеспечивающее универсальное образование повышенного уровня. Наша школа является одной из лучших школ города, четвертый год подряд, занимая первое место в городских рейтингах.

Однако, проанализировав программу развития своей школы, результаты образовательной деятельности, анкеты учителей, учащихся и их родителей, я пришла к выводу, что необходимо внесение изменений в образовательную программу школы. Несмотря на стабильное качество знаний, высокий процент поступления выпускников в ВУЗы, профессионализм педагогического коллектива, знания учащихся носят кратковременный, теоретический характер, происходит «натаскивание» учащихся по предметам, входящим в формат ЕНТ. Учащиеся часто не знают критериев оценки своих работ. Есть учителя, работающие по старинке, по «технологии усредненного ученика», в которой учитель выступает как ментор, передает знания, а ученик их воспринимает.

Приоритетным направлением в работе школы должна стать программа, позволяющая педагогическому и ученическому коллективам действовать в направлении: компетенция — деятельность — компетентность. Согласно Руководства для учителя, стр.108: «Ключевым показателем успешности преподавания учителя является реализация им процессов исследования и оценивания самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого, поскольку конструктивистский подход в обучении предполагает обязательное активное участие самого ученика в этом процессе, его ответственность за собственное обучение». Используя полученные знания в области новых подходов к обучению, я в сообществе с коллегами, прошедшими уровневые курсы, попытаюсь изменить взгляды учителей на педагогическую деятельность, познакомлю их с качественно новыми подходами к обучению, помогу разобраться в видах оценивания, научу проводить рефлексию деятельности и обмен опытом в рамках сетевых сообществ. «Повышение компетентности и уверенности учителей, на ряду с большей ответственностью, закрепленной за ними, заставит их добровольно взять на себя риск и продемонстрировать инновационные методы обучения, которые будут иметь прямой позитивный эффект на качество обучения». (Руководство для учителя / Преимущества лидерской позиции учителя, стр.167)




Используемая литература


  1. Материалы сайта http://englishschool12.ru/publ/7-1-0-111

  2. Руководство для учителя/ Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении, стр. 101

  3. Руководство для учителя/Профессиональный рост учителей, предусмотренный возможностями Программы, стр. 104

  4. М. Барбер и М. Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах»

  5. Реформы образования: Аналитический обзор /Под ред. В.М.Филиппова

  6. Цифровой доклад «Качественное образование и воспитание – приоритет государственной политики Казахстана» Министерство образования и науки Республики Казахстан, 2013г.

  7. Казахстан на пути к обществу знаний. Выступление Президента Казахстана перед студентами Назарбаев Университета, 05.09.2012

  8. А.Г.Асмолов. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения

  9. Выступление Вице-министра образования и науки РК Мурата Абенова в ходе конференции в Астане, 2013г.

  10. Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства»

  11. Государственная программа развития образования Республики Казахстан 2011-2020

  12. Инновационная индустрия науки и знаний – стратегический ресурс Казахстана в XXI веке. Лекция Президента Республики Казахстан в «Назарбаев-Университете», 07.12.2010г.

  13. Закон Республики Казахстан «Об образовании».

  14. Руководства для учителя/ Успешное преподавание и успешный учитель, стр.108

  15. Руководство для учителя / Преимущества лидерской позиции учителя, стр.167









9


Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.
  • Директору-завучу
Описание:

Данная публикация - размышление на основе анализа документов правительства РК и публикаций о передовом международном опыте в области образования. Это рассуждение о необходимости перехода современного школьного образования на качественно новый уровень - международную интеграцию, о новой роли учителя в условиях модернизации системы образования,  об ученике новой формации. 

Публикация предназначена для широкого круга читателей, в качестве информации для обсуждения и обмена мнениями по даному вопросу. 

Автор Титова Елена Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1643
Номер материала 28124
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓