Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыРефлексивный отчет о процессе планирования развития школы

Рефлексивный отчет о процессе планирования развития школы

Скачать материал

Рефлексивный отчет

о процессе планирования развития школы, предполагающего постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы  критериев успешности, наличие соответствующих графиков, диаграмм

 

 Разработав план развития школы на период практики,   я обозначила следующую тему, в направлении которой я собираюсь вносить изменения: «Применение новых подходов в обучении  для развития навыков саморегулируемого обучения».                          

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в котором меняются и приоритеты образования.  С развитием новых технологий быстро устаревают знания или их просто  бывает недостаточно, чтобы считать себя компетентным человеком.  Следовательно,  возникает потребность не только уметь приобретать и использовать эффективно знания, но и овладеть арсеналом средств, для их пополнения и обновления. От степени развития  навыков самообучения, самоконтроля, самооценивания, коммуникативных навыков  может напрямую зависеть будущее самоопределение ученика.   Проблема: обучение не изолированный навык - для развития компетенций, необходимых ученикам в процессе обучения необходимо развивать  метопознание.             

    Я определила основную цель своей работы - внедрение саморегулируемого обучения в учебный процесс.

   Перри (2002) определил три  составляющие саморегулируемого  обучения: самостоятельность в процессе выполнения заданий, самостоятельное определение учеником проблемы и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения цели и решения проблем. (Руководство для учителя. Первый (продвинутый уровень).

 Опираясь на результаты исследования Перри, ожидаемыми результатами я вижу: внедрение учителями саморегулируемого обучения на уроках, учащиеся самонаправлены в процессе выполнения задания; самостоятельно определяют проблемы и цели; самостоятельно выбирают стратегии для достижения цели и проблем.

       Критерием успешности будет являться  результаты работы в исследуемом классе - дети обладают высокой степенью понимания того, как учиться, могут самостоятельно выполнять сложную работу.

Грамотно выбранные  подходы, признанные в мировой практике  продвинут процесс перехода к преобразованию в моей школе.

Основные инструменты для достижения поставленной цели: менторинг, коучинг, Lesson Study и подходы: исследование в действии на базе школы-лицея и  конструктивистский подход.

Как бы ни тяжело бывает ломать стереотипы профессионального сознания педагогов, но, я думаю, новые стратегии будут эффективны и результативны не только в период моей  практики, но и  в дальнейшем.

Действуя на  основании  плана   в период прохождения практики  в школе, в первый же день  я провела беседу с директором школы. При разговоре с руководителем ознакомила его с планом практики, стараясь довести суть  нового проекта, свою миссию в этой школе. Было очень приятно положительное отношение руководителя к моей информации, ведь доброжелательный настрой, понимание целей и поддержка придает уверенность. Мы обсудили ближайшие планы работы. Во всех своих запланированных делах я получила одобрение.

 В первые дни была намечена работа с документацией школы, сбором информации о текущем положении дел.      Анкетирование учителей предполагало  исследование готовности педагогов к инновациям, определение уровня новаторства в коллективе и барьеров препятствующих освоению инноваций.  Результаты анализа ответов показали,  что  уровень сплоченности  коллектива,  рассчитываемый по методике Сишора выше  среднего, коллектив имеет высокий уровень инновационного потенциала. Но вместе с тем, существует необходимость  работы в повышении теоретических знаний учителей о новых подходах в образовании, оказании  помощи  в  процессе преподавании.

Одним из пунктов плана практики было проведение  анкетирования родителей, в котором я хотела узнать  их мнение в отношении школы, а также их позицию  в процессе образования и воспитания детей. Мнение родителей существенно  важно, при внедрении новшеств. Родители должны быть в курсе того, что происходит на уроках и в школе в целом, во многих вопросах они могут оказать мощную поддержку.  Но бывает, что без грамотного разъяснения каких-либо ситуаций они могут наоборот тормозить процесс, направляя жалобы  в различные инстанции. Такое, к сожалению, очень часто наблюдается в настоящее время.

       Намеченное выступление на совещании   предполагало подготовку презентации, ознакомление с результатами   анкет. Педагоги школы были доступно ознакомлены с содержательным аспектом, главными  идеями и значимостью  внедрения новых подходов в образовании.

Так как школа открыта в текущем учебном году и работающие учителя проходили в других школах курсы третьего уровня,  то ещё никто не знакомил подробно коллектив с новыми веяниями в образовании. Я рассказала об основных  целях и задачах  Программы курсов первого, второго и третьего  уровня, разработанных Центром педагогического мастерства совместно с факультетом образования Кембриджского университета. Остановилась на том, что  основой является конструктивистская теория обучения, что цель программы - помочь нам, учителям-практикам, пересмотреть наши  взгляды на обучение детей,  помочь учителям оценить свою работу, продолжить обучать школьников  по-новому. Знакомство с содержанием семи модулей программы расширили взгляд на программу.  Поделилась своими впечатлениями, что мне лично эти курсы дали очень многое в плане личностного и профессионального  роста, ведь изучению нам был предложен большой багаж  теоретического материала, различные практические советы и материалы (видеоролики, презентации и многое другое). Кроме того мне представилась возможность знакомства с интересными и умными людьми, которые вместе со мной проходят курсы  - учителями города Астаны.

 Педагоги школы были приглашены для дальнейшего знакомства  с новыми подходами  на  запланированные менторинги  и  коучинги.

После совещания учителя по-разному  отреагировали на информацию. Кто-то с интересом подходил и спрашивал о предстоящей работе, кто-то высказал мнение, что это очередная реформа, которая ни к чему не приведет. Но  самое главное, что основная часть коллектива отнеслась  позитивно и  приняла активное участие в проведении  коучингов.

Составление SWOT – анализа  «Оценка возможностей школы»  заставило серьезно задуматься над сильными и слабыми сторонами деятельности учебного заведения, над угрозами,  возможностями и  перспективами улучшения деятельности.

  Я наметила для себя, по каким направлениям я могу внести изменения в работе школы на ближайшее время в период практики и в дальнейшей работе.

Следующим шагом в моей работе было проведение организационного совещания с учителями третьего уровня. Я  познакомила их со своим планом развития на период практики и предложила принять активное участие. Нами было запланировано провести три коучинга на темы:  «Саморегулируемое обучение», «Диалогическое обучение», «Критическое мышление». Так как коллектив у нас достаточно большой, более девяноста учителей, то коучинг «Диалогическое обучение»  мы запланировали провести  для двух групп учителей, работающих в начальном звене и для среднего и старшего звена.

С большим интересом было воспринято предложение принять участие в проведении Lesson study. Причем не только заинтересовались учителя прошедшие курсы, но и еще не знакомые с этой методикой исследования учебного процесса в действии. Нам удалось провести два урока - урок истории в среднем звене и русского языка в казахских классах в начальном звене. Процесс менторства я осуществляла с учителем истории закончившим курсы  третьего уровня.

Таким образом, удалось внести преобразования в учебно-методическую  работу школы. Эти изменения, которые мы начали вносить в практику обучения и преподавания, были новы, свежи, еще незнакомы коллективу.  В процессе  эффективной совместной деятельности учителя увидели новые формы обмена опытом, новые  пути совместного решения проблем. Можно сказать, что запустился процесс изменения сознания педагогов, ведь будучи членом администрации при посещении уроков чаще приходилось видеть  уроки, где ученики были просто пассивными слушателями при объяснении новой темы, а методические семинары состояли из серии докладов.

У учителей, прошедших курсы, я поинтересовалась,  на какой стадии находится разработка краткосрочного планирования.  Целью личной беседы с педагогами  являлось  формирование осознания ими  способов интеграции передовых  идей в своей практике. К сожалению,  учителя не разрабатывают планирование, включая все модули. Большинство пишут поурочные планы постаринке.  Причину этого я вижу в том, что нет целостного видения внедрения в учебный процесс новых подходов, часть  учителей затрудняются правильно формулировать цели урока,  выбирать стратегии  обучения, разрабатывать критерии оценивания.  Ну и конечно нет должного контроля со стороны администрации. Я отметила для себя, что на следующий год при возможности надо приказом обязать  разработку среднесрочного планирования, закрепить экспериментальный   класс за каждым из учителей, закончившим курсы, в котором будут отслеживаться результаты внедрения новых подходов, ну и, конечно же, необходимо оказать всестороннюю поддержку и помощь.  При профессиональной  беседе с преподавателями  критериями успешности работы по разработке среднесрочного планирования было определено: умение педагогами ставить  цели обучения, правильно находить  формы работы, используемые при активном обучении, оценивать  результаты обучения,  включая формативное оценивание, охвачивание  обучением  всех  без исключения учащихся.

Следующим этапом моей работы было определение своего менти. Учитель истории, К.Б., согласившийся стать моим менти, обрадовался, что ему придется работать со мной. Он объяснил это тем, что появился стимул работать, когда рядом есть поддержка. Процесс менторства мы запланировали на понедельники, в этот день и на следующий день у нас  было минимальное число уроков, поэтому не торопясь и продуктивно  можно было побеседовать и поработать.  Целью проведения менторингов является установление отношений с подопечным, в ходе  которых педагог  будет выслушан и направлен на решение возникающих проблем. Вместе с К.Б. мы еще раз проработали теоретический материал третьего базового уровня, я познакомила его с основным содержанием моих курсов. Ему лично было интересно, в чем их принципиальное отличие. Я поделилась с ним своими наработками:  приемами, активными методами  и стратегиями эффективного урока. Затем наметили тему урока Lesson study. К.Б. сам изъявил желание  провести коучинг, вместе с ним мы вы наметили тему и цели коучинга.

Получилось так, что после проведения первого Lesson study с менти,  педагог с большим  стажем работы С.К., которая позитивно относится ко всем нововведениям в образовании,  предложила вместе с ней создать творческую группу по разработке её урока в начальном звене. Еще одной учительнице третьего уровня я предложила попробовать себя в роли коуча, она с удовольствием приняла мое предложение.

   Таким образом, вокруг нас организовались две группы коллег: первая по разработке коучингов,  вторая по разработке Lesson study.

Цель организации коучингов – подтолкнуть учителей к анализу, размышлениям и дальнейшим  действиям, которые помогут  им  достичь высоких результатов в своей работе.   Результатами внедрения в план школы коучингов и менторингов являются: формирование готовности у менее квалифицированных учителей к оказанию помощи самому себе, к поиску своих собственных решений проблем (Oxley, 2003), результативные методы и качественная практика обучения и преподавания.  Критерии успешности следующие: подопечные менти и коучи  находят  свои пути  решения проблем, определяют реально достижимые цели и планируют способы их достижения, при этом присутствует и отслеживается динамика в преобразовании практики преподавания, происходит постоянная рефлексия деятельности.

Размышляя о новых для меня и учителей  стратегиях, коучинге и менторинге хочется сказать, что выбирать какая из них эффективнее затруднительно, они обе стали  грамотными инструментами, и достаточно  хорошо дополняют друг друга. Беседа ментора с подопечным  придает уверенность и способствует беспрепятственному и  безболезненному решению возникающих проблем. А если менторинг удался, то он является  залогом  успешного и грамотного коучинга.

     Будучи ответственной в школе за учебно-воспитательную  работу  я чувствовала необходимость  в выходе на более продвинутый уровень организации школьного процесса, но вместе с тем я испытывала проблемы в выборе эффективных инструментов. С применением  на практике коучинга, менторинга и Lesson Study и анализом  промежуточных результатов, я очень рада,  что,  наконец,  нашла решение проблемы.

     Хотя в нашей школе начиная с пятого,  есть лицейские классы, где в большинстве учатся дети посильнее, для проведения  Lesson Study были выбраны средние по уровню знаний  классы, шестой и третий. Планировали и отслеживали результаты Lesson Study две группы.

      Целями проведения наших  Lesson Study мы определили следующие: усовершенствование  школьной практики путем изучения процесса обучения учеников, эффективное применение стратегий для повышения  уровня знаний учащихся по предметам: истории Казахстана и русскому языку в классах с казахским языком обучения.   

    Результаты, намеченные для педагогов: совместно  группа учителей учится  планировать, наблюдать, анализировать процесс  обучения и преподавания,  документально излагать  свои выводы, делится результатами  использования подхода  с коллегами. Критерии успешности таковы: учителя внедряют в своей практической деятельности  саморегулируемое обучение, совершенствуют на уроках эффективные  педагогические подходы, знают, как организовать обучение, чтобы оно в результате содействовало гармонизации деятельности  школы.

В период практики для реализации взаимодействия, обучения и обмена информацией в социальной  сети было создано сообщество педагогов школы, прошедших уровневые курсы.   Целью создания сообщества  является подключение учителей школы  к  совместному  обучению, представлению и обсуждению результатов работы, создание коллаборативной среды.  Результаты нашей  работы:  на странице в сети мы начали  размещать материалы и наработки педагогов по модулям программы, разработки проведенных коучингов, менторингов, Lesson Study, исследования в действии.

Критериями успешности работы на страницах сообщества  на начальном этапе является: количество проводимых  и размещенных мероприятий, вовлечение других коллег,  уверенное использование учителями  возможностей взаимодействия в  сети  для решения возникающих  проблем и достижения поставленных  целей.

Конечно, все изменения являются очень важными  в процессе обучения новым видам мыслительной деятельности, но они требуют времени. Я прекрасно понимаю, что завтра же мои коллеги не кинуться  применять новые подходы в своей работе, это не реально, но они уже сейчас постепенно  переосмысливают  свою деятельность в школе. Ведь  «капля и камень точит», через процессы  коучинга и менторинга, участие в Lesson study происходит  знакомство   с новыми подходами в обучении.

      Самое главное, что в настоящий момент сложилась  команда, осуществляющая одно дело  и совместные исследования. Я думаю учителя, работавшие в сложившихся группах,  остались довольны своей  коллегиальной деятельностью проходившей  в течение месяца, для них он показался результативным. По результатам рефлексии на последнем коучинге  они указывают, что в ходе  совместной работы  получили ответы на вопросы как усовершенствовать процесс преподавания, сделать его интересным и главное результативным. В своих листочках обратной связи они пишут, что  стали на каждом уроке заострять  внимание на  постановке цели каждого этапа, проблемы и выбору стратегий. Серьезней стали  подходить к разработке критериев оценки, внедрять формативное оценивание, стараться   четко знать, как внедрять в процессе урока составляющие саморегуляции.

 

 


 

План проведения менторинга

Цель: в ходе организации менторинга (процесс, в ходе которого ментор добровольно делится своим опытом с коллегой) определить пути повышения учебной мотивации учащихся.

 

Мероприятие

Цель

Ожидаемый результат

Сроки

Выбор менти

Побуждение самосознания менти и его мобилизация, направленная на развитие.

Установление доверительных отношений и позитивных

1 неделя

Профессиональная беседа

Предварительное определение профессиональных барьеров в преподавании и пути их решения

Составлены анкеты для учащихся, с целью прогнозирования уровня и мотивов активности на уроке

1 неделя

Посещение уроков менти

Наблюдение за учащимися

Наставник отметит образовательные стратегии, используемые менти и реакцию учащихся 

2 неделя

Обратная связь после урока с менти

В ходе доверительной беседы выявляем «+» и «-» в обучении и преподавании менти.

Обсуждение новых методов обучения

2 неделя

Составление и одобрение плана личного развития менти

Определить  цели, которые менти хочет  достичь.  

Определение направления дальнейшей деятельности менти с использованием 7 модулей Программы

2 неделя

Посещение уроков ментора

Наблюдения для обмена опытом

подопечный обращается с вопросами или сомнениями

Профессиональная беседа

3 неделя

Разработка памяток для использования в практической деятельности (н\р, «Кластер», «Мозговой штурм», «Толстые и тонкие вопросы», «Приемы для формирования групп» и т.д.)

Оснащение менти необходимыми ресурсами по трансляции в его практику новых подходов и идей Программы

Профессиональный рост

3 неделя

Разработка плана урока менти.

Постановка смарт-целей на урок менти. Практическая помощь.

Организация  учебной деятельности учащихся с целью  саморегуляции

4 неделя

Проведение урока менти и наблюдение ментора

Внедрение в практику новых подходов в преподавании и обучении. Наблюдение за динамикой деятельности учащихся

Активная работа всех учеников

4 неделя

Анализ уроков менти с применением конструктивной критики (видео фрагмент урока)

Диагностика динамики изменений педагогической практики менти, определение положительных и отрицательных моменты, постановка дальнейших смарт-целей

Профессиональное сотрудничество

4 неделя

Самостоятельная разработка плана урока менти  

Трансляция ответственности самостоятельности и ответственности в принимаемых решениях. 

Применение новых методов и подходов в обучении

5 неделя

Проведение совместной  коуч-сессии

Характеристика процесса менторинга, результаты наставничества

Педагогическая рефлексия

5 неделя

Создание плана менторинга на будущее.

Выработка совместной стратегии менторинга в дальнейшем

Мотивация учащихся на саморегуляцию

6 неделя

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рефлексивный отчет о процессе планирования развития школы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рефлексивный отчет

о процессе планирования развития школы, предполагающего постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы  критериев успешности, наличие соответствующих графиков, диаграмм

 

 Разработав план развития школы на период практики,   я обозначила следующую тему, в направлении которой я собираюсь вносить изменения: «Применение новых подходов в обучении  для развития навыков саморегулируемого обучения».                          

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в котором меняются и приоритеты образования.  С развитием новых технологий быстро устаревают знания или их просто  бывает недостаточно, чтобы считать себя компетентным человеком.  Следовательно,  возникает потребность не только уметь приобретать и использовать эффективно знания, но и овладеть арсеналом средств, для их пополнения и обновления. От степени развития  навыков самообучения, самоконтроля, самооценивания, коммуникативных навыков  может напрямую зависеть будущее самоопределение ученика.   Проблема: обучение не изолированный навык - для развития компетенций, необходимых ученикам в процессе обучения необходимо развивать  метопознание.             

    Я определила основную цель своей работы - внедрение саморегулируемого обучения в учебный процесс.

   Перри (2002) определил три  составляющие саморегулируемого  обучения: самостоятельность в процессе выполнения заданий, самостоятельное определение учеником проблемы и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения цели и решения проблем. (Руководство для учителя. Первый (продвинутый уровень).

 Опираясь на результаты исследования Перри, ожидаемыми результатами я вижу:внедрение учителями саморегулируемого обучения на уроках, учащиеся самонаправлены в процессе выполнения задания; самостоятельно определяют проблемы и цели; самостоятельно выбирают стратегии для достижения цели и проблем.

       Критерием успешности будет являться  результаты работы в исследуемом классе - дети обладают высокой степенью понимания того, как учиться, могут самостоятельно выполнять сложную работу.

Грамотно выбранные  подходы, признанные в мировой практике  продвинут процесс перехода к преобразованию в моей школе.

Основные инструменты для достижения поставленной цели: менторинг, коучинг, LessonStudy и подходы: исследование в действии на базе школы-лицея и  конструктивистский подход.

Как бы ни тяжело бывает ломать стереотипы профессионального сознания педагогов, но, я думаю, новые стратегии будут эффективны и результативны не только в период моей  практики, но и  в дальнейшем.

Действуя на  основании  плана   в период прохождения практики  в школе, в первый же день  я провела беседу с директором школы. При разговоре с руководителем ознакомила его с планом практики, стараясь довести суть  нового проекта, свою миссию в этой школе. Было очень приятно положительное отношение руководителя к моей информации, ведь доброжелательный настрой, понимание целей и поддержка придает уверенность. Мы обсудили ближайшие планы работы. Во всех своих запланированных делах я получила одобрение.

 В первые дни была намечена работа с документацией школы, сбором информации о текущем положении дел.      Анкетирование учителей предполагало  исследование готовности педагогов к инновациям, определение уровня новаторства в коллективе и барьеров препятствующих освоению инноваций.  Результаты анализа ответов показали,  что  уровень сплоченности  коллектива,  рассчитываемый по методике Сишора выше  среднего, коллектив имеет высокий уровень инновационного потенциала. Но вместе с тем, существует необходимость  работы в повышении теоретических знаний учителей о новых подходах в образовании, оказании  помощи  в  процессе преподавании.

Одним из пунктов плана практики было проведение  анкетирования родителей, в котором я хотела узнать  их мнение в отношении школы, а также их позицию  в процессе образования и воспитания детей. Мнение родителей существенно  важно, при внедрении новшеств. Родители должны быть в курсе того, что происходит на уроках и в школе в целом, во многих вопросах они могут оказать мощную поддержку.  Но бывает, что без грамотного разъяснения каких-либо ситуаций они могут наоборот тормозить процесс, направляя жалобы  в различные инстанции. Такое, к сожалению, очень часто наблюдается в настоящее время.

       Намеченное выступление на совещании   предполагало подготовку презентации, ознакомление с результатами   анкет. Педагоги школы были доступно ознакомлены с содержательным аспектом, главными  идеями и значимостью  внедрения новых подходов в образовании.

Так как школа открыта в текущем учебном году и работающие учителя проходили в других школах курсы третьего уровня,  то ещё никто не знакомил подробно коллектив с новыми веяниями в образовании. Я рассказала об основных  целях и задачах  Программы курсов первого, второго и третьего  уровня, разработанных Центром педагогического мастерства совместно с факультетом образования Кембриджского университета. Остановилась на том, что  основой является конструктивистская теория обучения, что цель программы - помочь нам, учителям-практикам, пересмотреть наши  взгляды на обучение детей,  помочь учителям оценить свою работу, продолжить обучать школьников  по-новому. Знакомство с содержанием семи модулей программы расширили взгляд на программу.  Поделилась своими впечатлениями, что мне лично эти курсы дали очень многое в плане личностного и профессионального  роста, ведь изучению нам был предложен большой багаж  теоретического материала, различные практические советы и материалы (видеоролики, презентации и многое другое). Кроме того мне представилась возможность знакомства с интересными и умными людьми, которые вместе со мной проходят курсы  - учителями города Астаны.

 Педагоги школы были приглашены для дальнейшего знакомства  с новыми подходами  на  запланированные менторинги  и  коучинги.

После совещания учителя по-разному  отреагировали на информацию. Кто-то с интересом подходил и спрашивал о предстоящей работе, кто-то высказал мнение, что это очередная реформа, которая ни к чему не приведет. Но  самое главное, что основная часть коллектива отнеслась  позитивно и  приняла активное участие в проведении  коучингов.

Составление SWOT – анализа  «Оценка возможностей школы»  заставило серьезно задуматься над сильными и слабыми сторонами деятельности учебного заведения, над угрозами,  возможностями и  перспективами улучшения деятельности.

  Я наметила для себя, по каким направлениям я могу внести изменения в работе школы на ближайшее время в период практики и в дальнейшей работе.

Следующим шагом в моей работе было проведение организационного совещания с учителями третьего уровня. Я  познакомила их со своим планом развития на период практики и предложила принять активное участие. Нами было запланировано провести три коучинга на темы:  «Саморегулируемое обучение», «Диалогическое обучение», «Критическое мышление». Так как коллектив у нас достаточно большой, более девяноста учителей, то коучинг «Диалогическое обучение»  мы запланировали провести  для двух групп учителей, работающих в начальном звене и для среднего и старшего звена.

С большим интересом было воспринято предложение принять участие в проведении Lessonstudy. Причем не только заинтересовались учителя прошедшие курсы, но и еще не знакомые с этой методикой исследования учебного процесса в действии. Нам удалось провести два урока - урок истории в среднем звене и русского языка в казахских классах в начальном звене. Процесс менторства я осуществляла с учителем истории закончившим курсы  третьего уровня.

Таким образом, удалось внести преобразования в учебно-методическую  работу школы. Эти изменения, которые мы начали вносить в практику обучения и преподавания, были новы, свежи, еще незнакомы коллективу.  В процессе  эффективной совместной деятельности учителя увидели новые формы обмена опытом, новые  пути совместного решения проблем. Можно сказать, что запустился процесс изменения сознания педагогов, ведь будучи членом администрации при посещении уроков чаще приходилось видеть  уроки, где ученики были просто пассивными слушателями при объяснении новой темы, а методические семинары состояли из серии докладов.

У учителей, прошедших курсы, я поинтересовалась,  на какой стадии находится разработка краткосрочного планирования.  Целью личной беседы с педагогами  являлось  формирование осознания ими  способов интеграции передовых  идей в своей практике. К сожалению,  учителя не разрабатывают планирование, включая все модули. Большинство пишут поурочные планы постаринке.  Причину этого я вижу в том, что нет целостного видения внедрения в учебный процесс новых подходов, часть  учителей затрудняются правильно формулировать цели урока,  выбирать стратегии  обучения, разрабатывать критерии оценивания.  Ну и конечно нет должного контроля со стороны администрации. Я отметила для себя, что на следующий год при возможности надо приказом обязать  разработку среднесрочного планирования, закрепить экспериментальный   класс за каждым из учителей, закончившим курсы, в котором будут отслеживаться результаты внедрения новых подходов, ну и, конечно же, необходимо оказать всестороннюю поддержку и помощь.  При профессиональной  беседе с преподавателями  критериями успешности работы по разработке среднесрочного планирования было определено: умение педагогами ставить  цели обучения, правильно находить  формы работы, используемые при активном обучении, оценивать  результаты обучения,  включая формативное оценивание, охвачивание  обучением  всех  без исключения учащихся.

Следующим этапом моей работы было определение своего менти. Учитель истории, К.Б., согласившийся стать моим менти, обрадовался, что ему придется работать со мной. Он объяснил это тем, что появился стимул работать, когда рядом есть поддержка. Процесс менторства мы запланировали на понедельники, в этот день и на следующий день у нас  было минимальное число уроков, поэтому не торопясь и продуктивно  можно было побеседовать и поработать.  Целью проведения менторингов является установление отношений с подопечным, в ходе  которых педагог  будет выслушан и направлен на решение возникающих проблем. Вместе с К.Б. мы еще раз проработали теоретический материал третьего базового уровня, я познакомила его с основным содержанием моих курсов. Ему лично было интересно, в чем их принципиальное отличие. Я поделилась с ним своими наработками:  приемами, активными методами  и стратегиями эффективного урока. Затем наметили тему урока Lessonstudy. К.Б. сам изъявил желание  провести коучинг, вместе с ним мы вы наметили тему и цели коучинга.

Получилось так, что после проведения первого Lessonstudy с менти,  педагог с большим  стажем работы С.К., которая позитивно относится ко всем нововведениям в образовании,  предложила вместе с ней создать творческую группу по разработке её урока в начальном звене. Еще одной учительнице третьего уровня я предложила попробовать себя в роли коуча, она с удовольствием приняла мое предложение.

   Таким образом, вокруг нас организовались две группы коллег: первая по разработке коучингов,  вторая по разработке Lessonstudy.

Цель организации коучингов – подтолкнуть учителей к анализу, размышлениям и дальнейшим  действиям, которые помогут  им  достичь высоких результатов в своей работе.   Результатами внедрения в план школы коучингов и менторингов являются: формирование готовности у менее квалифицированных учителей к оказанию помощи самому себе, к поиску своих собственных решений проблем (Oxley, 2003), результативные методы и качественная практика обучения и преподавания.  Критерии успешности следующие: подопечные менти и коучи  находят  свои пути  решения проблем, определяют реально достижимые цели и планируют способы их достижения, при этом присутствует и отслеживается динамика в преобразовании практики преподавания, происходит постоянная рефлексия деятельности.

Размышляя о новых для меня и учителей  стратегиях, коучинге и менторинге хочется сказать, что выбирать какая из них эффективнее затруднительно, они обе стали  грамотными инструментами, и достаточно  хорошо дополняют друг друга. Беседа ментора с подопечным  придает уверенность и способствует беспрепятственному и  безболезненному решению возникающих проблем. А если менторинг удался, то он является  залогом  успешного и грамотного коучинга.

     Будучи ответственной в школе за учебно-воспитательную  работу  я чувствовала необходимость  в выходе на более продвинутый уровень организации школьного процесса, но вместе с тем я испытывала проблемы в выборе эффективных инструментов. С применением  на практике коучинга, менторинга и LessonStudy и анализом  промежуточных результатов, я очень рада,  что,  наконец,  нашла решение проблемы.

     Хотя в нашей школе начиная с пятого,  есть лицейские классы, где в большинстве учатся дети посильнее, для проведения  LessonStudy были выбраны средние по уровню знаний  классы, шестой и третий. Планировали и отслеживали результаты LessonStudy две группы.

      Целями проведения наших  LessonStudy мы определили следующие: усовершенствование  школьной практики путем изучения процесса обучения учеников, эффективное применение стратегий для повышения  уровня знаний учащихся по предметам: истории Казахстана и русскому языку в классах с казахским языком обучения.   

    Результаты, намеченные для педагогов: совместно  группа учителей учится  планировать, наблюдать, анализировать процесс  обучения и преподавания,  документально излагать  свои выводы, делится результатами  использования подхода  с коллегами. Критерии успешности таковы: учителя внедряют в своей практической деятельности  саморегулируемое обучение, совершенствуют на уроках эффективные  педагогические подходы, знают, как организовать обучение, чтобы оно в результате содействовало гармонизации деятельности  школы.

В период практики для реализации взаимодействия, обучения и обмена информацией в социальной  сети было создано сообщество педагогов школы, прошедших уровневые курсы.   Целью создания сообщества  является подключение учителей школы  к  совместному  обучению, представлению и обсуждению результатов работы, создание коллаборативной среды.  Результаты нашей  работы:  на странице в сети мы начали  размещать материалы и наработки педагогов по модулям программы, разработки проведенных коучингов, менторингов, LessonStudy, исследования в действии.

Критериями успешности работы на страницах сообщества на начальном этапе является: количество проводимых  и размещенных мероприятий, вовлечение других коллег,  уверенное использование учителями  возможностей взаимодействия в  сети  для решения возникающих  проблем и достижения поставленных  целей.

Конечно, все изменения являются очень важными  в процессе обучения новым видам мыслительной деятельности, но они требуют времени. Я прекрасно понимаю, что завтра же мои коллеги не кинуться  применять новые подходы в своей работе, это не реально, но они уже сейчас постепенно  переосмысливают  свою деятельность в школе. Ведь  «капля и камень точит», через процессы  коучинга и менторинга, участие в Lessonstudyпроисходит  знакомство   с новыми подходами в обучении.

      Самое главное, что в настоящий момент сложилась  команда, осуществляющая одно дело  и совместные исследования. Я думаю учителя, работавшие в сложившихся группах,  остались довольны своей  коллегиальной деятельностью проходившей  в течение месяца, для них он показался результативным. По результатам рефлексии на последнем коучинге  они указывают, что в ходе  совместной работы  получили ответы на вопросы как усовершенствовать процесс преподавания, сделать его интересным и главное результативным. В своих листочках обратной связи они пишут, что  стали на каждом уроке заострять  внимание на  постановке цели каждого этапа, проблемы и выбору стратегий. Серьезней стали  подходить к разработке критериев оценки, внедрять формативное оценивание, стараться   четко знать, как внедрять в процессе урока составляющие саморегуляции.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 163 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1890
    • DOCX 66.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алимбаева Аягоз Жаксыкельдыевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3061
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Акустические расчеты при проектировании зданий и сооружений

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Международные гостиничные цепи

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе