Главная / Русский язык и литература / Речевые сферы употребления сложноподчинённых предложений.

Речевые сферы употребления сложноподчинённых предложений.

Сложноподчинённые предложения. Типичные речевые сферы применения СПП. (урок-п...
Цели: - уметь определять отличительные признаки СПП; - знать виды придаточных...
План 1. Орфографическая работа: Н и НН в различных частях речи (теория + тест...
Рассмотрите предложенные задания 1. В каком слове правописание суффикса опред...
Ответы 1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В суффик...
Определите вид предложения по наличию грамматических основ. Расставьте знаки ...
Перепишите предложения , начертите схемы. Определите вид придаточного в СПП. ...
Назовите основные характерные признаки сложноподчинённых предложений?
Отличительные признаки сложноподчинённых предложений 1. СПП состоит из двух и...
Сочинительные союзы – сочинительная связь - сложносочинённое предложение . По...
Внимание!!! Вопросы ОГЭ по данной теме: № 12, № 13, № 14!!! !!!Выпишите цифр...
На какие группы по значению делятся сложноподчинённые предложения с придаточ...
Группы СПП с придаточными по значению: - определительные: отвечают на вопрос...
После повторения теории о группах придаточных перейдём к практике. ПРОВЕРКА ...
Алгоритм работы с предложением. 1. Прочитать. 2. Найти грамматические основы...
Проверка Д/З. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, определит...
Выполненный вариант 1.Ты сказал, чтобы я к тебе пришёл. [ ] , ( чтобы ). (из...
Выполненный вариант 4.Я рад, что вы успешно закончили свою работу. [ ] , ( ч...
Назовите виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными (тип ...
СПП с двумя или несколькими придаточными: 1. Последовательное подчинение: пер...
Рассмотрим пример Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расста...
Алгоритм работы с СПП 1. Прочитать. 2. Найти грамматические основы. 3. Найти ...
Рассмотрим пример Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расста...
Рассмотрим пример [Только теперь увидел Фрол ] , (что совсем рассвело), ( что...
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ. В данных предложениях расставьте знаки препинания, объяснит...
1. Я смотрю на небо и вижу что ярко светит солнце что падают пушистые снежин...
1. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графиче...
Я смотрю на небо и вижу, что ярко светит солнце, что падают пушистые снежинк...
2. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графиче...
Исследования показали, что объект имеет мягкую однородную структуру, которая...
3. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графиче...
3. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графиче...
4. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графичес...
4. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, обозначьте графическ...
5. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графичес...
5. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графичес...
Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений. В какой реч...
Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений. Сложноподчи...
Д / З !!!!! 1. Учить теорию: стр. 103-113 (учебник Л.А.Тростенцовой); стр. 53...
1 из 41

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Сложноподчинённые предложения. Типичные речевые сферы применения СПП. (урок-прак
Описание слайда:

Сложноподчинённые предложения. Типичные речевые сферы применения СПП. (урок-практикум) Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12» Фиалковская Вероника Петровна

№ слайда 2 Цели: - уметь определять отличительные признаки СПП; - знать виды придаточных; -
Описание слайда:

Цели: - уметь определять отличительные признаки СПП; - знать виды придаточных; - уметь правильно расставлять знаки препинания в СПП; - уметь строить графические схемы СПП; - разбираться в сферах применения СПП; - использовать приобретённые знания для правильного выполнения самостоятельной работы.

№ слайда 3 План 1. Орфографическая работа: Н и НН в различных частях речи (теория + тест) 2
Описание слайда:

План 1. Орфографическая работа: Н и НН в различных частях речи (теория + тест) 2. Теория (СПП – опознавательные признаки) 3. Проверка Д/З 4. Практика (Постановка знаков препинания в СПП) 3. Выводы (Типичные речевые сферы применения СПП) 4. Самостоятельная работа

№ слайда 4 Рассмотрите предложенные задания 1. В каком слове правописание суффикса определя
Описание слайда:

Рассмотрите предложенные задания 1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах прилагательных пишется –НН-, если они образованы от существительных с основой на –Н-»? 1. деревянный 3. телефонными 2. исцарапанные 4. неожиданно 2. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»? 1. написано 3. телефонными 2. исцарапанные 4. неожиданно

№ слайда 5 Ответы 1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В суффиксах
Описание слайда:

Ответы 1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В суффиксах прилагательных пишется –НН-, если они образованы от существительных с основой на –Н-»? 1. деревянный 3. телефонными 2. исцарапанные 4. неожиданно 2. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»? 1. написано 3. телефонными 2. исцарапанные 4. неожиданно Запишите варианты ответов, выделите суффиксы!!!

№ слайда 6 Определите вид предложения по наличию грамматических основ. Расставьте знаки пре
Описание слайда:

Определите вид предложения по наличию грамматических основ. Расставьте знаки препинания. Солнце светит по-весеннему и радует нас. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. Движение катеров вскоре прекратится потому что начинается шторм.

№ слайда 7 Перепишите предложения , начертите схемы. Определите вид придаточного в СПП. Сол
Описание слайда:

Перепишите предложения , начертите схемы. Определите вид придаточного в СПП. Солнце светит по-весеннему и радует нас. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. Движение катеров вскоре прекратится, потому что начинается шторм.

№ слайда 8 Назовите основные характерные признаки сложноподчинённых предложений?
Описание слайда:

Назовите основные характерные признаки сложноподчинённых предложений?

№ слайда 9 Отличительные признаки сложноподчинённых предложений 1. СПП состоит из двух и до
Описание слайда:

Отличительные признаки сложноподчинённых предложений 1. СПП состоит из двух и долее простых предложений (в составе сложного), которые объединены подчинительной связью. 2. СПП состоит из главного и придаточного предложений (главное предложение обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении). 3. Своеобразная структура: наличие подчинительных союзов и союзных слов, указательных слов. Назовите основные подчинительные союзы.

№ слайда 10 Сочинительные союзы – сочинительная связь - сложносочинённое предложение . Подчи
Описание слайда:

Сочинительные союзы – сочинительная связь - сложносочинённое предложение . Подчинительные союзы – подчинительная связь - сложноподчинённое предложение.

№ слайда 11 Внимание!!! Вопросы ОГЭ по данной теме: № 12, № 13, № 14!!! !!!Выпишите цифры,
Описание слайда:

Внимание!!! Вопросы ОГЭ по данной теме: № 12, № 13, № 14!!! !!!Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения , связанными подчинительной / сочинительной / бессоюзной связью!!! !!! Среди предложения …-… найдите СПП с однородным / параллельным (неоднородным) / последовательным подчинением!!! !!! Среди предложения …-… найдите СП с союзной сочинительной и подчинительной связью!!! ? ?? Что нужно знать, чтобы ответить на данные вопросы?

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 На какие группы по значению делятся сложноподчинённые предложения с придаточным
Описание слайда:

На какие группы по значению делятся сложноподчинённые предложения с придаточными? Назовите три группы придаточных.

№ слайда 14 Группы СПП с придаточными по значению: - определительные: отвечают на вопрос ка
Описание слайда:

Группы СПП с придаточными по значению: - определительные: отвечают на вопрос какой?, относятся к главному члену предложения, выраженному именем существительным; - изъяснительные: отвечают на падежные вопросы, чаще всего относятся к глаголам. - обстоятельственные: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

№ слайда 15 После повторения теории о группах придаточных перейдём к практике. ПРОВЕРКА Д/З
Описание слайда:

После повторения теории о группах придаточных перейдём к практике. ПРОВЕРКА Д/З.

№ слайда 16 Алгоритм работы с предложением. 1. Прочитать. 2. Найти грамматические основы. 3
Описание слайда:

Алгоритм работы с предложением. 1. Прочитать. 2. Найти грамматические основы. 3. Найти средство связи между простыми предложениями. 4. Определить главное и придаточное. 5. Определить границы предложений. 6. Расставить знаки препинания. 7. Задать вопрос от главного к придаточному. 8. Определить вид придаточного.

№ слайда 17 Проверка Д/З. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, определите в
Описание слайда:

Проверка Д/З. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, определите вид придаточного, постройте схемы. 1.Ты сказал чтобы я к тебе пришёл. 2.Всю мою жизнь вы видели настоящими героями людей которые любят и умеют работать. 3.Ноздрёв захохотал тем смехом каким заливается только здоровый человек. 4.Я рад что вы успешно закончили свою работу. 5.Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться. 6.Больной вёл себя так как советовал врач.

№ слайда 18 Выполненный вариант 1.Ты сказал, чтобы я к тебе пришёл. [ ] , ( чтобы ). (изъяс
Описание слайда:

Выполненный вариант 1.Ты сказал, чтобы я к тебе пришёл. [ ] , ( чтобы ). (изъяснительное) 2.Всю мою жизнь вы видели настоящими героями людей, которые любят и умеют работать. [ ] , ( которые ). (определительное) 3.Ноздрёв захохотал тем смехом, каким заливается только здоровый человек. [ тем ] , ( каким ). (местоимённо-определительное)

№ слайда 19 Выполненный вариант 4.Я рад, что вы успешно закончили свою работу. [ ] , ( что
Описание слайда:

Выполненный вариант 4.Я рад, что вы успешно закончили свою работу. [ ] , ( что ). (изъяснительное) 5.Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. ( Когда ), [ ] . (обстоятельственное) 6.Больной вёл себя так, как советовал врач. [ так ] , ( как ). (обстоятельственное)

№ слайда 20 Назовите виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными (тип при
Описание слайда:

Назовите виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными (тип придаточного). Вопрос № 13 ОГЭ!!! СМ в учебнике стр. 103-105!

№ слайда 21 СПП с двумя или несколькими придаточными: 1. Последовательное подчинение: первое
Описание слайда:

СПП с двумя или несколькими придаточными: 1. Последовательное подчинение: первое придаточное относится к главному предложению, второе придаточное – к первому придаточному. 2. Однородное подчинение: придаточные относится к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (однородными). 3. Неоднородное (параллельное) подчинение: придаточные относится к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (неоднородными).

№ слайда 22 Рассмотрим пример Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расставля
Описание слайда:

Рассмотрим пример Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расставляем знаки препинания Только теперь увидел Фрол что совсем рассвело что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали блистать от утренней росы .

№ слайда 23 Алгоритм работы с СПП 1. Прочитать. 2. Найти грамматические основы. 3. Найти сре
Описание слайда:

Алгоритм работы с СПП 1. Прочитать. 2. Найти грамматические основы. 3. Найти средство связи между простыми предложениями. 4. Определить главное и придаточное. 5. Определить границы предложений. 6. Расставить знаки препинания. 7. Задать вопрос от главного к придаточному. 8. Определить вид придаточного.

№ слайда 24 Рассмотрим пример Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расставля
Описание слайда:

Рассмотрим пример Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расставляем знаки препинания Только теперь увидел Фрол что совсем рассвело что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали блистать от утренней росы .

№ слайда 25 Рассмотрим пример [Только теперь увидел Фрол ] , (что совсем рассвело), ( что у
Описание слайда:

Рассмотрим пример [Только теперь увидел Фрол ] , (что совсем рассвело), ( что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана) , (что камни на берегу стали блистать от утренней росы ). [ ] , ( что ), ( что ). Вопрос задаём от глагола – придаточное изъяснительное (оба). Тип подчинения – однородное подчинение. увидел что?

№ слайда 26 ЗАДАНИЯ ГРУППАМ. В данных предложениях расставьте знаки препинания, объясните и
Описание слайда:

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ. В данных предложениях расставьте знаки препинания, объясните их постановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного. Ответьте на вопрос: В тексте какого стиля речи употребительно данное предложение?

№ слайда 27 1. Я смотрю на небо и вижу что ярко светит солнце что падают пушистые снежинки
Описание слайда:

1. Я смотрю на небо и вижу что ярко светит солнце что падают пушистые снежинки что воздух благоухает свежестью. 2. Исследования показали что объект имеет мягкую однородную структуру которая способствует изменению параметров. 3. В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице которая затем стала нести золотые яйца. 4. Когда мы приехали и расположились я заметил как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу. 5. Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том что мною установлено нарушение.

№ слайда 28 1. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически
Описание слайда:

1. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного. Я смотрю на небо и вижу что ярко светит солнце что падают пушистые снежинки что воздух благоухает свежестью.

№ слайда 29 Я смотрю на небо и вижу, что ярко светит солнце, что падают пушистые снежинки,
Описание слайда:

Я смотрю на небо и вижу, что ярко светит солнце, что падают пушистые снежинки, что воздух благоухает свежестью. [ ] , ( что ), ( что ), ( что ). (ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ) Для какого стиля речи характерно данное предложение? Художественный стиль речи.

№ слайда 30 2. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически
Описание слайда:

2. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного. Исследования показали что объект имеет мягкую однородную структуру которая способствует изменению параметров.

№ слайда 31 Исследования показали, что объект имеет мягкую однородную структуру, которая сп
Описание слайда:

Исследования показали, что объект имеет мягкую однородную структуру, которая способствует изменению параметров. [ ] , ( что ), ( которая ). (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ) Научный стиль речи.

№ слайда 32 3. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически
Описание слайда:

3. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного. В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице которая затем стала нести золотые яйца.

№ слайда 33 3. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически
Описание слайда:

3. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного. В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице, которая затем стала нести золотые яйца. [ ] , ( которая ). (придаточное определительное) Публицистический стиль речи.

№ слайда 34 4. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически.
Описание слайда:

4. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного. Когда мы приехали и расположились я заметил как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу.

№ слайда 35 4. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, обозначьте графически.
Описание слайда:

4. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного. Когда мы приехали и расположились, я заметил, как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу. ( Когда ), [ ] , ( как ). (неоднородное (параллельное) подчинение) Художественный стиль речи.

№ слайда 36 5. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически.
Описание слайда:

5. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного. Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том что мною установлено нарушение.

№ слайда 37 5. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически.
Описание слайда:

5. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного. Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том, что мною установлено нарушение. [ о том] , ( что ). (изъяснительное придаточное) Официально-деловой стиль речи.

№ слайда 38 Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений. В какой речи м
Описание слайда:

Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений. В какой речи мы употребляем сложные предложения?

№ слайда 39 Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений. Сложноподчинён
Описание слайда:

Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения отличаются более книжным характером, высокой частотой употребления в книжной речи, сложностью конструкций. Средняя величина предложений разговорно-бытовой речи – не более 9 слов.

№ слайда 40 Д / З !!!!! 1. Учить теорию: стр. 103-113 (учебник Л.А.Тростенцовой); стр. 53 –
Описание слайда:

Д / З !!!!! 1. Учить теорию: стр. 103-113 (учебник Л.А.Тростенцовой); стр. 53 – 55, упр. 127 (учебник С.Г. Бархударова) 2. Повторить теорию : типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание), подготовить по 2 примера на каждый тип связи. 3. Упр. 167 – определить вид подчинения в СПП (учебник Л.А.Тростенцовой). НЕ ВОЗМУЩАТЬСЯ ПО ПОВОДУ Д/З!!!!! РУССКИЙ ЯЗЫК ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ!!! А ОГЭ не дремлет…

№ слайда 41
Описание слайда:

Речевые сферы употребления сложноподчинённых предложений.
  • Русский язык и литература
Описание:

На данном уроке школьники научатся  определять отличительные признаки СПП; определению  видов придаточных;  умениям правильно расставлять знаки препинания в СПП;  строить графические схемы СПП; - разбираться в сферах применения СПП;
- использовать приобретённые знания для правильного выполнения
самостоятельной работы.

Работа на уроке построена следующим образом:

 

1.       Орфографическая работа:
 Н и НН в различных частях речи (теория + тест)
2. Теория (СПП – опознавательные признаки)
3. Проверка Д/З
4. Практика (Постановка знаков препинания в СПП)
3. Выводы  (Типичные речевые сферы применения СПП)
4. Самостоятельная работа

Автор Фиалковская Вероника Петровна
Дата добавления 16.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 677
Номер материала 58116
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы