Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРефлексивный отчет по методике внедрения модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков

Рефлексивный отчет по методике внедрения модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков

Скачать материал

Рефлексивный отчет по методике внедрения модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков Абуевой Н.К.

 

Критическое мышление (англ. сriticalthinking) - тип мышления, предполагающий аналитический подход к осмыслению, оценке, и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление, как правило, сопровождает процессы рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. всякий раз, когда необходимо установить, чем уверить, что делать и как действовать разумным и рефлексивным способом.

На базовом уровне процесс критического мышления предполагает:

• сбор релевантной информации;

• оценивание и критический анализ доказательств;

• разработку обоснованных выводов и обобщений;

• корректировку предположений и гипотез на основе результатов практического опыта.

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как формирование системы доказательств посредством

наблюдения и слушания, с учетом контекста и применения соответствующих критериев для принятия решений. Поэтому ученикам необходимо предоставить возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации.

Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Все серии последовательных уроков,  разработанные с использованием критического мышления имеют высокий обучающий потенциал. Проанализирую серию последовательных уроков по информатике.

На первом уроке «Виды программного обеспечения (лицензионное, условно бесплатное, бесплатное) и правила их использования» на стадии вызова применила прием «Мозгового штурма» для  выяснение того, что знают дети о  правовой  защите информации и видах компьютерных правонарушений. Я хотела увидеть, как справиться каждая группа и как пройдет обсуждение в группе и тем самым подойти к осознанному  изучению темы на протяжении серии уроков. Вторая группа справилась с заданием намного лучше остальных групп, при этом они работали сообща и утверждения которые они подготовили по теме был более содержательным. В первой группе утверждения по теме были написаны недастаточно, презентация кластера не совсем удалась, и пришлось по ходу вносить изменения в определения. Стадия вызова это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. На стадии осмысления, первого урока я использовала групповую работу - заполнение сравнительной таблицы и дала задание группам по видам программного обеспечения (лицензионное, условно бесплатное, бесплатное). Многие ученики испытывали трудности, выполняя это задание, но групповая работа и афиширование правильных определений помогли эти трудности преодолеть. Прием «Ромашка Блума» помог в определить, как учащиеся освоили  тему, кто, в какой степени оказался слабее. Были составлены вопросы следующего порядка. Например:

Простые вопросы — Что такое программное обеспечение? Перечислите виды программных обеспечений.

Уточняющие вопросы. 

·   Назовите правила пользования программными обеспечениями

·   Как Вы понимаете – бесплатное программное обеспечение?

Интерпретационные вопросы. 

·         Если пользоваться условно бесплатным программным обеспечением, то какие плюсы и минусы есть в использовании  ПО?

Творческие вопросы. 

  • С чем связано привилегия лицензионных ПО?

Практические вопросы. 

  • Скажите где и как вы можете использовать знания о программных обеспечениях?

Оценочные вопросы. 

  • Каково ваше мнение о значимости изучаемой темы?
  • Сравни эффективность применения условно бесплатного ПО и лицензионного ПО

По наблюдениям ответов учащихся могу сказать, что на все вопросы отвечали в основном сильные учащиеся. Где-то приходилось задавать учащимся наводящие вопросы, чтобы направить на правильный ответ. На оценочный вопрос ответила, сильная ученица  при этом смогла аргументировать свой ответ своим кластером.

После чего преступила к стадии рефлексии, раздала каждому ученику бланк для того чтобы они работали индивидуально выражая личное мнение по поводу проведенного урока.

В конце урока учащиеся получили домашнее задание с привлечением  интернет ресурсов. (реализация ИКТ)

Второй урок: «Обеспечение информационной безопасности средствами операционных систем: защита файлов, защита компьютера» в стадии вызова был проведен тренинг. Встаньте все в круг, сейчас мы проведем с вами тренинг «Ощущение». Вам необходимо встать друг за другом по цепочке, на спине первого я нарисую рисунок, а затем он должен передать ощущения нарисованного другому, и так по цепочки, кто замыкает эту цепочку, рисует свои ощущения на листке бумаги и мы сравниваем с моим рисунком. (рисунок сотового телефона)    

 После психологической минутки я перешла в основную часть урока, где класс разделила на группы с помощью геометрических фигур. Затем начали работу в группе используя прием «Мозговая атака» - составление кластеров. Первая группа работала над темой «Защита файлов», а вторая группа над темой «Защита компьютера». Группам был предоставлен теоретический материал. Наблюдая за работой групп, сразу выделяешь лидеров, принимающих на себя руководство группой, или отсутствием такового. Группе, лишенной лидера приходилось оказывать поддержку направляя общую работу,  инициируя проявление лидерских качеств от неуверенных. Работа над кластером и постером в группах стало любимым занятием моих учеников. Перед защитой работы каждой из групп были предъявлены критерии оценивания, которые заранее проговорили с учащимися. Защита работ проходила очень интересно.  

 Ребята сами разработали критерии, оценивания постера. Второй этап работы продолжался на компьютере с выполнением практической части темы. Выполнив задание на компьютере,  спикеры групп объяснили, как защитить файл и компьютер. Рефлексия: Работа со стикерами. Выставление оценок - самооценивание

Третий урок «Компьютерные вирусы, виды компьютерных вирусов, пути проникновения вирусов в персональном компьютере; меры по защите от вирусов, антивирусные программы» проходил в постоянной постановке проблемных вопросов и мозгового штурма. При этом учащиеся заметно стали лучше рассуждать и пытались, как то аргументировать свои мысли.
Этот урок начался с приема критического мышления
прием «Толстые и тонкие вопросы»- определение степени понимания темы «Компьютерные вирусы».  Были составлены вопросы следующего порядка.

Простые вопросы — Что такое вирусы? Какие виды вирусов Вы знаете?

Уточняющие вопросы. 

·   Как появляются компьютерные вирусы

·   Как Вы понимаете – степень заражения компьютеров вирусами?

Интерпретационные вопросы. 

·         Как защититься от компьютерных  вирусов? Как пользоваться антивирусными программами?

Творческие вопросы. 

  • С чем связано привилегия лицензионных антивирусных программ?

Практические вопросы. 

  • Скажите где и как вы можете использовать знания о вирусах и антивирусных программах?

Оценочные вопросы. 

  • Каково ваше мнение о значимости изучаемой темы?
  • Сравни эффективность применения антивирусных программ и работу без них

Учащиеся записывали на листе ватмана свои ответы и подойдя к постеру, проверяли верность своих, ответов. После учащиеся с группой выступали со своими шпаргалками, таким образом обучая друг друга. Традиционно эмоционально проходила защита постера. Трудно формулировались вопросы одной команды для другой (особенно толстые на синтез и оценивание). После этого приема продолжилась работа за компьютерами с использованием антивирусных программ проверяя на вирусы флеш-карты, компьютеры, диски

Очень полюбился ученикам этап урока рефлексия. Которую, я провела в виде продолжения фразы с использованием стикеров для выражения полученных новых знаний на уроке и своей работой на уроке 

 Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...

На четвертом уроке «Параметры безопасности, управление доступом, паролирование».  Приемы «Интеллект карта», «Толстые и тонкие вопросы» помогли при систематизации и закреплении изученного материала, взаимообучения. В ходе серии уроков, предложенные приемы оказывались наиболее эффективнее и давали больше результативности по причине заинтересованности самих учащихся.

На стадии рефлексии  происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики взаимооценивают и самооценивают результаты обучения и познания.

В применение на уроках технологии критического мышления  можно отмечать лишь положительные стороны. Приемы и методы критического мышления помогают скрасить уроки, развить мышление учащихся, развить интерес к работе с текстом, формировать умение работать в группе, работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания в сотрудничестве, работать с добытыми теоретическими знаниями за компьютером на практике.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рефлексивный отчет по методике внедрения модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рефлексивный отчет по методике внедрения модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков Абуевой Н.К. Критическое мышление (англ. сriticalthinking) - тип мышления, предполагающий аналитический подход к осмыслению, оценке, и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление, как правило, сопровождает процессы рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. всякий раз, когда необходимо установить, чем уверить, что делать и как действовать разумным и рефлексивным способом. На базовом уровне процесс критического мышления предполагает: • сбор релевантной информации; • оценивание и критический анализ доказательств; • разработку обоснованных выводов и обобщений; • корректировку предположений и гипотез на основе результатов практического опыта. Критическое мышление включает развитие таких навыков, как формирование системы доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста и применения соответствующих критериев для принятия решений. Поэтому ученикам необходимо предоставить возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Все серии последовательных уроков, разработанные с использованием критического мышления имеют высокий обучающий потенциал. Проанализирую серию последовательных уроков по информатике. На первом уроке «Виды программного обеспечения (лицензионное, условно бесплатное, бесплатное) и правила их использования» на стадии вызова применила прием «Мозгового штурма» для выяснение того, что знают дети о правовой защите информации и видах компьютерных правонарушений. Я хотела увидеть, как справиться каждая группа и как пройдет обсуждение в группе и тем самым подойти к осознанному изучению темы на протяжении серии уроков. Вторая группа справилась с заданием намного лучше остальных групп, при этом они работали сообща и утверждения которые они подготовили по теме был более содержательным. В первой группе утверждения по теме были написаны недастаточно, презентация кластера не совсем удалась, и пришлось по ходу вносить изменения в определения. Стадия вызова это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. На стадии осмысления, первого урока я использовала групповую работу - заполнение сравнительной таблицы и дала задание группам по видам программного обеспечения (лицензионное, условно бесплатное, бесплатное). Многие ученики испытывали трудности, выполняя это задание, но групповая работа и афиширование правильных определений помогли эти трудности преодолеть. Прием «Ромашка Блума» помог в определить, как учащиеся освоили тему, кто, в какой степени оказался слабее. Были составлены вопросы следующего порядка. Например: Простые вопросы — Что такое программное обеспечение? Перечислите виды программных обеспечений. Уточняющие вопросы. · Назовите правила пользования программными обеспечениями · Как Вы понимаете – бесплатное программное обеспечение? Интерпретационные вопросы. · Если пользоваться условно бесплатным программным обеспечением, то какие плюсы и минусы есть в использовании ПО? Творческие вопросы. С чем связано привилегия лицензионных ПО? Практические вопросы. Скажите где и как вы можете использовать знания о программных обеспечениях? Оценочные вопросы. Каково ваше мнение о значимости изучаемой темы? Сравни эффективность применения условно бесплатного ПО и лицензионного ПО По наблюдениям ответов учащихся могу сказать, что на все вопросы отвечали в основном сильные учащиеся. Где-то приходилось задавать учащимся наводящие вопросы, чтобы направить на правильный ответ. На оценочный вопрос ответила, сильная ученица при этом смогла аргументировать свой ответ своим кластером. После чего преступила к стадии рефлексии, раздала каждому ученику бланк для того чтобы они работали индивидуально выражая личное мнение по поводу проведенного урока. В конце урока учащиеся получили домашнее задание с привлечением интернет ресурсов. (реализация ИКТ) Второй урок: «Обеспечение информационной безопасности средствами операционных систем: защита файлов, защита компьютера» в стадии вызова был проведен тренинг. Встаньте все в круг, сейчас мы проведем с вами тренинг «Ощущение». Вам необходимо встать друг за другом по цепочке, на спине первого я нарисую рисунок, а затем он должен передать ощущения нарисованного другому, и так по цепочки, кто замыкает эту цепочку, рисует свои ощущения на листке бумаги и мы сравниваем с моим рисунком. (рисунок сотового телефона) После психологической минутки я перешла в основную часть урока, где класс разделила на группы с помощью геометрических фигур. Затем начали работу в группе используя прием «Мозговая атака» - составление кластеров. Первая группа работала над темой «Защита файлов», а вторая группа над темой «Защита компьютера». Группам был предоставлен теоретический материал. Наблюдая за работой групп, сразу выделяешь лидеров, принимающих на себя руководство группой, или отсутствием такового. Группе, лишенной лидера приходилось оказывать поддержку направляя общую работу, инициируя проявление лидерских качеств от неуверенных. Работа над кластером и постером в группах стало любимым занятием моих учеников. Перед защитой работы каждой из групп были предъявлены критерии оценивания, которые заранее проговорили с учащимися. Защита работ проходила очень интересно. Ребята сами разработали критерии, оценивания постера. Второй этап работы продолжался на компьютере с выполнением практической части темы. Выполнив задание на компьютере, спикеры групп объяснили, как защитить файл и компьютер. Рефлексия: Работа со стикерами. Выставление оценок - самооценивание Третий урок «Компьютерные вирусы, виды компьютерных вирусов, пути проникновения вирусов в персональном компьютере; меры по защите от вирусов, антивирусные программы» проходил в постоянной постановке проблемных вопросов и мозгового штурма. При этом учащиеся заметно стали лучше рассуждать и пытались, как то аргументировать свои мысли. Этот урок начался с приема критического мышления прием «Толстые и тонкие вопросы»- определение степени понимания темы «Компьютерные вирусы». Были составлены вопросы следующего порядка. Простые вопросы — Что такое вирусы? Какие виды вирусов Вы знаете? Уточняющие вопросы. · Как появляются компьютерные вирусы · Как Вы понимаете – степень заражения компьютеров вирусами? Интерпретационные вопросы. · Как защититься от компьютерных вирусов? Как пользоваться антивирусными программами? Творческие вопросы. С чем связано привилегия лицензионных антивирусных программ? Практические вопросы. Скажите где и как вы можете использовать знания о вирусах и антивирусных программах? Оценочные вопросы. Каково ваше мнение о значимости изучаемой темы? Сравни эффективность применения антивирусных программ и работу без них Учащиеся записывали на листе ватмана свои ответы и подойдя к постеру, проверяли верность своих, ответов. После учащиеся с группой выступали со своими шпаргалками, таким образом обучая друг друга. Традиционно эмоционально проходила защита постера. Трудно формулировались вопросы одной команды для другой (особенно толстые на синтез и оценивание). После этого приема продолжилась работа за компьютерами с использованием антивирусных программ проверяя на вирусы флеш-карты, компьютеры, диски Очень полюбился ученикам этап урока рефлексия. Которую, я провела в виде продолжения фразы с использованием стикеров для выражения полученных новых знаний на уроке и своей работой на уроке Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... На четвертом уроке «Параметры безопасности, управление доступом, паролирование». Приемы «Интеллект карта», «Толстые и тонкие вопросы» помогли при систематизации и закреплении изученного материала, взаимообучения. В ходе серии уроков, предложенные приемы оказывались наиболее эффективнее и давали больше результативности по причине заинтересованности самих учащихся. На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики взаимооценивают и самооценивают результаты обучения и познания. В применение на уроках технологии критического мышления можно отмечать лишь положительные стороны. Приемы и методы критического мышления помогают скрасить уроки, развить мышление учащихся, развить интерес к работе с текстом, формировать умение работать в группе, работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания в сотрудничестве, работать с добытыми теоретическими знаниями за компьютером на практике.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.12.2020 70
    • DOCX 24.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем ПЕТУХОВА ЕЛЕНА АРКАДЬЕВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    ПЕТУХОВА ЕЛЕНА АРКАДЬЕВНА
    ПЕТУХОВА ЕЛЕНА АРКАДЬЕВНА
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71529
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Информатика")

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 296 человек

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 411 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 24 регионов