К сожалению, вы заметили, что ваш малыш отстает в
нервно-психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит? «Почему?»
- вопрос, который задают первым. Вы должны знать, что речевые нарушения
возникают в следствие воздействия широкого спектра причин:
♦ недостаточной зрелости коры головного мозга;
♦ отклонений в строении и координированной работе
голосовых и дыхательных систем, органов артикуляционного аппарата;
♦ соматической ослабленности, педагогической
запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной
депривации…
То есть, большинство детей с
речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля и
комплексном воздействии на недуг.
Не медлите с обращением и НЕ
ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ от консультации не только логопеда, но и педиатра, психиатра,
невролога, психолога, дефектолога и любых узких специалистов; исследований,
которые будут назначены.
НЕ ПУГАЙТЕСЬ медикаментозного лечения
ребенка: в дошкольном возрасте оно максимально эффективно.
ПОСЕЩАЙТЕ дополнительные процедуры:
массаж, физиотерапию, лечебную физкультуру. Только комплексный подход дает
оптимальные результаты.
Речь идет о будущем вашего ребенка.
Если хотите, чтобы речь малыша
развивалась правильно, чтобы в дальнейшем ваш сын или дочь были
успешными в учебе и взрослой жизни, - действуйте!
Что нужно знать родителям о диагнозах, которые могут быть
поставлены ребенку с речевой патологией?
♦ Какое бы нарушение ни диагностировали у вашего
ребенка - это еще не приговор.
♦ Выполняя назначения специалистов, вы поможете
малышу преодолеть все трудности.
О речевом статусе дошкольника 4 –
5 лет могут сказать: «ФФНР», «ОНР». Что это значит?
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи): это дефект восприятия
и произношения звуков.
Например, ребенок не умеет
произносить звук [р'] и поэтому произносит слова «Марина» и «малина» одинаково
— «малина». Если предложить такому ребенку поднять красный шар, когда он
услышит слово «Марина», и синий шар, когда он услышит слово «малина», он
растеряется и задание не выполнит, потому что эти слова звучат для него
одинаково. При глубоком ФФНР ребенок может произносить неправильно до 15 – 20
звуков.
ОНР (общее недоразвитие речи). Сложное
системное нарушение речевой деятельности: от полного отсутствия речи до
развернутой фразы с элементами недоразвития всех языковых компонентов
(звукопроизношение, словарь, грамматика, связная речь). Примеры детских
высказываний: «Азя
тоита гае. – Ваза стоит на столе», «Я раскрашиваю шарик красным ручкой».
Чем
можете помочь ребенку Вы?
♦ Спокойно оценить сложившуюся
ситуацию.
♦ Получить консультацию
специалистов.
♦ При необходимости, собрать документы,
чтобы ребенок мог быть направлен в логопедическую группу детского сада. Здоровья и
успехов вам и вашим детям!
МБДОУ ЦРР
№5 «Мир детства»
РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ?
ПОЧЕМУ?
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Материал подготовила:
учитель-логопед Афонина Наталья
Юрьевна
Тула 2016 Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Настоящая памятка содержится советы логопеда
родителям дошкольников, малышей 4-5 лет.
Специалист рассказывает:
♦ о развитии речи ребенка в норме;
♦ о причинах речевых нарушений; ♦ о
тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребенку с речевой патологией;
♦ знакомит родителей с системой
коррекционноразвивающей работы в детском саду (логопедические группы).
Материал призван помочь вам лучше ориентироваться в
проблемах своего малыша и узнать о способах их разрешения.
Итак, вы считаете, что у ребенка
речевые нарушения? Начните с оценки сложившейся ситуации: попробуйте
определить, что именно вас тревожит.
- Ребенок
«говорит как маленький»?
- У него
невнятная речь, «каша во рту»?
- Малыш не
выговаривает некоторые звуки («шепелявит», «картавит»)?
♦ Ознакомьтесь с периодами развития речи и
сопоставьте развитие вашего ребенка с «нормативным». Быть может, опасения ложны?
Или напротив, вы откладываете решение проблем?
От вашего понимания,
адекватной оценки трудностей, зависит выбор наиболее эффективных путей помощи
ребенку, а значит, и прогноз!
Речь
ребенка в четыре года
(общие
сведения)
В 4 года фразовая речь ребенка включает
предложения, состоящие из 5-6 слов. Малышу доступны
различные формы общения: играя, он сопровождает свои действия речью; может
ответить на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском
саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, пересказывает сказки,
которые вы ему неоднократно читали.
Словарный запас достигает 2000 слов. В речи
ребенка присутствуют синонимы, антонимы и обобщающие слова. Дошкольник может:
♦ перечислить и сгруппировать предметы, подобрать
общее слово: «Огурец, морковь, горох – овощи. Стол, стул, шкаф – мебель» и т.д;
♦ «сказать по-другому», то есть заменить слово
синонимом: «Собака – пес, пачкать – грязнить, смотреть – глядеть»;
♦ назвать «слово наоборот» (антоним): «Сахар - соль,
холодный – горячий, радоваться – грустить». Многие считают, что в 4,5-5 лет
заканчивается формирование фонетической системы родного языка, то есть малыш
должен правильно произносить все звуки.
На самом деле еще возможно нарушение произношения
звуков [р], [р'], [л], [л'], а вот звуки [с], [з], [с'], [з'], [ц], [ш],
[ж], [ч], [щ] ребенок уже произносит правильно и чисто, различает на слух.
Малыш способен повторить: «миска – мишка», «коза –
коса», «разок – рожок», «жить – жить».
В этот период формируется языковое чутье. Ребенок
уверенно использует почти все грамматические категории, не путает падежи,
предлоги.
♦ Он скажет: «Я рисую карандашом и ручкой».
Он НЕ скажет: «Я рисую карандашом и ручком».
♦ Он скажет: «Пять карандашей».
Он НЕ скажет: «Пять карандашов».
♦ Он скажет: «Чашка упала со стола».
Он не скажет: «Чашка упала от стола».
Ребенок этого возраста легко повторит
короткий текст:
«У
Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил
играть с Катей».
Он помнит много стихов и умеет
отгадывать загадки. Малыш без труда догадается, кто это:
Пробежала
кочка Около пенечка. А у кочки черный нос
И в
колючках спинка. На колючках листьев воз С дуба и осинки.
Таким образом, к пяти годам вас должны насторожить:
короткая фраза из 2-3 слов; их
неточное употребление (о кружке – чашка, стакан; о штанах – шорты; «мальчик
чистит двор» вместо «мальчик подметает двор»); ошибки в грамматическом
оформлении фразы («Дети увидели медведев, воронов»); недостаточно внятная дикция,
многочисленные искажения звуков; пассивность ребенка в речевом общении,
неумение рассказать о событиях дня.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.