Главная / Физкультура / Реализация программы сохранения здоровья и развития физических способностей школьников на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности

Реализация программы сохранения здоровья и развития физических способностей школьников на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности

Документы в архиве:

179 КБ торопова реферат.doc

Название документа торопова реферат.doc




МК Заречная СОШ













РЕФЕРАТ


Реализация программы сохранения здоровья и развития физических способностей школьников на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности






Работу выполнила

Торопова О.А., учитель физкультуры,

1 категория





















Содержание

стр.


I Введение 3


II Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий

в школе

1. Классификация и механизмы реализации здоровьесберегающих

технологий в школе. 5

2. Физическая активность как основа сохранения и укрепления здоровья. 9

3. Нормирование физических нагрузок школьников. 11

III Урок физической культуры в школе

  1. Традиционная форма урока физкультуры в условиях применения

здоровьесберегающих технологий. 16

  1. Соревновательно-игровой метод как инновационная форма

здоровьесберегающего и развивающего урока физкультуры. 18

IV Заключение 19


V Литература и Интернет – ресурсы 20


























I Введение



Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ


Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

Джон Локк


Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого.

В. Сухомлинский

Более тысячи лет назад великий Авиценна описал 6 степеней здоровья и болезни. По его мнениию, бывает «… тело, здоровое до предела, тело здоровое, но не до предела, тело не здоровое, но и не больное, затем – тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье, затем тело больное до предела».

Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была и остается одним из важнейших аспектов социальной политики любого государства. Задача реализации концепции здоровьесбережения и физического развития является краеугольным камнем программы преподавания физкультуры в школе.

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.


Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска, и выделить наиболее важные разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.


Это такие факторы, как:


  • Стрессовая педагогическая тактика;

  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;

  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;



  • Провалы в существующей системе физического воспитания;

  • Интенсификация учебного процесса;

  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (ММ. Безруких и др., 2002).


Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.















































II Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в школе


1. Классификация и механизмы реализации здоровьесберегающих

технологий в школе.


Решить проблему физической и психической перегрузки позволяет использование здоровьесберегающих технологий. Приведем классификацию по Н.К. Смирнову.


1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).


К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и I при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.


2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).


Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового. тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.


З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).


Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.


4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).


Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.




5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие

структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,

способствующих предотвращению состояния переутомления,

гиподинамии и других дезаптационных состояний;


- психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;


- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.


Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:


- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;


- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.


Школа, работающая по принципам здоровьесберегающей педагогики

hello_html_m1baa0564.gif





Зhello_html_113bae3e.gifОТ

hello_html_5e689da9.gifhello_html_56958302.gifhello_html_5e689da9.gifhello_html_113bae3e.gifhello_html_113bae3e.gif ОПТ УВТ

ППТ


Медицина МГТ ФОТ ЭЗТ ТОБЖ

hello_html_m4e43456.gifhello_html_m4e43456.gifhello_html_m4e43456.gifhello_html_57fe4ac8.gifhello_html_m437e4518.gifhello_html_m437e4518.gif Физиология Общество

Физическая Культура

культура Психология


hello_html_m2635b5b4.gifhello_html_m2635b5b4.gif ЛОТ САЛРТ

Обратная связь Обратная связь

hello_html_275dcb87.gifhello_html_m328011ad.gifhello_html_5178935a.gif






Сохранение, формирование и укрепление здоровья



Примечания: (сокращения)

  • Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ).

  • Медико-гигиенические технологии (МГТ).

  • Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

  • Организационно-педагогические технологии (ОПТ).

  • Психолого-педагогические технологии (ППТ).

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

  • Учебно-воспитательные технологии (УВТ).

  • Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖД).

  • Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ).


На уровне школы (или другого образовательного учреждения) выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников. На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:


  • создание оптимальных гигиенических, экологических и других
    условий для образовательного процесса;


  • обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;


  • обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;


  • включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;


  • обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;


  • обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;


  • проведение диагностики, мониторинга и динамики состояния и здоровья учащихся;


  • проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.





На уровне класса, обеспечиваемого работой на уроке по программе реализации задач здоровьесбережения каждым учителем в конечном счете зависит результат влияния школы


на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.


В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической

адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него-личным примером культуры здоровья. Это работа учителя, при

которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности школьников обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.


Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:


  • объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с
    профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);


  • пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;


  • провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;


  • начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;


  • содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.


Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.


Если попытаться сравнивать подходы, приемы, методы, составляющие здоровьесберегающие технологии, по значимости и эффективности здоровьесберегающего эффекта, то на первое место следует поставить обеспечение гигиенических условий обучения, которые обязательны для выполнения, т.к. регламентируются законом. Второе место мы отводим приемам, методам, технологиям, защищающим здоровье учащихся от негативного воздействия их учителей (к счастью, не всех!). Именно от непрофессиональной работы педагога в конечном итоге зависят




появления у школьников дезадаптационных состояний; ухудшения зрения, осанки, формирования нездоровой, закомплексованной, невротичной личности и т.п. изменений в

сторону безвозвратной утраты здоровья. Но и высокий педагогический профессионализм позволяет достичь благоприятных результатов лишь при условии превращения всех образовательных технологий, используемых в данной школе, в здоровьесберегающие.


Технологии, о которых шла речь выше, тесно взаимосвязаны. Когда расписание уроков составлено неграмотно, без учета влияния на здоровье учащихся, то учителям крайне сложно будет уберечь своих учеников от утомления, также как и обеспечить их высокую работоспособность в душном классе, при недостаточном освещении, с не подходящими по росту партами. Только при условии, что разные подходы будут интегрированы в одно целое, а педагоги, психологи, врачи, физиологи будут работать взаимосогласованно, по комплексной программе, разработанной специально для данной школы, можно рассчитывать на формирование того, что мы называем здоровьесберегающим пространством школы, реализующим на практике идеи и принципы здоровьесберегающей педагогики.


2. Физическая активность как основа сохранения и укрепления здоровья

Всех школьников 1–11-х классов в соответствии с состоянием здоровья и физического развития распределили на три медицинские группы для занятий физическими упражнениями: основную, подготовительную и специальную.

Общая стратегия всех медицинских групп – сформировать физическую культуру личности. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  • укрепление здоровья занимающихся, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, снижение заболеваемости;

  • овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

  • развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования) и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы;

  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, усвоение элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, о здоровом образе жизни, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательной активности;

  • приобщение к самостоятельным занятиям, подвижным играм.

Для восстановления здоровья учащихся в каждой медицинской группе важна мотивация на здоровый образ жизни. Здоровому образу жизни следует постоянно учить и формировать его навыки.

В последнее время опубликовано много работ, посвященных проблеме здорового образа жизни, в которых, к сожалению, не решается проблема его формирования.

В нашей школе в рамках здоровьесберегающего образования особое внимание уделяется обучению учащихся здоровому образу жизни.

В основе такого направления заложено понимание того, что способность к обучению и здоровью – две неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Девиз для всех преподавателей, работающих с детьми: «Здоровье – не только медико-физиологическая, но и социально-психологическая категория».

Факторами, обусловливающими формирование здоровья, являются среда, генотип человека и его внутренний мир. Следовательно, образование – это процесс, обучающий ребенка жить



в гармонии с природой, обществом и самим собой, что в конечном итоге способствует укреплению здоровья.

Создание мотивации к усвоению принципов здорового образа жизни требует систематической работы, дифференцированного подхода к каждому ученику.Оздоровление ребенка – не разовое мероприятие, а целенаправленная работа всего коллектива школы и планомерные, постоянные занятия в семье.

Бережное отношение к собственному здоровью следует формировать с раннего детства, пересмотрев методику обучения здоровью, используя элементы самообразования и самовоспитания, такие, как рациональный режим дня, ведение дневника самоконтроля или предложенной нами в помощь ученикам 2–4-х классов тетради-пособия «Физическая культура и здоровье». В ней представлены рекомендации, как освоить нашу программу по физической культуре, которая решает проблему организации физической активности в школе и формирования личной физической культуры ребенка с помощью семьи.

Для решения поставленных задач необходимо реализовать следующие условия:

  • учебно-воспитательный процесс ведется с учетом индивидуального подхода к каждому школьнику, двигательные действия подбираются в зависимости от уровня развития ребенка, вида и тяжести заболевания;

  • на уроках физической культуры используются современные здоровьесберегающие технологии: занятия на тренажерах различной модификации, позволяющие оказывать локальное воздействие на человека, дыхательные упражнения, антистрессовая пластическая гимнастика, подвижные игры;

  • усиливается образовательная направленность учебно-воспитательного процесса, используется вариативная часть учебного материала;

  • формируется мотивация к физическому совершенствованию, укреплению собственного здоровья через систему самостоятельных занятий по физической культуре с использованием специальной тетради-пособия;

  • уделяется внимание саморефлексии при овладевании навыками физического самосовершенствования, ведению индивидуального дневника самоконтроля;

  • школьники специальной медицинской группы обучаются здоровому образу жизни по индивидуальным программам;

  • школьники могут выбирать физические упражнения по интересам, потребностям и мотивации (аэробика, плавание, игры), получить удовлетворение от занятий физической культурой, от улучшения физического развития и общего состояния;

  • в режим дня школьников включаются обязательные домашние занятия;

  • необходим мониторинг педагогических, физиологических и социально-психологических показателей.

Тот факт, что двигательная активность совершенствует физические особенности, повышает работоспособность, общеизвестен. Он подтвержден неоднократно в специальных наблюдениях (Н.В.Зимкин, 1961 г., И.А.Аршавский, 1977 г., Д.А Власов, 1995 г. и т.д.). Не менее известно, что научно-техническая революция привела к уменьшению доли тяжелого физического труда, а следовательно, к неуклонному снижению доли активной двигательной деятельности. Каковы же причины неблагоприятных последствий гипокинезии?

Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость. Невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон. Резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных , но и в простых движениях, ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков, в костной ткани уменьшается содержание кальция.



У детей эти расстройства развиваются медленнее, но и у них в результате гиподинамии нарушается координация движений, появляются вегетативные дисфункции. При недостаточной физической активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушение осанки и опорно-двигательной функции.

Обоснование рационального двигательного режима для школьников , нормирование физических нагрузок является одной из наиболее сложных проблем современной возрастной психологии физической культуры. Как гипокинезия, так и противоположное по феноменологии состояние - гиперкинезия имеют свои издержки. Поэтому необходимость строгого дифференцирования величины нагрузки в зависимости от пола и возраста, а также уровня физического развития школьников вытекает из самого понятия индивидуальной адекватности нагрузки.

При оценке соответствия физической нагрузки возрастным особенностям школьников следует иметь в виду, что школьный возраст – собирательное понятие. Это один из самых сложных этапов возрастного развития, охватывающий период от детства до юнлшества. Младший школьный возраст (6-11 лет) совпадает с совпадает с периодом второго детства ( первое детство – это возраст от 3 до 6 лет). Средний школьный возраст (с 11-12 до 15 лет) совпадает с подростковым (отроческим) периодом развития. С 16 лет у девочек и с 17 у мальчиков начинается юношеский возраст. К этому времени заканчивается и период обучения в школе. Следовательно, при определении норм двигательной активности школьников необходима строгая дифференциация в соответствии с возрастом.

Говорить о здоровье и физическом развитии детей на уроках физической культуры в школе можно лишь при условии соблюдения нормы возрастных нагрузок. Мало кто задумывается над вопросом о том, что у здоровья есть своя мера, как есть и средства, повышающие его уровень. Зная меру здоровья человека, можно с известной надежностью прогнозировать его состояние на близкое и сравнительно отдаленное будущее.

  1. Нормирование физических нагрузок школьников.


Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки – это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку – значит строго регламентировать ее объем и интенсивность. Это очень сложная и в то же время самая ответственная составляющая учебного процесса по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражом преодоленного расстояния и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движения, ускорения, частоты сердечных сокращений...

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее основные показатели – частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена в таблице.









Внешние признаки утомления при физическом напряжении

Признаки

усталости

Степень утомления

небольшая

значительная

резкая (большая)

Окраска кожи


Потливость






Дыхание






Движение




Внимание



Самочувствие





Небольшое покраснение

Небольшая






Учащенное,

ровное





Быстрая

походка



Хорошее, безошибочное выполнение указаний

Никаких жалоб

Значительное

покраснение

Большая

(плечевой пояс)





Сильно

учащенное





Неуверенный шаг,

покачивание



Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений

Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение

Резкое покраснение или побледнение, синюшность

Очень большая (все туловище),

появление соли на висках, майке





Резко учащенное, поверхностное,

с отдельными глубокими


вдохами,

сменяющимися беспорядочным дыханием (значительная одышка)

Резкое покачивание, отставание

при ходьбе, беге, в альпинистских походах, на марше.

Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды

Жалобы на те же явления. Головная боль, жжение в груди, тошнота и даже рвота. Такое состояние держится долго



Планируя нагрузки, надо учитывать их адекватность (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения (развитие функциональных возможностей), систематичность (последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Только в этом случае они обеспечивают тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны и ведут к потере учебного времени, а чрезмерные – наносят вред организму.

Если нагрузка не меняется, ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим фактором. Постепенное, плавное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием.

Наиболее информативным, объективным и широко используемым на практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений. Задача учителя – не только контролировать этот фактор. Но и научить детей несложным способам самоконтроля частоты сердечных сокращений (измерение пульса).

Всегда ли физические нагрузки полезны для здоровья? Или точнее – какие физические нагрузки не вызывают болезненных расстройств сердечной деятельности, дыхания, других функций? Известно, что для квалифицированных спортсменов таких ограничений практически не существует. Во время бега сердце спортсмена сокращается с частотой более



200 уд/мин, а тренировки с частотой 170-180 уд/мин оказывают на сердце совершенно очевидное тренирующее, т.е. оздоровительное действие. Но на какое сердце? На тренированное. адаптированное к нагрузке. А какие нагрузки доступны школьнику?

Существует множество рецептов дозирования нагрузки на начальных этапах занятий. Среди них заслуживают особого внимания способы оценки нагрузки по частоте сердечных сокращений.

Для расчета начальной частоты, при которой проявляется начальный тренировочный эффект, учитывается пульсовый резерв сердца (Европейское бюро ВОЗ).Он определяется по возрастному максимуму. Для здоровых нетренированных людей он условно принимается за 200 уд/мин минус возраст в годах , минус частота в покое. Следовательно, резерв для здорового мужчины 20 лет пульсовый резерв составляет (200 уд/мин – 20) – 75 уд/мин, т,е, 115 уд/мин. Для тренированного спортсмена исходная величина частоты при расчете резерва сердца составляет 220 уд/мин. Следовательно, резерв сердца будет равен (220уд/мин – 20) – 75 уд,мин, т.е. 125 уд/мин.

При тренировке, направленной на преимущественное развитие общей выносливости – одного из основных показателей здоровья, частота сердечных сокращений составляет 60% от резерва сердца плюс частота в покое (В.Д.Лусдорф, 1978). Это и будет пороговой частотой, при которой тренированность заметно увеличивается. Средняя частота составляет 70% от резерва сердца плюс частота в покое.

Функциональное состояние занимающегося при мышечной нагрузке можно оценить с помощью индекса Рюффье – Диксона (Х.Бубе с соавт., 1968):

(х1+х2+х3)Х6 – 200

ИРД = ----------------------------------------

10

где х1 – частота за 10 сек до нагрузки, х2 – частота после 30 приседаний за 30 сек, х3 – частота через 2 мин отдыха.

Оценка: от 0 до 4 усл.ед. – отлично; от 5 до 9 – хорошо; от 10 до 14 – удовлетворительно; от 15 и выше – неудовлетворительно.



Уровень тренированности бегунов можно оценить по коэффициенту бега (К):

10 + √BxS

K = ----------------------

t T

де B – возраст бегуна; S – дистанция бега в км; t – темп бега ( t = ----- , где T – время пробегания дистанции в мин) S







Значение коэффициента К для уровня тренированности

Тренированность Мужчины Женщины

Слабая до 3,0 до 2,8

Удовлетворительная 3,0 – 3,8 2,8 – 3,4

Хорошая 3,8 – 4,6 3,4 – 4,0

Отличная 4,6 4,0


Для достижения очевидного прироста тренированнасти , оцениваемого по коэффициенту К, при аэробной нагрузке требуется от 10 до 16 недель. Тренировочный эффект анаэробной нагрузки проявляется быстрее – через 8 – 10 недель. Следовательно, чем интенсивнее нагрузка, тем быстрее достигается тренировочный эффект.

Как часто следует заниматься школьникам? Для них допустимы ежеурочные интенсивные, но кратковременные нагрузки. Для занятий с целью поддержания и повышения резервов здоровья продолжительные физические нагрузки физиологически не оправданы. Нагрузки на уроке следует строго дозировать в зависимости от возраста, состояния здоровья, степени подготовленности учащихся. Оздоровительные начала имеют занятия с удовольствием, в условиях оптимального энергообеспечения работы аэробными ресурсам, т.е. при полном удовлетворении запросов организма в кислороде.

Стараясь достичь наибольшего тренировочного эффекта, в свои занятия я включаю множество скоростно-силовых упражнений. Их наличие способствует физическому укреплению организма школьников и подтверждено достигнутыми результатами.

Оздоровительная роль физической культуры связана в значительной мере с биологическим возрастом занимающихся, т.е уровнем зрелости физиологических систем организма, особенностями физического развития. Когда говорят о физическом развитии, обычно имеют в виду состояние соматических (телесных) параметров (массу, длину, объемы тела), а также проявление физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.). Соматические параметры находятся в тесной связи с их вегетативным обеспечением. Так, мышечная масса одинаковых по объему мышц может быть различной в зависимости от кровоснабжения, интенсивности обменных процессов и других факторов..

Особую значимость оздоровительная роль физических упражнений приобретает в нашу эпоху – эпоху векового ускорения физического и психического развития – акселерации (от латинского acceleratio). Это слово стало общеупотребительным с 30-х годов ХХ века. Его ввел в обиход немецкий ученый Кох, обозначив им ускорение биологического созревания и психического развития детей и подростков. Ускорение биологического развития проявляется уже в период внутриутробной жизни: сейчас дети рождаются в среднем на 100-150 гр тяжелее и 0.5-1 см длиннее, чем столетие назад. Рост детей 5-7 лет увеличивается на 2.5 см, а масса на 800 гр за каждое десятилетие. Современные 5-6 летние дети превосходят своих сверстников из прошлого века в развитии двигательных способностей на 1,5 года, а 12-летние подростки - на 3 года.

Вековое изменение в длине тела, по данным Мередита (Meredith,1976), выразилось в увеличении на 1.3 см за каждое десятилетие у мальчиков 10 лет и у девочек 8 лет. В подростковом возрасте этот показатель составил 1.3 см у мальчиков 14 лет и у девочек 12 лет. Таким образом, за столетие подростки стали выше на 19 см! Увеличение роста сопровождается и улучшением физического развития, в частности моторики (Bayley,1998).



Как ускорение, так и замедление темпов физического развития имеет свои издержки. У акселератов чаще наблюдается нарушение гармоничности психосоциального развития (Р.В.Силла, М.Е.Теосте, 1998). Дети с замедленным развитием пополняют группы неблагополучных детей (Е.С.Рысева, 1995). Ускорение физического развития и полового созревания ведет к ранней оссификации костного скелета. Стабилизация роста у юношей в настоящее время относится к 18-19 годам, у девушке к 16-17 годам. Для сравнения столетие назад рост у юношей увеличивался до 24-26 лет.

На ускорение или замедление темпов физического развития оказывает влияние и уровень двигательной активности школьников. В свою очередь его величина варьируется в зависимости от формы занятий.















































III Урок физической культуры в школе


1. Традиционная форма урока физкультуры в условиях применения здоровьесберегающих технологий

Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями и методическими правилами физического воспитания. Содержание программы зависит от возрастных особенностей и состояния здоровья занимающихся. Так, например, для младших школьников ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, лазание и т.п.).

Детей школьного возраста по возможности надо оберегать от статического напряжения и упражнений, связанных с натуживанием, с задержкой дыхания.

Двигательная активность учащихся классов повышается, если упражнения (движения) они выполняют под дидактические рассказы, которые носят тематический характер и имеют стихотворную форму. Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей.

Отличительной особенностью учебных занятий является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здорового образа жизни.

Каждый урок физической культуры состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности сохраняется некоторое время с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это явление называется фазой устойчивой работоспособности и приходится на основную часть урока.

По мере расходования функциональных резервов всех систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность постепенно снижается. Это явление называется фазой утомления, снижения работоспособности, оно приходится на заключительную часть урока.

Подготовительная часть урока. Основная ее цель – подготовить учащихся к заданиям основной части занятия. В подготовительной части решаются следующие методические задачи:

  • психический настрой на занятие;

  • активизация внимания и эмоционального состояния учеников;

  • обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);

  • подготовка к первому базовому виду упражнений основной части урока (выполнение специальных подводящих и подготовительных упражнений).

В подготовительную часть урока включены игровые задания (2–3 мин.) для активизации внимания и повышения эмоционального настроя учащихся, упражнения умеренной



интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, элементы танцевальных упражнений, упражнения в парах и др.

После выполнения каждого комплекса из 3–4 упражнений общеразвивающего характера выполняются дыхательные упражнения. Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть.

Разминка включает в себя упражнения с поочередным, плавным возрастанием нагрузки.

Проводя уроки с одними и теми же группами, я стараюсь разнообразить упражнения подготовительной части, поочередно включая новые задания с изменением исходных положений (лежа, сидя, стоя), упражнения с предметами (с гимнастическими палками, обручами, мячами и т.д.).

Общеразвивающие упражнения я выполняю в таком порядке: ходьба, бег, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Общую продолжительность подготовительной части при необходимости увеличиваю: она составляет 10–15 мин. и зависит не только от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды, но и от замедленности процессов вырабатывания и восстановления учащихся разных медицинских групп.

Основная часть урока. Ее цель – решить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, предусмотренные планом данного урока.

Сначала разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или в конце основной части урока. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние. Комплексные занятия дают большой эффект в улучшении физической подготовленности и для занимающихся менее утомительны, чем предметные занятия.

Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этим решается ряд методических задач:

  • снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных мышечных групп (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения с глубокими дыханием и на расслабление, самомассаж);

  • регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

  • подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь же в доброжелательной, доверительной форме осуществляется дальнейшее стимулирование сознательной активности учеников);

  • определение домашних заданий для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Домашние задания по физкультуре необходимы как для сохранения здоровья и хорошей формы, так и для физического развития. Утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений непродолжительны по времени, но весьма значительны по своему эффекту.

Самостоятельные занятия необходимы для спортивно-технического роста школьников. Учитель должен рекомендовать упражнения, указать последовательность их выполнения,



объяснить, как надо строить самостоятельное занятие, посоветовать необходимую литературу.

2. Соревновательно-игровой метод как инновационная форма

здоровьесберегающего и развивающего урока физкультуры.

В качестве инновационной формы занятий физкультурой необходимо выделить соревновательно-игровые уроки. Они являются одной из важнейших форм подготовки, органически входят в процесс физического воспитания. Различают следующие их виды: собственно спортивные, нормативные, подготовительные, контрольные и подводящие. Использование их в практике работы предусматривает не только выявление спортивных достижений, но и последовательное подведение школьников ко все более высоким результатам.


Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Мне, учителю физкультуры, предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют выполнять большинство физически трудных упражнений легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях в спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счет подключения эмоций учащихся.


Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.


Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усваиваемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучение без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий, стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.


Теперь о том, как я это применяю на уроке.


В этом мне помогает определенная схема-модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися при совершенствовании соревновательно-игрового двигательного действия. Данную схему я использую как для каждой части урока, так и для урока в целом.


Если нет данной взаимосвязи, трудно добиться какого-либо результата.


Каждый урок начинается с подготовительной части, т. е. на уроке физкультуры все начинается с построения учащихся. Даю задание на перестроение по времени (кто быстрее по отделениям). Строевые и порядковые упражнения даю на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок).


Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются в качестве выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Для этого использую

следующие перестроения: слабых ставлю напротив сильных или девочек строю напротив мальчиков. Дети наглядно следят за выполнением упражнений друг друга, учатся друг у друга, что положительно сказывается на технике выполнения общеразвивающих упражнений, особенно с предметами. Далее в подготовительной части урока обязательно даю упражнения в движении – такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Учащиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Все делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку, общую или индивидуальную. Например, если в основной части урока ребятам нужно будет проявить скоростные качества, даю задание такое: догнать, обогнать, кто быстрее, и специальные беговые, прыжковые упражнения на технику выполнения.


Основная часть урока Идет решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Я считаю, что четкое объяснение техники выполнения любого упражнения и правильный показ учителем обязательны (особенно если урок ведется в начальном и среднем звене). В более старших классах учитель может опираться на хорошо подготовленного ученика, который может правильно осуществить показ упражнения после методически правильного объяснения преподавателя. Я стараюсь так преподнести задание ученику, чтобы произошло правильное его осмысление. Затем идет распределение последовательности выполнения задания учащимися, поэтапное обучение от простого к сложному. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок.


В заключительной части урока, после восстановительных упражнений, предлагаю детям соревнование в теоретических знаниях, например: в умении объяснить технику основного упражнения, изученного на уроке.


Итак, я стараюсь оценить на уроке всех учащихся или большинство. Если ребята выполняют задания верно, то идет переход к новому по схеме-модели. Если кто-то не смог выполнить задание, идет исправление ошибок с показом и разбором учителя или ученика, освоившего упражнение в совершенстве.


Достичь двигательной активности (деятельности) ребятам помогает соревновательно-игровой метод, присутствующий во всех видах учебной программы. Он применим с одинаковым успехом и в неигровых видах физического воспитания.


Гимнастика. Играть и соревноваться в гимнастике можно так же успешно, как и в других видах физической подготовки. Суть метода – прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победы или возможно более высокого достижения как отдельных учащихся, так и команд. Итак, чтобы повысить заинтересованность учащихся в


качественном выполнении порядковых и строевых упражнений, даю задание на их выполнение в соревновательно-игровой обстановке. Делю класс на отдельные команды и провожу соревнование на лучшее выполнение этих упражнений, а учащиеся при этом оценивают друг друга. Соревнования провожу в параллельных колоннах или шеренгах с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, или без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования.


Для того, чтобы повысить внимание, в начале урока провожу игру, где учащиеся должны выполнять строевые команды учителя, когда в команде присутствует слово «класс» или какой-либо предварительный жест, например, поднятие руки вверх.


При выполнении общеразвивающих упражнений команды соревнуются в количестве упражнений за определенный промежуток времени на месте и в движении. Например, даю задание: кто раньше выполнит 10 наклонов, отжиманий, приседаний, какая команда в сумме больше выполнит наклонов, отжиманий и т.д. Общеразвивающие упражнения включаю в эстафеты. После передвижения на одной, двух ногах, через определенное количество шагов ученики должны выполнять какие-либо упражнения без нарастающего итога и с нарастающим итогом в арифметической прогрессии, после чего могут передвигаться к своей колонне, передавая эстафету следующему учащемуся.


При выполнении комплексов провожу соревнование как по качеству выполнения, так и по синхронности. К судейству привлекаю самих учащихся. Выполняя упражнения на снарядах, учащиеся соревнуются не только в исполнении самих упражнений, но также оценивается подход к снаряду и отход от него. В заключительной части урока кроме подвижных игр эффективно применение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением.


Легкая атлетика Легкая атлетика как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения, наряду с гимнастическими, являются ведущими в физическом воспитании.


Однако легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, они состоят из монотонных движений, в результате чего притупляется интерес учащихся к занятиям. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно-игровой метод, цель которого – повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых заданий позволяет мне скучную монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной. На уроке даю учащимся следующее задание: бег с определением лидера, меняю возрастание объема и интенсивности физической нагрузки в соревновании или игре; провожу соревнования в условиях, приближенных к реальным, с обязательной оценкой достигнутого уровня; поощряю учащихся в разнообразии применения технических приемов, а также способов выполнения задания. Регулярно поощряю не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших улучшить свои личные результаты.

Лыжная подготовка Лыжная подготовка – важный прикладной вид физического воспитания, связанный с умением передвигаться на лыжах по снегу. Применение соревновательно-игровых заданий является эффективным средством в обучении и совершенствовании лыжной техники, а также развитии физических качеств на уроках лыжной подготовки. Играя и соревнуясь, учащиеся успешно приобретают необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъемы, а также закрепляются умения применять технику

лыжных ходов с учетом рельефа местности. Соревновательные упражнения, такие, как техника скольжения обгона, даю учащимся на учебном круге. Спуски, подъемы и повороты

отрабатываем на пологом склоне. На длинных дистанциях учу детей тактично противостоять сопернику, а также развиваю выносливость.


Спортивные игры На первый взгляд может показаться, что роль соревновательно-игрового метода в освоении спортивных игр незначительна и его использование малоэффективно, так как спортивные игры очень эмоциональны и содействуют физическому развитию учащихся сами по себе. Но это не так, потому что для овладения умениями и навыками игр в совершенстве требуется развитие специальных, физических и психологических качеств. Для этого я включаю элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные упражнения, подвижные игры и эстафеты (пятнашки мячом, броски на технику, попадание в цель, набивание, переноска мячей, передачи). Задания усложняю. Меняю игры: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч» и т.д. Также, изучая каждую спортивную игру в отдельности, подбираю соревновательно-игровые задания, способствующие развитию определенных умений и навыков.


Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, а сами занятия сделать более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное – решить основную проблему двигательной активности учащихся любого возраста и пола. Вместе с тем соревновательно-игровая методика позволяет на практике увидеть физические возможности учащихся, и, исходя из них, определить величину физической нагрузки для каждого школьника.


Таким образом, работа по сохранению и укреплению здоровья школьников и развитию их физических способностей ведется как в традиционной форме, так и с применением новых форм и методов организации уроков физической культур


IV Заключение


Как говорилось выше, среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить пять групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы. Среди них:


  • Медико-гигиенические технологии (МГТ).

  • Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

  • Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

  • 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), подразделяющиеся на 3 три подгруппы:


- организационно-педагогические технологии (ОПТ);

  • психолого-педагогические технологии (ППТ);


  • учебно-воспитательные технологии (УВТ).


Не следует забывать и еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:


- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
(САЛРТ);

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ).


Применяемые системно и комплексно, они сохраняют физическое и психическое здоровье школьников и создают основу для дальнейшего физического совершенствования.


Уроки физкультуры, как в традиционной, так и в инновационной форме при условии правильного дозирования нагрузок всемерно способствуют формированию и развитию таких необходимых физических качеств, как сила, скорость, ловкость, гибкость, координация движений и т.д.


Активный отдых, тщательно спланированная внеклассная работа по физическому развитию учащихся, соревнования и туристические походы являются необходимым условием для воспитания здорового подрастающего поколения.

Таким образом, рациональное сочетание всех здоровьесберегающих технологий, уроков физической культуры в школе, спортивных соревнований и активного отдыха на природе позволяет в полной мере реализовать программу сохранения здоровья школьников и развития их физических способностей.















Литература


  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.

  2. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с.

  3. Коваленко В.Н. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.

  4. Миненко П.П., Запека Л.З., Ходжер Е.С. Школа – территория здоровья. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006.

  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка).

  6. Швецова В.Н., Миненко П.П. Жизнь без вредных привычек. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 60 с.

  7. Гуреев Н.В. Активный отдых. – Москва: Советский спорт, 1991. – 59 с.



Интернет-ресурсы

festival@1september.ru

 







Реализация программы сохранения здоровья и развития физических способностей школьников на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности
  • Физкультура
Описание:

Введение                                                                                                                             3

 

II Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий

    в школе

      1.  Классификация и механизмы реализации здоровьесберегающих

           технологий в школе.                                                                                                  5

      2.  Физическая активность как основа сохранения и укрепления здоровья.            9

      3.  Нормирование физических нагрузок школьников.                                               11

 

III Урок физической культуры в школе

1.      Традиционная форма урока физкультуры в условиях применения

       здоровьесберегающих технологий.                                                                       16

2.      Соревновательно-игровой метод как инновационная форма

      здоровьесберегающего и развивающего урока физкультуры.                             18

 

 

IVЗаключение                                                                                                                         19

 

VЛитература и Интернет – ресурсы                                                                                   20

 

 

Автор Торопова Ольга Анатольевна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 1267
Номер материала 12790
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓