Главная / Биология / Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения»

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения»

hello_html_327988b1.gifhello_html_m193b2f2b.gifhello_html_55b65e27.gifhello_html_14d10f05.gifhello_html_m32171e7.gifhello_html_6794e9ba.gifhello_html_3bdf2d6d.gifhello_html_3f006e62.gifhello_html_m23443c85.gifРефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения

модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения»

в серию последовательных уроков биологии в 6 классе


При прохождении практики, на последовательных уроках я очень внимательно наблюдала за тем, что делают мои учащиеся, как они совместно работают, как выполняют задания. Мне было важно знать, какими знаниями обладают мои ученики, на что мне необходимо опираться, какие вопросы вызывают затруднения. «Не случайно категория «оценивания» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении.» (Руководство для учителя. С. 162)

Я считаю, что моя роль – роль учителя, в корне поменялась. Образовалось сотрудничество: учитель - ученик. Учитель - координатор действий, организатор, он помогает, направляет и контролирует, а учащиеся самостоятельно планируют, выбирают источники, откуда будут черпать знания, ищут решение, обмениваются своими идеями, выполняют, анализируют и самооценивают. Такое взаимодействие учителя и учащегося поощряется. Оценивается весь процесс нашего пути к качественному результату и оценка осуществляется непрерывно. Учащийся сам определяет свои пробелы и вместе с учителем вырабатывает весь план действий над их устранением. Ученик контролирует процесс обучения, тем самым занимается самоконтролем и самооцениванием.

Раньше у меня всегда в конце урока была цель и задача: выставить в журнал и в дневник отметку, которая зависела от того как ребенок отвечал на уроке, его активности, количества ошибок допущенных в письменной и устной работе. Но после прохождения курсов я поняла, что оценивание – это не просто технический прием и что любой вид оценивания, который я использую, несет дальнейшее развитие мотивации у учащихся. Именно на курсах я поняла различие «оценивание для обучения» и «оценивание обучения».

Придя на практику в школу и посетив несколько уроков своих коллег, я увидела, что учителя практически не используют формативное оценивание, самооценивание и взаимооценивание. Поэтому на своих уроках я постаралась включить различные его формы. «Формативное оценивание – это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, целью которого является использование оценивания как части преподавания для содействия обучению учеников.» (Руководство учителя. С. 161).

Я проводила оценивание различных видов деятельности учащихся в течении всего урока, когда учащиеся оценивали сами себя, а потом так же оценивали своих одноклассников.

Итак, проводя с учениками свой первый урок, им было предложено поработать в группах. Работа в малых группах даёт возможность всем ученикам участвовать в работе. Я дала им задания составить рассказ из предложенных терминов: семя, 2 семядоли, зародыш семени, эндосперм, 1 семядоля, кожура, фасоль, корешок, стебелек, почечка, запас питательных веществ, пшеница. Эти слова и понятия предыдущего урока. После того как задание было выполнено, ребята взаимопроверяли работы, используя критерии оценивания, предоставленные мной.

Критерии оценки:

1. В рассказе должны быть использованы все слова.

2. Количество предложений – не более 6.

3. Можно использовать другие слова и предлоги.

Зачитывая проверенные работы и комментируя их, учащиеся, ставили друг другу оценки, правда, не всегда справедливо, основываясь на своих личных симпатиях.

На следующем этапе нашей работы, я ознакомила учащихся с заданием на изучение новой темы в паре, после обсуждение в группе. Задания были разработаны с учетом зоны ближайшего развития учащихся, и один вопрос был продвинутого уровня, для развития талантливых и одаренных учеников. В этой работе они писали новую терминологию урока. Ученикам были предоставлены критерии успеха и критерии оценки изучаемого материала. Наблюдая, я обратила внимание, что почти все справились с заданием, в работе прослеживался модуль обучение тому, как обучаться, и взаимообучение. Потому что, в работе дети дополняли знания друг друга и, опираясь на ранее полученную информацию, разрабатывали главную терминологию урока, используя поисковый вид деятельности, который привел их к правильному решению. После выполнения работы каждый ученик должен написать вывод на своем листе ответов.

Все растения имеют или ______ корневую систему, или _____ корневую систему. Стержневая корневая система состоит из _____, _____, ____ корней. Мочковатая корневая система состоит из ______, ______корней.

Мочковатую корневую систему имеют ______, ____, ___.

Стержневую корневую систему имеют ______, ____,____.

Если кто-то из учеников сомневался, то я давала ему соответствующую подсказку, направляя и корректируя его действия. Далее происходило самооценивание своих работ, используя презентацию. На слайде высвечивался правильный ответ, за каждый правильный ответ ставится «+».

Критерии оценки: 1 - 2 ошибки – «5»; 3 - 4 ошибок – «4»; 5 – 6 ошибок – «3»; 7 и более ошибок – «2».

Наблюдая, как дети сами себя оценили, я пришла к выводу, что у детей завышена самооценка. Все оценили свою работу на 5, реже на 4. Разговора о тройках даже не было. Проанализировав этот урок, я решила на следующем уроке разработать критерии оценивания совместно с учениками. Чтобы они сами с самого начала учавствовали в процессе оценивания. И это принесло свои плоды. После того как мы с учениками совместно разработали критерии, у них отпали вопросы - почему, и за что? Это тоже было необходимым наблюдением для меня: чтобы понять, что важно для учеников, а так же объяснить им, на какие критерии нужно обратить внимание. Ребятам очень понравилось то, они вносят вклад в свое обучение, что с их мнением считаются и что теперь они могут разбираться в критериях и понимают всю важность процесса. Например, при выполнении лабораторных работ, учащиеся разработали критерии их оценки.

Оценка 5.Обозначения верны. На все вопросы даны развернутые ответы.

Оценка 4. Обозначения верны. На вопросы даны ответы правильные, но не полные.

Оценка 3. Обозначения верны. На вопросы даны неправильные ответы.

Оценка 2. Обозначения не верные. На вопросы нет ответов.


При взаимооценивании работы, проведенной на втором уроке, а также теста на третьем, учащиеся более точно оценили работу одноклассников, используя уже свои разработанные критерии оценивания. Я думаю, что этот вид критериального оценивания имеет большое количество плюсов. Он позволяет учителям улучшить качество преподавания, а также помогает оперативно анализировать и планировать свою деятельность. Помогает найти подход к обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. Учитель перестает быть единственным оценщиком на уроке.

Ученикам позволяет участвовать в рефлексии, оценивая как себя, так и своих сверстников, выражать разные точки зрения, критически мыслить, формирует у них навыки ответственности за результаты своего труда.

Критериальное оценивание снижает школьную тревожность ученика.

Родителям этот вид оценивания позволяет отслеживать прогресс в обучении ребенка и обеспечивать ему поддержку в учебе. Я пришла к выводу, что мои ученики будут более ответственно выполнять задание, если будут знать критерии оценивания, и самое главное они будут работать в спокойной для себя обстановке, обстановке доверия и взаимоподдержки. Это будет способствовать более глубокому обучению. Так же мне понравился момент в процессе взаимооценивания, когда при выполнении задания один участник одной группы шел в другую, где наблюдал за тем, как работает в другой группе каждый ее участник. В руках у него была табличка, куда он заносил результаты своего наблюдения.

В конце урока я должна была просмотреть какие учащиеся получили низкую оценку, пронаблюдать за тем как учащиеся усвоили тему урока, а потом я уже сделаю вывод: на что мне нужно обратить внимание, что изменить или подкорректировать при подготовке следующего урока и какие задания подготовить, а также мне нужно учесть главный вопрос: добилась ли я цели которую ставила на начало урока или нет? Именно проводя в конце урока рефлексию детей, я видела, что они заинтересованы работой в группах и стремятся быть лучшими. На этапе рефлексии ученики размышляют о том,чему новому они научились на этом уроке, осознают, что узнали для себя нового, какие сделали открытия в мире растений и что еще им предстоит сделать. В процессе рефлексии ученики оценивают результаты обучения. То есть, между мной и учениками устанавливается обратная связь, и благодаря ей, я могу скорректировать свои дальнейшие действия и действия учеников, тем самым я начинаю формировать умения саморегуляции в обучении.

В конце урока я вывешивала на доске плакат, на котором учащиеся на звездочках или на дереве крепили стикеры с записями, чему они научились и с какими трудностями они столкнулись («две звезды, одно пожелание», «дерево знаний»). Каждый ребенок сам оценил, как он работал на уроке. Задал себе вопрос: Чему я научился? Какие у меня возникли трудности? Проанализировал, что у него получилось, а что нет.

Результаты такого формативного оценивания можно применить для выработки рекомендаций по улучшению обучения. На своих уроках я применяла несколько видов техник формативного оценивания: «Смайлики Настроения», «Сигналы рукой», «Светофор».

Например, на втором уроке я использовала в процессе изучения новой темы, технику «Сигналы рукой». После выступления ребят со своими презентациями, я попросила их показать сигналы рукой, говорящие о том, поняли или нет они новый материал. Для этого мы с ними договорились что: большой палец руки направлен вверх - я все понял, большой палец руки в сторону – не уверен, большой палец вниз – не понимаю.

Посмотрев на сигналы, я предложила ученикам в малых группах выполнить лабораторную работу. Затем по разработанным ранее критериям к лабораторной, мы провели взаимооценивание работ. Ребятам были розданы мной небольшие анкеты с недописанными предложениями.

- На уроке я узнал...

- На уроке я понял, что могу...

- На уроке у меня не получилось...

- Сегодня меня удивило...

Проанализировав результат полученных данных, я смогла сделать вывод, что после выполнения лабораторной работы не осталось ни одного ученика, который не понял бы новую тему, и кто остался равнодушным и безучастным к концу урока. Как подтверждение этому – «Настроение урока» - все ученики подняли улыбающиеся смайлики. Такие виды оценивания нужно использовать систематически, постоянно фиксируя, наблюдая, описывая ситуации, рефлексируя, проводя беседы.

Исходя из этого, я составляла далее краткосрочный план на следующий урок и уже четко понимала на какие моменты мне надо обратить особое внимание.

Я не могу сказать, что в результате применения мной формативного оценивания, уровень качества обучения учащихся сразу повысился. Конечно же, нет. Но зато в глазах учеников я увидела интерес к уроку, искорку желания учиться, позитивное отношение друг к другу. Я думаю, это можно назвать прогрессом, который способствует достижению эффективности урока.

В исследовании новых подходов в образовательном процессе я вела наблюдение за некоторыми учениками, с разной мотивацией к обучению: Файми – с высокой, Камал – со средней и Алижан – с низкой. Наблюдая за ними на протяжении всей моей практики в школе, я заметила, что Алижан к концу уже первого урока стал проявлять большой интерес к занятиям. И если раньше от него нельзя было добиться даже слова, то на втором уроке – он заговорил! А когда он принял активное участие в практической работе – моей радости не было предела. Я только успевала повторять: «Умничка!, Молодец!». К концу четвертого урока, при подведении итогов, Алижан показал свои знания по предмету: отвечал почти на все заданные вопросы правильно, а на стикере написал, что хотел бы стать «ученым по растениям»!

Я думаю, что те методы, которые я стала применять, дают свои результаты, тем самым подтверждая идеи Программы. Многие ученики проявляли себя как творчески работающие учащиеся, некоторые проявили ораторские способности, и все научились работать в коллективе. Они ответственно относились к заданиям, участвовали в практических работах, выполняли творческие домашние работы. Разве это не достижение?!

«Целью оценивания обучения является суммирование того, что изучил ученик на данный конкретный момент. При оценивании обучения, заключение делается после соотношения достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми группой учеников.» (Руководство учителя. С. 164) На третьем уроке я провела небольшой тест, с той целью, чтобы поставить отметку,но это уже после того как мною был сделан вывод по формативному оцениванию. Раньше я не знала, что существует оценивание, которое будет проводиться для обучения, и с которым будет легко было при планировании следующего урока. Ведь только после того как я прошла курсы, я теперь знаю как вести наблюдение, для чего нужно мне использовать формативное оценивание, смогла достичь поставленной цели, а также смогла у учеников повысить мотивацию к учебе, что раньше сделать было трудно.

Есть мнение, что если учитель поставил ученику два, то это двойка самому учителю, то есть учитель не смог правильно применить оценивание для обучения. При оценивании очень важно для меня и для учеников помнить, что мы оцениваем не самого ученика, а его работу, качество ее выполнения, делая упор на его положительные моменты.

Использование различных методов оценивания очень важно при личностно ориентированном подходе к обучению. Учащиеся могут продемонстрировать свои умения, навыки и знания, а также определить то, над чем надо работать в будущем. Учителя же получают ту информацию, которая необходима для того, чтобы помочь учащимся лучше усвоить учебный материал и стать самостоятельными в обучении.

Все применяемые мной виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают следующие процессы: наблюдения, анализ данных, полученных на уроке, выводы для определения дальнейших действий. На своем уроке я старалась применить разные виды оценивания, как формативного, так и сумативного.

За эти четыре урока я не успела, но планирую в дальнейшем проводить небольшие работы в виде заданий, тестов, небольших эссе, каких либо индивидуальных заданий. Целью проведения таких промежуточных работ будет контроль уровня усвоения материала в определенном моменте прохождения темы, чтобы предоставить обратную связь учащимся, а также, чтобы внести корректировку в свою учебную деятельность.

Для себя я отмечаю, что оцениваются не только мои ученики, но и я оцениваюсь вместе с ними с помощью рефлексии, где ребята могут оценить мою подготовку,наш проведенный с ними урок и подготовленные мною различные задания. Это заставит меня более тщательнее подбирать материал к будущему уроку, а также прислушаться к мнению детей и подобрать задания, исходя из их пожеланий и возможностей моих учеников, конечно в соответствии с программными требованиями.

Проводя свои уроки и наблюдая за моими учениками уже другими глазами, я сейчас думаю, что все-таки раньше навешивала им ярлыки. Но как показала моя практика в школе, каждый из них может выражать свои мысли и теперь не побоится этого сделать. Мои ребята понимают, что им помогут прийти к правильному ответу, не будут ругать, даже если он неправильно ответит.

Да, формативное оценивание требует определенного опыта, кропотливого труда. А опыт к нам приходит только с годами. После прохождения практики, я теперь нахожусь в постоянном поиске. Ищу новое в интернете, книгах, просматриваю видео, обмениваюсь опытом с коллегами. Ведь за столь короткое время нельзя всему научиться. Но то что внедрение новых методов в обучении положительно влияют на учебную и на эмоциональную сферу детей – это факт.


Использованная литература:

1.Руководство для учителя. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

7


Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
  • Биология
Описание:

 

 

 

 Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в серию последовательных уроков биологии в 6 классе.

Есть мнение, что если учитель поставил ученику два, то это двойка самому учителю, то есть учитель не смог правильно применить оценивание для обучения. При оценивании очень важно для меня и для учеников помнить, что мы оцениваем не самого ученика, а его работу, качество ее выполнения, делая упор на его положительные моменты.

 

Использование различных методов оценивания очень важно при личностно ориентированном подходе к обучению. Учащиеся могут  продемонстрировать свои умения, навыки и знания, а также определить то, над чем надо работать в будущем. Учителя же получают ту информацию, которая необходима для того, чтобы помочь учащимся лучше усвоить учебный материал и стать самостоятельными в обучении.

 

Надеюсь что этот материал будет полезен учителям, которые проходят уровневые курсы.

 

Автор Рыбалкина Ирина Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 3087
Номер материала 34733
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓