Фахрутдинова Р. Г., учитель татарского языка и литературы
МБОУ «Новошешминская начальная школа-детский
сад» Новошешминского муниципального района РТ
Реализация технологии
проблемно-диалогического обучения на уроках татарского языка и литературы в начальной
школе.
«Человек глубоко постигает лишь то, до чего
додумывается сам».
Сократ
В сельской местности, в отличие от городской, родители
гораздо меньше уделяют времени детям при подготовке домашних заданий. Учителю,
учитывая особенность работы в сельской школе, приходится максимально
рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Возникает необходимость
в организации процесса обучения таким образом, чтобы ребенок максимально усваивал
новый материал на уроке. Использование технологии проблемно-диалогической обучения
дает такую возможность. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания, а
знания открытые детьми самостоятельно, запоминаются лучше, таким образом, нет
необходимости дома зазубривать правила, которые детям не всегда понятны.
Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к.
постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск
решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает
процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным
на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Проблемный диалог прописан в методических рекомендациях ко
всем урокам организации новых знаний, однако, текст предлагаемых диалогов, как
правило, претерпевает ряд изменений при подготовке к уроку. Приходится
учитывать уровень подготовленности класса, социальный состав семей, ситуации на
уроке, настроение, погоду. Постоянно находишься в поиске более удачных
педагогических решений.
Работая продолжительное время своей трудовой деятельности
в школе, постоянно задавала себе вопросы:
- Как сделать активным участником учебного процесса
каждого ребенка?
- Как максимально развить способности каждого ребенка?
- Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?
Все эти вопросы вполне решаемы, если процесс обучения
строить на принципах развивающего обучения. Ни от случая к случаю, а
систематически готовить уроки ОНЗ в соответствии с технологией
проблемно-диалогического обучения. В этом случае каждодневное объяснение
учителем нового материала сменится поиском, решением возникших проблем, выходом
из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств и т.д.
Я хотела бы поделиться своим опытом работы по
использованию в учебном процессе технологии проблемно-диалогического обучения
на уроках татарского языка и литературы. Из всех методов технологии
проблемно-диалогического обучения на уроках открытия новых знаний я чаще отдаю
предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. Диалоги: побуждающий и
подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и
развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из
отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую
деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий
диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и
соответственно развивает логическое мышление учеников.
Современные возможности урока (мультимедийный проектор,
интерактивная доска) позволяют сделать уроки более интересными и
запоминающимися. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать
логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося
противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Демонстрация
мультимедийных презентаций на этапах: актуализация знаний, открытие новых
знаний, первичное закрепление - оживляет работу учащихся, позволяет в процесс
открытия новых знаний включить практически каждого ребенка. Организация
проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций предоставляет
учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к открытию новых знаний на
уроках.
Посредством подводящего диалога на уроках я сначала помогаю
ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у
них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками
новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать
то, что ты открыл сам. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю
логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово
приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога
могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить,
выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Следует
заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал,
а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, я не
акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю
следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом
предыдущего ученика?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.
На уроках татарского языка и литературы наиболее часто
используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Например,
прошу учеников написать слова или предложение на новое правило, определить
новую часть речи и т.д. при этом возможна следующая форма организации работы в
классе. Один или два ученика работают у доски, с мнением которых фронтально работающий
класс может не согласиться. При отсутствии знаний по новой теме это задание,
как правило, вызывает разброс мнений учеников. В какой бы форме не создавалась
проблемная ситуация, после выполнения практического задания, полученные
результаты я озвучиваю. В этот момент и возникает проблемная ситуация с
удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог.
Таким образом, организовывая и направляя коллективный
поиск решения, подхватывая нужную мысль, высказанную детьми в ходе обсуждения, делаем
выводы, обозначаем тему урока, сравниваем с примерами и выводами в учебнике.
Использование проблемно-диалогических методов в учебном
процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей,
обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие
стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание
атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный
процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое
начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой
деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые,
развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно
находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. На уроках передо
мной стоит очень важная задача – создание особой атмосферы доверия,
доброжелательности, теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно.
Я не стараюсь критиковать их, хвалю – даже за самую маленькую удачу, за каждое
верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя –
это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему
творчеству. Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная
оценка учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное
звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на
сегодняшнем уроке». Самыми догадливыми и самыми
сообразительными, как правило, хотят быть все. Если ученику комфортно на
уроке – тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться
более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка,
но и психическое, и нравственное. Данная технология является результативной и
здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет
добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и
творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья
учащихся.
Список литературы:
1.
Мельникова Е.Н.
Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. //
Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.
2.
Мельникова Е.Л. Проблемный
диалог как средство самореализации учителя.// Инновационные проекты и программы
в образовании. 2008. № 3. С.48-49
3. Мельникова Е.Л. Технология
проблемного диалога как средство реализации ФГОС. С. 3-8
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.