Главная / Русский язык и литература / Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики Раздел1: Почему мне и моей школе необходимо измениться?

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики Раздел1: Почему мне и моей школе необходимо измениться?

Жантасова А.К. Портфолио учителя Раздел 1

Группа 2 1 уровень

г. Уральск 27.10.2013 г


Рефлексивный отчет

с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

Раздел1: Почему мне и моей школе необходимо измениться?


В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.

Страны во всем мире признают, что природа классного взаимодействия на ежедневной основе имеет самое большое влияние на обучение и результаты учеников (Барбер и Моушад, 2007), а формирует взаимодействие в классе учитель, от урока к уроку решающий как наиболее эффективно развивать.

Рассмотрим три концепции образования представленные А.Н, Джуринским, А.В. Духавневой, Л.Д. Столяренко основанные на традиционалистской идеологией в обучении, рационалистической моделью школы, феноменологической моделью. На мой взгляд, каждая из названных моделей формулирует собственный подход к решению фундаментальных проблем, связанных с образованием человека: определение функции и миссии школы как социального института, выявление общественно значимых целей обучения и воспитания, разработка приоритетов в деятельности школы, формирование содержания образования за счет включения актуальных знаний, реализация интересов и потребностей каждой личности в образовании. 

В традиционалистской концепции воспитание и образование рассматриваются как формирование заданных обществом черт личности, что соответствует технократическим целям обучения. Эта концепция образования является базовой в Западной Европе и США, в ее рамках ведущими выступают три постулата. 

1. Школьное образование в качестве основной своей цели должно рассматривать овладение учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками. Лишь прочно усвоив такие основополагающие «инструменты учения», как чтение, письмо, математическая грамотность, учащиеся смогут потом успешно изучать различные академические дисциплины.

2. Общеобразовательные учебные заведения всех уровней должны нести ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение действительно важных и необходимых знаний. 

3. Цивилизованная жизнь невозможна без усвоения определенных этических ценностей, следовательно, одна из задач школы – приобщение обучающихся к непреходящим ценностям духовной культуры. 
Традиционалистская концепция опирается на теоретические положения, разработанные Э. Шартье, Ж. Мажо, Л. Ка-ро, Ж. Капель, Г. Кэвевелти и др.

Рационалистическая концепция основывается на выявлении наиболее эффективных способов усвоения учащимися различных видов знаний, а также решении задач практической адаптации молодежи к существующим социальным условиям через определенные школьно-образовательные механизмы. Суть технологии обучения сводится к разработке техники подкрепления, поощрения и наказания, направленной на освоение учащимися определенной образовательной программы. 
В основе рационалистической концепции лежат теории П. Блума, Р. Тайлера, Р. Генье, Б. Скиннера и др. 

Если трактовать смысл феноменологической концепции образования, то он заключен в личностном самовыражении. Учение должно управляться не извне, а изнутри. Огромное внимание феноменологисты уделяют среде обучения, которая выступает своеобразным катализатором успешного усвоения знаний.

Исследователи Хоу и Мерсер (2010) показали, что совместные мероприятия повышают умственное развитие и обучение, а также развитие навыков общения. (Руководство для учителя I, стр.119.,) В данной концепции ценностно-значимыми становятся взаимозависимость, сотрудничество, равенство, доверительность. Процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, развитии способностей и своеобразия личности. Современные исследования рассматривают личность в целом и изучают то, как субъекты ощущают себя в качестве учащихся и как взаимодействуют друг с другом в процессе обучения. (Руководство для учителя I, стр.114.,)

В каждой стране система образования пытается решить проблему обучения и воспитания развитой и гармоничной личности – человека, которому было бы комфортно в быстро меняющихся условиях. В каждой стране есть свои особенности видения решения этой проблемы. Но, если посмотреть, в общем, то можно выявить одну общую тенденцию: это приоритетность в готовности учащихся практически использовать, имеющиеся знания. Дети должны уметь быстро принимать решения на основе отбора информации. Говоря словами Шлейдена (2012) у детей нужно формировать навыки метасознания, т.е. навыков обучения тому, как, надо учиться. Также общемировой идеей является индивидуализация обучения. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили и известные советские психологи: Л.В. Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П.Я.Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А. А.Леонтьев (психология общения) и др.

Во время обучения на курсах Первого уровня у меня появились вопросы:  Что мне нужно изменить  в моей учительской практике? Почему это необходимо сделать?  Как я это буду это делать? Изучая мировую практику образования,  я пыталась понять, что было бы приемлемым у нас в Казахстане и конкретно, в нашей школе. Западное образование, конечно, имеет большое количество положительных моментов, но у нас свои особенности культуры, менталитета. У нас есть свои традиции. Казахстану  необходимо интегрироваться в короткие сроки в мировое пространство и для этого наше подрастающее поколение должно соответствовать мировым стандартам образования. Образование признано одним из важнейших приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года. Общей целью образовательных реформ в стране является адаптация данной системы к новой социально-экономической среде. Принятая в 2011 году Государственная программа продолжает модернизацию казахстанского образования. Начата работа по реализации поручения Главы Государства по внедрению триединства языков.

Идет интенсивное создание новых учебных мест. Успешно завершается программа «100 школ, 100 больниц». В текущем году запущена новая программа строительства школ в связи с предстоящим переходом на 12-летнее обучение. Министерство ведет работу по снижению разрыва между качеством обучения в городских и сельских школах. Ведь более половины наших школьников (52%) обучаются в сельских школах. Для этого внедряется проект электронного обучения — E-learning, который стартовал с прошлого года. В текущем году к проекту подключаются почти 600 школ. В этом учебном году 24 учителя нашей школы прошли подготовительные курсы электронного обучения — E-learning.

В 2010 году в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «успешность реализации Стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, от знаний, социального и физического самочувствия казахстанцев».

Сейчас перед  школой стоит задача - научить учеников самим находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; уметь оценить последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность, что подразумевает приобретение навыков самообучения и саморазвития как основы накопления знаний в течение всей жизни, умение применять эти знания творчески.

Акцент ставится на индивидуальный подход к детям, а также на распределение учеников на небольшие группы, которые позволяют ориентировать обучение направить на выявление интересов учеников и способствуют их образовательному продвижению.

Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. На мой взгляд, исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество.

Изучая проблему данной темы, меня заинтересовал опыт сингапурских коллег, по мнению которых, «учителя обладают высоким уровнем предметного содержания, в целом хорошо организованы но.… Не все учащиеся вовлечены в процесс обучения (большая часть пассивны), минимальная и не эффективная парная и групповая работа, техника в основном служит привлечением внимания, а не для углубления обучения, и учащиеся не обладают навыками и компетенциями, которыми должны владеть учащиеся 21 века. Классное взаимодействие, в основном, ограничивалось говорением учителя, студенты плохо задавали вопросы, не было взаимодействия между учащимися. Не было ни критического мышления, ни решения проблем, сотрудничество и творчество практически отсутствовали. Классные комнаты были организованы так, что студенты сидели лицом к учителю, мебель прикреплена к полу, что ограничивает ее передвижение.

Учителя Сингапура выбрали обучение в сотрудничестве как один из самых эффективных подходов в образовании, где учитель становится менеджером, программистом урока, тьютером, а ученики овладевают умениями найти нужную информацию и превращать их в знания, творчески самообразовываясь при этом, т.е. таким умениям и навыкам, которые необходимы ученикам 21-ого века.

Кроме Сингапура, обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но как мне кажется, основная идея обучения  в сотрудничестве  была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.

В России идеи педагогики  сотрудничества разрабатывались русским педагогом А.Г. Ривиным, его учениками и исследователями  В. К. Дьяченко, М.И. Брайтермен, А.С. Соколовым.

Мною выяснено, что в двадцатые годы в советской школе была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения Дальтон-план, исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт, так появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффективность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются, хотя именно, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это, я уверена, принципиально поменяет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.

В казахстанском образовании, как ни в какой другой сфере деятельности качество результата требует сотрудничества всех участников процесса: органов управления образованием, педагогического сообщества, учащихся и их родителей. Необходимо обучать «потреблению» образовательных услуг точно так же, как обучают их производству. По сравнению с развитыми странами, где каждый учитель или преподаватель является членом десятка профессиональных ассоциаций, педагоги в РК выглядят индивидуалистами. Это значит, что нужно развивать процесс формирования профессиональных сообществ и необходима поддержка и координация этого важнейшего направления развития учительства. Учителя должны уметь сотрудничать в рамках сетевых профессиональных сообществ и различных партнерских соглашений, предполагающих активное использование процессов коучинга и менторинга. (Руководство для учителя I).

В связи с этим стоят такие важные задачи, как:

-позиционировать новую роль учителя в образовательном процессе и обществе

-закрепить в общественном сознании восприятие учителя как одного из бенефициаров процесса преобразований

- повысить лояльность учительской корпорации к преобразованиям, запустить процесс самообучения учительского сообщества.

Коллектив нашей школы ведет свою работу над методической темой: «Современные образовательные технологии для воспитания и обучения конкурентноспособной личности»

Целью является: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя. 
  Приоритетными определены следующие задачи:
- обновление содержания образования, совершенствование граней образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребенка и совершенствование педагогического мастерства учителя:
- реализация компетентностного подхода в образовательном процессе; 
- оптимизация урока за счёт использования новых педагогических технологий (информационно-компьютерные технологии, технология группового обучения, технологии проблемного обучения, и др.) в образовательном процессе; 

- повышение эффективности проведения всех видов учебных занятий, качества обучения школьников;

- организация работы с одаренными детьми; 

- формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, предоставление им оптимальных возможностей для реализации индивидуальных творческих запросов; 

- подготовка к государственной (итоговой) аттестации учащихся 9, 11-х классов; 

- содействие профессиональному самоопределению школьников. 

Профессиональное мастерство и творческий потенциал педагогов школы показывает, что все возможности для реализации поставленных задач в школе имеются. В коллективе 52% педагогов имеют высшую и первую категории. Следует отметить научно- методическую деятельность учителей посредством публикаций в районных, областных и республиканских средствах массовой информации. Поставленные задачи решались посредством коллективной и индивидуальной методической работы. В течение этого учебного года успешно использовались коллективные формы работы, которые реально позволили решить проблемы и задачи, стоящие перед школой.

В моей школе учителя чаще всего направляют свои усилия и внимание не на развитие у обучающихся умений обучаться, а на свое собственное преподавание. Как исправить ситуацию?

Я думаю, нужен такой подход к обучению учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Поэтому важнейшим средством достижения цели обучения на уроках является организация групповых форм учебного сотрудничества на уроке. В связи с этим темой моего исследования на период практики является: «Коллаборативная среда обучения – как средство повышения учебно-познавательной деятельности учащихся».

Цель исследования: внедрение в учебный процесс групповой работы;

использование учебного материала – как средство развития познавательных процессов; использование диагностики, при помощи которой будет фиксироваться исходный уровень развития мыслительных операций и контроль за их развитием; формирование рефлексивных способностей учащихся.

Ожидаемые результаты исследования: обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися, активное участие учащихся в процессе обучения, корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания, признание глубокого влияния обучения в сотрудничестве на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу, умение учащихся формировать свои собственные концептуальные основы, не полагаясь на уже существующие и не доверяясь всецело мнению экспертов. (Руководство для учителей I),

В реализации исследования планирую применить:

-методы диагностики с использованием сбора информации, проведение анкетирования среди учителей, учащихся и родителей, сбор входных данных;

-составление мониторинга;

-применение наиболее эффективных форм групповой работы и их анализ;

- целенаправленные наблюдения над процессом обучения;

-сбор и регистрация результатов, отслеживание прогресса учащихся;

-совместное планирование с учителями плана действий;

-создание сообщества учителей.

Данные мероприятия помогут мне и моим коллегам понять, что опыт организации групповой формы деятельности универсальный для всех предметов, любого цикла; что этот опытах можно применить в различных возрастных коллективах, с учетом возможностей и потребностей учащихся; что учителя смогут творчески реализовать свой потенциал. На мой взгляд, сегодня каждый учитель должен помнить, что важно не только сохранить стремление ребенка к познанию, но и развить его. Поэтому я считаю, что мое Исследование привнесет новизну в организацию традиционного процесса обучения, будет способствовать развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Обогатит педагогический инструментарий учителей нашей школы новыми приемами и методами, согласованными с новыми приемами и методами, согласованными с новыми направлениями развития общества и образования.

 

Список литературы

1.Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы

исследования малых социальных групп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

2.Послание президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана

3.Кларин М.В.Иновации в мировой педагогике: обучение на основе

исследования, игры, дисскусии. Анализ зарубежного опыта./

4.Руководство для учителя 1-ого уровня.

5. Ресурсы Интернет сайта: http://www.elearnspace.

6.Ресурсы Интернета:http://www.connectivism.

7.Ресурсы интернет сайта:Кооперативное обучение



7



Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики Раздел1: Почему мне и моей школе необходимо измениться?
  • Русский язык и литература
Описание:

Рефлексивный отчет

с обоснованием  необходимости преобразования школьной практики

Раздел1: Почему мне и моей школе необходимо измениться?

 

В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.

Автор Жантасова Айнура Камидуллиевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 896
Номер материала 35604
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓