Главная / Начальные классы / Рефлексивный отчёт об использовании на уроке модуля "Новые подходы в преподавании и обучении"

Рефлексивный отчёт об использовании на уроке модуля "Новые подходы в преподавании и обучении"

Ахметова Сауле Сарыбаевна Портфолио учителя Отчёт А

Группа №4 3-во уровня

Город Костанай 13.05.2014 год


Отчёт А

Рефлексивный отчёт об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков.

(Новые подходы в преподавании и обучении)


Модуль «Новые подходы в обучении» включает в себя педагогические подходы, как «Преподавание и обучение на основе диалога» и «Обучение тому, как учиться». Центральным аспектом в модуле является то, что преподаватели должны сосредоточить всё внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться.

Учителям необходимо: активизировать обучение, а не выступать в качестве контролеров знаний; осознавать, что эффективное обучение возможно в ситуации взаимодействия и сотрудничества; голос ученика должен высоко цениться и ответственность за обучение должна быть разделена; видеть в учениках индивидуальности; принимать тот факт, что получение удовольствия от урока и веселый настрой учащихся являются допустимыми и необходимыми элементами обучения; способствовать тому чтобы обучение было полезным и приятным путешествием, а не рутинной работой. Один из важных компонентов данного модуля - диалоговое обучение. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчёркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию.( Руководство стр.144).

Для меня, как для учителя начальных классов важно научить учеников умения обучаться через диалог, увидеть в своих детях индивидуальность, ценить голос ученика на уроках, способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как помогает:

·выражать ученикам свое понимание темы;

·допускать, что у людей могут быть разные идеи;

·ученикам аргументировать свои идеи;

·учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.

Поэтому на практике я решила на уроках использовать совместную беседу, чтобы научить учеников аргументировать свои идеи, убедиться в том, что ученики станут лучше понимать тему урока, понять,на какой стадии находятся ученики в процессе обучения.

Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики, и тем, когда и как ученики могут говорить. Ученики во многих классах имеют немного прав для разговора. К примеру, некоторые ученики не имеют права сказать учителю: «Это интересная точка зрения». Потому что ученики боятся высказать своё мнение, а вдруг оно ошибочно и учитель не поддержит его. А в модуле «Новые подходы в преподавании и обучении» главным на уроке считается «Голос ученика», даже если его мнение ошибочно, а иногда именно голос ученика помогает учителю осмыслить свою практику. Обычный порядок ведения разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки.

На своих уроках до прохождения курсов я очень редко использовала диалог, не давала возможности детям высказаться, порой сама же и отвечала на поставленные вопросы, тем самым не развивала мышление, речь учащихся .

Александер утверждает, что «беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед».(Руководство стр.145). Я решила опробировать на практике этот модуль через серию последовательных уроков по математике, провести наблюдение и мониторинг результативности обучения.

С точки зрения социоконструктивистской теории мы должны научить учеников учиться, а для этого применять иные методы организации учебной деятельности. Согласно исследованиям Л. Выготского и его последователей, развитие учащихся происходит через вовлечение в диалог.(Руководство для ученика, стр. 144).Поэтому в серии последовательных уроков я организовала выполнение заданий в группах и парах. Ежедневно на всех уроках старалась направить учащихся к формулировке темы и целей урока. Для этого использовала такие задания как: составление фигур, ребус, рассыпанное слово. Поначалу это задание вызвало трудности, но с каждым уроком дети быстрее и активнее включились в этот процесс. На первом уроке математики по теме : «Периметр квадрата и прямоугольника» обучение диалогу происходило через кумулятивную и исследовательскую беседу. Кумулятивную беседу использовала при нахождении Р фигур. Наблюдая в ходе выполнения этого задания за Аделией, которая боится говорить перед всем классом, я убедилась, что работая в группе девочка беседует, предлагает свои идеи. В исследовательской беседе при выполнении задании«Собрать геометрическую фигуру» каждый предлагал уместную информацию. Идеи каждого расценивались как полезные, но проходили тщательную оценку. Участники задали друг другу вопросы, спрашивали и обосновывали то, что сказано. Наблюдая за тем, как проходили обсуждения в группах на начальном этапе своей работы, я увидела проблему в том, что ученики не могут правильно и логически построить свою беседу. Возникает вопрос: как им помочь? Для решения этой проблемы мною были предложены учащимся разговорные карточки, которые помогли бы им правильно формулировать вслух свои мысли.

Например: Почему вы так думаете? Давайте подумаем…Давайте сравним варианты…Какие идеи ещё есть? Я думаю…Я не согласен, потому что…

Я заметила, что применение таких карточек , помогло учащимся давать полные, обоснованные ответы на вопросы, логически строить свою беседу, научила умению доказывать свою точку зрения.

На первом уроке работа в группах прошла тяжело ,так как некоторые ученики не хотели находиться в той или иной группе, не соблюдали правила работы в группе, хотя сами их составляли. Мне, как учителю приходилось напоминать о правилах и их соблюдения.

Следую новым подходам по мере развития обучения учащимся требуется меньше подсказок, посколько развитие процесса обучения и его суть становятся понятными :обучение осуществляется независимо и становится саморегулируемым.

На втором уроке математике по теме «Периметр квадрата и прямоугольника» задания в группах способствовали реализации саморегулируемых стратегий. Особо важными при этой работе были три элемента саморегулируемого обучения (Perry et al,2002)

  • самонаправленность в процессе работы над заданиями;

  • самостоятельное определение учеников проблемы и цели;

  • самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.

На этом уроке уже было заметно, что ученики стали более дружнее, выслушивали друг друга, старались сообща решить проблему.

Трудности возникли при выполнений заданий, многие ученики не понимали ,каким образом выполнить задания. Было сложно, потому что я впервые на уроке использовала такие задания: раздала геометрические фигуры, учащиеся сами должны были определить ,что нужно измерить фигуру, начертить, найти периметр. Данное задание способствовало развитию всех четырёх компонентов саморегуляции: когнитивный(ученик задает вопрос и может дать ответ),мотивационный, социальный(ученик работает совместно с одноклассниками) и эмоциональный (ученик получает удовлетворение от совместной работы и результатов совместного обучения) Наблюдая над учащимися заметила ,что наибольшее затруднения вызвали задания на составление уравнения, используя буквы, знаки, действия. На последующих уроках я продолжу развивать в учениках способность к пониманию ,контролю и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метапознания.

Трудно переоценить роль вопросов в обучении: они, по существу, пронизывают всю обучающую и учебную деятельность. Я пришла к убеждению, что благодаря вопросам у учащихся развивается альтернативное мышление, их познавательные интересы, выдвигаются и формируются различные дидактические и познавательные цели, происходит осмысление учебной информации, выработка убеждений обучаемых, совершенствование организационных форм обучения. В связи с этим на третьем уроке, мною были разработаны вопросы, для оценки понимания материала и развития
 мышления у учащихся на различных этапах одного урока. Я дифференцировала вопросы в соответствии с разными возможностями и разными учениками. Например: вопросы для побуждения необходимы для 
получения первоначального ответа и оказания помощи в его  корректировки. Такие вопросы я задавала вначале урока, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цели и задачи предстоящего урока. Ответы ребят на эти вопросы позволили мне понять, на сколько, внимательно прослушан материал прошлого урока. Диалог в форме игры «Телефон»позволил определить, как учащиеся знают табличное сложение и вычитание чисел. Работа в парах стимулировала детей к деятельности, развивала их диалогическую речь, мышление. На уроке ученики были вовлечены в исследовательскую беседу по проблеме составления задачи по рисунку. Наиболее активными были Илья, Даниил, Кристина. Дети выдвигали свои гипотезы, спорили, слушали друг друга. В результате наблюдения было замечено ,что Максим не участвовал в исследование ,он обиделся, т.к никто не хотел его слушать. Мне пришлось объяснить детям ценность совместной работы, что необходимо уметь выслушивать друг друга и стремиться достичь согласия. На уроке я заметила ,что при работе в паре слабые дети (Алмат, Владислав)стали говорить, отстаивать свое видение. Эти дети боялись выступать на публике. Ребята стали помогать друг другу. Я вижу, что работа в группах укрепила чувство товарищества, взаимопомощи.

На четвертом уроке по теме «Арифметические действия с двухзначными и трёхзначными числами» с помощью различных техник постановки вопросов учащиеся определили тему урока. Задание в группах было направлено на активное вовлечение учащихся в обсуждение, диалог, аргументацию. Учащиеся должны были ,используя равенства 5+3 и 4+2 составить суммы с двухзначными числами. Дети рассматривали точку зрения другого человека способами, стимулирующими развитие и углубление их собственного понимания. Ребята активно работали в группах, смогли аргументировать своё решение. На заключительном этапе урока в качестве рефлексии я предложила ответить на вопросы : «Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Что бы вы могли предложить?»Ответы на эти вопросы позволили мне выявить потребности в обучении некоторых учеников. Так Даниил отметил, что ему понравилось работать по рубрикатору. Максим отметил, что ему понравилось оценивать работу других ребят, с помощью стикеров, смайликов, светофора, солнышка, т.к это позволяет «почувствовать себя немного в роли учителя»

Конечно, не всё ещё получается. Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» имеет свою методику проведения урока, которую я начинаю только осваивать, отсюда недостатки в проведённых мною уроках. Например очень трудно выдерживать паузу после постановки вопроса ,для того ,чтобы дать ребёнку время для ответа, я часто повторяю ответ ученика, считая, что его могут не расслышать одноклассники, если он говорит тихо. Этим самым я лишаю возможности научить детей не только слушать, но и слышать друг друга, то есть сопереживать говорящему.В дальнейшем я планирую освоить в совершенстве идеи данного модуля.

Групповая форма работы, вводные игры, тренинги помогли мне раскрыть своих учеников, увидеть их личностные качества, тонкости характера каждого ученика. Идея модуля «Обучение тому ,как обучаться» «Голос ученика»использовала на каждом уроке ,потому что она позволила мне узнать, что мои ученики думают о происходящем на уроке, каким бы они хотели видеть следующий урок. Когда ученики видели, что я действительно прислушалась к их мнению, это вызвало массу положительных эмоций. Проанализиров свою практику я пришла к выводу, что работа в группах позволила ученикам сблизиться ,научила терпимее относиться друг к другу, умению слышать и слушать друг друга .Теперь я буду планировать свои уроки так, чтобы дать ученикам возможность вступить в диалог. Только через диалог учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, а также диалог помогает мне узнавать , насколько мои ученики усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения. Я увидела, что «Голос ученика» вызывает позитивное отношение не только к обучению, но и к школе в целом. Дети с удовольствием приходили в школу. Также данная идея позволила установить доверие между учителем и учеником. Теперь я знаю, что каждый ребенок уникален по-своему, только нужно правильно найти к нему подход, чтобы он смог раскрыть себя и показать свои возможности .На каждом уроке буду использовать задания, которые помогают развивать умственные и познавательные способности. Также использовать знания, умения, навыки сильных учеников в работе со слабоуспевающимися детьми. Для улучшения своей практики планирую применять предложенный Программой модуль критического мышления через диалог, т.к критическое мышление эффективней обучает детей. Таким образом ,использование новых подходов в преподавании, разработанных НИШ совместно с Кембриджским университетом, позволит сформировать компетентностно-ориентированную личность, в том числе коммуникативную и социально-адаптированную.


5


Рефлексивный отчёт об использовании на уроке модуля "Новые подходы в преподавании и обучении"
  • Начальные классы
Описание:

Модуль «Новые подходы в обучении» включает в себя педагогические  подходы, как «Преподавание и обучение на основе диалога» и «Обучение тому, как учиться». Центральным аспектом в модуле является то, что преподаватели должны сосредоточить всё внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться.

Для меня, как для учителя начальных классов важно научить учеников умения обучаться через диалог, увидеть в своих детях индивидуальность, ценить голос ученика на уроках, способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

Автор Ахметова Сауле Сарыбаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1649
Номер материала 32517
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓