Реализация
Национального Регионального Компонента в обучении географии.
1.Понятие «краеведение»
В понятие “краеведение” на разных
этапах становления вносилось различное содержание.
Современное определение:
КРАЕВЕДЕНИЕ,
изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части
страны, административного или природного района, населенных пунктов главным
образом силами местного населения. Функции научно-методических центров по
краеведению выполняют краеведческие музеи.
Компетенции:свободное оперирование понятийным
аппаратом, владение навыками организации учебно-воспитательного процесса;
применение различных методов, форм и средств при организации краеведческой
работы; владение информацией о новых разработанных программах и учебниках по
курсу; изучение передового педагогического опыта по организации краеведческой
работы в крае, районе, городе.
Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты
языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может
быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до
археологического.
Однако ни в
какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов
исследования, как в географии. А. С. Барков считал, что объект и методы изучения
географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как
“малую географию”, точнее, как малое страноведение”[2].
В настоящее время, говоря о
краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в
задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края.
В краеведении, так же как и в географии,
предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение”
означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край”.
2.Формы организации краеведения
Исходя из задач краеведение
необходимо различать по формам его организации. В процессе развития сложилось
государственное, школьное и общественное краеведение.
3.Сущность школьного краеведения
В школьном краеведении главная роль
в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя.
Сущность школьного краеведения
заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях
определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на
основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.
Учитель должен хорошо знать край,
систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со
школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу.
Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и
его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями
своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий. Краеведение
для учителя —верный путь к научной исследовательской деятельности.
В процессе краеведческой работы
учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки,
необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют
общеобразовательные знания.
В обучении географии
краеведение—одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы,
связанные с изучением родного края, помогают формированию географических
понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения
может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю
имеется больше возможностей и условий для практического применения
приобретенных знаний.
Таким образом, школьное краеведение
необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на
изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на
конкретном жизненном материале.
4.Краеведческий принцип в обучении географии и его значение
Краеведческий
принцип дает возможность строить обучение географии согласно дидактическому
правилу: “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Имея
представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве
родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России, а
также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической
среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию
правильных представлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в
географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для
непосредственного наблюдения. Главное назначение краеведческого принципа
состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в
повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в
соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений
использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных
представлениях, составляющих основу географической науки[4]. Благодаря этому устраняется
абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.
В школьном
курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на
основе краеведческого материала. Опыт работы многих учителей показывает[4], что понятия о
расходе реки, строении долины, почве и другие хорошо усваиваются, если их
изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.
Обучение с
использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение
географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся
расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Так,
например, представления о формах поверхности будут правильными, если они
сложатся в процессе их непосредственного изучения и наблюдения. В школе
приходится нередко наблюдать, как ученик, напрягая память, старается
пересказать фразы учебника или объяснения учителя, причем с сильным
ограничением и обеднением. И наоборот, школьник будет свободно воспроизводить
виденное в действительности, обязательно связывая его с рассказом учителя, так
как по ассоциации оно будет вспоминаться вследствие того, что
зрительно-двигательное запоминание у детей развито сильнее.
Краеведение дает возможность многие
вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для
практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по
топографическим картам своей местности, когда в решении географических вопросов
большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв,
которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и
биологии. Очень связывает краеведческая работа изучение географии и истории.
Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической
географии, будут иметь только в том случае, если они проводится в историческом
плане. Невозможно также представить, чтобы одновременно с географическими
исследованиями не проводилось знакомство с историческими объектами родного
края. В равной степени, выдвигая на первое место вопросы истории края, нельзя
не интересоваться его географией.
Осуществление
краеведческого принципа в обучении помогает связать теоретические знания,
приобретаемые в стенах школы, с практическим применением.
Благодаря краеведению обучение
географии строится на наблюдениях подлинной действительности, а не на
“словесных схемах”. Из этого вытекает, что краеведение должно служить обучению
географии повседневно и непрерывно, а не быть только связанным с работой в
краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся или с турпоходом,
охватывающим нередко еще меньшее количество школьников.
На краеведческом принципе должны
строиться обычные уроки.При правильной организации краеведения в школе должен
обеспечиваться тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой работой.
Краеведение способствует соединению
обучения и воспитания в единый процесс. Занимаясь краеведением, учащиеся
развивают индивидуальные склонности и способности.
Вместе с тем связь с местными
предприятиями в процессе их краеведческого изучения способствует осуществлению
политехнического обучения, требующего ознакомления учащихся с техникой и
технологией производства.
Велико
значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением,
учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края,
а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В
процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты,
исторические памятники и места отдыха. Изучение своей местности открывает
школьникам возможность активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять
участие и в дальнейшем обогащении родного края.
Т,О,Краеведение — самая доступная и
очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений.
Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. Краеведение
создает условия для работ исследовательского характера. воспитывает у
школьников активное природоохранительное отношение к ней.
Большие возможности у краеведения
для эстетического воспитания.
5.Методы и приемы осуществления краеведческого принципа в обучении
географии
Осуществление краеведческого
принципа в обучении географии требует умелого сочетания разнообразных методов и
приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий
происходит в процессе непосредственного изучения края; в других — из рассказов,
чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных
местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы и хозяйства всей
России и некоторых зарубежных стран. Наконец, использование на уроках
предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или
иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также
разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению
учебной программы.
В учебной программе рекомендуется
организация систематических наблюдений над явлениями природы и трудовой
деятельностью людей своей местности; указаны практические работы в природе,
выполнение которых сочетается с краеведением; предусматриваются и обязательные
учебные экскурсии для изучения (в окрестностях школы) отдельных географических
объектов или всего географического комплекса. Могут быть применены многие
другие виды и приемы использования краеведческих знаний при изучении географии,
например работа с местными картами, с краевой литературой и т. д.
Наиболее правильным будет
применение одновременно ряда приемов, так как учащиеся не могут, например,
достаточно ознакомиться со своим краем из одного только объяснения учителя;
требуется собственная активная работа: чтение литературы, работа с различными
картами, непосредственные самостоятельные наблюдения и т. д.
Первые краеведческие наблюдения
начинаются в начальной школе; например, в 1-3 классах школьники учатся
составлять календари погоды. Из года в год краеведческие работы должны
усложняться, приобретаться все новые и новые навыки наблюдений и расширяться
знания о своем крае. Распределение краеведческих работ в учебной програме
школы, последовательное изучение своего края, особенно в начальном курсе
физической географии (6 класс), физической географии России (8 класс), подводят
к теме “Своя область...”, которую начинают изучать в 8 классе и продолжают в
курсе экономической географии России в 9 классе, в 10-11 классе изучают курс
«Современная Хакасия». При этом накопленный материал за все предшествующее
время и приобретенные учащимися навыки будут незаменимыми источниками для
географической характеристики своей области и базой для прохождения учебной
программы на краеведческой основе.
Увязка местного материала с
программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от
темы, содержания и структуры урока. Но она должна строиться в большей степени
на самодеятельности и самостоятельности учеников. Ведь привлекается знакомый
материал, полученный на экскурсиях, в результате собственной работы. И чем
лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучали, тем
активнее будут проходить уроки и прочнее усваиваться предмет. Значение
краеведения для активизации урока очень большое. Привлечение сведений о своем
крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое
внимание и интерес к предмету.
Наиболее часто применяемый
учителями прием введения краеведческого материала в учебные занятия — это
постановка вопросов о географических явлениях или объектах своего края для
сравнения их с изучаемыми в целях лучшего усвоения понятий.
Проблемные задания на краеведческом
материале даются в связи со следующими вопросами курса: а) для решения на
основании данных местных наблюдений природы общих землеведческих проблем типа
объяснения причин явлений, их описания, характеристики действия, развития и т.
п., б) для оценки природных условий и природных ресурсов стран и районов на основании
материалов наблюдений связей, взаимодействия и взаимообусловленности природных
компонентов и их использования в строительстве своего края, в) для выявления
направления хозяйственной специализации, изучаемой по программе территории на
примерах экономических расчетов и обоснований развития местного производства и
размещения отдельных предприятий, г) для составления комплексной географической
характеристики территории на основании плана изучения и описания своего края.
Большое значение имеет краеведческий
материал в работе с картой, особенно на уроках по первоначальному ее изучению и
в занятиях с топографической картой. Обычно, для того чтобы с самого начала
заложить у учащихся правильное представление о построении карты, проводят
работы с планом школьного участка или ближайших окрестностей школы. А для
работы с топографической картой используется составленная краеведами карта
своей местности. Переключая внимание учащихся с обозрения участка своей
местности, знакомых на ней предметов на условное их изображение
топографическими знаками, учитель добивается правильного понимания карты.
При
изучении климата работа с климатической картой особенно конкретизирует знания,
когда все данные карты сравниваются с аналогичными показателями по своему краю.
В этом случае количественные выражения элементов климата (температур, осадков и
т. д.), показанные на карте, будут реально восприниматься. Привлечение
материалов местных наблюдений в процессе работы с картой поможет учащимся более
сознательно разобраться в ее условных знаках, полнее и глубже понять
географические особенности той или иной территории.
Накоплению краеведческого материала
и организации планомерной работы с ним во время учебных занятий способствует
ведение тетрадей, в которые записываются задания учителя по краеведению и
различные сведения местного характера по теме. Записанный в тетрадях материал
позволяет составить географическую характеристику своего края.
В рамках недели географии в школе
Полезным является издание школьной краеведческой газеты. Большое воспитательное
значение имеет сам процесс работы над ней Учебным целям может быть подчинено
издание краеведческого школьного (или классного) журнала. В этом случае все
помещаемые в номере статьи, карты, рисунки по своему содержанию должны отвечать
темам программы.
С учебными задачами изучения
географии в старших классах связана подготовка докладов и сообщений о
характеристике и общих закономерностях развития географических явлений в
сравнении с особенностями их местного проявления.
Для обеспечения наглядности на
уроках демонстрируются различные экспонаты и иллюстративные пособия,
составленные на краеведческом материале (фотографии, рисунки, таблицы,
диаграммы), которые помогают созданию у учащихся правильных географических
понятий и образов.
Показ на уроке предметов, собранных
на экскурсиях, может быть увязан с объяснением географических процессов.
Для более понятных представлений о
сложных взаимоотношениях и взаимосвязях человека и природы прибегают к
разъяснению происхождения местных названий.
В
педагогическом же отношении топонимика полезна для создания ассоциаций в целях
более глубокого понимания событий и фактов.
Обычно у учащихся возникает большой
интерес к разгадке названий и имен в географии родного края. Естественно, что
для выполнения этой работы учащиеся должны использовать карту, литературные и
официальные справочные источники исторические материалы и т. п. Это имеет
большое образовательное и воспитательное значение.
В осуществлении краеведческого
принципа в обучении немалую роль играет как одно из важных правил организации
учебных занятий перспективное тематическое планирование. В нем особенно
тщательно продумывается вопрос о том, как будет проводиться связь с
краеведением.
Непосредственная
связь учебного процесса с краеведением осуществляется в различных стадиях
изучения темы. Из опыта работы многих учителей можно выделить следующие
разновидности планов прохождения учебных тем на краеведческой основе[4].
1. Работа
по краеведению предшествует изучению учебного материала. Например, в 8
классе учитель организует наблюдения погоды до изучения темы “Климаты России”,
которая в этом случае может начинаться не с программных вопросов, а с сообщений
учащихся о результатах их краеведческих наблюдении. Учитель специально так
планирует краеведческие работы, чтобы они обеспечили достаточными примерами и
убедительными выводами научные понятия и теоретические обобщения изучаемой
темы.
2. Краеведческий материал
органически включается в содержание темы, и краеведческие работы проводятся
одновременно с изучением программых вопросов. Примером может служить тема 6
класса “Изображение земли на глобусе и картах” и работы по ориентированию на
местности, по измерению расстояний и составлению топографического плана
местности.
3. Краеведческая работа переносится
в конец темы, например, тема “Географическая оболочка” в 6 классе заканчивается
экскурсией на природу.
Во всех случаях краеведческий
материал должен подводить учащихся к тем обобщениям и связям, которые требуются
изучаемой в данный момент темой и выходят за пределы местных единичных понятий
и представлений.
Большую роль играет краеведение в
повторении учебного материала на уроках географии.
6.Краеведение в курсах школьной географии
Начальный курс физической географии—первый систематический
курс географии в школе. Он, по существу, целиком строится на краеведческой
основе. Главная особенность программы этого курса заключается в том, что в ее
содержание входит много общих географических понятий: горизонт и его стороны,
план и географическая карта, форма земной поверхности, погода и климат, которые
необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсов в старших
классах.
В начале курса в таких темах, как
“Изображение Земли на глобусе и картах”, “Литосфера” и “Гидросфера”, дается
материал, опирающийся на непосредственные наблюдения и практические работы
учащихся на местности, в ближайших окрестностях школы.
При изучении тем “Географическая
оболочка”, “Атмосфера”, для понимания ряда сложных процессов и явлений,
происходящих на поверхности Земли и в атмосфере, учитель приводит примеры из
местной действительности, при помощи которых показывает действие этих явлений.
Занятия должны быть поставлены так,
чтобы учащиеся на местном материале учились ориентироваться, выполнять съемку
плана пути в окрестностях школы, усваивали условные топографические знаки
реального окружения. Работая с планом своей местности, учащиеся видят не
отвлеченные условные знаки, а живые, очень знакомые ориентиры, реально
представляемые масштабы не раз, может быть, пройденных расстояний и измеренных
площадей. В результате таких занятий можно будет понимать любую карту.
Результаты непрерывных наблюдений,
собранных в школе за несколько лет, позволят делать выводы об основных,
характерных чертах климата края. А сравнивая его с климатом других стран уже в
7 классе, можно вызвать более правильные представления у учащихся о разных
типах климата.
В 7 классе практические работы
направлены на усовершенствование и развитие умений учащихся по чтению планов
местности, по работе с картами разных масштабов и содержания, по составлению на
основе их комплексных описаний природы различных территорий.
Таким
образом, во время изучения географии материков краеведческие наблюдения должны
продолжаться в целях применения их в качестве сравнений с отдаленными и
недоступными для непосредственного восприятия географическими комплексами.
Обобщенный материал наблюдений по своему краю используется для сравнения
при изучении климата, рек, географических поясов материков.
Изучая географическое положение
материков и определяя координаты их точек, полезно установить, какие места
расположены на одинаковой широте или долготе со своей местностью или чем
отличается географическое положение изучаемой территории от родного края.
А Рассказы о населении также будут
более реальными, если проводить сравнения с достижениями в росте материального
и культурного уровня народа своей области, республики.
Более
глубокая связь преподавания с краеведением осуществляется в процессе
изучения физической
географии России. Большое значение применения краеведческого принципа
при изучении физической географии России состоит в том, что он обеспечивает
развитие у учащихся представлений о своем крае как о составной части страны,
что очень важно в образовательных и воспитательных целях.
В курсе физической географии России
накопленные ранее краеведческие сведения значительно расширяются и углубляются
за счет привлечения дополнительного материала о природных особенностях, новых
данных о промышленности и сельском хозяйстве, историческом прошлом и культурном
развитии своего края.
В течение учебных занятий
школьникам даются задания, связанные с краеведческими наблюдениями и их
обработкой. Характер заданий определяется программой, и почти все учебные
занятия могут быть так построены, чтобы каждая изучаемая тема подкреплялась
какой-либо практической работой из географии родного края. Кроме наблюдений в
природе, краеведческие работы в 8 классе могут включать и изучение населения,
хозяйства, населенных пунктов и т. д. как подготовку для использования
результатов в 9 классе.
В 9 классе изучаются
природно-территориальные комплексы и производится ознакомление с хозяйственной
деятельностью местного населения. На экскурсиях на различные преприятия в 9
классе изучается территориально-производственный комплекс.
Завершается изучение родного края в
8 и 9 классах темой “Своя область (край) ”.
В экономической географии
зарубежных стран в меньшей степени, чем в других школьных курсах,
может устанавливаться прямая связь краеведения с содержанием предмета. Однако и
здесь возможно использование краеведческого материала в преподавании. Прежде
всего, для более конкретных описаний и хозяйственной оценки природных ресурсов
ряда стран могут применяться сравнения их с природными условиями своего края. В
этом случае краеведение поможет находить понятные примеры для разъяснения
учащимся, во-первых, изменения роли природной среды и хозяйственной деятельности
в зависимости от способа производства; во-вторых, значения сырьевых -ресурсов в
географии производства в различных социально-исторических условиях.
Специфика краеведческого материала,
включаемого в курс экономической географии зарубежных стран, его ограниченность
и непостоянная возможность использования определяют методы его применения в
учебном процессе. У нас в школе 10-11 класс изучает «Спецкурс «Современная
Хакасия»
7.Школьный краеведческий музей
Осуществление краеведческого
принципа в учебно-воспитательной работе возможно только при условии
систематического накопления в школе местного географического материала. Этот
материал постепенно собирается в школьном краеведческом уголке, который
впоследствии в результате увеличения и организации работы может перерасти в
краеведческий музей.
Тут мы наблюдаем применение
технологии Музейного дела.(как в работе музея, так и на отдельных уроках
географии, истории, краеведения)
Наш краеведческий музей собрал и
представил материал о ВОВ, о легендарном боевом пути Пирятинской дивизии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.