Инфоурок Химия Другие методич. материалыРефлексивный отчет по обоснованию и методике использования одного модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении» («Обучение через диалог»).

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике использования одного модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении» («Обучение через диалог»).

Скачать материал

 

Отчет А

 

Рефлексивный отчет

 

по обоснованию и методике использования одного модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении»

(«Обучение через диалог») в серии последовательных уроков

 

 

 

                                 «Образование вне диалога

превращается в искусственную,

        мертвую систему».

                                                             М.М.Бахтин

 

 

Я работаю учителем уже 4-ый год, и никогда не задумывалась над тем, как  важен диалог в обучении. Как известно в  «традиционной» методике преподавания, которая и сейчас является главенствующей  в нашей школе, в основном все обучение строится на монологической речи учителя. Учитель говорит тему урока, цели урока, объясняет новый материал, учитель рассказывает о том, как вести себя на уроке, учитель говорит о каких-то проблемах и путях их решения. А чем же занят ученик в этот самый момент? Он сидит, молча слушая, это в лучшем случае, нескончаемую речь учителя, лишь изредка отвечает на его вопросы.  И в итоге все это сводится к тому, что наш ученик абсолютно не умеет разговаривать, не умеет высказывать, а порою и формулировать свои мысли. И это потому, что мы, учителя, не развиваем навыки диалога у учащихся, не даем им  возможности улучшить  свою речь. Конечно, понятие о развитии речи существует в начальных классах  уже давно, правда, в узком смысле этого словосочетания: составление рассказа по картинке, составление диалога между двумя учащимися и т.д. Дети чаще всего произносят  фразы, услышанные и заимствованные от других учащихся или от учителя. И ни о каком развитии  в целом у учащегося не может идти и речи.

«Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот,- взаимным процессом, в котором идея проходит в двух направлениях и на этой основе продвигают обучения ученика вперед» (Александер, 2004)

С чего начинается продуктивный диалог в классе? Конечно, с такой атмосферы, при которой всем участникам процесса захотелось бы поговорить, то есть с атмосферы сотрудничества. Такую атмосферу должен создать сам учитель в начале урока. На своих занятиях я старалась поставить свою деятельность так, чтобы дети чувствовали себя в хорошем настроении, комфортно, сосредоточенно, не боясь высказываться, размышлять. Учитывая всё это,  я с самого начала практики внесла изменения в свое поведение на уроке. Я сменила тон общения с детьми с демократично - авторитарного на дружелюбный, располагающий к общению. Мне хотелось, чтобы дети увидели смену моего поведения, отметили мое к ним доброжелательное отношение, открытость. В этом мне очень помогали различные психологические приемы: тренинги направленные на сплочение детского коллектива, на взаимодействие учащихся друг с другом; физминутки, которые позволяли сосредоточиться и уже с новыми силами, продуктивно приступать к новому  заданию. Дети чувствовали мою заботу о них, они были готовы к сотрудничеству, к диалогу, видели  во мне заинтересованного собеседника. (рис. 1)

Стрелка: влево: Проведение тренингов способствует созданию атмосферы сотрудничестваSAM_3728

Рис.1. Физминутка.

Фундаментом для  построения диалога являются,  конечно же, вопросы. Изучая теоретический источники (Руководство для учителя, с.155-159), я поняла, что вопросы на уроке могут использоваться для разных целей (таблица 1).

Таблица 1.

стадии урока

цели постановки вопросов

начало урока, вызов

Установить контакт

Подвести к теме урока

Выявить, что знает класс

Повторить прошлую тему

Обозначить проблемы, относящиеся к теме урока

осмысление, презентация новых знаний

Вызвать интерес и усилить внимательность

Способствовать размышлению и логическому мышлению

Выявить, насколько хорошо ученики поняли смысл происходящего

осмысление, применение на практике

Обратить внимание и разъяснить

Научить делать умозаключения на основе размышлений

Разъяснить сложные моменты, недопонимание и помочь отдельным ученикам

рефлексия

Определить уровень понимания и усвоения темы учениками

Оценивать результаты урока

Выявить проблемы, которые могут возникнуть в будущем

Я отметила для себя следующее: чтобы беседа достигла своей цели, и дала результат, мне, как учителю,  необходимо тщательно продумывать структуру  вопроса. «Постановка вопросов  является ключевым навыком, так как при удачной его формулировки он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников». (Руководство для учителя с.146)  Я уже знаю, что вопросы могут быть  «закрытого» и «открытого» типа, низкого и высокого порядка, а так же мотивационного и проблемного характера. Если раньше я использовала в основном вопросы «закрытого» типа, не задумываясь над тем, что они  будут развивать у учащихся, чему будут способствовать, то сейчас, проходя практику в школе, я задумалась: что спрашивать? как спрашивать? для чего спрашивать? Уже исходя из этого, я пришла  к выводу, что мне нужно учиться правильно составлять вопросы «открытого» типа.

При планировании серии последовательных уроков на практике я старалась отойти от шаблона составления вопросов ИОД (инициатива – ответ – действие), потому что при этом используются вопросы низкого порядка. Конечно, от таких вопросов нельзя отказываться полностью, они позволяют нам узнать, насколько хорошо дети запоминают определения, законы, элементы и т.д. На одном из уроков  требовалось самостоятельно изучить новую  тему урока, когда необходимо было знать определение  типов химических  реакции и алгоритм их составлений. При последующей работе мне было важно узнать, насколько хорошо они запомнили алгоритм составления и определения. Для этого я использовала индивидуальные листы для работы, где ребятам нужно было ответить на конкретно поставленные вопросы. Здесь я использовала вопросы «закрытого» типа, и увидела их пользу на уроке. Дети размышляли, обдумывали свои ответы. Я пришла к выводу, что тип вопроса и его форма могут меняться в зависимости от целей, которые учитель ставит на уроке перед собой: услышать размышления учащихся по какому-либо поводу, проверить знания учеников, учить высказывать собственную точку зрения и т.д.    

Исходя из этого, я старалась использовать на своих уроках различные типы вопросов. Я училась применять разные методики их постановки: вопросы побуждения, апробирования, переориентации другому ученику.  Еще очень важным моментом при опросе является время, данное ученику для размышления. Согласно исследованиям, Харгривса и Гэлтона «наибольшей пользы достигает такое обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса, так и после получения ответа ученика на вопрос». Я старалась дать время учащимся (3-7 секунд), чтобы они подумали. Ведь в классе бывают разные дети, которые могут быстро отвечать на поставленный им вопрос, но и есть такие, которым нужно время для того что подумать, прежде чем дать ответ. Ученик С: раньше я старалась его поменьше спрашивать устно потому, что он очень медленно  отвечает, тем самым не давала развиваться его речи, но сейчас я поняла свою ошибку, и во время прохождения практики давала ему  время подумать и, как результат – получала полные продуманные ответы.

Диалог в классе может быть построен в различном виде взаимодействия. Это «учитель-ученик», «ученик-ученик», а еще может быть внутренний диалог, т.е. диалог с самим собой. Внутренний диалог используется на уроке при размышлении учеником. А что же я узнал из этой темы? Как это я могу применять? На  одном из серии последовательных уроков я провела  рефлексию, где учащиеся должны были проанализировать свою работу на уроке и ответить на вопросы  «что я узнал…», «что умею…».  И вот тут как раз ученик вступает во внутренний диалог с самим собой, чтобы активизировать свои собственные знания по теме. (рис. 2) В результате я заметила, что дети задумываются, над тем что необходимо для развития их обучения, что нужно сделать для более активной мыслительной деятельности.

Стрелка: влево: Ребенок думает, значит, он вступает в диалог с самим собойSAM_3789

Рис. 2.  Рефлексия

Правда, у детей с низким уровнем саморегуляции, таких как С, внутренний диалог отсутствует, он просто вертелся по сторонам, заглядывал в стикер  к соседу, и спрашивал у меня, что именно написать. Конечно, здесь решение может быть только одно: учить ребенка анализу своей работы (что я и буду делать в своей дальнейшей практике), тогда учащийся сможет овладеть навыками внутреннего диалога.

При взаимодействии «учитель-ученик»  для получения конструктивного диалога ребенок должен чувствовать себя раскрепощенным, полноправным собеседником. Помочь создать такие условия для него, должен, конечно, учитель. Это и атмосфера сотрудничества, и хорошо развитые коммуникативные навыки, чувство уважения и сопереживания к своим ученикам. Еще конечно важно слушать и слышать своих учащихся. Раньше для меня при опросе важно было получить желаемый ответ, а во время практики я стала прислушиваться  к ответам учащихся, задавать дополнительные вопросы направляющего характера. Все это давало возможность ученикам размышлять, искать правильный ответ, развивать навыки критического мышления (Рис. 3).

SAM_3738          SAM_3736

Выноска: стрелка вверх: Учителю нужно уметь слушать и слышать своих детей          Рис. 3. Опрос учащихся.

  

 

        

 

Взаимодействие «ученик-ученик» интересно тем, что у учащихся есть возможность пообщаться на уроке друг с другом, высказать собственную точку зрения. Согласно исследованиям Мерсера и Литлтона «совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию». (Руководство для учителя  с.155)

Проводя уроки на практике, я пришла к выводу, что очень важно на занятиях развивать диалог. Из теоретических источников (Руководство для учителя с. 156) я узнала, что в школе применяется три типа  бесед (по Мерсеру): беседа – дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. Внимательно изучив цели и структуру таких бесед, выяснила, что самая продуктивная из них – исследовательская.

В ходе  практики я включала в свои уроки групповую работу и работу в парах (беседа с партнером). (рис. 4-5) В груповой работе наблюдалась исследовательская беседа: учащиеся обменивались идеями и мнениями, обсуждали и оценивали идеи друг друга, создавали коллективное знание и понимание. Учащиеся отстаивали свою точу зрения, задавали друг другу вопросы. Ученики думали вместе,что способствовало более плодотворному результату.

На одном из уроков учащиеся сами  разбирали  и изучали   новую тему в группе, а затем должны были в парах обменяться своими знаниями. Каждый принимал и соглашался с тем, что говорил собеседник, вот здесь четко «прослеживалась»  кумулятивная беседа. 

SAM_3848                                       SAM_3856

Выноска: стрелка вверх: Есть возможность получить знания от своих одноклассниковРис. 4. Работа в группе.                                          Рис.5. Работа в парах.

 

 

Изучая теоретический материал, проводя уроки на практике, я поняла, что новый подход в обучении – диалогическое обучение – действительно является необходимостью в современном процессе обучения.  Я увидела заинтересованность детей, их стремление к разговору со мной – не пустому, а глубокому по смыслу, из которого они много узнают и  сумеют показать себя, свои знания, почувствуют себя полноценными собеседниками. И в тоже время я чувствую значительные перемены в себе:  я тоже готова к конструктивному диалогу со своими детьми, я понимаю, как построить беседу для обучения,  чтобы получить результат. Я знаю, какие вопросы задать, чтобы дети стали задумываться: зачем учиться? чему учиться? для чего учиться?

Результаты моей практики подтверждают высказывания о том, что диалог, действительно, занимает центральное место на уроке и при грамотной организации урока, диалоговое обучение в классе способствует интеллектуальному развитию учеников, повышает результативность обучения. Тщательно продуманное содержание урока, использование различных методов обучения, анализ результатов, рефлексии, безусловно, улучшат процесс обучения. 

В заключение хочу отметить то, что для того, чтобы выявлять знания и незнания учеников, необходимо, прежде всего, развивать коммуникативные навыки учителя.  Я увидела, что в сравнении с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия « при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад». (Руководство для учителя, стр.148).

Общий вывод, который я вынесла для себя по данному модулю:  учащимся намного легче работать в группе, потому что это работа помогает раскрывать способности у ребят с низкой успеваемостью. Каждый ученик умеет выявлять свои ошибки, и при этом не чувствовать дискомфорт, страх, скованность. Такой вид работы, как диалог,  просто крайне необходим в современном образовании, ведь именно при помощи диалогового обучения, учащиеся могут реализовать себя в полной мере, проявить свои личностные качества. Моя  практика в школе убедила меня в этом. Ведь те учащиеся,  которые постоянно молчали на уроках, во время групповой работы, при диалоговом обучении высказывали свое мнение. В дальнейшей своей деятельности я буду практиковать групповую работу, для того чтобы развивать учеников, формировать в них талантливых, критически мыслящих  личностей. Анализируя результаты своей практики, могу с уверенностью сказать, что диалоговое обучение прослеживалось на протяжении всей серии последовательных уроков. А помогло мне так интегрировать данный модуль среднесрочное планирование, которое я составила на первом этапе обучения «Лицом к лицу».

Обучая детей, сама училась обращать внимание на интересы и индивидуальные особенности учащихся, составлять задания и формулировать вопросы высокого порядка на развитие критического мышления по таксономии Блума, создавать ситуацию успеха. Научилась наблюдать за обучением учеников, проводить педагогическую рефлексию: проблема, первоначальное планирование, действия, мониторинг, оценивание, откорректированный план, действия и т.д. Я убедилась, что исследовательская деятельность имеет «спиралевидный характер».

Без рефлексивно-критического взгляда на себя на свою деятельность нет личностного развития учителя.

Диалоговое обучение является тем типом взаимодействия, при котором и учителя и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад и получают развитие.

Тем самым, возвращаясь к результатам научных исследований  Мерсера, Литлтона, Выготского и др., основываясь на приведенных выше доказательствах, полученных в результате проведения серии последовательных уроков, нельзя не согласиться со словами Мерсера и Литлтона, что развитие диалогической беседы в классе играет главную роль и способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности.

В будущем при обучении учащихся я на каждом уроке буду использовать диалогическое обучение, т.к. учащиеся получают интеллектуальное развитие, повышается результативность в обучении, развивается социальное взаимодействие, развивается процесс обмена мыслями и идеями, развивается умение спрашивать, доказывать и обосновывать.

 

 

 

 Использованная   литература :

1. Руководство для учителя. Третий базовый уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальной школы», 2012

    

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рефлексивный отчет по обоснованию и методике использования одного модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении» («Обучение через диалог»)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рефлексивный отчет

 

по обоснованию и методике использования одного модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении»

(«Обучение через диалог») в серии последовательных уроков

 

 

 

                                 «Образование вне диалога

превращается в искусственную,

        мертвую систему».

                                                             М.М.Бахтин

 

 

Я работаю учителем уже 4-ый год, и никогда не задумывалась над тем, как  важен диалог в обучении. Как известно в  «традиционной» методике преподавания, которая и сейчас является главенствующей  в нашей школе, в основном все обучение строится на монологической речи учителя. Учитель говорит тему урока, цели урока, объясняет новый материал, учитель рассказывает о том, как вести себя на уроке, учитель говорит о каких-то проблемах и путях их решения. А чем же занят ученик в этот самый момент? Он сидит, молча слушая, это в лучшем случае, нескончаемую речь учителя, лишь изредка отвечает на его вопросы.  И в итоге все это сводится к тому, что наш ученик абсолютно не умеет разговаривать, не умеет высказывать, а порою и формулировать свои мысли. И это потому, что мы, учителя, не развиваем навыки диалога у учащихся, не даем им  возможности улучшить  свою речь. Конечно, понятие о развитии речи существует в начальных классах  уже давно, правда, в узком смысле этого словосочетания: составление рассказа по картинке, составление диалога между двумя учащимися и т.д. Дети чаще всего произносят  фразы, услышанные и заимствованные от других учащихся или от учителя. И ни о каком развитии  в целом у учащегося не может идти и речи.

«Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот,- взаимным процессом, в котором идея проходит в двух направлениях и на этой основе продвигают обучения ученика вперед» (Александер, 2004)

С чего начинается продуктивный диалог в классе? Конечно, с такой атмосферы, при которой всем участникам процесса захотелось бы поговорить, то есть с атмосферы сотрудничества. Такую атмосферу должен создать сам учитель в начале урока. На своих занятиях я старалась поставить свою деятельность так, чтобы дети чувствовали себя в хорошем настроении, комфортно, сосредоточенно, не боясь высказываться, размышлять. Учитывая всё это,  я с самого начала практики внесла изменения в свое поведение на уроке. Я сменила тон общения с детьми с демократично - авторитарного на дружелюбный, располагающий к общению. Мне хотелось, чтобы дети увидели смену моего поведения, отметили мое к ним доброжелательное отношение, открытость. В этом мне очень помогали различные психологические приемы: тренинги направленные на сплочение детского коллектива, на взаимодействие учащихся друг с другом; физминутки, которые позволяли сосредоточиться и уже с новыми силами, продуктивно приступать к новому  заданию. Дети чувствовали мою заботу о них, они были готовы к сотрудничеству, к диалогу, видели  во мне заинтересованного собеседника. (рис. 1)

Проведение тренингов способствует созданию атмосферы сотрудничества

Рис.1. Физминутка.

Фундаментом для  построения диалога являются,  конечно же, вопросы. Изучая теоретический источники (Руководство для учителя, с.155-159), я поняла, что вопросы на уроке могут использоваться для разных целей (таблица 1).

Таблица 1.

стадии урока

цели постановки вопросов

начало урока, вызов

Установить контакт

Подвести к теме урока

Выявить, что знает класс

Повторить прошлую тему

Обозначить проблемы, относящиеся к теме урока

осмысление, презентация новых знаний

Вызвать интерес и усилить внимательность

Способствовать размышлению и логическому мышлению

Выявить, насколько хорошо ученики поняли смысл происходящего

осмысление, применение на практике

Обратить внимание и разъяснить

Научить делать умозаключения на основе размышлений

Разъяснить сложные моменты, недопонимание и помочь отдельным ученикам

рефлексия

Определить уровень понимания и усвоения темы учениками

Оценивать результаты урока

Выявить проблемы, которые могут возникнуть в будущем

Я отметила для себя следующее: чтобы беседа достигла своей цели, и дала результат, мне, как учителю,  необходимо тщательно продумывать структуру  вопроса. «Постановка вопросов  является ключевым навыком, так как при удачной его формулировки он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников». (Руководство для учителя с.146)  Я уже знаю, что вопросы могут быть  «закрытого» и «открытого» типа, низкого и высокого порядка, а так же мотивационного и проблемного характера. Если раньше я использовала в основном вопросы «закрытого» типа, не задумываясь над тем, что они  будут развивать у учащихся, чему будут способствовать, то сейчас, проходя практику в школе, я задумалась: что спрашивать? как спрашивать? для чего спрашивать? Уже исходя из этого, я пришла  к выводу, что мне нужно учиться правильно составлять вопросы «открытого» типа.

При планировании серии последовательных уроков на практике я старалась отойти от шаблона составления вопросов ИОД (инициатива – ответ – действие), потому что при этом используются вопросы низкого порядка. Конечно, от таких вопросов нельзя отказываться полностью, они позволяют нам узнать, насколько хорошо дети запоминают определения, законы, элементы и т.д. На одном из уроков  требовалось самостоятельно изучить новую  тему урока, когда необходимо было знать определение  типов химических  реакции и алгоритм их составлений. При последующей работе мне было важно узнать, насколько хорошо они запомнили алгоритм составления и определения. Для этого я использовала индивидуальные листы для работы, где ребятам нужно было ответить на конкретно поставленные вопросы. Здесь я использовала вопросы «закрытого» типа, и увидела их пользу на уроке. Дети размышляли, обдумывали свои ответы. Я пришла к выводу, что тип вопроса и его форма могут меняться в зависимости от целей, которые учитель ставит на уроке перед собой: услышать размышления учащихся по какому-либо поводу, проверить знания учеников, учить высказывать собственную точку зрения и т.д.    

Исходя из этого, я старалась использовать на своих уроках различные типы вопросов. Я училась применять разные методики их постановки: вопросы побуждения, апробирования, переориентации другому ученику.  Еще очень важным моментом при опросе является время, данное ученику для размышления. Согласно исследованиям, Харгривса и Гэлтона«наибольшей пользы достигает такое обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса, так и после получения ответа ученика на вопрос». Я старалась дать время учащимся (3-7 секунд), чтобы они подумали. Ведь в классе бывают разные дети, которые могут быстро отвечать на поставленный им вопрос, но и есть такие, которым нужно время для того что подумать, прежде чем дать ответ. Ученик С: раньше я старалась его поменьше спрашивать устно потому, что он очень медленно  отвечает, тем самым не давала развиваться его речи, но сейчас я поняла свою ошибку, и во время прохождения практики давала ему  время подумать и, как результат – получала полные продуманные ответы.

Диалог в классе может быть построен в различном виде взаимодействия. Это «учитель-ученик», «ученик-ученик», а еще может быть внутренний диалог, т.е. диалог с самим собой. Внутренний диалог используется на уроке при размышлении учеником. А что же я узнал из этой темы? Как это я могу применять?На  одном из серии последовательных уроков я провела  рефлексию, где учащиеся должны были проанализировать свою работу на уроке и ответить на вопросы  «что я узнал…», «что умею…».  И вот тут как раз ученик вступает во внутренний диалог с самим собой, чтобы активизировать свои собственные знания по теме. (рис. 2) В результате я заметила, что дети задумываются, над тем что необходимо для развития их обучения, что нужно сделать для более активной мыслительной деятельности.

Ребенок думает, значит, он вступает в диалог с самим собой

Рис. 2.  Рефлексия

Правда, у детей с низким уровнем саморегуляции, таких как С, внутренний диалог отсутствует, он просто вертелся по сторонам, заглядывал в стикер  к соседу, и спрашивал у меня, что именно написать. Конечно, здесь решение может быть только одно: учить ребенка анализу своей работы (что я и буду делать в своей дальнейшей практике), тогда учащийся сможет овладеть навыками внутреннего диалога.

При взаимодействии «учитель-ученик»  для получения конструктивного диалога ребенок должен чувствовать себя раскрепощенным, полноправным собеседником. Помочь создать такие условия для него, должен, конечно, учитель. Это и атмосфера сотрудничества, и хорошо развитые коммуникативные навыки, чувство уважения и сопереживания к своим ученикам. Еще конечно важно слушать и слышать своих учащихся. Раньше для меня при опросе важно было получить желаемый ответ, а во время практики я стала прислушиваться  к ответам учащихся, задавать дополнительные вопросы направляющего характера. Все это давало возможность ученикам размышлять, искать правильный ответ, развивать навыки критического мышления (Рис. 3).

         

Учителю нужно уметь слушать и слышать своих детей

          Рис. 3. Опрос учащихся.

  

 

         

 

Взаимодействие «ученик-ученик» интересно тем, что у учащихся есть возможность пообщаться на уроке друг с другом, высказать собственную точку зрения. Согласно исследованиям Мерсера и Литлтона«совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию». (Руководство для учителя  с.155)

Проводя уроки на практике, я пришла к выводу, что очень важно на занятиях развивать диалог. Из теоретических источников (Руководство для учителя с. 156) я узнала, что в школе применяется три типа  бесед (по Мерсеру): беседа – дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. Внимательно изучив цели и структуру таких бесед, выяснила, что самая продуктивная из них – исследовательская.

В ходе  практики я включала в свои уроки групповую работу и работу в парах (беседа с партнером). (рис. 4-5) В груповой работе наблюдалась исследовательская беседа: учащиеся обменивались идеями и мнениями, обсуждали и оценивали идеи друг друга, создавали коллективное знание и понимание. Учащиеся отстаивали свою точу зрения, задавали друг другу вопросы. Ученики думали вместе,что способствовало более плодотворному результату.

На одном из уроков учащиеся сами  разбирали  и изучали   новую тему в группе, а затем должны были в парах обменяться своими знаниями. Каждый принимал и соглашался с тем, что говорил собеседник, вот здесь четко «прослеживалась»  кумулятивная беседа. 

                                      

Есть возможность получить знания от своих одноклассников

Рис. 4. Работа в группе.                                          Рис.5. Работа в парах.

 

 

Изучая теоретический материал, проводя уроки на практике, я поняла, что новый подход в обучении – диалогическое обучение – действительно является необходимостью в современном процессе обучения.  Я увидела заинтересованность детей, их стремление к разговору со мной – не пустому, а глубокому по смыслу, из которого они много узнают и  сумеют показать себя, свои знания, почувствуют себя полноценными собеседниками. И в тоже время я чувствую значительные перемены в себе:  я тоже готова к конструктивному диалогу со своими детьми, я понимаю, как построить беседу для обучения,  чтобы получить результат. Я знаю, какие вопросы задать, чтобы дети стали задумываться: зачем учиться? чему учиться? для чего учиться?

Результаты моей практики подтверждают высказывания о том, что диалог, действительно, занимает центральное место на уроке и при грамотной организации урока, диалоговое обучение в классе способствует интеллектуальному развитию учеников, повышает результативность обучения. Тщательно продуманное содержание урока, использование различных методов обучения, анализ результатов, рефлексии, безусловно, улучшат процесс обучения. 

В заключение хочу отметить то, что для того, чтобы выявлять знания и незнания учеников, необходимо, прежде всего, развивать коммуникативные навыки учителя.  Я увидела, что в сравнении с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия « при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад». (Руководство для учителя, стр.148).

Общий вывод, который я вынесла для себя по данному модулю:  учащимся намного легче работать в группе, потому что это работа помогает раскрывать способности у ребят с низкой успеваемостью. Каждый ученик умеет выявлять свои ошибки, и при этом не чувствовать дискомфорт, страх, скованность. Такой вид работы, как диалог,  просто крайне необходим в современном образовании, ведь именно при помощи диалогового обучения, учащиеся могут реализовать себя в полной мере, проявить свои личностные качества. Моя  практика в школе убедила меня в этом. Ведь те учащиеся,  которые постоянно молчали на уроках, во время групповой работы, при диалоговом обучении высказывали свое мнение. В дальнейшей своей деятельности я буду практиковать групповую работу, для того чтобы развивать учеников, формировать в них талантливых, критически мыслящих  личностей. Анализируя результаты своей практики, могу с уверенностью сказать, что диалоговое обучение прослеживалось на протяжении всей серии последовательных уроков. А помогло мне так интегрировать данный модуль среднесрочное планирование, которое я составила на первом этапе обучения «Лицом к лицу».

Обучая детей, сама училась обращать внимание на интересы и индивидуальные особенности учащихся, составлять задания и формулировать вопросы высокого порядка на развитие критического мышления по таксономии Блума, создавать ситуацию успеха. Научилась наблюдать за обучением учеников, проводить педагогическую рефлексию: проблема, первоначальное планирование, действия, мониторинг, оценивание, откорректированный план, действия и т.д. Я убедилась, что исследовательская деятельность имеет «спиралевидный характер».

Без рефлексивно-критического взгляда на себя на свою деятельность нет личностного развития учителя.

Диалоговое обучение является тем типом взаимодействия, при котором и учителя и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад и получают развитие.

Тем самым, возвращаясь к результатам научных исследований  Мерсера, Литлтона, Выготского и др., основываясь на приведенных выше доказательствах, полученных в результате проведения серии последовательных уроков, нельзя не согласиться со словами Мерсера и Литлтона, что развитие диалогической беседы в классе играет главную роль и способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности.

В будущем при обучении учащихся я на каждом уроке буду использовать диалогическое обучение, т.к. учащиеся получают интеллектуальное развитие, повышается результативность в обучении, развивается социальное взаимодействие, развивается процесс обмена мыслями и идеями, развивается умение спрашивать, доказывать и обосновывать.

 

 

 

 Использованная   литература :

1. Руководство для учителя. Третий базовый уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальной школы», 2012

 

     

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1441
    • DOCX 317.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матц Татьяна Иосифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Матц Татьяна Иосифовна
    Матц Татьяна Иосифовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 4015
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 262 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе