Главная / Другое / Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.

Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.



Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.

Для развития человека необходимо заниматься какой-либо деятельностью, развиваться, открывать для себя просторы познания. Иногда деятельность приносит радость, а иногда – разочарование. Но суть деятельности не в этом. Развивает сама деятельность. И при отрицательном результате человек обретает опыт, который позволяет избежать ошибок в дальнейшей деятельности. Каждый день человек должен преодолевать себя, одерживать, хоть маленькую, но победу над собой. Так человек обретает уверенность в себе, самоуважение. Постепенно он меняет свои убеждения, по - другому рассуждает, иначе разговаривает, он растёт, как личность, у него появляются новые друзья, соответственно его развитию. Это первые этапы формирования успешного человека.

Задача учителя – вовлечь учащегося в активную деятельность, чтобы каждая минута урока давала возможность развития ребёнка, как личности.

Помимо конкретных знаний по предмету, ученик в процессе обучения должен овладеть умениями выделять главное, анализировать, сопоставлять; иметь право на собственное мнение, уметь защищать свою точку зрения, иметь право на ошибку, уметь слушать и слышать, уметь работать в команде.

Для осуществления вышеуказанных целей и задач учитель должен уметь так построить процесс обучения, чтобы научить детей учиться. Но школьные программы таковы: должен знать… перечень определений, свойств, уметь решать типовые задачи и т. д.. Результатом обучения считается ЕНТ, т. е. учителя вынуждены «натаскивать» учащихся на решение шаблонных заданий, а ведь школа должна учить думать, мыслить, размышлять. Возник конфликт между велением времени - воспитание креативной успешной личности и целями школы.

Чтобы усовершенствовать систему образования в Казахстане и обеспечить успешность обучения учащихся, нужно научить учителя рефлексировать свою деятельность - это одна из целей новых трёхмесячных курсов повышения квалификации учителей Казахстана.

Основным содержанием Программы курсов является изучение семи модулей обучения. Но что нового превносят данные модули в процесс обучения?

Семь новых модулей – реальная программа деятельности учителя, средство (возможно не единственное) по достижению целей воспитания и образования в 21веке: формирование успешной личности. Данные модули предполагают использование технологии деятельности, к которой я пришла, анализируя свой многолетний опыт. Несмотря на все сходства идей и целей, сами методы, приёмы представляют для меня ценность, особенно важно для меня их обоснование с точки зрения физиологии и педагогики.

Программа нацелена на формирование целостной личности, умения креативно мыслить, должна в нём развивать такие качества, как коммуникабельность, саморегуляция, умение работать в команде, сплотить коллектив, талантливость и одарённость, интеллектуальность и самооценка. Все эти качества личности являются необходимым условием адаптации личности в современном меняющемся мире.

После первого месяца обучения мне очень хотелось донести до учащихся, апробировать новые методы, узнать мнение ребят о них.

Что же произошло за этот короткий срок со мной, моими учениками, со школой за этот короткий срок?

Учащиеся изменили отношение друг к другу, стали более внимательными, доброжелательными, понимающими, благодаря диалоговому обучению, работе в команде, сплотились, раскрыли в своих одноклассниках положительные качества, которые не были видны при обычной деятельности на уроке. Мои отношения с учащимися всегда были демократичные, доверительные. Во время прохождения практики мои ученики стали моими соратниками, дети легко воспринимают новшества, изменения, готовы к креативу. «Оттаяли» равнодушные, активно работали на уроках. Они уже «не в тени сильных учеников», благодаря использованию новых приёмов, они проявляли себя, выступали наравне с «сильными» учениками, поднимали свою самооценку. Глазки загорелись, сплошной позитив!

При наблюдении за работой учащихся в группе на практике я увидела, как их охватывает общая атмосфера диалога, эмоциональное сопереживание, общий психологический настрой. Самостоятельная деятельность внутри группы стимулируют развитие саморегуляции и способствуют формированию адекватной самооценки.

Конечно, я и раньше при обучении использовала работу в группах различного характера, но считала своим долгом консультировать, наводить на мысль. В настоящее время я даю возможность проявиться простору мысли, раскрыться полёту фантазии, даже если очень хочется навести учащихся на своё видение темы задания.

Учащиеся в результате использования рефлексии стали больше задумываться о своих успехах, анализировать свои поступки. Надо сказать, что некоторые ребята делали это и раньше, интуитивно чувствуя в этом необходимость, и были бесконечно рады, что им представилась возможность продемонстрировать навыки саморефлексии.

Этот факт помог мне увидеть даже среди учащихся шестых классов «тонких» психологов. В свою очередь саморефлексия – это стимул к самосовершенствованию.

Меня поразили высказывания моих учеников Андрея и Алихана. Андрей отметил, что самое главное желание чего-то очень сильно хотеть и не откладывать на понедельник начало действий. Алихан говорил об этом так: «Нужно знать то, что ты хочешь. Если ты хочешь, значит сможешь это сделать, если ты можешь, значит достигнешь цели.»

Я удивилась, ведь это слова из психологического тренинга по достижению цели. Не скрывая своего интереса, я спросила ребят: «Вы увлекаетесь психологией?» На что Алихан ответил, что психологию он не читает, но чтобы выйти погулять во двор, поневоле станешь тонким психологом…»

Итак, познавая учеников изо дня в день, лучше понимаешь их мир, воспринимаешь их по-другому, общение с ними становится радостью. В свою очередь, дети, чувствуя мою заинтересованность их личностями, а не только уроками, отвечают доверием, теплотой отношений.

Но все изменения, происходящие с учащимися, начинаются с изменения учителя. Не может авторитарный учитель воспитать креативно мыслящего ученика, консерватор не может сформировать качества успешной личности.

Мои коллеги с курсов, работавшие в авторитарном стиле признались, что с ними что-то произошло. Они сменили свой стиль общения на демократический, причём на подсознательном уровне, теперь они не узнают себя, им удивляются ученики и администрация школы. При это, если учащиеся рады таким изменениям, то руководителей школ больше устраивает авторитарный учитель, некий «блюститель порядка». Это настораживает, возникает беспокойство за дальнейшее внедрение семи модулей Программы в школы. Обнадёживают готовящиеся курсы для руководителей школ.

Приобрести знание – храбрость,

Приумножать их – мудрость, а умело

Применять – высшее искусство.

Восточная мудрость.

Психологи давно пришли к выводу, что самая большая ценность – это общение.

«Чтобы активно общаться, мы должны осознать, что все мы отличаемся друг от друга в том, как мы воспринимаем мир, и использовать это понимание в качестве руководства для нашего общения с другими людьми».

Энтонни Роббинс

«Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как с взрослым, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию»1.

Данный модуль интересен мне тем, что диалоговое обучение направлено на общее развитие личности обучаемого, его интеллекта. Диалоговое обучение активизирует резерв возможностей личности, вызывает встречную активность, которая возрастает при групповой работе.

Актуальность использования диалогового обучения обусловлена неразрывной связью мышления и общения. А, учитывая массовое увлечение компьютером, и, как следствие, дефицит общения, ценность данного метода трудно переоценить. Этим объясняется тот факт, что при составлении среднесрочного планирования основное место я уделила парной и групповой работе, где диалог является неотъемлемой составляющей.

В нашей школе 1780учащихся, и только четыре учителя, прошедшие третий уровень. Какова же реакция школы? Самые любознательные, конечно, ученики. В одних классах обучение идёт по-новому, а в других-нет. Ученики интересуются, когда у них на уроках произойдут перемены.

Некоторые учителя проявили интерес, спрашивали о том, в какой форме проходят курсы, интересен и применим ли изучаемый материал, желали посетить уроки.

После прохождения курсов и знакомством с семью модулями, я смотрю на учебный процесс другими глазами, пересматриваю свои приёмы обучения, анализирую, сопоставляю, кое-что меняю, а что-то отбрасываю вовсе. Ясность видения возникла при изучении материалов курсов, где влияние тех или иных форм обучения рассматривается через призму физиологических процессов. Их актуальность я апробировала при прохождении практики в школе. В серии последовательных уроков я использовала форму диалогического обучения при работе с источниками информации, создании кластера, в задании «Лови ошибку», «Найди соответствие», «Составь задачу по тексту» В задании «Выбери магазин» учащиеся находили оптимальное решение, а в творческом задании на стратегию «Вкусная добавка» пригодилось знание цен на основные продукты, соотнесение выбора с полезностью продукта. Творческое задание «Создай рекламу» выявило в каждой группе лидера, который взял на себя ответственность за распределение ролей, в ходе обсуждения выбиралась форма представления и, наконец, представление самой рекламы.

Выполняя поставленные выше задания учащиеся учились находить информацию, выделять суть, учились классифицировать, сопоставлять, развивать стратегическое мышление, формировали навыки исследовательской работы, рациональность и креативность, умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать себя.

Немаловажным также является воспитание творческих способностей, коммуникабельности, артистизма, сопереживания, толерантности, умения себя преподнести, отстаивать свою точку зрения, «слушать и слышать» и одно из главных – умение работать в команде (одна из задач, провозглашенных ЮНЕСКО).

Конечно, задача формирования вышеуказанных качеств, - это кропотливая многолетняя работа, но, если её не начать выполнять сейчас, то и через десять лет наши проблемы не разрешатся сами по себе.

В серии последовательных уроков я использовала форму диалогического обучения при работе с источниками информации, создании кластера, в задании «Лови ошибку», «Найди соответствие», «Составь задачу по тексту» В задании «Выбери магазин» учащиеся находили оптимальное решение, а в творческом задании на стратегию «Вкусная добавка» пригодилось знание цен на основные продукты, соотнесение выбора с полезностью продукта. Творческое задание «Создай рекламу» выявило в каждой группе лидера, который взял на себя ответственность за распределение ролей, в ходе обсуждения выбиралась форма представления и, наконец, представление самой рекламы.

Выполняя поставленные выше задания учащиеся учились находить информацию, выделять суть, учились классифицировать, сопоставлять, развивать стратегическое мышление, формировали навыки исследовательской работы, рациональность и креативность, умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать себя.

Из рефлексии проведённых мной уроков, очевидно, что диалогическое обучение неразрывно связано с саморегуляцией, а, следовательно, развивается критическое мышление, т. е. создаются условия для развития одаренности и проявления лидерства. Диалогическое обучение невозможно без ОДО и ОО, а также учёта возрастных особенностей. В процессе обучения семь модулей, как родные братья, они следуют друг за другом, оказывая друг другу поддержку.

Рефлексия моей деятельности с учётом семи модулей позволила мне увидеть минусы в моей работе, а именно на моих уроках учащиеся редко выступали перед всем классом, мало внимания уделяли развитию речи. Устранению этих недостатков мне поможет диалоговое обучение, которое в дальнейшем я, безусловно, буду использовать, тщательно продумывая планы уроков, создавая на уроке атмосферу творчества, открытий, исследований и активной деятельности.

Современному обществу нужен ученик, который не только владеет знаниями, умениями и навыками, но хочет и умеет самостоятельно добывать их. Самым важным в выходе на результативность урока и последующую деятельность, по моему мнению, является рефлексия.

«Чем больше человек знает о том, что уже сделано,

Тем больше в его силах понять,

Что нужно делать дальше».

«Рефлексия – способность человеческого мышления к критическому самоанализу»1.

Рефлексия помогает посмотреть на урок глазами детей с разным уровнем знаний, разного темперамента; узнать их оценку, предложения, настроение.

Именно различные мнения в оценке – одна из движущих сил рефлексии – инструмент влияния на учебный процесс.

Видео помогает учителю осмыслить и пересмотреть свою роль на уроке, увидеть отдельные моменты деятельности учащихся на уроке, неуловимые во время ведения урока.

«Рефлексия поддерживает и уточняет действие. Действование без рефлексии – необдуманность и бестолковость. Рефлексия без действия – зацикливание на себе»1. Может по этой причине ученики, просиживая за школьной партой годы, затрудняются ответить, зачем и для чего они обучаются.

«Рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки. Понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов.

В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля»2.

Рефлексия в отличие от самоанализа охватывает весь спектр значимых деятельностей.

Цель рефлексии не фиксирование результата, а построение смысловой цепочки, сравнение своих приёмов и методов с применяемыми другими.

В заключении, вспомним повсеместно бытующий лозунг «Знание-сила», заставляющий большинство учащихся с первых дней обучения быть пассивными, боясь проявить свои незнания, боясь задать вопрос уже с первого класса (если задаёшь вопрос, значит не знаешь материал, а не знать – плохо, стыдно).

А ведь вопросы – это своеобразный мост в неизвестное. Неизвестное может привлекать, а может и отпугивать. Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное.

Ведь, не зря английское слово «question» («вопрос») происходит от слова «quest», что может означать «поиски, связанные с некоторой неопределенностью и даже риском». Происхождение слова «вопрос» (в английском языке) подразумевает наличие поиска в ситуации неопределенности. А т. к. неопределенность – это неотъемлемая черта современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным.

Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы»3. Некоторые исследователи считают, что иметь представление насколько их ученики умеют думать, можно по тому, как они формулируют вопросы.

Если человек учится и при этом не задает вопросы, значит он не испытывает то состояние познавательного «голода», которое является основой для любой познавательной деятельности.

Программа курсов дала мне возможность на этом примере проследить, как вроде бы и правильный лозунг культа обучения, придуманный взрослыми, на детей оказывает прямо противоположный эффект, превращая по природе своей юных почемучек в равнодушных учеников.

Хочется верить, что повсеместное и систематическое использование семи модулей позволит активизировать деятельность учащихся, а, следовательно, станет очагом развития личности ученика, научит его мыслить, размышлять, учиться, рефлексировать, самосовершенствоваться.

Использованная литература:

1 Психологос. Энциклопедический словарь

2 Энциклопедия практической психологии

3 Алисон Кинг




[Введите текст] Страница 7


Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.
  • Другое
Описание:

Данный отчёт является рефлексией педагогической деятельности учителя после прохождения новых трёхмесячных курсов повышения квалификации учителей Казахстана. 

    Основным содержанием  Программы курсов является изучение семи модулей обучения. Но что нового   превносят  данные   модули в процесс обучения?

   Семь новых модулей –  реальная программа деятельности учителя, средство (возможно не единственное) по достижению целей воспитания и образования в 21веке: формирование успешной личности.  

Автор Кудрявцева Наталья Викторовна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 3254
Номер материала 20962
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓