Инфоурок Русский язык ПрезентацииРечевые сферы употребления сложноподчинённых предложений.

Речевые сферы употребления сложноподчинённых предложений.

Скачать материал
Скачать материал "Речевые сферы употребления сложноподчинённых предложений."

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Сложноподчинённые предложения. Типичные речевые сферы применения СПП.(урок-...

    1 слайд

    Сложноподчинённые предложения.
    Типичные речевые сферы применения СПП.
    (урок-практикум)
    Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12» Фиалковская Вероника Петровна

  • Цели:- уметь определять отличительные признаки СПП;- знать виды придаточных...

    2 слайд

    Цели:
    - уметь определять отличительные признаки СПП;
    - знать виды придаточных;
    - уметь правильно расставлять знаки препинания в СПП;
    - уметь строить графические схемы СПП;
    - разбираться в сферах применения СПП;
    - использовать приобретённые знания для правильного выполнения
    самостоятельной работы.


  • План1. Орфографическая работа: Н и НН в различных частях речи (теория + тес...

    3 слайд

    План
    1. Орфографическая работа:
    Н и НН в различных частях речи (теория + тест)
    2. Теория (СПП – опознавательные признаки)
    3. Проверка Д/З
    4. Практика (Постановка знаков препинания в СПП)
    3. Выводы (Типичные речевые сферы применения СПП)
    4. Самостоятельная работа

  • Рассмотрите предложенные задания1. В каком слове правописание суффикса опред...

    4 слайд

    Рассмотрите предложенные задания
    1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах прилагательных пишется –НН-, если они образованы от существительных с основой на –Н-»?
    1. деревянный 3. телефонными
    2. исцарапанные 4. неожиданно

    2. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
    1. написано 3. телефонными
    2. исцарапанные 4. неожиданно

  • Ответы1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В суффик...

    5 слайд

    Ответы
    1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В суффиксах прилагательных пишется –НН-, если они образованы от существительных с основой на –Н-»?
    1. деревянный 3. телефонными
    2. исцарапанные 4. неожиданно

    2. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
    1. написано 3. телефонными
    2. исцарапанные 4. неожиданно
    Запишите варианты ответов, выделите суффиксы!!!

  • Определите вид предложения по наличию грамматических основ. Расставьте знаки...

    6 слайд

    Определите вид предложения по наличию грамматических основ. Расставьте знаки препинания.
    Солнце светит по-весеннему и радует нас.
    Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит.
    Движение катеров вскоре прекратится потому что начинается шторм.

  • Перепишите предложения , начертите схемы.Определите вид придаточного в СПП....

    7 слайд

    Перепишите предложения , начертите схемы.
    Определите вид придаточного в СПП.
    Солнце светит по-весеннему и радует нас.
    Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
    Движение катеров вскоре прекратится, потому что начинается шторм.

  • Назовите основные характерные  признаки сложноподчинённых предложений?

    8 слайд

    Назовите основные характерные признаки сложноподчинённых предложений?

  • Отличительные признаки сложноподчинённых предложений  1. СПП состоит из двух...

    9 слайд

    Отличительные признаки сложноподчинённых предложений

    1. СПП состоит из двух и долее простых предложений (в составе сложного), которые объединены подчинительной связью.
    2. СПП состоит из главного и придаточного предложений (главное предложение обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении).
    3. Своеобразная структура: наличие подчинительных союзов и союзных слов, указательных слов.
    Назовите основные подчинительные союзы.

  • Сочинительные союзы – сочинительная связь -  сложносочинённое предложение ....

    10 слайд

    Сочинительные союзы – сочинительная связь - сложносочинённое предложение .


    Подчинительные союзы – подчинительная связь - сложноподчинённое предложение.

  • Внимание!!!Вопросы ОГЭ по данной теме: № 12, № 13, № 14!!!  !!!Выпишите ци...

    11 слайд


    Внимание!!!
    Вопросы ОГЭ по данной теме: № 12, № 13, № 14!!!

    !!!Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения , связанными
    подчинительной / сочинительной / бессоюзной связью!!!
    !!! Среди предложения …-… найдите СПП с однородным / параллельным (неоднородным) / последовательным подчинением!!!
    !!! Среди предложения …-… найдите СП с союзной сочинительной и подчинительной связью!!!
    ? ?? Что нужно знать, чтобы ответить на данные вопросы?


  • 12 слайд




  • На какие  группы по значению  делятся сложноподчинённые предложения с прид...

    13 слайд




    На какие группы по значению делятся сложноподчинённые предложения с придаточными?
    Назовите три
    группы
    придаточных.



  • Группы СПП с придаточными по значению:- определительные: отвечают на вопро...

    14 слайд




    Группы СПП с придаточными по значению:
    - определительные: отвечают на вопрос какой?, относятся к главному члену предложения, выраженному именем существительным;
    - изъяснительные: отвечают на падежные вопросы, чаще всего относятся к глаголам.
    - обстоятельственные: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

  • После повторения теории о группах придаточных перейдём к практике....

    15 слайд





    После повторения теории о группах придаточных перейдём к практике.

    ПРОВЕРКА Д/З.

  • Алгоритм работы с предложением.
1. Прочитать.
2. Найти грамматичес...

    16 слайд





    Алгоритм работы с предложением.
    1. Прочитать.
    2. Найти грамматические основы.
    3. Найти средство связи между простыми предложениями.
    4. Определить главное и придаточное.
    5. Определить границы предложений.
    6. Расставить знаки препинания.
    7. Задать вопрос от главного к придаточному.
    8. Определить вид придаточного.


  • Проверка Д/З. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, определ...

    17 слайд




    Проверка Д/З. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, определите вид придаточного, постройте схемы.
    1.Ты сказал чтобы я к тебе пришёл.
    2.Всю мою жизнь вы видели настоящими героями людей которые любят и умеют работать.
    3.Ноздрёв захохотал тем смехом каким заливается только здоровый человек.
    4.Я рад что вы успешно закончили свою работу.
    5.Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
    6.Больной вёл себя так как советовал врач.



  • Выполненный вариант1.Ты сказал, чтобы я к тебе пришёл.
[    ] , ( чтобы...

    18 слайд




    Выполненный вариант
    1.Ты сказал, чтобы я к тебе пришёл.
    [ ] , ( чтобы ). (изъяснительное)
    2.Всю мою жизнь вы видели настоящими героями людей, которые любят и умеют работать.
    [ ] , ( которые ). (определительное)

    3.Ноздрёв захохотал тем смехом, каким заливается только здоровый человек.
    [ тем ] , ( каким ).
    (местоимённо-определительное)





  • Выполненный вариант 
4.Я рад, что вы успешно закончили свою работу.
[    ]...

    19 слайд




    Выполненный вариант

    4.Я рад, что вы успешно закончили свою работу.
    [ ] , ( что ). (изъяснительное)
    5.Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.
    ( Когда ), [ ] . (обстоятельственное)

    6.Больной вёл себя так, как советовал врач.
    [ так ] , ( как ). (обстоятельственное)






  • Назовите виды
 сложноподчинённых предложений с несколькими придат...

    20 слайд












    Назовите
    виды
    сложноподчинённых предложений с несколькими
    придаточными (тип придаточного).
    Вопрос № 13 ОГЭ!!!
    СМ в учебнике стр. 103-105!

  • СПП с двумя или несколькими придаточными: 





1. Последовательное подчинени...

    21 слайд

    СПП с двумя или несколькими придаточными:







    1. Последовательное подчинение: первое придаточное относится к главному предложению, второе придаточное – к первому придаточному.
    2. Однородное подчинение: придаточные относится к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (однородными).
    3. Неоднородное (параллельное) подчинение: придаточные относится к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (неоднородными).

  • Рассмотрим пример Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расста...

    22 слайд

    Рассмотрим пример
    Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расставляем знаки препинания






    Только теперь увидел Фрол что совсем рассвело что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали блистать от утренней росы .

  • Алгоритм работы с СПП 1. Прочитать.
2. Найти грамматические основы.
3. Найти...

    23 слайд

    Алгоритм работы с СПП
    1. Прочитать.
    2. Найти грамматические основы.
    3. Найти средство связи между простыми предложениями.
    4. Определить главное и придаточное.
    5. Определить границы предложений.
    6. Расставить знаки препинания.
    7. Задать вопрос от главного к придаточному.
    8. Определить вид придаточного.






  • Рассмотрим пример Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расста...

    24 слайд

    Рассмотрим пример
    Записываем в тетрадь, находим грамматические основы, расставляем знаки препинания






    Только теперь увидел Фрол что совсем рассвело что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали блистать от утренней росы .

  • Рассмотрим пример 





[Только теперь увидел Фрол  ] ,     (что совсем рассв...

    25 слайд

    Рассмотрим пример







    [Только теперь увидел Фрол ] , (что совсем рассвело), ( что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана) , (что камни на берегу стали блистать от утренней росы ).
    [ ] , ( что ), ( что ).
    Вопрос задаём от глагола – придаточное изъяснительное (оба).
    Тип подчинения – однородное подчинение.

    увидел что?

  • ЗАДАНИЯ ГРУППАМ.В данных предложениях расставьте знаки препинания, объя...

    26 слайд



    ЗАДАНИЯ ГРУППАМ.
    В данных
    предложениях
    расставьте знаки
    препинания, объясните их постановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.




    Ответьте на вопрос: В тексте какого стиля речи употребительно данное предложение?

  • 1.  Я смотрю на небо и вижу что ярко светит солнце что падают пушистые...

    27 слайд









    1. Я смотрю на небо и вижу что ярко светит солнце что падают пушистые снежинки что воздух благоухает свежестью.
    2. Исследования показали что объект имеет мягкую однородную структуру которая способствует изменению параметров.
    3. В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице которая затем стала нести золотые яйца.
    4. Когда мы приехали и расположились я заметил как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу.
    5. Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том что мною установлено нарушение.

  • 1.Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте гра...

    28 слайд



    1.
    Расставьте знаки
    препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
    Я смотрю на небо и вижу что ярко светит солнце что падают пушистые снежинки что воздух благоухает свежестью.


  • Я смотрю на небо и вижу, что ярко светит солнце, что падают пушистые сне...

    29 слайд



    Я смотрю на небо и вижу,
    что ярко светит солнце, что падают пушистые снежинки, что воздух благоухает свежестью.
    [ ] , ( что ), ( что ), ( что ).
    (ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ)

    Для какого стиля речи характерно данное предложение?
    Художественный стиль речи.



  • 2.Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте гра...

    30 слайд



    2.
    Расставьте знаки
    препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
    Исследования показали что объект имеет мягкую однородную структуру которая способствует изменению параметров.


  • Исследования показали, что объект имеет мягкую однородную структуру, кото...

    31 слайд



    Исследования показали, что объект имеет мягкую однородную структуру, которая способствует изменению параметров.
    [ ] , ( что ), ( которая ).
    (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ)
    Научный стиль речи.



  • 3. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте гра...

    32 слайд



    3. Расставьте знаки
    препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
    В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице которая затем стала нести золотые яйца.



  • 3. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте гра...

    33 слайд



    3. Расставьте знаки
    препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.
    В деревне Митино местный житель провёл ряд испытаний нового химического препарата на курице, которая затем стала нести золотые яйца. [ ] , ( которая ).
    (придаточное определительное)
    Публицистический стиль речи.



  • 4. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графиче...

    34 слайд

    4. Расставьте знаки
    препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.

    Когда мы приехали и расположились я заметил как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу.



  • 4. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, обозначьте графичес...

    35 слайд

    4. Расставьте знаки
    препинания, объясните их постановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.

    Когда мы приехали и расположились, я заметил, как кто-то громко начал рассказывать о происходящем сторожу.
    ( Когда ), [ ] , ( как ).
    (неоднородное (параллельное) подчинение)
    Художественный стиль речи.




  • 5. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графиче...

    36 слайд

    5. Расставьте знаки
    препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.

    Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том что мною установлено нарушение.




  • 5. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку, обозначьте графиче...

    37 слайд

    5. Расставьте знаки
    препинания, объясните их расстановку, обозначьте графически. Определите вид придаточного.

    Я, Иванов Иван Иванович, спешу уведомить вас о том, что мною установлено нарушение.
    [ о том] , ( что ).
    (изъяснительное придаточное)
    Официально-деловой стиль речи.




  • Определимся со сферой употребления  сложноподчинённых предложений.В какой реч...

    38 слайд

    Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений.
    В какой речи мы употребляем сложные предложения?


  • Определимся со сферой употребления  сложноподчинённых предложений.Сложноподчи...

    39 слайд

    Определимся со сферой употребления сложноподчинённых предложений.
    Сложноподчинённые предложения отличаются более книжным характером, высокой частотой употребления в книжной речи, сложностью конструкций.
    Средняя величина предложений разговорно-бытовой речи – не более 9 слов.


  • Д / З !!!!! 1.   Учить теорию:  стр. 103-113  (учебник 
Л.А.Тростенцовой);...

    40 слайд

    Д / З !!!!!
    1. Учить теорию: стр. 103-113 (учебник
    Л.А.Тростенцовой); стр. 53 – 55, упр. 127
    (учебник С.Г. Бархударова)
    2. Повторить теорию : типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание), подготовить по 2 примера на каждый тип связи.
    3. Упр. 167 – определить вид подчинения в СПП (учебник Л.А.Тростенцовой).
    НЕ ВОЗМУЩАТЬСЯ ПО ПОВОДУ Д/З!!!!!
    РУССКИЙ ЯЗЫК ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ!!!
    А ОГЭ не дремлет…



  • 41 слайд




Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На данном уроке школьники научатся  определять отличительные признаки СПП; определению  видов придаточных;  умениям правильно расставлять знаки препинания в СПП;  строить графические схемы СПП; - разбираться в сферах применения СПП;
- использовать приобретённые знания для правильного выполнения
самостоятельной работы.

Работа на уроке построена следующим образом:

 

1.       Орфографическая работа:
 Н и НН в различных частях речи (теория + тест)
2. Теория (СПП – опознавательные признаки)
3. Проверка Д/З
4. Практика (Постановка знаков препинания в СПП)
3. Выводы  (Типичные речевые сферы применения СПП)
4. Самостоятельная работа

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Индивидуальный учебный проект по русскому языку "Происхождение некоторых чоконимов"
  • Учебник: «Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
  • Тема: § 35. Как пополняется словарный состав русского языка
  • 02.10.2020
  • 603
  • 2
«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.03.2015 1127
    • PPTX 871.2 кбайт
    • 35 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фиалковская Вероника Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фиалковская Вероника Петровна
    Фиалковская Вероника Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 204213
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 185 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе