Главная / Русский язык и литература / Рефлексивный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей

Рефлексивный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей

Жантасова А.К. Портфолио учителя Раздел 3

Группа 2 1 уровень

г. Уральск 27.10.2013 г


Рефлексивный отчет о необходимых преобразованиях в школе

на основе данных исследования ее стартовых возможностей

Раздел 3: Что мне необходимо сделать для преобразования

школы, в которой я работаю?


В настоящее время школа призвана выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, личности, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществить осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы. Чтобы подготовить человека к жизни в новом социально-экономическом обществе, важно уже в школьные годы обеспечить условия для развития его личности, для формирования его индивидуальности.

Проанализировав, стартовые возможности школы я пришла к выводу, что школа готова к преобразованиям, которые я могу внедрить в период моей практики.

В ходе исследования мной были выявлены сильные и слабые стороны моей школы.

Вместе с тем анализ состояния функционирования школы выявил такие аспекты преподавания и обучения, которые требуют повышения качества, влияющие на процесс развития. В основу этих аспектов легли следующие моменты освещенные в ниже приведенной таблице.


Сильные стороны моей школы

Слабые стороны

1

Выполнение Закона Р.К. «Об образовании»

Снижение познавательной активности учащихся по мере их взросления;

2

Стабильность качества знаний учащихся

Недостаточная сформированность умения самоорганизации, контролирование и регулирование своих действий; так как в школе не приобрели ключевых компетенций, необходимых в нашем быстроизменяющемся мире.

3

Наличие креативной образовательной среды, дающей возможность творческой самореализации субъектам образовательного процесса-учащимся и педагогам


4

Качественный состав учителей


5

Долгосрочный нормативно –управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения


6

Успешное поступление выпускников в вузы на основе стабильно хороших результатов по итогам ЕНТ


7

Опыт внедрения в образовательный процесс (апробация) инновационных образовательных программ и новых образовательных технологий, подтверждением чему является участие экспериментальной площадке Ресурсного Центра Акжаикского района.


8

Вызывает гордость и то, что по итогам учебного года в рейтинге школ района, наша школа находится на третьем месте, данную позицию она занимает после двух школ – гимназий района.


9

Стабильный показатель количества призеров олимпиады

Но вместе с тем в последние годы не прослеживается динамики роста.


Не смотря на то, что на сегодняшний день показателем знаний учащихся является ЕНТ и весь учебно – познавательный процесс нацелен только на этот результат, где потребности ученика не развиваются. Имея практику в своей школе более 10 лет, считаю, что это негативно сказывается на умении детей говорить, рассуждать, анализировать, аргументировать свои ответы. Также набирая, неплохие баллы не могут поступить в ВУЗы или выбирают специальности невостребованные в обществе, после окончания учебных заведений не могут найти область применения своим знаниям, также анализ документации свидетельствует и то, что показатели участия учащихся в олимпиадах остается стабильным, но заметного роста в показателях не прослеживается. Я делаю выводы, что работа с одаренными и талантливыми детьми налажена не на должном уровне. Думая о том, почему наблюдается такая тенденция, я поняла, что мы учим, даем знания, отрабатываем навыки, ориентированные на результат достижения в каком-нибудь конкурсе или поступления в вузы, но, к сожалению мы не готовим детей к жизни. Исходя из анализа состояния школы (см. отчет В), я делаю вывод, что одна из причин данной проблемы, заключается в том что, учителя школы придерживаются традиционных форм и методов обучения, что не развивает процесс развития творческой личности, и как следствие влияет на снижение учебно-познавательной активности учащихся на уроке.

Так как ориентация на конкурентоспособную личность – насущная потребность школы, социальной среды и всего общества не дань моде , а требование времени. На традиционных уроках дети мало говорят, учитель в основном действует как «субъект» предоставляющий знания. Компетентному человеку присущ творческий подход к решению любых возникающих перед ним задач, при котором он может быть независим от своего окружения, контролировать свои действия на основе собственных чувств, мыслей и ценностей, действовать самостоятельно, а не быть орудием чьих-то действий, быть автором собственной жизни, чего зачастую так не хватает сегодняшнему ученику. Для организации деятельности по управлению процессом внедрения преобразований я провела диагностику уровня профессионального мастерства и компетенций учителей, чтобы выявить существующие проблемы, а также помочь учителю преодолеть их. Тот факт, что учителя не используют современные, интерактивные формы и методы работы и затрудняются в установлении обратной связи с учащимися, позволил мне сделать выводы о том, что моим коллегам нужна помощь в преодолении данных барьеров. Не могу не согласиться со словами Шульмана: «…Учителя достигают большего, когда сами учатся, когда сами делают и обдумывают проделанную работу, когда сотрудничают с другими преподавателями, когда анализируют характер и работу учащихся и, когда делятся собственным опытом». Я уверена, как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он соответствует современным требованиям в самом широком понимании этого слова.

Поэтому, на мой взгляд, учителя должны сосредоточить усилие и внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться. С этой целью учителям необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, что может привести к повышению мотивации, желанию учащихся учиться...

Именно сотрудничество и взаимодействие повышают умственное развитие, качество обучения, а также развивают способности и навыки востребованные в 21-м веке, такие как видение к выбору решений и действий.

И в связи с этим наиболее актуальной, эффективной темой моего исследования в действии стало «Коллаборативная среда обучения – как средство повышения учебно-познавательной деятельности учащихся». Актуальность выбора моей темы вызвано с рекомендацией ОЭСР учителям должны использоваться такие стратегии, касающиеся вопросов преподавания в целом, направленности групповой работы, самостоятельной работы учащихся. Тема моего исследования актуальна также и тем, что она соответствует с потребностями моей школы, согласно плану развития школы. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Выбранная мною тема согласуется с лучшим мировым опытом, в частности США и России, который доказывает, что работа в группах в условиях сотрудничества воздействует на развитие ведущих качеств личности, таких как, комуникабельность, мобильность, умение принимать решения, лидерские качества. Именно этих качеств порою не хватает ученикам нашей школы, когда нужно защитить свои идеи, ставить под сомнения какие-нибудь взгляды.

Таким образом, моя деятельность по внедрению преобразований в школе, будет направлена на достижение ожидаемых результатов, которые я определила по анализам состояния школы на сегодняшний день, через реализацию составленного мною Плана развития школы на период практики.

Тема моего исследования : «Коллаборативная среда обучения – как средство повышения учебно-познавательной деятельности учащихся».

Цель исследования: внедрение в учебный процесс групповой работы;

использование учебного материала – как средство развития познавательных процессов; при помощи которой будет фиксироваться исходный уровень развития мыслительных операций и контроль за их развитием; формирование рефлексивных способностей учащихся.

Ожидаемые результаты:

1.Внесенные мною изменения будут способствовать совершенствованию педагогического мастерства моей школы.

2. Социальная адаптация педагогов в информационном пространстве

3. Созданию доброжелательной обоюдной атмосферы сотрудничества ментор-менти.

4. Установлению обратной связи с учащимися (Голос ученика)

5. Развитию ключевых компетенции личности, востребованного в 21 веке посредством введения в практику 7 модулей Программы

6. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка

7. Создана система взаимодействия всех участников общеобразовательного процесса.

8. Воспитанию лидерских качеств, способных изменить себя и других.

Поэтому в основу моих преобразований ляжет проведение коучингов, с целью вовлечь своих коллег в активную работу для повышения своего уровня, обмена идеями, совместного обдумывания существующих практик преподавания. В выборе тем коучингов мне помогут потребности педагогов и анализ проведенных диагностических исследований. С этой целью планирую провести серию последовательных коуч-сессий. Процесс коучинга находится во взаимосвязи с процессом менторинга: коучинг концентрируется на раскрытии профессиональных возможностей в конкретном тематическом контексте, менторинг - на систематической профессиональной поддержке коллег. Для успешной реализации данной деятельности мне на время практики предстоит выступить в качестве ментора для одного или двух коллег, в целях содействия реализации последними процесса коучинга, направленного на внедрение новых подходов в обучении и преподавании. Внедрить преобразования в школе мне помогут 3 учителя, прошедшие Программу 3 уровня, у которых есть теоретическая основа и небольшой опыт. Все запланированные коучинги будут проводиться ими, так как они имеют опыт применения семи модулей Программы на уроках. Основным коучером в данном процессе выступит учитель 3 уровня Шанаева А.Е., которая успешно начала работать применяя новые подходы. К тому же она владеет умением увлечь других, «заразить» своими идеями, обладая лидерскими качествами. По предварительному пожеланию моим менти выступит учитель, имеющий небольшой опыт работы Кулатова К.А. Это учительница, которая заинтересовалась идеей внедрения семи модулей данной Программы в учебный процесс, молодой специалист, обладающийй неиссякаемой энергией, оптимизмом. Моя задача помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, такие как работа над самообразованием и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Вместе с моими менти мы запланируем провести цикл уроков Лессон-стади, чтобы увидеть каждого ученика, спланируем уроки так, чтобы дать каждому ученику возможность реализовать себя, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать при обучении групповые и индивидуальные формы работы, учитывая возрастные и психологические особенности, применяя новые подходы в обучении. Для реализации Лессон стади учителям необходимо будет рефлексировать в ходе своей практики, чтобы учиться на своем опыте, учитывая что рефлексия является одной из особенностей данного педагогического подхода. Данное исследование в действии является новым подходом в обучении учителей, и моя задача, как лидера школы, вовлечь моих коллег в процесс Лессон стади, с целью совершенствования практики преподавания и обучения.

С целью выявить степень удовлетворенности учащихся процессом и результатами обучения, проведу анкетирование учащихся (Приложение №2) результаты которой, помогут мне спланировать серии последовательных уроков на базе семи модулей Программы. В серию запланированных мною уроков я включу все семь модулей программы, где все время будет прослеживаться модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» так как темой моего исследования в действии является «Коллаборативная среда обучения – как средство повышения учебно-познавательной деятельности учащихся». Это объясняется тем, что я всегда стремилась к демократизации процесса обучения детей, а организация творческой, коллаборативной среды способствует формированию детей быть активными участниками процесса обучения.

Также для совершенствования своей профессиональной практики считаю, что метод интервьюирования является уникальным инструментом и представляет собой целенаправленный процесс общения, осуществляемый согласно исследовательской программе. Самым главным при проведении интервью, на мой взгляд, это умение контролировать ситуацию, умение раскрыть различные стороны личности и его потребности.

«Дети являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Mercer, 1995; Alexander, 2008) и метапознание, или «Обучение тому, как учиться» (Flavell, 1976; Vygotsky,1978) служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей». (Руководство для учителя, 2013). Серию последовательных уроков я планирую провести на базе 7 «а» класса, где дети уже привлекались как экспериментальный класс и поэтому они позитивно реагируют на те нововведения, которые им предлагают учителя, работающие с ними. Помимо этого учащихся класса отличает широчайший кругозор, огромный словарный запас, желание общаться друг с другом и обогащаться при этом новыми знаниями, умениями и навыками. Внедряя новые подходы к обучению и создавая во время уроков коллаборативную среду, я уверена в нашем общем сотрудничестве .

Во внедрении преобразований я также буду опираться на поддержку коллег своей школы, классных руководителей исследуемых классов, большую помощь мне окажет психолог школы, преобразования невозможны без участия в них руководителей методических объединений. Конечно же, я думаю, не останутся в стороне родители исследуемых школьников. В создании фокус группы в первую очередь я буду опираться на сотрудничество учителей, освоивших программы третьего и второго уровня. Я уверена, что вместе мы создадим команду единомышленников, которые заинтересуются ключевыми идеями программы, сущностью реализуемых преобразований в практике преподавании. Посредством создания сетевого сообщества внутри школы и сообщества других школ буду решать проблемы обучения учителей и учащихся, вместе будем планировать направления для преобразования изменений, продумывать способы и формы их реализации. Ключевой принцип сетевого сообщества школ –«практика на основе исследований», представляет собой обучение, которое поможет моим коллегам узнать о современных теориях и исследованиях и систематизировать информацию по интересующей специализированной области. Положительный момент данной деятельности, на мой взгляд, это то, что сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Так как основной целью сетевого сообщества является:

- организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

- инициирование виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;

- обмен опытом взаимобучения;

-поддержка новых образовательных инициатив.

Я считаю, что запланированные методы и приемы в преобразовании практики преподавания и обучения будут способствовать изменению ситуации в школе и дадут положительную динамику в УВР. Успех практики зависит от вклада каждого, поэтому, все участники образовательного процесса должны быть заинтересованы в освоении новой информации, в совместном решении поставленной перед ними задач.















7







Рефлексивный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей
  • Русский язык и литература
Описание:

Рефлексивный отчет о необходимых преобразованиях  в школе

на  основе данных исследования ее стартовых возможностей

Раздел 3: Что мне необходимо сделать для преобразования

          школы, в которой я работаю?

 

В настоящее время школа призвана выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, личности, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществить осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы.Чтобы подготовить человека к жизни в новом социально-экономическом обществе, важно уже в школьные годы обеспечить условия для развития его личности, для формирования его индивидуальности.

 

Проанализировав, стартовые возможности школыя пришла к выводу, чтошкола готова к преобразованиям, которые я могу внедрить в период моей практики. 

Автор Жантасова Айнура Камидуллиевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2414
Номер материала 35624
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы