Главная / Директору-завучу / Реализация системного подхода краеведческой деятельности в условиях Отделения дополнительного образования ГБОУ школы № 338 Невского района Санкт-Петербурга

Реализация системного подхода краеведческой деятельности в условиях Отделения дополнительного образования ГБОУ школы № 338 Невского района Санкт-Петербурга

Кудряшова Ирина Юрьевна,

педагог, заведующий ОДОД ГБОУ школы №338

Невского района Санкт-Петербурга


Реализация системного подхода краеведческой деятельности в условиях Отделения дополнительного образования

ГБОУ школы № 338 Невского района Санкт-Петербурга


"Для духовного и душевного здоровья человека

необходимы красота природы

и красота созданной человеком культурной среды"

К. Лоренц

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Суждение Нобелевского лауреата К. Лоренца созвучно содержанию принципа гуманизации как ведущего руководящего направления российского образования, призванного "уравновешивать проблемы, вызванные нарастающими темпами технократизации общества, сохранять традиции чувственного, морально-нравственного и неразрывно с ним связанного духовного воспитания" (И.В. Ягодовская). Решению этой проблемы служат различные способы реализации содержания, форм и методов образования, одним из которых является краеведческая деятельность. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает связь родного края, района, с великой Родиной, помогает уяснить единство каждого с жизнью нашей страны, почувствовать причастность каждой семьи к историческому прошлому и признать своим долгом стать достойным наследником лучших традиций родного края. Поэтому необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. В ГБОУ средней общеобразовательной школе №338 Невского района Санкт-Петербурга разработана система краеведческой работы, способствующая духовно-нравственному становлению личности ребенка как субъекта культуры.

Наша школа находится в одном из рабочих районов города. Микрорайон школы имеет свои особенности: демографические (растущее число мигрантов), социальные (большая доля социально неблагополучных семей), социально-экономические (неоправданность социальных ожиданий некоторой части молодежи). Но в тоже время Невский район имеет большие преимущества: близость к исторической части города, доступность многих культурных объектов. Осознавая, что Санкт-Петербург – это город, обладающий особым духовным климатом, носитель уникальной нравственной и духовной культуры, мы считаем, что это может и должно стать фактором, способствующим решению проблем психологического, социального и духовного становления учащихся школы. В центре данной работы ребенок, для которого школой созданы условия для общекультурного и личностного развития.

Основная цель данной системы направлена на преодоление бездуховности подрастающего поколения, развитие умений видеть, ценить и созидать богатства родного края посредством деятельностного подхода, когда ребёнок через практический опыт приобретает социально-значимые навыки. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке данной системы работы является то, что цели краеведческого образования в ГБОУ школе №338 представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебно-воспитательном процессе, но и содержание краеведческого образования в школе.

Направление воспитания гражданственности, патриотизма всегда было приоритетным в воспитательной работе школы. Опираясь на потенциал краеведческого образования наша школа формирует новое содержание образования, внедряет новые педагогические технологии, развивает систему дополнительного образования, способствующего становлению личности ученика как гражданина России.

Сначала мы работали в режиме школьной инновации. В 2006-2007 учебном году по этой тематике была подготовлена и проведена серия семинаров и практикумов для учителей города и района, педагогических советов по данной теме для учителей школы. В октябре 2007 года школа вышла на уровень федерального эксперимента, она стала экспериментальной площадкой Федерального института развития образования Минобрнауки. Тем самым деятельности школы по данному направлению была дана высокая внешняя оценка. Тема эксперимента «Воспитание гражданственности школьников средствами краеведения на основе социального партнерства». Итак, наш проект «Через изучение «малой» Родины к гражданственности» получил развитие от школьного локального эксперимента к федеральному.

Актуализация деятельностного подхода в системе краеведческой работы основного и дополнительного образования в школе обусловлена тем, что его последовательная реализация повышает эффективность краеведческого образования по следующим показателям:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых.

Поставленные цели соответствуют актуальным направлениям педагогического поиска ГБОУ, предполагают создание образовательной среды, адекватной для развития таких качеств личности ребенка, как патриотизм, гражданская ответственность, культура исторического мышления, информационная культура, креативность, толерантность; выдвинуты с учетом наиболее эффективных путей совершенствования образовательного процесса, апробированных в опыте работы педагогического коллектива школы и отделения дополнительного образования.

Краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

- приоритет воспитательных задач;

- возможности реализации принципов адаптивной педагогики;

- интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на Санкт-Петербург и Ленинградскую область;

самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства района и города;

реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;

внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;

практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Все это требует от ГБОУ особого подхода к организации учебнопознавательной деятельности учащихся, методике организации учебновоспитательного процесса .

Краеведческая деятельность учащихся в ГБОУ школе №338 представляет собой интегрированную систему, состоящую из:

учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга»,

уроков всех учебных дисциплин, опирающихся на краеведческий принцип преподавания 5-9 класс,

элективных краеведческих курсов 9-11класс,

внеурочной работы по предмету,

туристскокраеведческих объединений отделения дополнительного образования детей 1-11 клас.

Дополнительное образование в школе строится на основе бюджетных часов (120) и кружков социальных партнеров, проводимых на базе школы(29). Из них на кружки краеведческой направленности приходится 75 часов, что составляет 50%

Главная цель программ краеведческой направленности в ОДОД-воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой город. Для достижения цели на дополнительных занятиях педагогами решается ряд задач:

- познакомить учащихся с историей и современностью города и края;

- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;

- развить у школьников стремление знать свой край;

- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;

- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов дополнительного образования на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера);

- способствовать адаптации школьников к действительности своего микрорайона, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);

-способствовать становлению, развитию и упрочению учебновоспитательных коллективов, семьи;

- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, осуществляется при использовании образовательных ресурсов краеведения реализуемых в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.

Внеурочная краеведческая работа отличается разнообразием форм. Выбор содержания и форм работы, как правило, определяются педагогом исходя из его опыта, круга увлечений. При этом педагог учитывает интересы и возрастные особенности учащихся, возможности использования социокультурного пространства города, особенности и традиции образовательного учреждения.

Краеведческая работа в ОДОД развиваться по ряду направлений:

историческое краеведение (военноисторическое, историкокультурное, историкоархивное и др.), естественнонаучное краеведение , этнокультурное и социологодемографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.), туристскокраеведческая деятельность, музейное краеведение (изучение истории города на экспозиции музеев).

Развитие туристско-краеведческой деятельности в отделении дополнительного образования детей основывается на принципах системности, наглядности, самостоятельности, связи теории с практикой, эффективности, поэтапного преодоления трудностей, связи индивидуализации и коллективизма и определяется ее влиянием на формирование эмоциональной и интеллектуальной сфер жизни ребенка, т.к. направлено на решение образовательных и воспитательных задач на основе целенаправленного, последовательного, систематичного взаимодействия педагога дополнительного образования и обучающегося, а также расширения компонентного состава образовательной среды за счет привлечения родителей. Туристско-краеведческая деятельность в ОДОД строится на основе системного и натуралистического подходов, обеспечивающих образовательную ценность это вида деятельности обучающихся, реализуемого в логике поэтапного увеличения доли самостоятельности и ответственности детей;

В творческих краеведческих объединениях педагоги дополнительного образования апробируют новую практику взаимодействия «преподаватель-ребенок-родитель», где нормы социального взаимодействия партнеров не даются как готовые, уже заданные в некоторой традиции, а должны обсуждаться, обновляться и достраиваться.

Одной из новых форм работы с родителями стала ярмарка- презентация дополнительного образования. На первом общешкольном собрании родителей были представлены различные формы презентаций кружков, творческих объединений, клубов. Детский коллектив «Календарный фольклор» прорекламировал свой кружок исполнением задорных частушек.

А Маргарита Анатольевна Кузнецова, руководитель кружка «Глиняная игрушка» провела презентацию в виде выставки детских творческих работ. Рассказала о глине, как о наиболее доступном и экологически чистом материале для работы . Ведь глиняная игрушка ,как настольная декоративная скульптура, является частью изобразительного искусства и формирует образное восприятие окружающей среды. Знакомство с народным искусством в яркой и доступной для детей форме воспитывает у них эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства. Знакомясь с образцами народного искусства, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. Учащимся кружка лепки на районных и городских выставках вручают грамоты и дипломы лауреатов. Только весной 2012г. дети были участниками 2-х районных и 2-х городских выставок и принесли в ОДОД более 30 грамот и дипломов. Педагог и школа гордятся достижениями своих учеников.

В течении года в ОДОД были организованы и проведены творческие встречи, выставки, семинары, конференций внутри школы и в рамках межшкольных мероприятий, сотрудничество с различными музеями города. Для решения образовательных и воспитательных задач нашим образовательным учреждением достаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы района, города, социальных партнеров ГБОУ. Всё это, на наш взгляд, эффективно способствует личностному развитию ребенка.

Нашими социальными партнерами являются учреждения образования, воспитания и культуры, общественные организации Невского района (например: библиотеки), Санкт-Петербурга (например: музеи, ГДТЮ и т.п.), России .

Система партнерства ГБОУ школы ОДОД открыта для новых взаимовыгодных отношений. Интерес школы состоит не только в количестве и уровне партнеров, но и к.п.д. партнерских отношений, т.е., что могут дать школе социальные партнеры и сколько для этого нам надо приложить усилий. Установленные отношения взаимовыгодны, мы не относимся к партнерам как к донорам, иначе отношения не будут долгосрочными и результативными. Так, например: для ГДТЮ, ЛДТЮ и ПДТЮ мы обеспечиваем контингент воспитанников и нагрузку преподавателей, а они нам кадры и базу для дополнительного образования.

Конкретизация общечеловеческих ценностей на краеведческом уровне в ОДОД осуществляется в зависимости от восприятия учащимися своей малой Родины - "родина" , "чужбина", "дом", "место, которое я люблю", "пространство", "территория". Границы малой родины расширяются в процессе краеведческой деятельности - от микрорайона до границ города, области, России.

Необходимым аспектом в формирования эмоционально-ценностных отношений является освоение в процессе изучения своего родного края культуры малой Родины, эстетического отношения к окружающей среде.

Кроме того, развитие краеведческих знаний происходит за счет вовлечения учащихся с первых лет обучения в работу учебно-исследовательских групп.

В нашей школе востребована проектная методика как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Детям с 1 по 11 класс предоставляется возможность участвовать в поисковой деятельности, самостоятельно разрабатывать и осуществлять проекты, работая в исследовательском режиме в урочное и внеурочное время в творческих объединениях ОДОД : «Социальное творчество», клуб «ЭКО», «Основы исследовательской деятельности».

Во внеурочное время краеведческое образование реализуется по программам дополнительного образования: «Городские путешествия», «Мой любимый Санкт-Петербург», «Эко» клуб, «Фотостудия» и т.д.

Так программа дополнительного образования творческого объединения «Фотостудия» предусматривает цикл занятий «Петербург в объективе фотоаппарата» Материал по данной теме рассчитан на 24 часа, но его специфика позволяет увеличить количество практических занятий по усмотрению педагога.

В результате промежуточной диагностики учебных результатов обучающихся в данном объединении учащимися было отмечена практическая значимость программы, возможность применения полученных знаний в дальнейшей жизни: учебе, работе, семье. Отмечено, что занятия способствовали самоопределению учащихся в отношении профессиональной направленности собственной деятельности и реализации творческих способностей. Занятия помогают ребёнку « открыть» свой город на эмоциональном уровне, увидеть в хорошо знакомых объектах что-то новое, ранее неизвестное.

Город – слишком сложный организм для того, чтобы давать ему однозначную оценку. Нередко случается так, что уродливые трущобы, пустынные улицы, заброшенные дома, монотонные городские ландшафты и банальная застройка спальных районов необъяснимым образом приобретают эстетическую ценность в глазах художников или случайно оказавшегося в этих неприглядных местах прохожего.

Но не все фотографии удаются, не всегда отснятый ребятами материал интересен. Как быть, куда использовать оставшиеся фотографии? Решить данную проблему помогает коллаж.

Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т.д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе.

Особенность коллажа в том, что благодаря готовым, цельным, "уже сделанным" частям мы получаем некую "Самость", не претендующую на роль шедевра. Она (самость) просто есть и всё.

Коллаж как художественный прием можно сопоставить с «коллажностью» среды современного города. По мнению американского художественного критика Гарольда Розенберга, «с возникновением коллажа искусство больше не копирует природу и не ищет ее эквиваленты; выражая наступившую индустриальную эру, оно освоило внешний мир, частично включив его в себя». На занятиях ребята создают коллаж из объектов самой жизни, не отделяя их от обыденной действительности.

Коллаж с использованием своих фотографий помогает понять взаимосвязь города и собственной жизни, многогранный мир современного Петербурга.

В любом деле важен результат. Зачетные работы (фотографии и коллажи) выставлялись не только в школе, но и на различных районных и городских выставках творческих работ. Сотрудничество с музеями города дает возможность выставлять детские работы в их залах.

На конкурсной основе из лучших фотографий составлена презентация. авторы подобрали стихи к своим снимкам. На ее основе был создан художественный фотоальбом к юбилею Невского района. Отснятый учащимися материал используется для составления различных презентаций. Лучшие фотоснимки выставлены на сайт школы.

Педагоги ОДОД целенаправленно проводят практическую краеведческую деятельность с учащимися; эффективно применяют в различных сочетаниях методы и средства обучения в условиях повышения интереса к изучению своего родного края; увеличивают степень самостоятельности учащихся в практической краеведческой деятельности.

Мы понимаем, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в разных сферах жизни. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как стиль жизни современного человека. Поэтому в ОДОД уже учащиеся начальной школы включаются в исследовательскую деятельность. "Древо моей семьи", "Орден в моей семье", "История моей школы", "- вот неполный перечень тех исследовательских работ, которые являлись предметом разговора на школьных, а в старших классах районных и городских конференциях. Работа эта настолько увлекательна, что, занявшись однажды, дети и их родители увлекаются на годы.

Исследования в творческом объединении "Семейное древо" помогают детям ближе узнать своих родственников, пережить заново события прошлых лет. Углубление знаний учащихся по истории родного края, города, района, своей семьи основано на изучении архивных материалов, исторических источников, научных работ в области археологии, краеведения, наблюдений, сделанных в процессе собственных исследований, предполагает осмысление учащимися места и роли исторических событий, происходящих в Санкт-Петербурге и России.

На наш взгляд умеющий учиться ребенок – тот, кто умеет вступать в учебные взаимоотношения с любым источником знаний, умений и навыков: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком. Наша цель научить ребенка умению действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Системная организация творческого взаимодействия общего и дополнительного образования, направленная на преодоление бездуховности подрастающего поколения ,уже даёт хорошие результаты. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах исследовательских работ, краеведческих конференциях и олимпиадах разных уровней. На протяжении ряда лет исследовательские работы краеведческой направленности занимают призовые места.

Словом, нашей школе есть, чем гордиться. Привлекая учащихся к активной поисковой работе, решается задача воспитания патриотов, истинных граждан Отечества.

12


Реализация системного подхода краеведческой деятельности в условиях Отделения дополнительного образования ГБОУ школы № 338 Невского района Санкт-Петербурга
  • Директору-завучу
Описание:

Российская современность пробуждает повышенный интерес к истории и культуре родного края. Санкт-Петербург обладает богатейшим культурным наследием, которое необходимо передать подрастающему поколению. Краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает связь малой Родины  с великой Россией, помогает уяснить единство каждого с жизнью нашей страны, почувствовать причастность каждой семьи к историческому прошлому и признать своим долгом стать достойным наследником лучших традиций родного края. Поэтому необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения.

 

Статья посвящена анализу системы краеведческого образования в ГБОУ средней общеобразовательной школе  №338 Невского района Санк-Петербурга.

 

 

 

 

Автор Кудряшова Ирина Юрьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 472
Номер материала 42746
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓