Главная / Русский язык и литература / Реализация принципа профессиональной направленности на базе изучения русского языка

Реализация принципа профессиональной направленности на базе изучения русского языка

Реализация принципа профессиональной направленности студентов СПО на базе изучения русского языка



Обучение русскому языку в контексте будущей профессиональной деятельности - важнейшая составляющая качественной подготовки квалифицированных специалистов. Но ни один преподаватель не сможет научить, если сам студент не захочет учиться.

Очень часто можно наблюдать, что интерес к изучаемым дисциплинам у студентов ослабевает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, которые появляются в процессе изучения дисциплины. Поэтому одна из главных задач преподавателя, особенно общеобразовательного направления, поддерживать интерес к предмету. Для того, чтобы интерес у студентов не пропал, преподаватель должен знать не только свой предмет, но и искать новые методические приемы, позволяющие развивать познавательный интерес студентов к процессу обучения.

В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т.е. положительное отношение студентов к русскому языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать обучающихся своей дисциплиной, но и преподнести им ее изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет принцип профессиональной направленности.

Профессиональная направленность процесса изучения русского языка обеспечивает достаточную подготовку студентов к восприятию лекций преподавателей различных дисциплин и чтению учебной литературы по специальности, участию в реальной учебно-профессиональной коммуникации с преподавателями на практических занятиях, зачётах, экзаменах.

Реализация принципа профессиональной направленности осуществляется, главным образом, путём подбора материалов, затрагивающих профессиональную сферу деятельности будущих специалистов, а также форм и методов их использования. В свою очередь, это побуждает преподавателя к поиску технических и научно-популярных текстов для занятий.

Поскольку представление о будущей профессии является самым устойчивым мотивом, придающим смысл всей деятельности обучаемого как на занятии, так и вне его, осведомлённость преподавателя в области технических, научных и практических интересов студента позволяет стимулировать его интерес к изучению русского языка.

В нашем колледже ведется обучение студентов по разным специальностям и профессиям: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, Градостроительный кадастр, Социальная работа, Дизайн, Экономика и бухгалтерский учет, Автомеханик и др. Обучение русскому языку имеет профессиональную направленность. Не смотря на то, что грамотное владение русским языком необходимо абсолютно для каждого будущего специалиста, предметное содержание на разных специальностях отличается отличается друг от друга.

Основной целью изучения дисциплины «Русский язык» для студентов всех специальностей является обучение грамотному владению языком как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

В ходе изучения курса студенты знакомятся со следующими разделами:

  • Наука о русском языке (язык и общество, активные процессы, происходящие в русском языке на современном этапе и т.д),

  • Фонетика, орфоэпия, орфография,

  • Лексика и фразеология,

  • Грамматика, орфография, пунктуация,

  • Функциональные стили речи

Практически в каждом разделе курса имеются темы занятий, на которых можно реализовать принцип профессиональной направленности в группах разных специальностей.

Данный принцип может быть применен как во время аудиторной, внеаудиторной или самостоятельной работы студентов.

Принцип профессиональной направленности начинает реализовываться уже на втором занятии по дисциплине. Так, на занятии по теме «Активные процессы, происходящие в русском языке на современном этапе» студентам предлагается проанализировать современное состояние русского языка. Абсолютное большинство отвечают, что на данном этапе существования русский язык обогащается за счет появления в его составе новых слов (как новообразованных, так и заимствованных). И здесь обучающимся разных специальностей нужно привести примеры слов, связанных с их профессией. В ходе такой работы студенты активно ведут умственную деятельность, называют большое количество новых слов, что говорит об их заинтересованности профессией и повышает интерес к ней, в том числе повышает мотивацию к обучению русскому языку.

На занятии по теме «Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова» студенты пытаются определить лексическое значение профессиональных слов по своей специальности. Например, для студентов-автомехаников даются следующие слова: диагностика, регулирование, балансировка, домкрат и др., для экономистов — финансы, налог, аудит, консультант и т.д., для социальных работников — адаптация, проблема, личность, социальный и др. Обучающиеся с интересом высказывают предположения о значениях данных слов, показывая тем самым свою осведомленность в профессиональной сфере. В качестве внеаудиторной самостоятельной работы ребятам также предлагается определить значения некоторых профессиональных слов.

Работа с профессиональными словами продолжается и на следующих занятиях по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Синонимы. Омонимы. Антонимы», «Специальная лексика». Во внеучебное время студентам дается задание составить словарь профессиональных терминов. Так, обучающиеся специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и профессии «Автомеханик» изучают надписи на техническом оборудовании, читают инструкции по эксплуатации бытовых приборов и техники и т.д., студенты специальностей «Социальная работа», «Экономика и бухгалтерский учет», «Дизайн» тоже изучают специальную литературу. Такая работа способствует закреплению специальной терминологии, развитию профессиональных знаний.

Большую роль играет такой тип задания, как диктант. Непростым является вопрос подбора текста для контрольного диктанта. Согласно требованиям текст должен быть образцовым с точки зрения идейно-художественной и пригодным с точки зрения методической. Кроме того, текст должен быть законченным по содержанию, включать в себя нужные орфограммы и пунктограммы. Трудность подбора может быть снята, если обратиться к произведениям классиков и современников литературы. Отбираемый текст должен обладать удобностью к звуковому воспроизведению во время диктовки.

Диктант – это один из сильных (в смысле воздействия на студентов) видов письменных работ. Поэтому он стоит того, чтобы ему отдавалось предпочтение. И чем лучше будут тексты для диктантов, тем благотворнее и эффективнее будут результаты их применения.

В своей работе с целью формирования интереса к избранной профессии, воспитанию любви к русскому языку в жизни, в профессии использую при проведении контрольных диктантов тексты из специальной литературы – учебников по специальным предметам (приложение 1). Обучающиеся с интересом воспринимают текст, специальные термины им уже знакомы – это позволяет избежать многих ошибок и убеждает их в том, что знание русского языка им необходимо.

Зачастую в поиске профессиональных текстов помогают сами студенты. Их привлекает практическая сторона изучения русского языка. С большим интересом они приносят на занятия найденные статьи из журналов и специальной литературы, конспекты лекций по профилирующим дисциплинам. Такая совместная работа преподавателя и студентов позволяет грамотно выстроить программу обучения, которая будет основываться на реальных потребностях студентов и будет стимулировать посещение занятий по русскому языку. Студенты осознают, что эти занятия помогают им разобраться в специальной литературе, понимать и усваивать материал по специальности, а, следовательно, приближают их к достижению цели, ради которой они пришли учиться в колледж.

Также на своих занятиях часто провожу словарные диктанты по закреплению определенной изученной орфограммы с использованием профессиональной лексики (Приложение 2). Обучающиеся с интересом выполняют такие задания и сами участвуют в составлении словарных диктантов на заданную орфограмму.

Использование значимого для студентов материала в различных видах аудиторной работы способствует максимально полному его восприятию усвоению, что является очень важным для преподавателя-предметника.

Достаточно часто студенты нашего колледжа принимают участие в различного рода конференциях, олимпиадах профессионального мастерства, где представляют свои работы, доклады, презентации и т.д. Подготовка к конференции требует от участника составления научного доклада, тезисов доклада. Реальное задание стимулирует студента к качественному его выполнению. В написании доклада, составлении тезисов и, впоследствии, публичном выступлении помогают знания в области русского языка по темам «Язык и речь. Основные требования к речи», «Текст, его строение. Виды переработки», «Тезисы», «Выписка», «Реферат», «Очерк. Устное выступление. Дискуссия», «Научный стиль речи. Его признаки», «Разновидности научного стиля речи», «Публицистический стиль речи. Его особенности». В качестве внеаудиторной самостоятельной работы по разделу «Функциональные стили речи» студенты пишут доклады, рефераты, составляют тезисы докладов по профессиональной тематике (тему формулируют самостоятельно).

Еще один вид внеаудиторной самостоятельной работы — написание студентами сочинений-миниатюр, отражающих их знания по профессии и отношение к ней, на темы: «Моя профессиональная карьера», «Почему я выбрал эту профессию», «Значимость и роль моей будущей профессиональной деятельности для общества», «Роль моей профессии в решении современных экологических проблем и сохранении природной среды обитания». Задание по написанию сочинений вызывает живой интерес студентов и помогает раскрыть их творческий потенциал.

Из всего сказанного следует вывод, что занятия по русскому языку способствуют формированию общих компетенций:

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Современные работодатели диктуют образовательным учреждениям НПО и СПО, что содержание общеобразовательной подготовки должно находиться во взаимосвязи с профессиональной подготовкой и иметь профильную направленность. Считаю, что занятия по русскому языку вполне отвечают этим требованиям.






Использованные источники


  1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС., 2004.-84с.

  2. Официальный сайт Министерства образования Российской Федерации




Приложение 1


Диктант для студентов профессии «Автомеханик»

Уход за автомобилем.

Уход за кузовом легкового автомобиля заключается в мойке, поддержании чистоты и хорошего состояния окрашенных и хромированных поверхностей, обивки салона, а также в смазке и регулировке навесных деталей кузова – дверей, капота и крышки багажника.

В процессе эксплуатации автомобиль лучше мыть в тени или в закрытом помещении, так как при мойке на солнце высыхающие на кузове капли воды оставляют пятна. Не следует мыть кузов на морозе и выезжать на мороз с мокрым или только что вымытым кузовом. При замерзании воды на краске могут появиться трещины.

При мойке автомобиля не допускается применение морской воды, соды, керосина, бензина и минеральных масел. При загрязнении кузова минеральным маслом или гудроном следует очистить его мягкой фланелью, слегка смоченной бензином, а затем протереть насухо чистой тканью. Для сохранения блеска окрашенную поверхность рекомендуется полировать, предварительно вымыв и насухо протерев поверхность. Не следует полировать нагретую поверхность. Полировать кузов надо последовательно небольшими участками тонким слоем, так как полирующие составы быстро высыхают и их трудно растирать.

***

В скоростной век автомобилей без профессии автомеханика не обойтись. Кто как не он найдёт причину неисправности и устранит её. В автосервисах такой специалист может выполнять самые различные виды работ. В настоящее время автомобильные организации занимаются как устранением небольшой неисправности автомобиля и косметическим ремонтом, так и полным восстановлением разбитой машины.

Чтобы работать с машинами и механизмами, специалисту понадобится не только физическая выносливость, но и терпение, вдумчивость и кропотливость при поиске причины неисправности. Часто в автомастерские обращаются клиенты после аварии или дорожно-транспортного происшествия. Естественно, межличностное общение не всегда складывается в вежливой форме. Поэтому так важно для автомеханика, чтобы не потерять клиента, уметь найти с ним общий язык.

Чтобы работать по профессии автомеханика, недостаточно простого знания устройства автомобиля. Здесь необходимо знать виды неисправностей и пути их устранения, необходимы навыки работы с диагностическим оборудованием, знание правильной разборки и сборки узлов и агрегатов автомобиля. Естественно, от качественной работы этого специалиста зависят многие жизни. Поэтому на работу в станции технического обслуживания, автобазы и гаражные мастерские принимают только профессионалов своего дела.



Диктант для студентов профессии «Повар, кондитер»

Сладкие супы.

Для приготовления сладких супов используют свежие, консервированные и сушеные ягоды и фрукты, а также фруктово-ягодные соки, пюре, сиропы и экстракты, выпускаемые пищевой промышленностью. Жидкой основой этих супов является фруктовый отвар. Ягоды кладут целыми, а фрукты нарезают кусочками (кубиками, ломтиками). Крупные сушеные фрукты, поврежденные или помятые, протирают и вводят в виде пюре. Апельсины и мандарины в суп кладут сырыми.

Для получения необходимой консистенции суп заправляют разведенным крахмалом, а для улучшения вкуса и ароматизации добавляют лимонную кислоту, лимонную или апельсиновую цедру, корицу, гвоздику. Сладкие супы подают холодными, но можно отпускать их и горячими.

В отличие от компотов сладкие супы имеют кисловатый вкус и более густую консистенцию жидкой основы. Отпускают супы с гарниром и со сметаной или сливками. В качестве гарнира используют отварной рис, саго, мелкие макаронные изделия (суповая засыпка), клецки, вареники с ягодами, рисовый и манный пудинги, запеканки, пшеничные и кукурузные хлопья, кукурузные палочки. Сметану или сливки кладут в тарелку или подают отдельно в соуснике. Отдельно на пирожковой тарелке можно подать сухой бисквит, кекс, сухое печенье.

Подают эти супы на завтрак или ужин, можно использовать в качестве первого блюда.



Диктант для студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Автослесарь

Профессия «автослесарь» зарождалась по мере развития автомобильного транспорта. Производство и эксплуатация автомобилей усиливали потребность в людях, способных ремонтировать их в случае поломки. С изобретением конвейера Генри Фордом (30-е годы XX века) количество автомобилей резко возросло. Это создало необходимость в увеличении количества людей, умеющих поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Усложнение конструкции автомобиля и появление сложного диагностического оборудования (50-е г оды XX века) приводит к разделению специальностей автослесаря: моторист, автоэлектрик, маляр, вулканизаторщик и т.д. На сегодняшний день эта профессия остается востребованной, поскольку количество выпускаемых автомобилей неуклонно растет, а прогресс не стоит на месте. Шумные и грязные они постепенно покинут город, а на смену им придет высокоэффективный и экологически чистый транспорт.
Транспорт будущего – это машины на солнечных батареях, переоборудованные для использования водорода. Не беда, что вы попали в плотное движение, у вас «умный» автомобиль. Оборудованный навигационной системой, автомобиль проложит путь в быстром потоке, а водителю можно и отдохнуть. Существует много предсказаний и фантазий, о том какой будет автомобиль будущего. Многие ученые трудятся над новейшими технологиями в сфере автомобилестроения. Какой бы он не был, его главная задача – служить человеку останется неизменной. Именно поэтому специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» сейчас является востребованной и высокооплачиваемой.


***

Автомобили! Впервые они были выставлены на всеобщее обозрение на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Однако никто, кроме узкого круга специалистов, на них не обратил внимания. Между тем во всех промышленно развитых странах лихорадочно конструировались новые автомобили, создавались фирмы. Благодаря изысканиям Отто, Ленуара, Бо де Роша и других учёных и изобретателей стали возможны успехи Даймлера и Бенца, построивших первые автомобили.

Во Франции велосипедная фирма «Пежо» купила лицензию на двигатель Даймлера и стала выпускать свои автомобили. То же сделала машиностроительная фирма «Панар – Левассор». К концу века во Франции были хорошо известны фирмы «Братья Рено», «Де Дион – Бутон», и почти забытые теперь: «Даррак», «Леон Болле», «Дековиль».

В Германии, кроме фирм «Даймлер» и «Бенц», слившихся позже в одну, возникли фирмы «Адлер», «Бреннабор», «Фафнир» и другие. Вслед за Францией и Германией с некоторым опозданием стали строить автомобили англичане.

Первый американский моторизованный экипаж был испытан в июле 1892 года Чарлзом Дьюри. Строили свои первые машины Форд и Селден, а к началу нового века автомобили выпускались фирмами «Аутокар», «Кадиллак», «Олдсмобил» и другие.

Многие русские заводы и отдельные предприниматели пытались организовать производство автомобилей в России: завод Хрущова в Орле, Дукса в Москве, Пузырёва в Петербурге. Однако преклонение царского правительства перед иностранной техникой не позволило своевременно развернуть отечественное автомобилестроение.


Диктант для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

Бухгалтер

Бухгалтер - это специалист, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством. Его задачи: вовремя и правильно заплатить налоги, отчитаться перед государственными органами и собственниками компании, организовать работу с клиентами и партнёрами организации, следить за финансовым состоянием предприятия. Согласно стандартам, принятым Международной организацией бухгалтеров, к «профессиональным бухгалтерам» относятся следующие профессии: главный бухгалтер, аудитор, финансовый директор и налоговый консультант. В чистом виде профессии бухгалтер нет. На предприятиях бухгалтеры работают по направлениям: касса, основные средства, валютные операции, расчет зарплаты, склад. За ведение всей бухгалтерии отвечает главный бухгалтер. В небольшой фирме один бухгалтер может отвечать за все. Работа бухгалтерии строго контролируется с одной стороны работодателем, с другой указами и постановлениями Минфина и Министерством по налогам и сборам.

Основная сфера деятельности бухгалтера состоит в организации и ведении бухгалтерского и налогового учёта хозяйственно-финансовой деятельности, в контроле над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

Для бухгалтера необходимы такие личные качества, как ответственность, организованность, аккуратность, высокая интеллектуальная работоспособность, развитая логическая память, высокая концентрация внимания и помехоустойчивость, высокий уровень абстрактно-символического мышления, компьютерная грамотность.


Диктант для студентов специальности «Социальная работа»

Социальный педагог

В условиях социально-экономических, политических процессов, происходящих в России, обострились социальные проблемы населения: усилилась социальная и имущественная дифференциация, увеличилось число безработных и маргинальных групп. Следствие этих процессов - рост социальной напряженности в целом по стране и по отдельным её регионам. Потребность общества в решении актуальных проблем населения вызвала необходимость подготовки высоко квалифицированных кадров для социальной сферы - специалистов по социальной работе.

Становление новой профессии «социальный педагог» в нашей стране происходит в сложных, во многом противоречивых условиях модернизации всей системы народного образования, включая решение задач социальной адаптации детей. Адаптация и подготовка детей к жизни в постоянно меняющемся и нестабильном мире, вызывает у школы большие трудности, одной из причин которых является то, что при постановке учебно-воспитательных задач практически не учитываются психологические и личностные характеристики школьников, их социальный статус, готовность к вхождению в окружающую социальную среду. Именно поэтому в школах необходим специалист, который взял бы на себя решение этих проблем – профессиональный социальный педагог.

Социальный педагог

Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя. В профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок, его развитие и социальное становление.

Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество.

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждениях определенного типа, а именно в образовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях (образовательных, коррекционных, реабилитационных, досуговых и др.).










Приложение 2


Словарные диктанты, используемые на занятиях в группах по профессии «Повар, кондитер»:

1 (при изучении орфограммы «Гласные И, У, А после шипящих и Ц в корне слова»):

Жир, чашка, шампиньоны, жарка (мяса), чугун, щавель, цыпленок, цитрусовые, чайник, жидкие (супы), ужин, кочан, шинковать, шашлык, щи, цикорий, щука,

2 (при изучении орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»):

Крахмал, шампиньон, фазан, апельсин, картофель, бутерброд, капуста, пельмени, иваси, омлет, винегрет, шпинат, кочан, каравай, кастрюля, салат, морковь, говядина, баранина, макароны, тарелка.


Реализация принципа профессиональной направленности на базе изучения русского языка
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаю методический материал по реализации принципа профессиональной направленности на базе изучения русского языка. Данная работа была представлена на областных инженерно-технических чтениях в 2014 году и является частью проекта "Элементы профильного обучения первокурсников как фактор высокого качества профессионального образования". В ней предствлены конкретные материалы по организации принципа профессиональной направленности для технических и экономических специальностей, а также профессий "Повар, кондитер" и "Автомеханик".

Работа адресована преподавателям русского языка, реализующим профильное обучение, а также всем интересующимся данной темой.

Автор Пронина Марина Владимировна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1078
Номер материала 8728
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓