Главная / Русский язык и литература / Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Базаканова Роза Семейкановна Портфолио учителя 3 уровня

Группа №6 Кускеновой Гаухар Бауржановны

Город Усть-Каменогорск 15.05.2015 г


Отчет В2

Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков


Основная задача Программы – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. В ходе Программы рассматривается ряд аспектов педагогики, но стержневым ее принципом является согласование практической деятельности с достоверными результатами современных научных исследований. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и различного рода экзаменаций и не используется в жизненных ситуациях.

Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса.(с110). Рассматриваемые здесь модули применялись на моих уроках и раньше. Но поняла это тогда, когда в качестве слушателя 3-уровневых курсов составляла среднесрочное планирование серии последовательных уроков. Потому что при планировании среднесрочного появляется возможность выбора методов, а также есть возможность определить приемлимость этих методов. Даже если после первого этапа «Лицом к лицу» не меняешься полностью, но все-таки на все смотришь по-новому.

Целью, которой я поставила перед собой было воспитание по требованию времени независимых, мыслящих критически с творческими способностями учащихся. Свою практическую деятельность дополнила теоретическими знаниями и методами, изученными по Программе курсов. После этого было понятно, что создание благоприятной атмосферы, установление взаимодействия ученика с учеником, учителя с учеником напрямую зависит от самого учителя. Выявление у каждого ребенка способностей, которые отличаются от других, умение ракрыть их, развитие творческих способностей, более глубокое понимание учебного материала, приемлимое применение таких методов, как «групповая работа», «мозговой штурм», «обратная связь» способствуют прохождению урока интересно и содержательно.

В настоящее время созданы все условия для получения знаний путем всемирного обмена опытом, дистанционного обучения и т.д. Одним из доказательств этому является Кембриджская Программа, ознакомление с 7 модулями пробудило во мне интерес.Ожидаемыми результатами Программы является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться, и как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Если учитель с «традиционным» стилем преподавания, основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому, прежде всего, необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей.

Для проведения серии последовательных уроков во время практики выбрала 7а класс. Всего в классе 9 учеников. Из них 3 мальчиков и 7 девочек.В этом классе тема второго урока «Типы сказуемых. Составное глагольное сказуемое» из серии последовательных уроков. Урок начался с «Круга радости», который помог ребятам раскрепоститься, поднял настроение. Ребята с интересом принимали участие, не замечая, как их настроение улучшается, работоспособность увеличивается. Думаю, что на каждом уроке важно отводить время для проведения кругов радости. Приемлимы они тем, что вовлекают в эту работу всех учащиеся. Здесь же идет диалог ученика с учеником. После такого настроя я разделила класс на 2 группы.В одну группу сели те учащиеся, в именах которых есть буква «и», а в другую в именах которых есть буква «у». Такой метод деления на группы был задуман мною заранее, чтобы дети одного уровня не оказались в одной группе. Потому что на первом уроке из серии последовательных деление детей на группы было неприемлимым.Так получилось, что в одной группе оказались дети одного уровня.По составу группы можно было предположить, что в одной из групп работа будет не плодотворной, так как в них оказалось большое количество слабых учеников. Предложив учащимся разделиться на группы, я увидела , что не все дети готовы к этому, так как для них привычнее работать в парах, также наблюдалось медленное переключения внимания на урок.Чтобы создать рабочую атмосферу в классе с ребятами вспомнили правила работы в группах, параметры оценивания работы с помощью оценочных листов. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверили домашнее задание по стратегии «Горячий стул»,чтобы актуализировать имеющиеся знания.Далее для определения темы урока раздала детям сканворд,решив который они самостоятельно определили не только тему, но и цели урока. После этого самостоятельно изучали тему каждый индивидуально, обсуждали сначала в парах, затем в группе. После обсуждения было дано задание создать постер по изучаемой теме.

Учащиеся справились с заданием, но при этом не уложились по времени. Причиной было неправильное распределение ролей, не учитывались мнения каждого, сильные учащиеся не оказывали помощи слабым учащимся. Для предотвращения этих трудностей я предложила учащимся самим разработать правила работы в группе, которые способствовали созданию коллаборативной среды. Необходимым здоровьесберегающим компонентом урока является физминутка.На слайде демонстрируется двигающийся под музыку человек, движения которого повторяли учащиеся.Проведение физминутки понравилось ученикам. После нее дети сняли напряжение, раскрепостились. А при работе с текстом учащиеся работали по стратегии «Шесть шляп», составляли Венн диаграмму. Эту стратегию было трудно применить по изучаемой теме, поэтому я применила ее при работе с текстом. .При оценивании и взаимоценивании были трудности:завышение или занижение оценок. Для преодоления этих трудностей проводилось критериальное оценивание.Наиболее успешным был этот вид оценивания, когда критерии создавались самими учениками. К окончанию урока подошли через рефлексию.На цветных стикерах дети выразили свое отношение к данному уроку.Высказывания детей радуют и свидетельствуют о целесообразности внедрения новых технологий: «Мне очень понравился урок» или «Были бы почаще такие уроки», «Особенно мне понравился «Круг радости» и т.д.

Я думаю, что в ходе урока мне удалось внедрить все семь модулей обучения:

1.ИКТ – проведение физминутки.

2. Критическое мышление – определение темы, цели урока, путем решения сканворда, создание Венн диаграммы, постера.

3. Диалоговое обучение – на протяжении всего урока прослеживался диалог «учитель-ученик», «ученик – ученик».Стратегии «Горячий стул», «Шесть шляп».

4. Работа с одаренными и талантливыми детьми – выступление с заранее подготовленным материалом.

5. Оценивание – оценивание в группах, затем взаимооценивание групп и самооценивание, устная похвала.

6. Лидерство – с моей стороны, как учителя, а в группах лидером обязательно был кто-то из учеников.

7. Новые подходы в преподавании – групповая форма работы, использование ИКТ, критическое мышление, оценивание, «Круги радости».

Итак, что же у меня получилось?

Считаю, что удалась работа в группах, потому что её применяю систематически. Удалась форма работы в парах, во взаимооценивании. Ученики работали слаженно, активно, старались участвовать в обсуждениях, стремились выступать в защиту работы группы. Более слабые ребята перестали бояться отвечать. Поразило то, что ученик Е (ученик с низкой оценкой по предмету) более быстро запомнил правило и даже пытался подсказывать ученику, имеющему более высокий балл по предмету. Ученица Н, всегда отмалчивающаяся на уроках, наконец-то заговорила и включилась в работу группы, старалась достойно выступать в роли спикера от своей группы. Стоит отметить ребят с высокой мотивацией: они стремились быть и спикерами, и секретарями. В дальнейшей работе мне следует ещё больше уделять внимания воспитанию толерантного отношения к одноклассникам. Считаю, что очень важно научить этих ребят использовать свои знания для обучения других

Что получилось не так, как я того ожидала?

При оценивании дети не всегда были объективны: занижали или завышали самооценку и взаимооценку; на работу по созданию постера было затрачено много времени, так как ребята пока не имели представления, как возможно на одном листе отразить всю базу знаний, имеющихся и полученных.

Что хотела бы изменить?

Необходимо повысить темп урока, чётко планировать задания, продумывать критерии оценивания. Мне нужно научить всех учащихся работать сообща, уважая мнения других, работать на результат. Самое главное для себя я поняла, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель, чем больше даёт сказать и сделать своим ученикам, которые должны поверить в себя, в свои силы и знания.

Вывод:

Работа в парах и в группах расширяет и обогащает словарный запас у ребят, обостряет любознательность и наблюдательность, заставляет работать активнее, стараясь научиться больше самому. Ученики учатся слушать друг друга, развивается взаимоуважение, у ребят исчезает страх перед аудиторией, представляется случай повысить собственную самооценку. В будущей практике планирую продолжать использовать ключевые идеи Программы, так как внедрение новых подходов в обучении положительно влияет на учебную и эмоциональную сферу детей.



Литература:

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. – WWW.cpm.kz.

  2. 2.Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень. Третье издание. – WWW.cpm.kz


















C:\Users\Дом\Desktop\7a klas\20150418_113216.jpg C:\Users\Дом\Desktop\7a klas\20150418_113918.jpg

C:\Users\Дом\Desktop\7a klas\20150421_120939.jpgC:\Users\Дом\Desktop\7a klas\20150421_120812.jpg

C:\Users\Дом\Desktop\7a klas\20150414_093906.jpg
C:\Users\Дом\Desktop\7a klas\20150418_111358.jpg









Тема занятия:

Типы сказуемых.


Ссылка:


Учебная программа, календарно-тематический план, среднесрочное планирование


Общие цели:

  • Ввести понятия «простое глагольное сказуемое», «составное глагольное сказуемое».

  • Научить учащихся различать простые глагольные и составные глагольные сказуемые, обосновывая доказательно свой выбор в соответствии с определениями данных понятий.

  • Создать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи, через работу в парах и группах.

Результаты обучения:


Учащиеся знают :

основные понятия по теме «Типы сказуемых.».

Учащиеся умеют:

  • определять простое глагольное и составное глагольное сказуемое.

  • работать в паре и группе,

  • владеют приемами формативного оценивания.


Ключевые идеи:


Освоение учащимися понятий «простое глагольное сказуемое» и «составное глагольное сказуемое» способствует формированию целостного представления понятия «типы сказуемых».

Применение технологии критического мышления позволит учащимся научиться рассуждать и размышлять над практическим опытом.

Использование диалоговое взаимодействие со своими сверстниками и учителями способствует развитию умений учеников исследовать и размышлять критически.



п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя



Деятельность учащихся

Модули

Стратегии

1

Организационный момент






1.Эмоционально-психологический настрой.

(1 мин)


«Пожелание друг другу «Падишах мне велел, чтобы......»

Организует эмоционально-психологичес-кий настрой.

Участвуют в игре.

Новые подходы в обучении.





Прием «Поделись частичкой тепла»

2. Деление на группы

(2 мин)

Для деления на группы использовала такой метод. 1 группа – ученики с буквой «и» в имени, 2 группа – ученики с буквой «у» в имени.

Организует деление на группы.

Делятся на группы и рассаживаются за столы.

Новые подходы в обучении.



2

3.Проверка домашней работы(2 мин)


Проверяют по стратегии «Горячий стул»


Учитель наблюдает, организует работу по проведению этой стратегии.





Один из учащхся по желанию выходит и садится на горячий стул. Остальные учащиеся задают вопросы

Вовлечены все учащиеся. Каждый может задать вопрос.


Ученик, сидящий на горячем стуле отвечает на вопросы







Новые подходы в обучении.







Метод «тонких» и «толстых» вопросов



Прием

«Верные и неверные утвержде-ния»






3

4.Создание проблемной ситуации.

(5 мин)

1.Задание № 1

Работая в группе, выполните следующие задания:

1.Разгадать сканворд, по ключевому слову определить тему урока.

Сканворд

Лес(д,т)ница

?

Мо(й,и) карандаши

?

Хру(б,п)кое стекло

?

Ц(и,ы)пленок

?

(З,С)дача

?

Во(г,к)зал

?

К(о,а)рантин

?

Ука(с,з)ка

?

Маш(е,у)т рукой

?

Уч(и,е)бник

?

(...)ороз, Красный нос

?

Стар(и,ы)й

?

Отды(...)

?




2. «Конструирование» новых понятий и фиксация их в тетради.

Формулировка учащимися темы занятия.

Приведение детьми собственных примеров типов сказуемых.



Организует взаимодействие групп с одинаковым заданием.



Дети формулируют определение новых понятий и приводят примеры.


Новые подходы в обучении.



Обучение критическому мышлению.


Использование ИКТ.


Обучение талантливых и одаренных учеников.

Мозговой штурм



Моделиро-вание нового понятия

4

5.Постановка учебной задачи (цели)

(1 мин)

Уметь определять какие из сказуемых являются составными глагольными, а какие – составными именными.

Наблюдает, направляет

Самостоятельно формулируют учебную задачу (цель) на данный урок.

Новые подходы в обучении.


Самостоя-тельное целеполагание

5

6.Физминутка

(3 мин)



На слайде демонстрируется двигающийся под музыку «Человек».






Организует физминутку.



Выполняют упражнения.



Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.


6

7.Введение новой темы (процесс освоения новых знаний)

(15 мин)

Задание № 2

1. Самостоятельно изучить тему каждый индивидуально, обсудить сначала в парах, затем в группе. После обсуждения создать постер по изучаемой теме.Рефлексия результатов работы в группе по результатам оценочных листов.






Организует:

работу групп;

обсуждение итогов работы групп.
















Наблюдает, направляет работу учащихся.


Организует работу учащихся с текстом учебника, инструктирует.



Выполняют задание через индивидуально- групповое взаимодействие.




Защита постера способными учениками







Заполняют оценочные листы.

Выполняют задание в соответствии с инструкцией.









Новые подходы в обучении.

Обучение критическому мышлению.


Управление и лидерство в обучении.

Использова-ние ИКТ.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

Обучение талантливых и одаренных учеников.


Оценивание для обучения и оценивание обучения





Обучение критическому мышлению.



Стратегия «Защита постеров»






Исследова-тельская беседа










Метод саморегуля-ции





Прием сравнения с эталоном

( с образцом)






7

Работа с текстом

(10 мин)

Задание №3Самостоятельно изучить текст «Притча о двух кувшинах», каждый индивидуально, обсудить сначала в парах, затем в группе. Работа проводится по стратегии «Шесть шляп».

Направляет деятельность учащихся.

Самостоятельно читают текст, обсуждают в паре, потом в группе.

Обучение критическому мышлению.



Стратегия «Шесть шляп».

8

Рефлексия

(3 мин)

Эмоциональная рефлексия

«Мое отношение к уроку…»







Организует и направляет деятельность учащихся.

На цветных стикерах, полученных в начале урока записывают свое отношение к данному уроку и прикрепляют на доску.

Новые подходы в обучении.

Оценивание для обучения и оценивание обучения


Метод саморегуля-ции

9

Запись домашнего задания

(3 мин)

1.Составить тестовые вопросы по теме «Типы сказуемых». (по 10 вопросов на 2 варианта). – домашнее задание учащимся уровня А,В

2.Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях и определить типы сказуемых – домашнее задание учащимся уровня С.


Организует обеспечение учащимися текстом домашнего задания, консультирует по его выполнению.


Знакомятся с заданием, фиксируют домашнее задание.

Обучение талантливых и одаренных учеников.


Обучение критическому мышлению.


Метод «тонких» и «толстых» вопросов


Дифферен

цирован-ный подход















5


Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
  • Русский язык и литература
Описание:

Основная задача Программы – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. В ходе Программы рассматривается ряд аспектов педагогики, но стержневым ее принципом является согласование практической деятельности с достоверными результатами современных научных исследований. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и различного рода экзаменаций и не используется в жизненных ситуациях.

Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса.(с110). Рассматриваемые здесь модули применялись на моих уроках и раньше. Но поняла это тогда, когда в качестве слушателя 3-уровневых курсов составляла среднесрочное планирование серии последовательных уроков. Потому что при планировании среднесрочного появляется возможность выбора методов, а также есть возможность определить приемлимость этих методов. Даже если после первого этапа «Лицом к лицу» не меняешься полностью, но все-таки на все смотришь по-новому.

Целью, которой я поставила перед собой было воспитание по требованию времени независимых, мыслящих критически с творческими способностями учащихся. Свою практическую деятельность дополнила теоретическими знаниями и методами, изученными по Программе курсов. После этого было понятно, что создание благоприятной атмосферы, установление взаимодействия ученика с учеником, учителя с учеником напрямую зависит от самого учителя. Выявление у каждого ребенка способностей, которые отличаются от других, умение ракрыть их, развитие творческих способностей, более глубокое понимание учебного материала, приемлимое применение таких методов, как «групповая работа», «мозговой штурм», «обратная связь» способствуют прохождению урока интересно и содержательно.

В настоящее время созданы все условия для получения знаний путем всемирного обмена опытом, дистанционного обучения и т.д. Одним из доказательств этому является Кембриджская Программа, ознакомление с 7 модулями пробудило во мне интерес.Ожидаемыми результатами Программы является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться, и как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Если учитель с «традиционным» стилем преподавания, основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому, прежде всего, необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей.

Для проведения серии последовательных уроков во время практики выбрала 7а класс. Всего в классе 9 учеников. Из них 3 мальчиков и 7 девочек.В этом классе тема второго урока «Типы сказуемых. Составное глагольное сказуемое» из серии последовательных уроков. Урок начался с «Круга радости», который помог ребятам раскрепоститься, поднял настроение. Ребята с интересом принимали участие, не замечая, как их настроение улучшается, работоспособность увеличивается. Думаю, что на каждом уроке важно отводить время для проведения кругов радости. Приемлимы они тем, что вовлекают в эту работу всех учащиеся. Здесь же идет диалог ученика с учеником. После такого настроя я разделила класс на 2 группы.В одну группу сели те учащиеся, в именах которых есть буква «и», а в другую в именах которых есть буква «у». Такой метод деления на группы был задуман мною заранее, чтобы дети одного уровня не оказались в одной группе. Потому что на первом уроке из серии последовательных деление детей на группы было неприемлимым.Так получилось, что в одной группе оказались дети одного уровня.По составу группы можно было предположить, что в одной из групп работа будет не плодотворной, так как в них оказалось большое количество слабых учеников. Предложив учащимся разделиться на группы, я увидела , что не все дети готовы к этому, так как для них привычнее работать в парах, также наблюдалось медленное переключения внимания на урок.Чтобы создать рабочую атмосферу в классе с ребятами вспомнили правила работы в группах, параметры оценивания работы с помощью оценочных листов. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверили домашнее задание по стратегии «Горячий стул»,чтобы актуализировать имеющиеся знания.Далее для определения темы урока раздала детям сканворд,решив который они самостоятельно определили не только тему, но и цели урока. После этого самостоятельно изучали тему каждый индивидуально, обсуждали сначала в парах, затем в группе. После обсуждения было дано задание создать постер по изучаемой теме.

Автор Кускенова Гаухар Бауржановна
Дата добавления 18.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1379
Номер материала MA-064941
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓