Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыРечевое развитие детей дошкольного возраста

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Скачать материал

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Лесовичок» комбинированного вида городского округа город Буй Костромской области

 

"Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Подготовила: учитель-логопед

Абызова Татьяна Анатольевна

 

1. Теоретические основы программы и методики развития речи дошкольников.

 

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом:

- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

- ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для развития речи.

Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.

Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) является процессом многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мысление человека – это речевое, языковое – словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Вместе с тем взаимосвязь речевого (языкового) и интеллектуального развития ребенка необходимо рассматривать и в обратном направлении – от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается выяснение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.

Таковы основные аспекты интеллектуально-языковых взаимосвязей, органично включенных в процесс овладения родным языком, развития и формирования речи.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы ясно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее  подходящие для выражения данной мысли слова, уметь стоить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, уточняет художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием.

В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.

Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности для решения задач нравственного воспитания. Здесь существенное влияние оказывает содержание литературных произведений, картин. Умение детей рассказывать совместно, группами ("командами") предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д.

Обучение дошкольников родному языку, развитие речи предоставляет богатые возможности решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным ("структурным") аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи.

Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика может и должна включать введение в речь детей (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества человека, оценки его поступков, так же как и эстетические качества и оценки.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка – дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Высокий уровень речевого развития дошкольника включает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, возразить, объяснить;

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умение читать и писать (элементарное обучение грамоте и письму).

 

 

 

 

 

2. Основные направления работы по развитию речи дошкольников.

Речевое развитие

      Владение речью как средством общения и культуры;

      обогащение активного словаря;

      развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

      развитие речевого творчества;

      развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

       знакомство с  книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

      формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Основные задачи речевого развития – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связность при построении развернутого высказывания – решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. У каждой речевой задачи есть целый круг проблем, которые необходимо помнить всем, кто работает с детьми. Рассмотрим конкретные речевые задачи в свете вышеизложенных положений.

1). Развитие связной речи.

По отношению к дошкольникам мы рассматриваем развитие двух форм речи – диалогической и монологической.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений с минимальной синтаксической сложностью, использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти навыки и умения необходимы и для развития монологической речи детей.

Развитие монологической речи.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединения фраз. Самый распространенный способ соединения предложений – это цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения ("Прибежал зайчик. Он любит морковку"), лексический повтор ("Зайчик прыгает. Зайчику холодно"), синонимическая замена ("Зайчик прыгает. Пушок веселится").

Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, т.к. овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одного и того же слова.

Предложения могут соединяться и с помощью параллельной связи, когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже противопоставляются. ("Дул сильный ветер. Заяц спрятался в норе").

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему.

Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Для текстов – описаний используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество, как лучик, присоединяется к характеристике предмета.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей, животных.

Обучение построению текстов – описаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования – передать развитие действий или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

Структура повествования более жесткая, чем в описании, т.к. перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования – это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).

Важная роль в построении повествования отводится обучению детей разным способам организации зачинов (слова "однажды", "как-то раз"; может быть указано место и (или) время события, действия).

Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказывание по картине (или по серии сюжетных картин).

Работа над формированием представлений о структуре повествовательного текста развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоение навыка в самостоятельное словесное творчество.

Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.

Необходимо особенно подчеркнуть развитие у дошкольников умения логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе текста, как рассуждение.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказ по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнения.

2) Развитие словаря дошкольника.

Слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словами устанавливаются ассоциативные связи.

В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово "игла" в значении "лист хвойного дерева" входит в семантическое поле: дерево – ствол – ветви – хвоя - зеленая – пушистая – растет – опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить – зашивать – вышивать – платье – рубашка – узор – острая – тупая и т.д.

Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических слов, антонимических пар, многозначных слов.

Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

3) Формирование грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи у ребенка - дошкольника включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых), он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако растет употребление других частей речи - прилагательных, местоимений, наречий, числительных.

Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа, падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже). Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в форме родительного падежа множественного числа (слив, апельсинов, карандашей)). В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательным в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

Глагол обозначает действие или состояние предмета, различается по виду (совершенному и несовершенному), изменяется по лицам, числам, времени, родам и наклонениям. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени.

Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего или будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола – действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги, бежим, путь бежит, идем же) и к образованию сослагательного наклонения – возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).

Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

Имя прилагательное  обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.

Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе и падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише).

Словообразование.

Детей подводят к образованию на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и по форме) с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов).

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).

Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный – снеговик, подснежник).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, кофейница), направление действий (ехал – поехал – выехал) и т.п.

Синтаксис. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные.

4) Развитие звуковой стороны речи.

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка).

Линейные звуковые единицы – звук – слог – слово – фраза – текст обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим, одновременно с ними выступают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.

Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

5) Развитие образной речи.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

II младшая группа.

Воспитание звуковой культуры речи.

М, б, п, т, д, н, к, ч, х, ф, в, п, с, ц.

Термины «звук», «слово».

Словарная работа.

Активизация разных частей речи.

Отвечать на вопросы Кто это? Что это? Какой? Что делает? Что с ним можно делать?

Игры         «Что за предмет?»

                   «Кто что умеет делать?»

                   «Кто больше слов скажет о яблоке, какое оно?»

                   «Что сначала, что потом?»

Обобщающие понятия

                   Одежда, посуда, игрушки.

Слова с противоположным значением:

                   Большой – маленький,

                   Высокий – низкий.

Формирование грамматического строя речи.

Изменение слов по падежам.

Согласование существительных в роде, числе.

Предлоги в, на, за, под, около.

- Родительный падеж единственного и множественного числа в играх

                   «Чего не стало?»

                   «Чего нет у куклы?»

Словообразование.

                   Зайчонок, сахарница.

                   Вошел, вышел.

Развитие связной речи.

- пересказ знакомой сказки, короткого рассказа;

- короткий рассказ по картине;

- рассказы об игрушках.

 

 

Средняя группа.

Воспитание звуковой культуры речи.

(с, с’, з, з’, ш, ч, щ, л, р, р’)

- термины «звук», «слово» уточняются;

- находят слова, сходные и разные по значению;

- звуковая линейка.

Словарная работа.

- обобщающие понятия

                   игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда

- к данным словам (снег, снежинка, зима) подбираются определения

- подбор предметов к действию

- синонимы и антонимы

- многозначность слов (лапка, ручка)

- объяснять слова, давать толкование

  «Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?»,

               «Продолжи цепочку слов…»

Формирование грамматического строя речи.

- родительный падеж единственного и множественного числа

- согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже

- развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро)

- предлоги в, под, между, около.

Словообразование.

                   детенышей животных, употреблять эти названия в единственном и множественном числе родительного падежа

утенок – утята – не стало утят

- образуют названия посуды, осознают, что не все названия посуды звучат похоже (сахарница, салфетница, но масленка и солонка)

- образование разных форм глаголов.

Спрягать глаголы по лицам и числам.

 

Связная речь.

- пересказ как знакомых, так и незнакомых небольших сказок и рассказов;

- рассказы по картине;

- из личного опыта;

- сравнивают, сопоставляют предметы и игрушки;

- дается схема составления совместного рассказа.

 

Старшая группа.

Воспитание звуковой культуры речи.

Дифференциация звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р.

- дикция, сила голоса, темп речи;

- подбор фраз, сходных по звучанию.

Словарная работа.

- слова, обозначающие материал;

- синонимы, антонимы, многозначность.

Формирование грамматического строя речи.

- согласование прилагательных с существительными;

- образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении;

- из ряда слов выбрать словообразовательную пару;

- подбор родственных слов в контексте.

Словообразование.

                   с уменьшительными, ласкательными, увеличительными суффиксами.

Составление сложных предложений.

Развитие связной речи.

- пересказ без помощи взрослых;

- место и время действия в рассказе по картине;

- рассказы и сказки;

- рассказы из личного опыта

описательные и повествовательные.

 

Подготовительная к школе группа.

Воспитание звуковой культуры речи.

- развитие звукового анализа слова;

- развитие чувства ритма и рифмы. «Наш зеленый крокодил…», «Где ты, заяц, гулевал?», «Ты, лисичка, с кем играла?»

Словарная работа.

- антонимы, синонимы, многозначные слова.

Слова с переносным значением.

Работать над уточнением понимания слов. Что может быть глубоким? Мелким? Легким? Тяжелым?

Формирование грамматического строя речи.

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Задания усложняются, ребенок должен сам найти нужную форму.

«Спроси у белочки, сколько у нее глаз?»

Сочетания с несклоняемыми существительными. «Пошел в новом пальто», «Играл на пианино».

Усложнение задания и на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов бежал – перебежал – забежал.

Развитие связной речи.

- формирование умений строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между частями высказывания.

 

 

Развитие образной речи старших дошкольников.

Эту задачу, несомненно, надо рассматривать по отношению к детям младшего и среднего дошкольного возраста, однако необходимо подчеркнуть важность работы над образностью речи в старшем дошкольном возрасте.

Прежде всего эта задача решается при ознакомлении с разными жанрами художественной литературы, в том числе и с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами). После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму. Необходимо давать разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор, других образных средств.

При ознакомлении с художественной литературой дети знакомятся со спецификой литературных жанров, их художественными достоинствами, учатся понимать значение образных выражений, целесообразность их использования в тексте. Специальные творческие задания, проводимые на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество. работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм.

(«зарубить на носу» - запомнить навсегда, «повесить голову» - загрустить).

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

 

 

 

 

Литература:

 

1. Спецкурс "Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду". М. 1994 г.

 

2. "Занятия по развитию речи в детском саду" под ред. О.С. Ушаковой. М., Просвещение 1993 г.

 

3. Речевые игры и упражнения раскрыты в книге "Придумай слово". М., Просвещение. Журнал "Дошкольное воспитание" с № 8 за 1989 г.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

  Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом) предусматриваетзначительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1284
    • DOCX 89 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абызова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Абызова Татьяна Анатольевна
    Абызова Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 5718
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы деятельности аппаратчика производства кисломолочных и детских молочных продуктов

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы психофизиологии для педагогов

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Организация кросс-культурной адаптации иностранных студентов в образовательных организациях в сфере профессионального образования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе