Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Сложноподчинённые предложения.
Типичные речевые сферы применения СПП.
(урок-практикум)
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12» Фиалковская Вероника Петровна
2 слайд
Цели:
- уметь определять отличительные признаки СПП;
- знать виды придаточных;
- уметь правильно расставлять знаки препинания в СПП;
- уметь строить графические схемы СПП;
- разбираться в сферах применения СПП;
- использовать приобретённые знания для правильного выполнения
самостоятельной работы.
3 слайд
План
1. Орфографическая работа:
Н и НН в различных частях речи (теория + тест)
2. Теория (СПП – опознавательные признаки)
3. Проверка Д/З
4. Практика (Постановка знаков препинания в СПП)
3. Выводы (Типичные речевые сферы применения СПП)
4. Самостоятельная работа
4 слайд
Рассмотрите предложенные задания
1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах прилагательных пишется –НН-, если они образованы от существительных с основой на –Н-»?
1. деревянный 3. телефонными
2. исцарапанные 4. неожиданно
2. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
1. написано 3. телефонными
2. исцарапанные 4. неожиданно
5 слайд
Ответы
1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В суффиксах прилагательных пишется –НН-, если они образованы от существительных с основой на –Н-»?
1. деревянный 3. телефонными
2. исцарапанные 4. неожиданно
2. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
1. написано 3. телефонными
2. исцарапанные 4. неожиданно
Запишите варианты ответов, выделите суффиксы!!!
6 слайд
Определите вид предложения по наличию грамматических основ. Расставьте знаки препинания.
Солнце светит по-весеннему и радует нас.
Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит.
Движение катеров вскоре прекратится потому что начинается шторм.
7 слайд
Перепишите предложения , начертите схемы.
Определите вид придаточного в СПП.
Солнце светит по-весеннему и радует нас.
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Движение катеров вскоре прекратится, потому что начинается шторм.
8 слайд
Назовите основные характерные признаки сложноподчинённых предложений?
9 слайд
Отличительные признаки сложноподчинённых предложений
1. СПП состоит из двух и долее простых предложений (в составе сложного), которые объединены подчинительной связью.
2. СПП состоит из главного и придаточного предложений (главное предложение обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении).
3. Своеобразная структура: наличие подчинительных союзов и союзных слов, указательных слов.
Назовите основные подчинительные союзы.
10 слайд
Сочинительные союзы – сочинительная связь - сложносочинённое предложение .
Подчинительные союзы – подчинительная связь - сложноподчинённое предложение.
11 слайд
Внимание!!!
Вопросы ОГЭ по данной теме: № 12, № 13, № 14!!!
!!!Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения , связанными
подчинительной / сочинительной / бессоюзной связью!!!
!!! Среди предложения …-… найдите СПП с однородным / параллельным (неоднородным) / последовательным подчинением!!!
!!! Среди предложения …-… найдите СП с союзной сочинительной и подчинительной связью!!!
? ?? Что нужно знать, чтобы ответить на данные вопросы?
12 слайд
13 слайд
На какие группы по значению делятся сложноподчинённые предложения с придаточными?
Назовите три
группы
придаточных.
14 слайд
Группы СПП с придаточными по значению:
- определительные: отвечают на вопрос какой?, относятся к главному члену предложения, выраженному именем существительным;
- изъяснительные: отвечают на падежные вопросы, чаще всего относятся к глаголам.
- обстоятельственные: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.
15 слайд
После повторения теории о группах придаточных перейдём к практике.
ПРОВЕРКА Д/З.
16 слайд
Алгоритм работы с предложением.
1. Прочитать.
2. Найти грамматические основы.
3. Найти средство связи между простыми предложениями.
4. Определить главное и придаточное.
5. Определить границы предложений.
6. Расставить знаки препинания.
7. Задать вопрос от главного к придаточному.
8. Определить вид придаточного.
17 слайд
Проверка Д/З. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, определите вид придаточного, постройте схемы.
1.Ты сказал чтобы я к тебе пришёл.
2.Всю мою жизнь вы видели настоящими героями людей которые любят и умеют работать.
3.Ноздрёв захохотал тем смехом каким заливается только здоровый человек.
4.Я рад что вы успешно закончили свою работу.
5.Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
6.Больной вёл себя так как советовал врач.
18 слайд
Выполненный вариант
1.Ты сказал, чтобы я к тебе пришёл.
[ ] , ( чтобы ). (изъяснительное)
2.Всю мою жизнь вы видели настоящими героями людей, которые любят и умеют работать.
[ ] , ( которые ). (определительное)
3.Ноздрёв захохотал тем смехом, каким заливается только здоровый человек.
[ тем ] , ( каким ).
(местоимённо-определительное)
19 слайд
Выполненный вариант
4.Я рад, что вы успешно закончили свою работу.
[ ] , ( что ). (изъяснительное)
5.Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.
( Когда ), [ ] . (обстоятельственное)
6.Больной вёл себя так, как советовал врач.
[ так ] , ( как ). (обстоятельственное)
20 слайд
Назовите
виды
сложноподчинённых предложений с несколькими
придаточными (тип придаточного).
Вопрос № 13 ОГЭ!!!
СМ в учебнике стр. 103-105!
21 слайд
СПП с двумя или несколькими придаточными:
1. Последовательное подчинение: первое придаточное относится к главному предложению, второе придаточное – к первому придаточному.
2. Однородное подчинение: придаточные относится к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (однородными).
3. Неоднородное (параллельное) подчинение: придаточные относится к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (неоднородными).
22 слайд
Рассмотрим пример
Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расставляем знаки препинания
Только теперь увидел Фрол что совсем рассвело что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали блистать от утренней росы .
23 слайд
Алгоритм работы с СПП
1. Прочитать.
2. Найти грамматические основы.
3. Найти средство связи между простыми предложениями.
4. Определить главное и придаточное.
5. Определить границы предложений.
6. Расставить знаки препинания.
7. Задать вопрос от главного к придаточному.
8. Определить вид придаточного.
24 слайд
Рассмотрим пример
Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расставляем знаки препинания
Только теперь увидел Фрол что совсем рассвело что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали блистать от утренней росы .
25 слайд
Рассмотрим пример
[Только теперь увидел Фрол ] , (что совсем рассвело), ( что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана) , (что камни на берегу стали блистать от утренней росы ).
[ ] , ( что ), ( что ).
Вопрос задаём от глагола – придаточное изъяснительное (оба).
Тип подчинения – однородное подчинение.
увидел что?
26 слайд
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ.
В данных
предложениях
расставьте знаки
препинания, объясните их постановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Ответьте на вопрос: В тексте какого стиля речи употребительно данное предложение?
27 слайд
1. Я смотрю на небо и вижу что ярко светит солнце что падают пушистые снежинки что воздух благоухает свежестью.
2. Исследования показали что объект имеет мягкую однородную структуру которая способствует изменению параметров.
3. В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице которая затем стала нести золотые яйца.
4. Когда мы приехали и расположились я заметил как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу.
5. Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том что мною установлено нарушение.
28 слайд
1.
Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Я смотрю на небо и вижу что ярко светит солнце что падают пушистые снежинки что воздух благоухает свежестью.
29 слайд
Я смотрю на небо и вижу,
что ярко светит солнце, что падают пушистые снежинки, что воздух благоухает свежестью.
[ ] , ( что ), ( что ), ( что ).
(ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ)
Для какого стиля речи характерно данное предложение?
Художественный стиль речи.
30 слайд
2.
Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Исследования показали что объект имеет мягкую однородную структуру которая способствует изменению параметров.
31 слайд
Исследования показали, что объект имеет мягкую однородную структуру, которая способствует изменению параметров.
[ ] , ( что ), ( которая ).
(ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ)
Научный стиль речи.
32 слайд
3. Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице которая затем стала нести золотые яйца.
33 слайд
3. Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице, которая затем стала нести золотые яйца. [ ] , ( которая ).
(придаточное определительное)
Публицистический стиль речи.
34 слайд
4. Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Когда мы приехали и расположились я заметил как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу.
35 слайд
4. Расставьте знаки
препинания, объясните их постановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Когда мы приехали и расположились, я заметил, как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу.
( Когда ), [ ] , ( как ).
(неоднородное (параллельное) подчинение)
Художественный стиль речи.
36 слайд
5. Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том что мною установлено нарушение.
37 слайд
5. Расставьте знаки
препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том, что мною установлено нарушение.
[ о том] , ( что ).
(изъяснительное придаточное)
Официально-деловой стиль речи.
38 слайд
Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений.
В какой речи мы употребляем сложные предложения?
39 слайд
Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения отличаются более книжным характером, высокой частотой употребления в книжной речи, сложностью конструкций.
Средняя величина предложений разговорно-бытовой речи – не более 9 слов.
40 слайд
Д / З !!!!!
1. Учить теорию: стр. 103-113 (учебник
Л.А.Тростенцовой); стр. 53 – 55, упр. 127
(учебник С.Г. Бархударова)
2. Повторить теорию : типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание), подготовить по 2 примера на каждый тип связи.
3. Упр. 167 – определить вид подчинения в СПП (учебник Л.А.Тростенцовой).
НЕ ВОЗМУЩАТЬСЯ ПО ПОВОДУ Д/З!!!!!
РУССКИЙ ЯЗЫК ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ!!!
А ОГЭ не дремлет…
41 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
На данном уроке школьники научатся определять отличительные признаки СПП; определению видов придаточных; умениям правильно расставлять знаки препинания в СПП; строить графические схемы СПП; - разбираться в сферах применения СПП;
- использовать приобретённые знания для правильного выполнения
самостоятельной работы.
Работа на уроке построена следующим образом:
1. Орфографическая работа:
Н и НН в различных частях речи (теория + тест)
2. Теория (СПП – опознавательные признаки)
3. Проверка Д/З
4. Практика (Постановка знаков препинания в СПП)
3. Выводы (Типичные речевые сферы применения СПП)
4. Самостоятельная работа
6 656 249 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Фиалковская Вероника Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.