Главная / Биология / Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение.

Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение.

hello_html_m25aa082b.gifhello_html_60d2d23b.gifhello_html_m286ba940.gifhello_html_m28bd7f1e.gifhello_html_74cf57f3.gifhello_html_m5ea97d8c.gifhello_html_m7c76ec9e.gifhello_html_m5c5269c1.gifРефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение.


«Учитель новой формации — духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации» (Н. А. Назарбаев). В процессе обучения я поняла, что от нас требуется новый подход к своей работе. Мы должны измениться сами, поменять свои взгляды и уже потом, изменить своих учеников. В новой модели обучения все внимание уделяется развитию нравственных и творческих качеств личности за счет дифференцированного подхода к каждому ученику, учитывая его интересы, возможности и способности.
Мы должны помочь учащимся научиться высказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельными, уверенными, быть ответственным за свое обучение, должны уметь объективно оценивать не только свою, но и работу своих одноклассников.

Придя на курсы, я и не думала, что мне придется измениться: отказаться от традиционного обучения и стать учителем новой формации. Сначала было все непонятно, я долго внутренне сопротивлялась переменам. Мне казалось это не применимо в нашей системе преподавания, в моей школе, на моих уроках. Как применить семь Модулей на уроках? Как научить детей самостоятельно добывать знания?

Наше традиционное обучение строилось так - все решалось за учеников; мы сами ставили цели и задачи: ученики должны четко знать то, что написано в книге. И моя педагогическая деятельность раньше заключалась в том, что я должна была доходчиво объяснить учебный материал, а ученик – хорошо его усвоить и запомнить. Они ведь привыкли получать знания от меня и я была всегда центром урока. Постепенно меняясь сама, настал момент метапознания, осознания собственных мыслительных способностей. Вопросов возникло еще больше: как преподавать? Как научить детей учиться? Какие стратегии применить?  как оценивать обучающихся?
На практике, когда я стала анализировать и оценивать свою деятельность, а также, увидев сияющие глаза учеников уже после первого урока, я для себя решила: это может быть и не так уж плохо! И с каждым уроком я больше и больше в этом убеждалась. Самое главное, что я поняла – это дать возможность учащимся самостоятельно добывать знания, путем проб и ошибок, надо помочь им научиться обучаться, самостоятельно без помощи учителя находить, понимать, применять, анализировать и оценивать себя.  А также что самое главное - ставить для себя цели и задачи для дальнейшего обучения. Вот и образуется сотрудничество: учитель - ученик. Учитель - координатор действий, организатор, он помогает, направляет и контролирует, а учащиеся самостоятельно планируют, выбирают источники, откуда будут черпать знания, ищут решение, обмениваются своими идеями, выполняют, анализируют и самооценивают. Ведь
«Ожидаемые  результаты  Программы  заключаются  в  том, чтобы у учеников сформировались навыки обучения тому, как обучаться и, как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях». (Руководство для учителя; стр.110).

В классе, выбранном мною на практику, 12 учащихся. Национальный состав: 3 русских, 1 казах и 8 турков. Успеваемость: 1 отличник, 2 ударника, остальные троечники. Несмотря на то, что это учащиеся 6 класса, многие дети очень плохо читают, а если и читают, то абсолютно не понимают прочитанное. Это связано с тем, что в основном учащиеся 6 класса дети турецкой национальности. Когда они приходят в школу, в первый класс с русским языком обучения – многие впервые начинают говорить на русском языке. Он для них является иностранным. В классе есть очень слабые ученики. Алижан и Хулис очень плохо читают и говорят по-русски. Серёжа мальчик ленивый и слишком неуверенный в себе.

Посетив уроки других учителей в этом классе, я обратила внимание на то, что большая половина детей пассивна на занятиях. Считаю, что лишь групповая работа может привлечь учащихся к активному изучению учебного материала. Поэтому свои уроки я решила провести совершенно по другому, отказавшись от традиционного обучения, внедрив семь модулей Программы.

Когда проводила анкетирование, я выявила 5 учащихся с низкой мотивацией к учению. Трех с высокой мотивацией и 4 со средней. А так же то, что в данном классе практически полностью отсутствуют такие понятия как дружба, взаимопомощь. При анкетировании никто из класса не назвал своих друзей одноклассников. И по результатам социометрии оказалось, что в классе статус лидера имели – 1 учащийся; статус предпочитаемых – 4 учащихся; статус пренебрегаемых – 5 учащихся; статус изгоя – 2 учащихся. Поэтому считаю, что моей задачей было не только провести запланированные уроки, но и создать коллаборативную среду, в том числе и попробовать изменить социальный статус детей в этом классе.

Поэтому в начале урока для создания позитивного настроя, я проводила различные разминки, чтобы в дружественной обстановке учащиеся чувствовали себя комфортно, раскрепощено. Это помогает им друг друга обогащать новыми мыслями, личностно развиваться.

Этот класс впервые на моем уроке работал в группах, поэтому первой моей сложностью на уроке было именно деление на них. Класс шумный, неорганизованный. Первый блин, как говориться, комом. Пришлось заострить внимание на правилах групповой работы на уроке. Однако, я обратила внимание на то, что при последующем делении, ребята постепенно привыкли к методам деления и стали более терпимее относиться друг к другу. А делений на группы в последующем было большое разнообразие, такие как деление и по цветам, и по формам, и с помощью разных листьев деревьев, с помощью самостоятельных ответов на вопросы по пройденной теме, методом «атомов – молекул».

На практике в школе, при проведении своих уроков, я увидела эффективность обучения через диалог (в парной и групповой работе).

Обратила внимание на то, что слабые ученики начали обучаться у более сильных, и в то же время сильный стал прислушиваться к мнению слабого ученика. Вот эта взаимосвязь на уроке и приводит к очень хорошим результатам при изучении биологии всей группы. У учеников развивается умение слушать и слышать мнения своих одноклассников.
Проводя анализ своих уроков, я прихожу к мнению, что до прохождения курсов, моя педегогическая  деятельность включала диалоговое обучение, но не в полной мере, используя его только между учителем и учеником.

Однако диалоговое обучение, когда выстраивается диалог между учениками в паре, а затем в группах при совместной работе, способствует более качественному обучению.

Во время анкетирования учащихся я узнала то, что на первый момент мне показалось странным: в вопросе (всегда ли твой учитель всё понятно объясняет?)  некоторые мои ученики ответили «не всегда». Хотя я всегда доступно и понятно объясняю, казалось бы до мелочей. Я пришла к выводу, что «готовые знания» не так воспринимаются и запоминаются, как знания, полученные через самостоятельную работу. Работа в паре, групповая работа научит критически мыслить, исследовать, оценивать.
Я решила, что должна продумать и разработать планирование так,
«чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать  свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению  определённые предположения, скорректировать убеждения  и  сформировать новое понимание» (Руководство для учителя; стр.111).  
В моих размышлениях процесс обучения, это тот процесс во время которого, ученики понимают то, чему они учатся.

«Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе способствует интеллектуальному развитию и их результативности. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию». (Руководство для учителя; с. 144)

Наблюдая совместную работу в группе, я заметила, что при обсуждении и выполнении заданий, дети легче обучаются, так как у них есть возможность поделиться своими знаниями во время групповой работы, а так же узнать о новой информации, которую знает другой ученик в этой группе.

Анализируя с учениками наши уроки, они пришли к выводу, что намного легче получать знания посредством диалога, в группе, когда «не молчим, а делимся своими мыслями», «когда каждый старается помочь друг другу, подсказать».

«Согласно исследованию Мерсера, различают три типа беседы – беседа дебаты, кумулятивная беседа, и исследовательская беседа». (Руководство учителя; с.145) Я убедилась в этом в серии своих последовательных уроков. На них я старалась вовлечь учащихся в исследовательскую беседу, заданиями на размышление, сравнение, анализ. Размышляя и сравнивая, они пришли к различным выводам. Например, почему корни одних деревьев уходят глубоко в землю, а у других корни расположены на поверхности почвы, почему существует видоизменение корней, каким образом растения борются с потерей питательных веществ, при нарушении целостности организма.

А как, оказалось, важно задать правильно вопрос! Раньше я практически не задумывалась о необходимости правильно его задать, для меня было важнее всего, чтобы они поняли тему, а не размышляли о ней. Да и вопросы я задавала раньше низкого порядка, которые требуют в основном короткого ответа: да или нет. Также я боялась задавать сложные вопросы, так как думала, что дети не справятся и побоятся ответить неверно. А теперь вопросы были построены иначе – требовали размышления, заставляли учащихся сравнивать и анализировать. Дети сначала были немного растеряны, но потом втянулись, и начали активно работать. Я позволила ребятам высказать свои мысли, и во время их ответов можно было наблюдать следующее, что те, кто не поднял руку, все - таки слышал, как отвечают другие ученики. Они видят, что за их ответы не критикуют, а наоборот хвалят. Учащиеся тут же подключались к нашему диалогу, выдвигая свои версии, соглашаясь или нет с ответом одноклассников. Ребята поняли, что их никто не прерывает во время ответа из-за того, что он говорит не верно, поэтому они раскрылись, начали рассуждать и говорить, отвечать, причем практически все. Мне нужно было только лишь направлять их в том направлении, в котором они дойдут до верного ответа или решения.

Как все - таки важно, чтобы ребенок мог рассказать о том, о чем он думает, знает и как важно им быть услышанными.

Раньше, в моей до курсовой практике, было то, что в случае если ученик затруднялся ответить, я начинала говорить за него, всячески наталкивая его на нужный мне ответ.

«Харгривс и Гэлтон (2002) утверждают, что множественной и инстинктивной реакцией учителя, как правило, является стремление оценить, повторить или переформулировать ответ. Увеличение времени на размышление (в частности, для сложных ответов) позволяет ученикам корректировать, уточнять и «шлифовать» свои ответы.» (Руководство для учителя; с.148) Раньше я не давала время на обдумывание. Как только ученик поднимал руку, я тут же его спрашивала, чтобы услышать верный ответ, иногда тем самым, не давая время другим подумать. А стоило после вопроса выдерживать паузу, поднятых рук становится намного больше. После ответа, какого ни будь ученика, я наблюдала, что несколько ребят продолжают тянуть руку, т.е. у них тоже есть свои версии и размышления по этому поводу.

Используя «исследование в действии» я могу проследить и понять: на какой стадии находятся мои ученики в процессе своего обучения, скорректировать их работу, сконструировать учебный процесс; понять как оценивать. Теперь основная цель моего обучения -  развитие личности ребенка, развитие его мышления, воображения, создание условий для адаптации учащихся, умения применять полученные знания по предмету в жизни. Проанализировав руководство, я уяснила для себя, что «конструктивистская теория» направлена на развитие мышления ученика, а не на результат теста, пройдя который ученики через неделю забудут весь пройденный материал. «Что подходы к преподаванию, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися». (Руководство для учителя; с.110). Ведь как важно учащимся научиться анализировать, научиться мыслить и развивать речь. Все это они могут применить во время рефлексии.

Именно проводя в конце урока рефлексию детей, я видела, что они заинтересованы работой в группах и стремятся быть лучшими. На этапе рефлексии ученики размышляют о том ,чему новому они научились на этом уроке, осознают, что узнали для себя нового, какие сделали открытия в мире растений и что еще им предстоит сделать. В процессе рефлексии ученики оценивают результаты обучения. То есть, между мной и учениками устанавливается обратная связь, и благодаря ей, я могу скорректировать свои дальнейшие действия и действия учеников, тем самым я начинаю формировать умения саморегуляции в обучении.

В конце уроков я вывешивала на доске плакат, на котором учащиеся на звездочках («две звезды, одно пожелание») или на «Дереве знаний» крепили стикеры с записями, чему они научились и с какими трудностями они столкнулись. Каждый ребенок сам оценил, как он работал на уроке. Задал себе вопрос: Чему я научился? Какие у меня возникли трудности? Проанализировал, что у него получилось, а что нет.

Исходя из этого, я составляла далее краткосрочный план на следующий урок и уже четко понимала на какие моменты мне надо обратить особое внимание.
В исследовании новых подходов в образовательном процессе я вела наблюдение за  некоторыми учениками, с разной мотивацией к обучению: Файми – с высокой, Камал – со средней и Алижан – с низкой. Наблюдая за ними на протяжении всей моей практики в школе, я заметила, что Алижан к концу уже первого урока стал проявлять большой интерес к новым урокам. И если раньше от него нельзя было добиться даже слова, то на втором уроке – он заговорил! А когда он принял активное участие в практической работе – моей радости не было предела. К концу четвертого урока, при подведении итогов, Алижан показал свои знания по предмету: отвечал почти на все заданные вопросы правильно, а на стикере написал, что хотел бы стать «ученым по растениям»!

Я думаю, что те методы, которые я стала применять, дают свои результаты, тем самым подтверждая идеи Программы.  Многие ученики проявляли себя как творчески работающие учащиеся, некоторые проявили ораторские способности, и все научились работать в коллективе. Они ответственно относились к заданиям, участвовали в практических работах, выполняли творческие домашние работы.

Работая по программе семь модулей, было невозможно обойтись без применения ИКТ. Я и в традиционных уроках всегда использовала компьютер и интерактивную доску. В моей коллекции мультимедийных презентаций есть самые разнообразные презентации.
Я думаю, что использовать их можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, при повторении и закреплении пройденной темы, а также контроле и проверке знаний. Использование ИКТ способствует мышлению и лучшему усвоению материала. На моих последовательных уроках я использовала презентации и видеофильмы как актуализацию знаний, как сопровождение объяснения нового материала, как закрепление и обобщение знаний, а так же проверку пройденного материала.

     Я проводила оценивание различных видов деятельности учеников во время проведения уроков, где учащиеся сами себя оценивали, а так же оценивали своих одноклассников. Все применяемые мной виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают следующие процессы: наблюдения, анализ данных, полученных на уроке, выводы для определения дальнейших действий. На своем уроке я старалась применить разные виды оценивания, как формативного, так и сумативного.

Я не могу сказать, что в результате применения мной формативного оценивания, уровень качества обучения учащихся сразу повысился. Конечно же, нет. Но зато в глазах учеников я увидела интерес к уроку, искорку желания учиться, позитивное отношение друг к другу. Я думаю, это можно назвать прогрессом, который способствует достижению эффективности урока.
        Сейчас я вижу свое изменение в лучшую сторону, ведь, усвоив идеи семи модулей программы и увидев результат на практике, я отказалась от «традиционного преподавания». Для себя я сделала вывод - я должна быть не просто учителем, который хорошо знает свой предмет, но быть в постоянном поиске, заниматься самообразованием. А также находится рядом с учениками, сотрудничать с ними, воспитывать в них лидерские качества, используя их для достижения результатов в обучении.


Использованная литература:

  1. Руководство для учителя. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

7


Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение.
  • Биология
Описание:

            «Учитель новой формации — духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации» (Н. А. Назарбаев). В процессе обучения я поняла, что от нас требуется новый подход к своей работе. Мы должны измениться сами, поменять свои взгляды и уже потом,  изменить своих учеников. В новой модели обучения все внимание уделяется развитию нравственных и творческих качеств личности за счет дифференцированного подхода к каждому ученику, учитывая его интересы, возможности и способности.
            Мы должны помочь учащимся научиться высказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельными, уверенными, быть ответственным за свое обучение, должны уметь объективно оценивать не только свою, но и работу своих одноклассников.

Автор Рыбалкина Ирина Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1199
Номер материала 34894
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓