Главная / Русский язык и литература / Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение

Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение

Кудабаева АйшолпанНурановна Портфолио учителя Отчет С

Группа№ 1 3-го уровня

Город Актау 20.11.2013


Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение


Учитель должен быть рельсами, по которым

свободно и самостоятельно движутся вагоны,

получая от них только направление собственного движения.

Л.Выготский


Программа, по которой мы обучаемся, основана на конструктивистской теории. Эта теория показывает, что мы, учителя, уже не можем работать по-старому. Эти курсы заставили нас изменить наши взгляды на преподавание и посмотреть на себя совсем с другой стороны. Я, например, думала, что я опытная, многое знаю, но на самом деле, как показала практика, мне еще предстоит многому научиться. Но я рада этой новизне. Последние годы я задумывалась над тем, как можно заинтересовать учащихся, как добиться хороших результатов. Программа семи модулей, которая основана на конструктивистской теории обучения, перевернули все мои представления о роли и месте учителя при обучении учеников. Это я почувствовала во время своей практики. Конечно, я понимаю, что нам предстоит большая работа, чтобы внести изменения, отказаться от стереотипов. Но, главное, теперь я знаю, к чему буду стремиться, по какому пути мне идти.

Базовый материал, на основе которого проходит обучение, дифференцирован в семь взаимосвязанных модулей, применение которых на практике и должно внести изменения в мою педагогическую деятельность. Программа Кембриджского университета представлена в виде семи модулей:

1.Новые подходы в преподавании и обучении.

2.Обучение критическому мышлению.

3.Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4.Использование ИКТ в преподавании.

5.Обучение талантливых и одаренных детей.

6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

7. Управление и лидерство в обучении.

При разработке серии последовательных уроков я старалась на своих уроках интегрировать все эти модули. Конечно, основное внимание акцентировала на модуле новые подходы в преподавании и обучении, потому что он является ключевым. Серии последовательных уроков провела по литературе в 10 классе с 12-летним обучением. На протяжении четырех уроков мы с учениками изучали тему «А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Первый урок мы посвятили теме «Жизнь и творчество Пушкина». А остальные три урока изучали роман.

Новые подходы в преподавании и обучении включает «обучение через диалог и «обучение тому, как обучаться». Для того, чтобы дети стали самостоятельными, независимыми и конкурентоспособными личностями в современном быстро развивающемся мире, они должны обучиться обучению, т.е. должны научиться самостоятельно добывать знания. Для достижения этой высокой цели программа учит нас проводить уроки в групповой форме, ибо именно в общении со сверстниками, взаимодействуя с ними, вступая в диалог с другими учениками и учителем, ребенок учится адаптироваться в этом, порой жестоком, современном мире. Мы должны помочь понять ученику, что он должен научиться обучению. Наша задача – сосредоточить все внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. С этой целью нам необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Информация передается, но знание и понимание формируются у самого обучающегося, и преподаватель должен оказывать помощь в этом процессе. На уроках дети должны активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть обучения. (Руководство для учителя. 138 -140 стр.). Исходя из этого, все свои серии последовательных уроков построила в форме групповой работы, парной работы. В процессе такой работы я видела, как дети стали оживленными, как им нравилось работать в группе, в паре. Я в основном наблюдала за этим процессом, вмешивалась только тогда, когда нужно было что-то корректировать, помочь в чем-то. Были трудности во времени, иногда детям не хватало времени на выполнение задания. Но все это поправимое дело, я уверена, что постепенно дети научатся таким темпам работы, придерживаться правил работы в группе. Как утверждает Александер, беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики ( а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования(Руководство для учителя стр.145).

Каждый учитель 21 века, которого считают компетентным, должен уметь работать с ИКТ, знать и уметь пользоваться вспомогательными средствами преподавания(видео, сетевые материалы, цифровые средства массовой информации и пр.). Я по своей практике знаю, что без этих вспомогательных средств современный урок для «современных» детей преподнести очень трудно. Наши дети очень хорошо владеют цифровыми технологиями, и им интересно обучаться, используя современные средства. Я могу сказать о себе, что достаточно владею пользованием ИКТ. В данное время я могу сама готовить презентации своих уроков, включать туда разные видеоролики, работать в Интернете. И при проведении серии последовательных уроков этот модуль работал активно. Подача урока в слайдах через интерактивную доску, добывание нужной информации детьми в Интернете, пользуясь компьютерами, ноутбуками, сотовыми телефонами, включенных в Wi-Fi модем, использование для наглядности видео и аудио материалов, создание учащимися презентации темы в PowerPoint – это далеко неполный перечень возможностей эффективного преподавания с помощью ИКТ. И при проведении серии последовательных уроков этот модуль показал свою эффективность. Все свои уроки я провела в кабинете информатики, оснащенным всей необходимой информационной технологией для успешного проведения урока. Для выполнения групповых заданий ученики пользовались интернетом, искали материалы по темам «Жизнь и творчество Пушкина», «Роман «Евгений Онегин»». Ребятам были показаны на уроках фрагменты из фильма «Евгений Онегин»(1999 г), на презентациях уроков различные иллюстрации по темам. Таким образом, использование ИКТ и умелое ее применение в учебном процессе – это еще один важный элемент успешного урока.

Еще один ключевой модуль, который, как мне кажется, сильно интегрирует с новыми подходами в преподавании и обучении, помогает научить учащихся критически мыслить, анализировать, оценивать, осмысливать, - это модуль обучения критическому мышлению. Критическое мышление-это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Учащийся в процессе обучения сам строит этот процесс, сам следит за своим развитием, сам определяет конечный результат. Уроки, основанные на обучении критическому мышлению, способствуют развитию литературного языка, обогащению словарного запаса и грамотного строя речи учащихся. Прививать такие навыки, помогают приемы и методы критического мышления. С приемами и методами обучения критическому мышлению раньше я была немного знакома. На своих уроках я часто применяла прием составление кластера, мозговой штурм. Но, обучаясь на курсах, я узнала, что существует еще очень много интересных приемов и методов этой технологии. Я стала искать материалы в Интернете, читать литературу и выбирала для себя наиболее нужные, эффективные из них. На своих уроках я применяла верные и неверные утверждения, толстые и тонкие вопросы, синквейны, кластеры и т.д. Все свои серии последовательных уроков я построила на трех этапах технологии критического мышления. Конечно, на четырех уроках невозможно сразу научить учеников критически мыслить. Главное, что этот процесс начался. Целью моих уроков было развитие умения критического мышления, умение взаимодействовать в группе, умение самостоятельно добывать информацию и ее осмысливать. На первом этапе вызова я старалась побудить у учащихся интерес и мотивировать к уроку, к изучаемой теме, определить знания, которые они уже имеют по этой теме. Здесь я использовала приемы верные и неверные утверждения, мозговой штурм, которые помогают учителю узнать, какие знания имеют ученики по данной теме и мотивировать их к дальнейшему изучению темы. На этапе осмысления использовала приемы чтение с остановками, заполнение сравнительной таблицы, заполнение таблицы ЗУХ, зигзаг (джигсо). На стадии рефлексии чаще всего ученики составляли кластеры, синквейны по изученной теме. Теперь в будущем в своей работе я буду стараться пробовать и другие стратегии этой технологии, которая помогает учащимся стать самостоятельными, самомотивированными, увлеченными. Тем более при внедрении этого модуля само собой и другие модули интегрируют с ним.

Самым и необычным для меня был модуль оценивания для обучения и оценивания обучения. Обычно до этого всегда оценивала я сама в конце урока. На моих уроках отсутствовала обратная связь. На практике на уроках я с интересом внедрила этот модуль. Частью оценивания учащихся стало самооценивание и взаимооценивание. Ученики учились оценивать свою работу, оценивать работу других своих сверстников. Конечно, ученикам еще предстоит научиться объективности при оценивании, в разработке критериев оценивания. Критерии самооценивания и взаимооценивания ученики совместно составляли со мной. Для оценивания я применяла различные листы успеха, листы самооценивания. Взаимооценивание чаще всего происходили на уроке в устной форме. Эксперты групп в течение урока наблюдали за работой членов своей группы и в конце урока давали оценку их работам. Мне еще в будущем предстоит основательно работать над этим модулем, придумать различные приемы самоооценивания учащихся, поработать над навыками учащихся составлять критерии оценивания. Несомненно то, что оценивание для обучения, т.е. формативное оценивание, играет важную роль в продвижении ученика вперед, к дальнейшему совершенствованию. Использование этого модуля помогает нам, учителям, определить, на каком этапе обучения находятся наши ученики, учитывать уровень понимания учащихся.

Модуль «Обучение талантливых и одаренных» связан с модулем «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников».Не скрою, у меня были трудности при внедрении модуля «Талантливые ученики и одаренные ученики». Одаренные ученики, по –моему, это и есть способные ученики по нашему предмету, а талантливые –творчески ярко выраженные дети. Каждый ребенок имеет право развивать свои способности и таланты, развивать свои творческие способности, ведь в каждом ребенке есть что-то неповторимое, есть свое «Я». Поэтому в каждом учителе должен выработаться инклюзивный подход в образовании. Все дети имеют право самовыражаться. После осмысления этого модуля на третьем этапе, после обсуждении с коллегами, я пришла к выводу, что теперь на уроках буду продумывать такие задания, которые помогут выявить одаренных и талантливых учащихся. Я, конечно, на своих последовательных уроках давала усложненные задания для способных, одаренных учеников. А вот задания для талантливых учеников не учла. Но все еще впереди, в будущем я постараюсь учесть свои ошибки и исправить их в лучшую сторону. На своих уроках я старалась создавать благоприятную атмосферу сотрудничества для продуктивной и творческой работы учащихся, задания разрабатывала и дифференцировала с учетом возрастных особенностей учеников старшеклассников.

Модуль «Управление и лидерство в обучении» я стала внедрять с самых первых дней своей практики. Многие мои коллеги давно интересовались идеями этих курсов. Я стала объяснять им то, что я сама узнала на этих курсах. Некоторые мои коллеги обращались ко мне с просьбой в оказании методической помощи в проведении урока нового формата. Эти уроки, проведенные по моим рекомендациям, были успешными. Это уже послужило толчком для дальнейшего распространения идей программы. Я думаю, что именно в этом заключается лидерские качества учителя – делиться профессиональным опытом со своими коллегами. Интерес обучению на данных курсах повышения квалификации повысился. Таким образом, мы учителя будем стремиться системно следовать целям улучшения преподавания и обучения в школах, т.е. больше вовлекать участников в этот процесс (учителя, обучающиеся, родители, школа в целом), совместно обучающихся по совершенствованию практики. Проведенная в школе практика показала, насколько эффективно работать по идеям новой программы, внедряя ее семь чудесных модулей. Эти модули делают урок для детей праздником, позволяют раскрыться всем, вооружают детей умениями и навыками, которые им понадобятся в жизни, помогают учителю повысить интерес к своему предмету, совершенствовать свою педагогическую деятельность.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что программа курса, основанная на конструктивистском преподавании, положительно повлияла на мою педагогическую деятельность. Я узнала много важных вещей, которые помогут мне и моим коллегам качественно изменить свое профессиональное понимание в воспитании молодежи с развитым критическим мышлением, позволяющему им использовать свои знания в жизненных ситуациях. А также развивать необходимые навыки и адекватное понимание различного рода явлений и ситуаций, что придаст им уверенность и обеспечит успешность в стремительно меняющемся мире. Мы должны все свое внимание сосредоточить на обучении личности ученика, способного к саморегуляции, к систематическим размышлениям над своим обучением, критическому осмыслению имеющегося багажа знаний в контексте окружающего мира. Проведенный месяц практики в школе показал жизненность этой программы. Семь модулей, на которых базируется программа, является стержневым подходом в процессе обучения.



Использованная литература:

Руководство для учителя

Рефлексивный дневник

Интернет ресурсы







6


Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение
  • Русский язык и литература
Описание:

Базовый материал, на основе которого проходит обучение, дифференцирован в семь взаимосвязанных модулей, применение которых на практике и должно внести изменения в мою педагогическую деятельность. Программа  Кембриджского университета представлена в виде семи модулей:

1.Новые подходы в преподавании и обучении.

2.Обучение критическому мышлению.

3.Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4.Использование ИКТ в преподавании.

5.Обучение талантливых и одаренных детей.

6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

7. Управление и лидерство в обучении.

Автор Кудабаева Айшолпан Нурановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3256
Номер материала 52762
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓