Главная / Начальные классы / Редкие птицы Тверской области(проект)

Редкие птицы Тверской области(проект)

МОУ «Средняя школа №11» г. Кимры Тверская область





ПРОЕКТ

«Редкие птицы Тверской области»

(Дятел белоспинный, аист чёрный, неясыть длиннохвостая, утка серая, сизоворонка,

удод, славка ястребиная, зимородок обыкновенный)



Автор проекта: учитель начальных классов

Рябова Галина Георгиевна





2012г.














Участники проекта: ученики 3 класса ,родители учащихся, учитель.


Проблема: социальная интеграция, экологическая культура учащихся.


Цель: коррекция психического состояния ребёнка, социальная адаптация, формирование экологических знаний и экологической культуры.


Задачи:

.

1.. Воспитание правильного представления об экологической цепочке.

2. Развитие познавательного интереса детей.

3. Формирование исследовательских навыков.

4 Вырабатывание у школьников желания вносить посильный труд в природоохранительную деятельность.

5. Активизация мыслительной, двигательной, речевой, художественной и природоохранительной деятельности.


Обеспечение:

1. Школьная библиотека;

2. Классная библиотека;

3. Интернет;


Предварительная работа:

1. Подбор и систематизация иллюстративного материала (видео-аудио-записи, картинки, фотографии, альбомы и др.).

2. Подбор научной и художественной литературы.

З. Знакомство с внешним видом и жизнью птиц нашего края.


Тип проекта:

  • по числу учащихся – групповой;

  • по доминирующему методу: творческий;

  • по предметным областям: межпредметный (развитие речи, чтение, ручной труд, изо).

  • по продолжительности: две недели

Режим работы: урочное и внеурочное время


Продукт деятельности:

1. «Птицы нашего края» - подборка иллюстративного и научного материала.

2. Классный час «Птицы нашего края».

3. Выставка детских работ.

4. Рефераты




Этапы проекта:

1. Подготовка - постановка цели и задач проекта, определение

продукта проекта;

-создание игровой ситуации;

-сбор материалов.

2. Планирование - определение источников информации;

- способ сбора информации;

- разработка внеклассного занятия, экскурсий, открытого

урока, консультаций для родителей;

распределение обязанностей между группами.

3.Результаты и выводы:

-сбор информации;

-оформление выставки.

4.Заключительный презентация выставки.











Содержание

выставки детских работ « Птицы нашего края»

Рисунки.

Ф.И. учащегося.

1. Мошкина Велена

2. Мошкина Велина

3. Орлова Наташа

4.Рудак Влад.

5.Чемоданова Лена



Поделки из природного и бросового материала.

Ф.И. учащегося.

1. Шулепов Лёня

2. Шпилевой Витя

3. Писанко Даша

4.Качкова Олеся

ЛЕПКА.

Ф.И. учащегося.

1Гудков Коля

2.Забегаев Дима

3.Минин Саша.

4. Галкина Аня


Рефераты.

Ф.И. учащегося

1.Мустивая Валерия

2.Бондарь Настя

3. Шишонкова Вика

4.Липовенко Юля

5.Гонтарук Кирилл

6.Гусев Илья




Художественная литература для чтения детям.



1.Н.Сладков. Синички – арифметички.

2. Н.Сладков. Воробей и Синица.

3. Н.Сладков. Трясогузкины письма

4.В.Бианки. Красная горка.

5.И.С.Тургенев. Воробей

6.Д.Н. Кайгородов. Синицы.

7.Н.Сладков. Синичий запас.

8.В.А.Тетюрев. Синицы возле жилья.

9.С.Есенин. Тинь-тинь, синица!

10.В.Чаплина. Лесная кормушка.




НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

( птицы)

Птичка бьётся в окно – к хорошим вестям.

Птицы рано утром весело и звонко свистят – к теплу.

Птица хохлится – к непогоде.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Невелика птичка – синичка, а и то свой праздник знает.

Синичка постучит в окно - будет известие

Первое массовое появление синиц у домов – признак наступления больших холодов.

Синица начинает пищать с утра – жди мороза, прячутся под крышу – на метель.

Летом воробьи купаются в пыли – к дождю.

Если воробьи стали оживленными и зачирикали во время продолжительного ненастья, можно ждать ясной погоды.

Если воробьи под вечер целыми стаями собираются в листве на деревьях – на следующий день будет хорошая погода, солнечная погода.

Если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо - будет снег без ветра. А дружно зачирикают – к потеплению.

Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста – к морозу или перед пургой.

Воробьи, зимующие под крышами домов, в разных щелях, уже за два – три дня ощущают приближение морозов. Зима, холод, снег а воробьи собирают пух и перо возле курятников это перед усилением морозов они утепляют свои зимние квартиры.





Орнитология. Про что эта наука?





Орнитоло'гия (от греч. ορνις, родит. п. ορνιτος — птица

и λόγος — наука) — раздел зоологии позвоночных,

изучающий птиц, их эмбриологию, морфологию,

физиологию, экологию, систематику и

географическое распространение.





ПОСЛОВИЦЫ

Без первой ласточки весна не обходится.

Большой птице большое гнездо нужно.

Всякая ласточка свое гнездо хвалит.

Всякая птица к своей стае летит.

Курица пьет, а на небо смотрит.

Молодой воробей учится чирикать у старого.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Невелика синица, голосок востер.

Ночная кукушка, дневную перекукует.

Одна ласточка весны не делает.

Ожиревшая курица яиц не несет.

Первые детки соколятки, а последние воронятки.

Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

Синичка - воробью сестричка.

Увидел скворца - весна у крыльца.

Хвалилась синица хвостом море зажечь.











ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ



Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото.

(Аист)





Рук нет,

А строить умеет.

(Птица)



На дереве в лукошке подрастают крошки.

(Птенцы)



Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(Стая)



Экологические правила:



1.Не разоряй птичьи гнезда.

2.Не подходи близко к гнездам птиц.

По твоим следам их могут отыскать

и разорить хищники.

3.Если случайно окажешься около гнезда,

не прикасайся к нему, сразу же уходи.

Иначе птицы-родители могут

насовсем покинуть гнездо.

4.Если у тебя есть собака,

не пускай ее гулять в лесу

или парке весной или в начале лета.

Она легко может поймать

плохо летающих птенцов.

5.Не лови и не уноси домой здоровых птенцов.

6. Подкармливай птиц зимой,

а весной с помощью старших

делай для них домики.









Какие виды охот существуют в Тверской области?

Согласно статье 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в соответствии с целевым назначением в Тверской области осуществляются следующие виды охоты:

любительская и спортивная охота;

охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;



Виды охоты, указанные в пунктах 1 - 3, осуществляются посредством отлова или отстрела охотничьих ресурсов.




Редкие виды птиц - глазами детей


Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области объявил конкурс детского рисунка «Красная книга Тверской области глазами детей».

С раннего детства мы знаем о том, что лес полон различными животными и птицами. Они – герои любимых детских сказок: большой неуклюжий медведь, хитрая рыжая обманщица-лисица, угрюмый и злой серый волк, трусишка серый зайка…

Но совсем редко задумываемся мы о том, что многие из видов этих животных находятся на грани уничтожения. Чтобы они не исчезли с лица Земли окончательно, и появилась Красная книга. Грустно замечать, что с каждым годом она пополняется всё новыми исчезающими видами.

Благодаря конкурсу ребята смогут не только ознакомиться с редкими животными и птицами Верхневолжья, но и научатся в дальнейшем проявлять бережное отношение к ним и природе родного края.


http://www.karavan.tver.ru/gazeta/265



















Использованная литература.


  1. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей, Москва, МИОО, 2005

  2. Проектная деятельность школьников Н.М. Конышева Начальная школа №4

  3. Шорыгина Т.А ПТИЦЫ, КАКИЕ ОНИ? – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2002.—96.

4..Б. Н.Головкин, А.А. Минин «Чудеса живой природы»

5.О НОВЫХ НАХОДКАХ РЕДКИХ ВИДОВ ПТИЦ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Николаев, В.И., Шмитов, А.Ю. (2008) О НОВЫХ НАХОДКАХ РЕДКИХ ВИДОВ ПТИЦ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ. Вестник ТвГУ. Серия: Биология и экология (7). Стр. 105-108. ISSN 1995-0160






















Лазоревка белая

belaya_lazorevka_540_360_100.jpg


Статус: Редкий гнездящийся вид

Экология: Обитает в лиственных лесах и кустарниковых поймах рек, в старых ольшаниках и ивняках в приозёрных низинах и по краям болот. Гнездится в дуплах. В кладке до 10-12 яиц. Питается насекомыми и их личинками, пауками, в зимний период – семенами. Оседлая и кочующая птица.








Дятел белоспинный



belospin_dyatel_540_360_100.jpg

Статус: редкий гнездящийся вид

Экология: Встречается в сырых смешанных и лиственных лесах в поймах рек, по краям низменных болот, берегам и островам водохранилищ, в старых рощах. В кладке 4-6 яиц. Питается насекомыми и их личинками. Оседлая и кочующая птица.










Аист белый

beliy_aist_540_360_100.jpg

Статус: редкий вид, численность которого постепенно возрастает

Экология: Гнездится преимущественно в населённых пунктах. Из деревьев аисты предпочитают гнездиться на старых липах и соснах. В кладке 2-5 яиц. Основу питания составляют земноводные, насекомые, мелкие млекопитающие. Перелётный вид.








Аист чёрный




chern_aist_540_360_100.jpg

Статус: редкий, сокращающийся в численности вид

Экология: встречается в лесо-болотных ландшафтах, обычно в сосняках, елово-широколиственных лесах, у озёр, болот, закустаренных пустошей. Гнездо устраивает на боковых суках и стволовых развилках старых деревьев. В кладке 2-5 яиц. Питается мелкой рыбой, земноводными, крупными насекомыми. Перелётный вид.








Неясыть длиннохвостая

dlinnohvost_neyasit_540_360_100.jpg

Статус: редкий вид, численность которого постепенно возрастает

Экология: Населяет леса таёжного типа вблизи верховых болот, ветровалов, гарей. Оседлая, частично качающая птица. Моногам. В сезоне одна кладка, обычно из 3-5 яиц.











Утка серая

seraya_utka_540_360_100.jpg

Статус: редкий, спорадично гнездящийся вид

Экология: поселяется в поймах рек, на озёрах, мелководных плесах водохранилищ, прудах рыбхозов. В кладке 8-10 яиц. Питается вегетативными частями водных растений, корневищами, семенами. Перелётный вид.















Сизоворонка

sizovoronka_540_360_100.jpg

Статус: Редкий вид, сокращающийся в численности

Экология: Встречается в основном по опушкам сосновых лесов, в поймах рек, среди сельхозугодий, нередко вблизи населённых пунктов. В кладке 3-6 яиц. Питается крупными насекомыми и мелкими позвоночными. Перелётный вид.















Удод

udod_540_360_100.jpg

Статус: Редкий гнездящийся вид.

Экология: Гнездится по окраинам лесов и в рощах, среди сельхозугодий, в речных поймах, вдоль дорог, на окраинах населённых пунктов. В кладке 3-9 яиц. Питается насекомыми и другими мелкими беспозвоночными. Перелётный вид.











Славка ястребиная

yastreb_slavka_540_360_100.jpg

Статус: Редкий гнездящийся вид

Экология: Селится в кустарниках и мелколесье среди полей и пустошей, в поймах, по опушкам, гарям, старым садам и паркам. Гнездится отдельными парами или группами из нескольких пар. Гнездо помещает невысоко над землёй в кустарниках и на молодых деревьях. В кладке 4-6 яиц. Перелётный вид.













Зимородок обыкновенный





zimorodok_540_360_100.jpg

Статус: Редкий вид, сокращающийся в численности.

Экология: Гнездится в норах по обрывистым берегам лесных речек и ручьёв с прозрачной водой. В сезоне 1-2 кладки из 5-8 яиц. Питается мелкой рыбой и водными беспоз- воночными. Перелётный вид.

21


Редкие птицы Тверской области(проект)
  • Начальные классы
Описание:

Участники проекта: ученики 3 класса ,родители учащихся, учитель.

Проблема: социальная интеграция, экологическая культура учащихся.

Цель: коррекция психического состояния ребёнка, социальная адаптация, формирование экологических знаний и экологической культуры.

Задачи:

.1.. Воспитание правильного представления об экологической цепочке.

2. Развитие познавательного интереса детей.

3. Формирование исследовательских навыков.

4 Вырабатывание у школьников желания вносить посильный труд в природоохранительную деятельность.

 

5. Активизация мыслительной, двигательной, речевой, художественной и природоохранительной деятельности.

Автор Рябова Галина Георгиевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 981
Номер материала 27314
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓