Главная / Информатика / Рефлексивный отчет по методике внедрения модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков

Рефлексивный отчет по методике внедрения модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков

Рефлексивный отчет по методике внедрения модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков Абуевой Н.К.


Критическое мышление (англ. сriticalthinking) - тип мышления, предполагающий аналитический подход к осмыслению, оценке, и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление, как правило, сопровождает процессы рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. всякий раз, когда необходимо установить, чем уверить, что делать и как действовать разумным и рефлексивным способом.

На базовом уровне процесс критического мышления предполагает:

• сбор релевантной информации;

• оценивание и критический анализ доказательств;

• разработку обоснованных выводов и обобщений;

• корректировку предположений и гипотез на основе результатов практического опыта.

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как формирование системы доказательств посредством

наблюдения и слушания, с учетом контекста и применения соответствующих критериев для принятия решений. Поэтому ученикам необходимо предоставить возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации.

Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Все серии последовательных уроков, разработанные с использованием критического мышления имеют высокий обучающий потенциал. Проанализирую серию последовательных уроков по информатике.

На первом уроке «Виды программного обеспечения (лицензионное, условно бесплатное, бесплатное) и правила их использования» на стадии вызова применила прием «Мозгового штурма» для выяснение того, что знают дети о правовой  защите информации и видах компьютерных правонарушений. Я хотела увидеть, как справиться каждая группа и как пройдет обсуждение в группе и тем самым подойти к осознанному изучению темы на протяжении серии уроков. Вторая группа справилась с заданием намного лучше остальных групп, при этом они работали сообща и утверждения которые они подготовили по теме был более содержательным. В первой группе утверждения по теме были написаны недастаточно, презентация кластера не совсем удалась, и пришлось по ходу вносить изменения в определения. Стадия вызова это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. На стадии осмысления, первого урока я использовала групповую работу - заполнение сравнительной таблицы и дала задание группам по видам программного обеспечения (лицензионное, условно бесплатное, бесплатное). Многие ученики испытывали трудности, выполняя это задание, но групповая работа и афиширование правильных определений помогли эти трудности преодолеть. Прием «Ромашка Блума» помог в определить, как учащиеся освоили тему, кто, в какой степени оказался слабее. Были составлены вопросы следующего порядка. Например:

Простые вопросы — Что такое программное обеспечение? Перечислите виды программных обеспечений.

Уточняющие вопросы. 

  • Назовите правила пользования программными обеспечениями

  • Как Вы понимаете – бесплатное программное обеспечение?

Интерпретационные вопросы. 

  • Если пользоваться условно бесплатным программным обеспечением, то какие плюсы и минусы есть в использовании ПО?

Творческие вопросы. 

  • С чем связано привилегия лицензионных ПО?

Практические вопросы. 

  • Скажите где и как вы можете использовать знания о программных обеспечениях?

Оценочные вопросы. 

  • Каково ваше мнение о значимости изучаемой темы?

  • Сравни эффективность применения условно бесплатного ПО и лицензионного ПО

По наблюдениям ответов учащихся могу сказать, что на все вопросы отвечали в основном сильные учащиеся. Где-то приходилось задавать учащимся наводящие вопросы, чтобы направить на правильный ответ. На оценочный вопрос ответила, сильная ученица при этом смогла аргументировать свой ответ своим кластером.

После чего преступила к стадии рефлексии, раздала каждому ученику бланк для того чтобы они работали индивидуально выражая личное мнение по поводу проведенного урока.

В конце урока учащиеся получили домашнее задание с привлечением интернет ресурсов. (реализация ИКТ)

Второй урок: «Обеспечение информационной безопасности средствами операционных систем: защита файлов, защита компьютера» в стадии вызова был проведен тренинг. Встаньте все в круг, сейчас мы проведем с вами тренинг «Ощущение». Вам необходимо встать друг за другом по цепочке, на спине первого я нарисую рисунок, а затем он должен передать ощущения нарисованного другому, и так по цепочки, кто замыкает эту цепочку, рисует свои ощущения на листке бумаги и мы сравниваем с моим рисунком. (рисунок сотового телефона)

После психологической минутки я перешла в основную часть урока, где класс разделила на группы с помощью геометрических фигур. Затем начали работу в группе используя прием «Мозговая атака» - составление кластеров. Первая группа работала над темой «Защита файлов», а вторая группа над темой «Защита компьютера». Группам был предоставлен теоретический материал. Наблюдая за работой групп, сразу выделяешь лидеров, принимающих на себя руководство группой, или отсутствием такового. Группе, лишенной лидера приходилось оказывать поддержку направляя общую работу, инициируя проявление лидерских качеств от неуверенных. Работа над кластером и постером в группах стало любимым занятием моих учеников. Перед защитой работы каждой из групп были предъявлены критерии оценивания, которые заранее проговорили с учащимися. Защита работ проходила очень интересно.

Ребята сами разработали критерии, оценивания постера. Второй этап работы продолжался на компьютере с выполнением практической части темы. Выполнив задание на компьютере, спикеры групп объяснили, как защитить файл и компьютер. Рефлексия: Работа со стикерами. Выставление оценок - самооценивание

Третий урок «Компьютерные вирусы, виды компьютерных вирусов, пути проникновения вирусов в персональном компьютере; меры по защите от вирусов, антивирусные программы» проходил в постоянной постановке проблемных вопросов и мозгового штурма. При этом учащиеся заметно стали лучше рассуждать и пытались, как то аргументировать свои мысли.
Этот урок начался с приема критического мышления
прием «Толстые и тонкие вопросы»- определение степени понимания темы «Компьютерные вирусы». Были составлены вопросы следующего порядка.

Простые вопросы — Что такое вирусы? Какие виды вирусов Вы знаете?

Уточняющие вопросы. 

  • Как появляются компьютерные вирусы

  • Как Вы понимаете – степень заражения компьютеров вирусами?

Интерпретационные вопросы. 

  • Как защититься от компьютерных вирусов? Как пользоваться антивирусными программами?

Творческие вопросы. 

  • С чем связано привилегия лицензионных антивирусных программ?

Практические вопросы. 

  • Скажите где и как вы можете использовать знания о вирусах и антивирусных программах?

Оценочные вопросы. 

  • Каково ваше мнение о значимости изучаемой темы?

  • Сравни эффективность применения антивирусных программ и работу без них

Учащиеся записывали на листе ватмана свои ответы и подойдя к постеру, проверяли верность своих, ответов. После учащиеся с группой выступали со своими шпаргалками, таким образом обучая друг друга. Традиционно эмоционально проходила защита постера. Трудно формулировались вопросы одной команды для другой (особенно толстые на синтез и оценивание). После этого приема продолжилась работа за компьютерами с использованием антивирусных программ проверяя на вирусы флеш-карты, компьютеры, диски

Очень полюбился ученикам этап урока рефлексия. Которую, я провела в виде продолжения фразы с использованием стикеров для выражения полученных новых знаний на уроке и своей работой на уроке

Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...

На четвертом уроке «Параметры безопасности, управление доступом, паролирование». Приемы «Интеллект карта», «Толстые и тонкие вопросы» помогли при систематизации и закреплении изученного материала, взаимообучения. В ходе серии уроков, предложенные приемы оказывались наиболее эффективнее и давали больше результативности по причине заинтересованности самих учащихся.

На стадии рефлексии  происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики взаимооценивают и самооценивают результаты обучения и познания.

В применение на уроках технологии критического мышления можно отмечать лишь положительные стороны. Приемы и методы критического мышления помогают скрасить уроки, развить мышление учащихся, развить интерес к работе с текстом, формировать умение работать в группе, работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания в сотрудничестве, работать с добытыми теоретическими знаниями за компьютером на практике.


Рефлексивный отчет по методике внедрения модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков
  • Информатика
Описание:

Рефлексивный отчет по методике внедрения модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков Абуевой Н.К.

 

Критическое мышление (англ. сriticalthinking) - тип мышления, предполагающий аналитический подход к осмыслению, оценке, и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление, как правило, сопровождает процессы рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. всякий раз, когда необходимо установить, чем уверить, что делать и как действовать разумным и рефлексивным способом.

На базовом уровне процесс критического мышления предполагает:

• сбор релевантной информации;

• оценивание и критический анализ доказательств;

• разработку обоснованных выводов и обобщений;

• корректировку предположений и гипотез на основе результатов практического опыта.

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как формирование системы доказательств посредством

наблюдения и слушания, с учетом контекста и применения соответствующих критериев для принятия решений. Поэтому ученикам необходимо предоставить возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации.

Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Все серии последовательных уроков,  разработанные с использованием критического мышления имеют высокий обучающий потенциал. Проанализирую серию последовательных уроков по информатике.

На первом уроке «Виды программного обеспечения (лицензионное, условно бесплатное, бесплатное) и правила их использования» на стадии вызова применила прием «Мозгового штурма» для  выяснение того, что знают дети о  правовой  защите информации и видах компьютерных правонарушений. Я хотела увидеть, как справиться каждая группа и как пройдет обсуждение в группе и тем самым подойти к осознанному  изучению темы на протяжении серии уроков. Вторая группа справилась с заданием намного лучше остальных групп, при этом они работали сообща и утверждения которые они подготовили по теме был более содержательным. В первой группе утверждения по теме были написаны недастаточно, презентация кластера не совсем удалась, и пришлось по ходу вносить изменения в определения. Стадия вызова это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. На стадии осмысления, первого урока я использовала групповую работу - заполнение сравнительной таблицы и дала задание группам по видам программного обеспечения (лицензионное, условно бесплатное, бесплатное). Многие ученики испытывали трудности, выполняя это задание, но групповая работа и афиширование правильных определений помогли эти трудности преодолеть. Прием «Ромашка Блума» помог в определить, как учащиеся освоили  тему, кто, в какой степени оказался слабее. Были составлены вопросы следующего порядка. Например:

Простые вопросы — Что такое программное обеспечение? Перечислите виды программных обеспечений.

Уточняющие вопросы. 

·   Назовите правила пользования программными обеспечениями

·   Как Вы понимаете – бесплатное программное обеспечение?

Интерпретационные вопросы. 

·         Если пользоваться условно бесплатным программным обеспечением, то какие плюсы и минусы есть в использовании  ПО?

Творческие вопросы. 

  • С чем связано привилегия лицензионных ПО?

Практические вопросы. 

  • Скажите где и как вы можете использовать знания о программных обеспечениях?

Оценочные вопросы. 

  • Каково ваше мнение о значимости изучаемой темы?
  • Сравни эффективность применения условно бесплатного ПО и лицензионного ПО

По наблюдениям ответов учащихся могу сказать, что на все вопросы отвечали в основном сильные учащиеся. Где-то приходилось задавать учащимся наводящие вопросы, чтобы направить на правильный ответ. На оценочный вопрос ответила, сильная ученица  при этом смогла аргументировать свой ответ своим кластером.

После чего преступила к стадии рефлексии, раздала каждому ученику бланк для того чтобы они работали индивидуально выражая личное мнение по поводу проведенного урока.

В конце урока учащиеся получили домашнее задание с привлечением  интернет ресурсов. (реализация ИКТ)

Второй урок: «Обеспечение информационной безопасности средствами операционных систем: защита файлов, защита компьютера» в стадии вызова был проведен тренинг. Встаньте все в круг, сейчас мы проведем с вами тренинг «Ощущение». Вам необходимо встать друг за другом по цепочке, на спине первого я нарисую рисунок, а затем он должен передать ощущения нарисованного другому, и так по цепочки, кто замыкает эту цепочку, рисует свои ощущения на листке бумаги и мы сравниваем с моим рисунком. (рисунок сотового телефона) 

 После психологической минутки я перешла в основную часть урока, где класс разделила на группы с помощью геометрических фигур. Затем начали работу в группе используя прием «Мозговая атака» - составление кластеров. Первая группа работала над темой «Защита файлов», а вторая группа над темой «Защита компьютера». Группам был предоставлен теоретический материал. Наблюдая за работой групп, сразу выделяешь лидеров, принимающих на себя руководство группой, или отсутствием такового. Группе, лишенной лидера приходилось оказывать поддержку направляя общую работу,  инициируя проявление лидерских качеств от неуверенных. Работа над кластером и постером в группах стало любимым занятием моих учеников. Перед защитой работы каждой из групп были предъявлены критерии оценивания, которые заранее проговорили с учащимися. Защита работ проходила очень интересно.  

 Ребята сами разработали критерии, оценивания постера. Второй этап работы продолжался на компьютере с выполнением практической части темы. Выполнив задание на компьютере,  спикеры групп объяснили, как защитить файл и компьютер. Рефлексия: Работа со стикерами. Выставление оценок - самооценивание

Третий урок «Компьютерные вирусы, виды компьютерных вирусов, пути проникновения вирусов в персональном компьютере; меры по защите от вирусов, антивирусные программы» проходил в постоянной постановке проблемных вопросов и мозгового штурма. При этом учащиеся заметно стали лучше рассуждать и пытались, как то аргументировать свои мысли.
Этот урок начался с приема критического мышления прием «Толстые и тонкие вопросы»- определение степени понимания темы «Компьютерные вирусы».  Были составлены вопросы следующего порядка.

Простые вопросы — Что такое вирусы? Какие виды вирусов Вы знаете?

Уточняющие вопросы. 

·   Как появляются компьютерные вирусы

·   Как Вы понимаете – степень заражения компьютеров вирусами?

Интерпретационные вопросы. 

·         Как защититься от компьютерных  вирусов? Как пользоваться антивирусными программами?

Творческие вопросы. 

  • С чем связано привилегия лицензионных антивирусных программ?

Практические вопросы. 

  • Скажите где и как вы можете использовать знания о вирусах и антивирусных программах?

Оценочные вопросы. 

  • Каково ваше мнение о значимости изучаемой темы?
  • Сравни эффективность применения антивирусных программ и работу без них

Учащиеся записывали на листе ватмана свои ответы и подойдя к постеру, проверяли верность своих, ответов. После учащиеся с группой выступали со своими шпаргалками, таким образом обучая друг друга. Традиционно эмоционально проходила защита постера. Трудно формулировались вопросы одной команды для другой (особенно толстые на синтез и оценивание). После этого приема продолжилась работа за компьютерами с использованием антивирусных программ проверяя на вирусы флеш-карты, компьютеры, диски

Очень полюбился ученикам этап урока рефлексия. Которую, я провела в виде продолжения фразы с использованием стикеров для выражения полученных новых знаний на уроке и своей работой на уроке 

 Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...

На четвертом уроке «Параметры безопасности, управление доступом, паролирование».  Приемы «Интеллект карта», «Толстые и тонкие вопросы» помогли при систематизации и закреплении изученного материала, взаимообучения. В ходе серии уроков, предложенные приемы оказывались наиболее эффективнее и давали больше результативности по причине заинтересованности самих учащихся.

На стадии рефлексии  происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики взаимооценивают и самооценивают результаты обучения и познания.

В применение на уроках технологии критического мышления  можно отмечать лишь положительные стороны. Приемы и методы критического мышления помогают скрасить уроки, развить мышление учащихся, развить интерес к работе с текстом, формировать умение работать в группе, работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания в сотрудничестве, работать с добытыми теоретическими знаниями за компьютером на практике.

 

 

Автор Абуева Нургуль Курбановна
Дата добавления 09.02.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 1798
Номер материала 55985
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓