Главная / Начальные классы / Реализация современных подходов к мониторингу уровня предметных и универсальных учебных действий как механизм педагогического сопровождения становления субъектной позиции младших школьников.

Реализация современных подходов к мониторингу уровня предметных и универсальных учебных действий как механизм педагогического сопровождения становления субъектной позиции младших школьников.

Диагностика результатов
Точное определение результатов педагогического проце...
Диагностика включает
контроль
проверку 
оценивание
накопление статистичес...
Предмет диагностики составляют
Обобщённые характеристики учебных действий, д...
ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ
Современные средства 
оценивания результатов обучения
Средства накопительной оценки результатов обучения
Универсальные учебные действия как целевой ориентир современного образования
...
Мониторинг УУД
 	это инструмент, помогающий 	самому 	педагогу «настроить» 	у...
Общая структура диагностического 
модуля в мониторинге.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА
В ходе контроля обучающий (учитель)
устанавливает, какие, в каком объеме зна...
Обучающемуся (учащемуся) контроль:
дает возможность получить информацию о св...
Портфолио как средство накопительной оценки
 Портфолио является способом фик...
Что даёт портфолио?
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умее...
Традиционная структура портфолио
В соответствии с требованиями стандарта оценка достижений планируемых результ...
Базовый уровень 
развития УУД в начальной школе
ВЫВОД
1 из 28

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Диагностика результатов
Точное определение результатов педагогического процесса
Описание слайда:

Диагностика результатов Точное определение результатов педагогического процесса - диагностика Диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику педагогического процесса

№ слайда 4 Диагностика включает
контроль
проверку 
оценивание
накопление статистических
Описание слайда:

Диагностика включает контроль проверку оценивание накопление статистических данных, их анализ прогнозирование выявление динамики, тенденций педагогического процесса

№ слайда 5 Предмет диагностики составляют
Обобщённые характеристики учебных действий, дейс
Описание слайда:

Предмет диагностики составляют Обобщённые характеристики учебных действий, действий контроля, действий оценки Особенности проявления учебно-познавательного интереса Характеристики целепологания

№ слайда 6 ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ
Описание слайда:

ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ

№ слайда 7 Современные средства 
оценивания результатов обучения
Описание слайда:

Современные средства оценивания результатов обучения

№ слайда 8 Средства накопительной оценки результатов обучения
Описание слайда:

Средства накопительной оценки результатов обучения

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Универсальные учебные действия как целевой ориентир современного образования
Ун
Описание слайда:

Универсальные учебные действия как целевой ориентир современного образования Универсальные учебные действия – это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь. Этапы формирования универсальных способов действия. 1, 2 класс 4 класс и далее 3, 4 класс

№ слайда 11 Мониторинг УУД
 	это инструмент, помогающий 	самому 	педагогу «настроить» 	учеб
Описание слайда:

Мониторинг УУД это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного результата

№ слайда 12 Общая структура диагностического 
модуля в мониторинге.
Описание слайда:

Общая структура диагностического модуля в мониторинге.

№ слайда 13 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА
Описание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА

№ слайда 14 В ходе контроля обучающий (учитель)
устанавливает, какие, в каком объеме знания
Описание слайда:

В ходе контроля обучающий (учитель) устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил ученик, готов ли он к восприятию новых знаний получает сведения о характере самостоятельной учебной деятельности школьника понимает, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях

№ слайда 15 Обучающемуся (учащемуся) контроль:
дает возможность получить информацию о своей
Описание слайда:

Обучающемуся (учащемуся) контроль: дает возможность получить информацию о своей учебной деятельности, помогает понять, каких успехов он добился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них, помогает быть дисциплинированным, развивать волевые качества

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21 Портфолио как средство накопительной оценки
 Портфолио является способом фиксир
Описание слайда:

Портфолио как средство накопительной оценки Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения Выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения

№ слайда 22 Что даёт портфолио?
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет,
Описание слайда:

Что даёт портфолио? Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету Интеграцию количественной и качественной оценок Смещение акцента с оценки на самооценку

№ слайда 23 Традиционная структура портфолио
Описание слайда:

Традиционная структура портфолио

№ слайда 24 В соответствии с требованиями стандарта оценка достижений планируемых результато
Описание слайда:

В соответствии с требованиями стандарта оценка достижений планируемых результатов осуществляется на 2 уровнях Базовом, где очевиден способ решения, Повышенном, в которых способ решения явно не задан и ученик должен продемонстрировать уровень самостоятельности в использовании изученного материала

№ слайда 25 Базовый уровень 
развития УУД в начальной школе
Описание слайда:

Базовый уровень развития УУД в начальной школе

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27 ВЫВОД
Описание слайда:

ВЫВОД

№ слайда 28
Описание слайда:

Реализация современных подходов к мониторингу уровня предметных и универсальных учебных действий как механизм педагогического сопровождения становления субъектной позиции младших школьников.
  • Начальные классы
Описание:

Реализация современных подходов к мониторингу уровня предметных и универсальных учебных действий как механизм педагогического сопровождения становления субъектной позиции младших школьников.

Оценить продвижение ребёнка в образовательном процессе невозможно только на основе оценивания его знаний, умений и навыков. Важнейшим объектом оценки является степень сформированности учебной деятельности. Развитие школьника должно из случайного результата обучения превратиться в главную задачу, как для учителя, так и для самого ребенка. Это происходит по мере становления ученика как субъекта учебной деятельности. Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она выступает в качестве непосредственной основы его развития. Становление учебной деятельности у школьника - это процесс формирования умения учиться - самостоятельно ставить новые учебные цели и самостоятельно находить средства их достижения.

 Таким образом, о высоком уровне сформированности учебной деятельности, можно говорить в случае осознанного (рефлексивного) и самостоятельного осуществления школьником трёх её компонентов - мотивационного, операционального и контрольно-оценочного.

Предмет диагностики составляют:

·  обобщённые характеристики учебных действий, действий контроля, действий оценки;

·  особенности проявления учебно-познавательного интереса;

·  характеристики целеполагания

Стартовая диагностика  проводится в виде диагностической  работы(задания на сравнение, классификацию предметов, нахождение закономерности,обобщение по существенным признакам,конструирование,моделирование) . Выявление уровня каждого учащегося. В начале учебного года (октябрь) проводится стартовая диагностика по курсу «Учись учиться» с целью предварительной диагностики  уровня сформированности универсальных учебных действий, связанных с предстоящей деятельностью. Выявление группы развития учащегося. На основе чего разрабатывается серия заданий и упражнений для повышения уровня каждого ученика. Результаты фиксируются в таблице, в портфолио обучающегося и в рабочем журнале учителя. 

Цель: Выявить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.

1.Отобрать методики для стартовой диагностики уровня сформированности УУД у первоклассников.

2.Разработать критерии оценивания и определить уровни развития каждого вида УУД.

3.Составить таблицы обработки результатов диагностик по классу и индивидуальную карту развития УУД для каждого ученика. 

Данные диагностические методики позволили педагогу выявить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к учебной деятельности, увидеть индивидуальные различия между детьми,  и в соответствии с результатами диагностики отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования предметных и УУД.

Внутришкольный мониторинг представляет собой систему взаимосвязанных компонентов: мониторинг развития универсальных учебных действий, мониторинг предметных достижений, мониторинг личностных результатов. Данные  внутришкольного  мониторинга заносятся в таблицы  и используются педагогом  для работы над индивидуальными портфолио,выбором заданий. Обобщенные результаты мониторинга используются для управления образовательным процессом.

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений обучающихся осуществляется каждым учителем-предметником, классным руководителем, школьным психологом, администратором и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников обучающихся.

Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.

Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся каждый учитель, начиная с 1 класса, заполняет « Листы достижений на каждого обучающего»

Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Задачи мониторинга:

1.     Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

2.     Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3.     Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

4.     Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

5.     Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

6.     Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга:

1.  Универсальные учебные действия младших школьников;

2.  Психолого- педагогические условия обучения;

3.  Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга  банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

 

 

 

Одним из инструментов накопительной оценки результатов образования является портфолио.

  Портфолио предназначен для:

·        объективного фиксирования и рефлексивного оценивания индивидуальных достижений;

·        документального подтверждения индивидуальных достижений.

Структура портфолио для всех категорий обучающихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких  разделов: «Моё резюме», «Проектная деятельность», «Мои успехи »,  «Самооценка », « Учебная деятельность».

Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.

В конце учебного года  педагог отражает в портфолио личные достижения учащегося. Заносятся результаты предметных работ и результаты УУД . Каждый учащийся получает рекомендации и направления для преодаления проблем. Каждый ученик защищает свое портфолио перед классом и специально созданной комиссией в составе 3 человек, состав комиссии утверждается классным руководителем. С данным портфолио знакомятся родители и отражают своё мнение в развитии своего ребёнка. Портфолио объединяет три стороны: педагог-ученик-родитель.

Разработаны  и апробированы на практике критерии оценивания и  определены уровни развития каждого вида УУД.

Разработаны и апробированы таблицы анализа результатов диагностических методик как общих по классу, так и индивидуальных.

Целью повышения психолого – педагогической компетентности  в вопросах формирования и развития УУД  родители были ознакомлены с результатами диагностики уровня сформированности УУД.

В течение года помимо мониторинга в классе, ведется мониторинг по параллелям. Выбираются основные темы по предметам и составляются тесты .Результаты анализируются и составляется сводная таблица. Она помогает администрации просматривать процесс развития познавательных умений обучающихся разных классов и корректировать действия педагогов.

В конце года разработаны итоговые контрольные работы по основным предметам.

Для выявления насколько успешно формируются УУД у каждого ребенка, как идет его личностное развитие, в течение года проводились диагностики (стартовая (сентябрь), промежуточная (декабрь), итоговая (апрель)), где главной целью является: выявление уровня сформированности УУД у учащихся 1-4 классов;

Задачи:

- провести диагностику учащихся 1-4 классов;

- использовать результаты диагностики в построении индивидуальных образовательных траекторий учащихся

Диагностика проводилась в рабочей  тетради «Учись учиться»

Стартовая  (комплексная) проверочная работа включает задания на выявление личностных и метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) результатов. Промежуточная и итоговая (интегрированная) проверочные работы строятся на основе текста: они дают возможность проверить умения чтения и работы с информацией, а также три вида УУД (метапредметный результат).

Эти проверочные работы позволили  оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения  обучающимися учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения школьников, обеспечивать условия для их дальнейшего развития.

В начале учебного года на каждого обучающегося была заведена технологическая карта для отслеживания уровня формирования УУД .

В таблицах и диаграммах  отмечался уровень развития формируемых УУД ( В — высокий,В-С-выше среднего, С — средний, Н — низкий). Затем выставлялся общий уровень в конце каждой четверти и в конце учебного года по каждому пункту. Если у ребёнка были отставания, то с этим обучающимся велась индивидуальная работа. Результаты отслеживания доводились до родителей. Таким образом, они имели возможность наблюдать уровень развития своего ребёнка в течение года.

В конце учебного года была проведена итоговая (интегрированная) проверочная работа за 1-3 классы( по предметам:русский,математика, окружающий мир). Все контрольные работы составляются учителем с учетом дифференциации требований к подготовке учащихся.

Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Это такие задания, алгоритмы и способы действия в которых целенаправленно формируются и отрабатываются со всеми учащимися в ходе всего учебного процесса.

Задания повышенного уровня сложности проверяют способность ученика выполнять учебные задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора освоенных в процессе изучения предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы.

Это такие учебные ситуации и задания, действия в которых целенаправленно формируются, но необязательно отрабатываются со всеми учащимися. К этой категории относятся также примеры учебной деятельности, которая преимущественно может быть реализована в ходе совместной работы учащихся  под руководством учителя. Для большинства учащихся они характеризуют перспективные формирующиеся учебные действия.

Приведу пример составленной мною итоговой контрольной работы по русскому языку за 2 класс.

Блок А. (Задания базового уровня)

1.     Найди и исправь ошибки в тексте (зачеркни неверную букву или слово и сверху напиши правильно).

Позняя осень. Реский ветер сорвал сдеревьев последние листя. Целый ден лёт дождь. Только варонье карканье слышно во дваре. Скоро наступит пара марозов.

Проверяемые умения: проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

2.     Определи части речи для всех выделенных слов (надпиши сокращённо сверху)

А) грузовая машина, грузить товар, ценный груз

Б) зимний день, птицы зимуют, холодная зима.

Проверяемые умения: определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам.

3.     Исправь неверно указанное количество звуков и букв в данных словах (зачеркни ошибку и напиши сверху правильно).

Окунь – 5б, 5зв.

Ямка – 4б, 4зв.

Огоньки – 8б, 7зв.

Въезд – 6б, 6зв.

Крылья – 6б, 6зв.

Проверяемые умения: различать звуки и буквы, оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слов.

4.     Определи и подчеркни главные члены предложения.

А) Собака побежала за мячом.

Б) Белый голубь в небе кружит.

Проверяемые умения: находить в предложении главные члены.

5.     Вставь ь, где это необходимо. Определи роль буквы ь в словах и заполни таблицу.

Варен.е, бол.ница, весел.е, вороб.и, пал.чики, мал.чик, в.юга, угол.ки, сем.я, рубл.

Ь – показатель мягкости согласного

Ь разделительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяемые умения: правильно писать слова с ь, проводить звуко-буквенный разбор.

6.     Раздели текст на предложения. Спиши.

По лесу протекала маленькая речка в её светлых водах резвились рыбки над водой летали стрекозы ребята купались в лесной речке.

Проверяемые умения: каллиграфически правильно списывать текст без искажений и пропусков, выделять предложение из сплошного текста, писать большую букву в начале предложения.

Блок Б. (Задания повышенного уровня)

1.     Найди орфограмму в корнях слов, подчеркни среди них проверочное слово.

А) бег, бегун, беговая, беготня.

Б) местность, место, местный.

В) резкий, резко, резок, резковатый.

Проверяемые умения: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, проверять правильность обозначения парных согласных звуков в корне слова.

2.     Выбери верное проверочное слово. Вставь нужную букву.

А) уд.вительно (дева, диво)

Б) м.нять (мина, замена)

В) л.пить (лепка, липкий)

Проверяемые умения: подбирать однокоренные слова, проверять правильность обозначения безударных гласных звуков в корне слова.

3.     Подчеркни слова, правописание которых ты не можешь объяснить.

зверьки                       растение                           хоккей

въезд                          парашют                           поздний

колосок                      пловец                              мышь

Проверяемые умения: осознавать причины появления ошибки, применять правила правописания.

4.     Распредели слова по данным схемам. Запиши их в таблицу.

Походка, грустный, записка, осинка, страна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяемые умения: разбирать слова по составу.

5.     Из слов каждой строчки составь предложение. Прочитай полученный текст. Озаглавь его. Спиши.

А) Таня шли Алёнка и лес через.

Б) полянке на ореховый им встретился.

В) рвать орехи стали девочки.

Г) висели рябинке ягоды на красные.

Проверяемые умения: составлять предложения из предложенных слов, озаглавливать текст, списывать  текст без искажений и пропусков.

Ключ для проверки контрольной работы.

Блок А.

Задание 1. 2 балла – исправлены все ошибки.

1 балл – оставшиеся ошибки относятся к одному типу.

0 баллов – не исправлены ошибки двух и более типов.

Примечания: в тексте 10 ошибок, которые группируются по типам орфограмм:

·        Проверяемые гласные в корне слова

·        Непроверяемые гласные в корне слова

·        Написание разделительного ь

·        Написание ь – показателя мягкости согласного

·        Парные согласные в корне слова

·        Непроизносимые согласные

·        Правописание предлогов со словами

Задания 2, 4. 2 балла – выполнены верно задания А и Б.

1 балл – выполнено одно задание

0       баллов – допущены ошибки в заданиях А и Б.

Задание 3. 2 балла – выполнены все слова верно.

1 балл – выполнено 3 слова верно.

0 баллов – допущены ошибки во всех словах.

Задание 5. 2 балла – все слова распределены по группам верно.

1 балл – допущена 1 ошибка при распределении слов по столбикам.

0 баллов – допущены 2 и более ошибок.

Задание 6. 2 балла – верно определены границы предложений, грамотно списан текст.

1 балл – верно определены границы предложений, допущено 1-2 ошибки при списывании текста.

0 баллов – неверно определены границы предложений, 3 и более ошибок при списывании текста.

Блок Б.

Задания 1, 2. 2 балла – выполнены задания А, Б, В.

1 балл – выполнено одно из предложенных заданий.

0 баллов – допущены ошибки в заданиях.

Задание 3. 2 балла – названо не менее трех слов.

1 балл – названо не менее двух слов.

0 баллов – названы другие слова.

Задание 4. 2 балла – все слова распределены по группам верно.

1 балл – допущена одна ошибка при распределении слов.

0 баллов – допущены ошибки при распределении слов по группам.

Задание 5. 3 балла – верно составлены предложения, заголовок соответствует теме рассказа, при списывании не было допущено ошибок.

2 балла – верно составлены предложения, заголовок не соответствует теме рассказа, при списывании не было допущено ошибок.

1 балл – верно составлены предложения, заголовок соответствует теме рассказа, при списывании допущено 1-2 ошибки.

0 баллов – неверно составлены предложения, не озаглавлен текст, при списывании допущены ошибки.

При желании учитель может перевести сумму полученных учащимся баллов в оценку, придерживаясь норм оценивания.

Данную работу можно использовать также для оценивания уровня развития некоторых универсальных учебных действий.

 

 

 

Автор Краснощекова Елена Викторовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 857
Номер материала 18582
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓