Реализация
здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.
Охрану здоровья детей можно назвать
приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые
дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем
способны заниматься
производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия
«здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения,
здоровье - это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
·
это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических
процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
·
это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого
составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные
реакции (медицинское определение).
Психическое
здоровье:
·
это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная
сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
·
это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего
душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это
здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это
комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в
жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей,
установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и
убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как
индивидуальная, так и общественная
характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество
приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог
процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате
взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол,
возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья
§ Специфическая и неспецифическая
устойчивость к действию повреждающих факторов
§ Показатели роста и развития
§ Текущее функциональное состояние и
потенциал (возможности) организма и личности
§ Наличие и уровень какого-либо
заболевания или дефекта развития
§ Уровень морально-волевых и
ценностно-мотивационных установок
В связи с этим целостный взгляд на
индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в
которой выделены взаимосвязи
различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент - текущее
состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет
биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми
потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития.
Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают
индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент - уровень роста и
развития органов и систем организма, - основу которого составляют
морфофизиологические и функциональные
резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент - состояние
психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного
комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено
как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент - комплекс
характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы
жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей,
установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем
опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра,
любви и красоты.
Подобное выделение компонентов
здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны,
показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования
индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности
человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь,
зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется
социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными
традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ
жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных,
общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для
здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и
укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
§ благоприятное социальное
окружение;
§ духовно-нравственное
благополучие;
§ оптимальный двигательный режим
(культура движений);
§ закаливание организма;
§ рациональное питание;
§ личная гигиена;
§ отказ от вредных пристрастий
(курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
§ положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что
культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое
состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической
культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и
самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической
жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе
личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе
личностно-развивающих ситуаций, они относятся
к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить
вместе и эффективно взаимодействовать.
Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в
формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через
постепенное расширение сферы общения и
деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю),
становление самосознания и активной
жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования
ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова,
технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая
объективные законы данной предметной сферы, построенная в
соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая
наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности
предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому
регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно
определить как
здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и
воспитанием, переводит воспитание в
рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии
должны обеспечить развитие природных
способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным
опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие
образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, -
это все те психолого-педагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о
здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая
технология, по мнению
В.Д. Сонькина, - это:
•
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований,
адекватность методик обучения и воспитания);
•
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими
требованиями);
•
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;
•
необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной
технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально
возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья
всех субъектов образования
(учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных
мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее
коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2.
Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной
стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности,
активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы.
3.
Создание
благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.
4. Использование
разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся,
направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Основными компонентами здоровьесберегающей
технологии выступают:
·
аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности
своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни,
который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать
свои умственные и физические возможности. Осуществление
аксиологического компонента происходит на основе формирования
мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию
и присвоение определенной системы духовных, витальных,
медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития
человека, его взаимоотношений с самим
собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок
на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных
как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом
процессе у человека развивается
эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное
на положительных интересах и потребностях.
·
гносеологический, связанный с приобретением необходимых для
процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных
способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного
здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по
оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу
формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека,
овладению умениями сохранять и
совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и
умений его построения. Этот процесс
направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности
обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью
окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы,
обобщения об основных направлениях
взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они
побуждают человека заботиться о своем здоровье,
вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия
для собственного организма
и образа жизни.
·
здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок,
которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых
для нормального функционирования организма, а также систему
упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за
самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в
этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания,
чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению
образования вредных привычек, функциональных нарушений
заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику
учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов
окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
·
эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов —
эмоциональных и волевых. Необходимым условием
сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека
закрепляется желание вести здоровый
образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в
преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью
воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля
является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не
стал внутренней потребностью личности,
а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются.
Он направлен на формирование опыта
взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой
компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в
обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего
коллектива.
·
экологический,
учитывающий то,
что человек как биологический вид существует в природной среде, которая
обеспечивает человеческую личность определёнными
биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое
здоровье и духовное развитие.
Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает
зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как
предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание
здравотворческого воспитания формирование
умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению,
экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром
природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в
природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда,
окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
·
физкультурно-оздоровительный компонент предполагает
владение способами
деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот
компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие
адаптивные возможности.
Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств,
повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и
общественной гигиены.
Представленные выше компоненты
здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной
составляющей.
Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических
и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования
личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические
и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы,
обстановка в семье, классном коллективе,
установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности
в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает
трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных
ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой
человеческой жизни;
диагностическая:
заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что
позволяет соизмерить усилия и направленность
действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка,
обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического
процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым
ребенком;
адаптивная:
воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество,
здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить
устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и
социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении
здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с
перспективами.
интегративная: объединяет
народный опыт, различные научные
концепции и системы
воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
Типы технологий
§ Здоровьесберегающие (профилактические прививки,
обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового
питания)
§ Оздоровительные (физическая подготовка,
физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
§ Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в
предметы общеобразовательного цикла)
§ Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по
развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали,
конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены
в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
•
Внесубъектные: технологии рациональной организации
образовательного
процесса, технологии формирования
здоровьесберегающей образовательной
среды, организация здорового
питания (включая диетическое) и т.п.
•
Предполагающие пассивную позицию учащегося:
фитотерапия, массаж,
офтальмотренажеры и т.п.
Предполагающие активную субъектную
позицию учащегося
различные
виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры
здоровья.
Классификация
здоровьесберегающнх технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие
технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и
комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных
здоровьесберегающих технологий
выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического
здоровья; санитаоно-
гигиенической деятельности);
образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного
образа жизни; профилактики и
коррекции девиантного поведения); психологические
(технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений
личностного и интеллектуального развития).
К
комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной
профилактики заболеваний, коррекции
и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Педагогу в организации и проведении урока необходимо
учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете):
температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся,
письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на
вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены
одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных
усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования
различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
число видов преподавания: словесный, наглядный,
аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем
через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих
активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие
методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия,
выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы
(ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая
игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание
и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и
взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с
гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности
инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на
уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока
по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на
уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения
этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов,
связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание
этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в
здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения,
сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок,
афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного
школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их
учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных
и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
-
быстрый темп,
«скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без
комментариев, записывание домашнего задания;
-
спокойное
завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель
может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
-
задержка
учащихся в классе после звонка (на перемене).
Проверьте
себя.
1.Дайте определение понятиям
"Здоровье" и "Здоровый образ жизни".
2.Назовите основные источники учебных
перегрузок в ОУ.
3.Укажите основные направления
здоровьесберегающей работы в ОУ.
4.Назовите основные составляющие здорового
образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?
5.Назовите 10 причин сказать " Нет"
наркотикам.
6.Какими способами управления своим
самочувствием и работоспособностью Вы владеете?
7.Умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации?
8.Выберите наиболее полное определение понятию
здоровьесберегающие образовательные технологии:
-Это технологии, в которых сохранение и
укрепление здоровья является важнейшим приоритетом, обеспечивается на
технологическом уровне в принципах работы, задачах, методах, программах,
реализуется и подтверждается результатами мониторинга.
– Это совокупность принципов, приемов, методов
педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения,
воспитания, развития задачами здоровьесбережения
- Комплексная работа
по сохранению и укреплению здоровья.
9.Какие образовательные технологии с большой
вероятностью наносят ущерб здоровью учащихся и педагогов?
-Традиционная технология, чрезмерная
интенсификация образовательного процесса, использование приемов авторитарной
педагогики.
-Проблемное обучение, игровые технологии
-Дистанционное обучение
10.Какие главные задачи ре0шаются с помощью
организационно – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Создание условий безопасного для здоровья
обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии,
дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема
учебной нагрузки
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье
ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий,
осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов
образовательного процесса
11.Какие главные задачи решаются с помощью
психолого – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье
ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий,
осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов
образовательного процесса
-Создание условий безопасного для здоровья
обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии,
дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема
учебной нагрузки
12.Какие главные задачи решаются с помощью
учебно – воспитательных образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Реализация программ по обучению здоровью и
ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
-Формирование и укрепление психологического
здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально –
психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
13.Какие главные задачи решаются с помощью
социально адаптирующих и личностно развивающих образовательных
здоровьесберегающих технологий?
-Формирование и укрепление психологического
здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально –
психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
-Реализация программ по обучению здоровью и
ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
14.Что из
перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес:
— отказ от завтрака,
обеда или ужина
— сокращение
потребления алкоголя
— исключение из
рациона крахмалосодержащих продуктов.
15.Как правильно
дышать:
— ртом
— носом
— ни один из
вариантов не хуже и не лучше другого.
16. Используя
собственные наблюдения за семейным воспитанием, опишите, в какой степени среда
и воспитание в конкретной семье влияют на формирование здоровья ребенка (можете
использовать пример своей семьи, близких, знакомых).
Литература
1. Дронов А.А..Профилактика и
коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55.
2. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в
учебном процессе // № 4. С. 72.
3. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства
оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
4. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации
здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
5. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих
технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
6. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа»,
2005. - № 10. С. 86.
7. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках //
«Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
8. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление
мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
9. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой
деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С.
68.
10. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и
завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
11. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах
коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.
12. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей
младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.
13. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе //
«Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
14. Антонова Л.Н. Психологические основания
реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н.
Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная
целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
15. Борисова И.П. Обеспечение
здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя
образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
16. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией
среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
17. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и
практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях
повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.
18. Волошина Л. Организация
здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
19. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура
здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.
20. Здоровье и образование: из опыта работы
учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки
Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,
2000.-214с.
21. Здоровьесберегающая деятельность школы в
учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
22. Здоровьесберегающее образование: теорет. и
приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир;
Звезда,2002.-205с.
23. Зенова Т.В. Материалы для подготовки
комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы
в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.
24. Казин Э.М., Касаткина Н.Э.
Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной
программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
25. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая
деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.
26. Лобанова Е.А. Здровьесберегающие
технологии на уроке музыки//Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.
27. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко
В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического
лицея//Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.
28. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов
здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского
района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.
29. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая
деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
30. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая
деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.
31. Недоспасова Н.П. Использование
здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети
предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.
32. Новые здоровьесберегающие технологии в
образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании:
психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие
личности.-№2.-С.171-187.
33. Опыт реализации комплексной стратегии
образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических
разработок/ Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.-
(Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).
34. Петров К. Здровьесберегающая деятельность
в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
35. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…:
Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?//
Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.
36. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И.
Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
37. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие
образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
38. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие
образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. -
М.АРКТИ,2003.-270с.
39. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка
состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в
школе.-2006.-№1.-С.30-38.
40. Степанова М., Александрова И., Седова А. С
позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных
предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.
Электронные
ресурсы
1. Павлова М. Методические
рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в
учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс]
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.-
//http://health.best-host.ru.-Саратов,2003
2. Биология: http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm
3. Биология, обучающая энциклопедия: http://www.informika.ru/text/database/biology/
4. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
5.
Каталог
образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы
системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml
6.
Кафедра охраны
здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm
7. Применение здоровьесберегающих
технологий в школе №1317 г.Москвы: http://www.specialschool.ru/health/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.