Главная / Музыка / Реализация метода проектов в предметной области

Реализация метода проектов в предметной области

Фирулина Н.В.

Учитель музыки

МБОУ СОШ №70

с углублённым изучением

отдельных предметов

г.Нижний Новгород




Реализация метода проектов в предметной области Искусство

Трудно переоценить значение эстетической составляющей в деле воспитания и образования детей, в содержании целостного педагогического процесса. Эстетическое воспитание ставит своей целью формирование активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное в окружающем мире и искусстве, жить и творить « по законам красоты». Воздействие на ребенка произведений искусства обеспечивает целенаправленное развитие творческого воображения, эмоциональной восприимчивости, образного мышления, а также культурных потребностей личности.

Чтобы постичь духовный мир, заключенный в произведении искусства, понять и пережить глубокий нравственный смысл, воплощенный в художественных образах, необходимо обладать широким кругозором, культурой чувств, остротой восприятия, поэтому важно с раннего детства вводить ребенка в круг подлинного искусства, знакомить с лучшими примерами отечественного и мирового художественного творчества.

В системе школьного образования предметы эстетического цикла своими особыми средствами выполняют его важнейшие функции – познавательную и просветительскую. Поскольку эстетические категории, которыми оперирует искусствознание (прекрасное, безобразное, возвышенное, трагическое, комическое и т. д.), тесно соприкасаются с понятиями этическими (добро-зло), гуманитарные дисциплины играют первостепенную роль в нравственном воспитании. Воздействуя непосредственно на эмоциональную сферу личности ребенка, они воспринимаются как яркие и неповторимые впечатления и глубоко западают в душу. Занятия на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы дарят детям возможность самовыражения и саморазвития, так как деятельно развивают заложенные в каждом ребенке способности к художественному творчеству.

Уроки, посвященные гуманитарным предметам, выполняют серьезную психогигиеническую, профилактическую функцию в учебном процессе, снимая напряжение и усталость, вызванные учебой и умственным трудом. Переключая внимание и мышление школьника с абстрактно-логических операций на эмоционально-чувственные впечатления, они дают ему необходимую психологическую разрядку.

Осознание важности эстетического образования и его главной задачи — духовного обогащения детей, заставляет педагогическую общественность развивать и отстаивать идею гуманизации образования. В рамках данной концепции целью образования становится формирование молодого человека как личности развитой умственно, физически, этически и эстетически. Личности творческой, с выработанной системой взглядов и принципов, четко различающей добро и зло, прекрасное и безобразное.

Системой философских, нравственно-этических понятий, которые необходимо сформировать в сознании учащихся, оперируют, прежде всего, предметы эстетического цикла: литература, музыкальное и изобразительное искусство, МХК — поэтому из идей гуманизации естественно вытекает требование гуманитаризации образования. Её целью является создание условий для вхождения ребенка в мир истинной культуры, приобщения к высшим ее достижениям, формирование не только способностей, но и потребности в освоении культурных ценностей. Среди различных способов достижения намеченных целей и объединения общеобразовательного и эстетического пространства школы, в первую очередь хочется выделить следующие:

— перенос на базовое образование принципов образования дополнительного: добровольность, индивидуальный подход, творческие методы;

— корректирование учебных планов и введение интегрированных курсов, которые должны решать задачи образования средствами искусства.

— введение новых форм организации занятий: урок-концерт, урок-конкурс, урок творчества, выполнение исследовательских работ.

Заявленным требованиям во многом отвечает предмет «музыкальная литература», который в классах с углубленным изучением музыкальных предметов ведется с пятого по девятый год обучения. Этот курс содержит в себе элементы интегрирования, так как многие темы невозможно раскрыть без опоры на иные учебные предметы. Раздел «Народная музыка», включающий темы «Календарно-обрядовые песни», «Былины и исторические песни», объединяет музыку, литературу и фольклор, требует историко-этнографических пояснений. Программность в музыке опирается на принцип синтеза искусств, поэтому на уроках по теме «Програмно-изобразительные произведения» взаимодействуют музыка, изобразительное искусство, литература и история, на занятиях, рассказывающих о музыкальных образах природы, подключаются география и даже зоология. Монографические разделы открываются обзором жизненного и творческого пути композитора и включают исторические и биографические сведения, освещают возникновение прогрессивных идей, становление различных стилей и национальное своеобразие произведений музыкального искусства.

Полученные на музыкально-теоретических уроках знания и творческие навыки дают возможность старшеклассникам выполнять научные исследовательские работы искусствоведческого характера. Данная форма работы рассчитана на подростков и учитывает их возрастные и психологические особенности: любознательность, стремление к самореализации, способность прилагать волевые усилия, трудолюбие и настойчивость в достижении значимых результатов. Элемент соревновательности и доброжелательность обсуждения на заседаниях НОУ, заслуженное поощрение повышают самооценку ученика, что очень важно в переходном возрасте.

Учащиеся 8 — 9 классов впервые приступают к развёрнутому самостоятельному исследованию и поэтому нуждаются в основательной поддержке научного руководителя. Каждый этап работы требует применения особых методов обучения.

При выборе темы исследования учитываются интересы и способности учеников, но непременным условием является обращение к произведениям русского искусства. Это требование носит принципиальный характер и продиктовано убеждением, что наши дети не должны расти «Иванами, не помнящими родства». Стремление прививать ученикам любовь к отечественной культуре, уважение к ее выдающимся деятелям становится основой для формирования российской гражданской идентичности, воспитания чувства патриотизма, национального самосознания личности.

В качестве примера можно привести разработанные учащимися темы:

«Образ Царевны-Лебеди в поэзии, музыке и живописи»

«Русские музы. Женские образы в искусстве пушкинской эпохи»

«Антивоенные произведения в русском искусстве второй половины XIX века

(Верещагин, Мусоргский, Гаршин)

— « Поют, звенят колокола над Русью» (из истории колокольных звонов)

Из приведенных названий видно, что ученикам предлагаются произведения различных видов искусства. В разработку темы включаются исторические справки, обзор общественно-социальных отношений в рассматриваемую эпоху, то есть работа опирается на многие направления гуманитарного цикла, что укрепляет межпредметные связи и создает возможность их интеграции.

Основополагающий этап — рассмотрение объекта исследования и выявление предмета исследования, он включает большой объем подготовительной работы. Отобранные произведения, как правило, выходят за рамки школьной программы, они изучаются в комплексе с другими сочинениями близкими по тематике. При этом большое значение имеют консультации учителей предметников: словесника при проведении фонетического разбора поэтического текста романса, учителя рисования для объяснения особенностей композиции в портретной живописи и техники сангины, историка при изучении периода русско-турецкой войны и т.д.

Методологическую основу исследования составляет сравнительный анализ произведений, относящихся к различным видам и жанрам искусства. Для их сопоставления используется ассоциативный метод. Образно-ассоциативное мышление активизирует фантазию и воображение, чем неожиданнее ассоциация, тем интереснее раскрываются исследуемые качества объекта. Вот один из примеров ассоциативного перехода, выстроенного ученицей при сравнении романса Глинки и рукописи Пушкина: « прозрачность и четкость голосоведения — графичность — росчерк пера — портреты на полях рукописи».

С учетом специализации класса центром исследования становятся музыкальные произведения. Для того чтобы их разбор был достаточно профессиональным, ученики получают дополнительные сведения из курса музыкальной теории, гармонии и анализа форм, что способствует повышению уровня обученности.

Наряду с общеучебным развитием данная проектная деятельность способствует освоению различных способов поиска, отбора, обработки необходимой информации, так как в ходе подготовки используются самые различные источники — монографии, статьи, мемуары, альбомы репродукций, нотные сборники и клавиры. Основным источником информации являются интернет-ресурсы. С помощью компьютерных программ подготавливается презентация, которая будет сопровождать публичное выступление. Все её компоненты: видеоряд и аудио-сопровождение, цветовое решение и шрифты, - организованы так, чтобы соответствовать содержанию и стилю выполняемого проекта.

На стадии литературного оформления искусствоведческой работы приветствуется образность и эмоциональность описания, красочность сравнений. Однако стиль изложения должен соответствовать и требованиям, предъявляемым к научным текстам: точное употребление терминов, обозначений и символов. Здесь помощь руководителя может осуществляться в редакторской правке текста.

Доклады, прочитанные на конференциях НОУ, показывают, что публичные выступления представляют серьёзную трудность для учеников. Мало написать хорошую работу, необходимо донести её до слушателей. Даже интересное по содержанию и оформлению сообщение многое теряет из-за монотонности речи, ненужных повторов, нелогичных переходов. Современные школьники, постоянно работая с книгой и компьютером, значительную часть информации получают визуально, свои суждения они привыкли излагать письменно, а навыками устной речи владеют слабо. Положение усугубляется естественным волнением докладчика и ограниченностью во времени. Преподавателю надо помнить и донести до ученика то, что язык устной и письменной речи имеет существенные различия.

Подготовка к выступлению начинается с написания полного текста сообщения, который не должен быть лишь тезисным изложением работы. Далее с учеником обсуждаются и отбираются те приёмы, что делают устную речь живой и увлекательной: афористичность высказывания, прямое обращение к слушателям, риторические вопросы и восклицания, запоминающиеся, «ударные» окончания разделов и доклада в целом. Затем производится интонационная разметка текста, при этом нами используются привычные для детей- музыкантов обозначения: f и p, crescendo и diminuendo, акценты. Создаётся своеобразная партитура выступления. Подобно работе над агогикой музыкального произведения продумывается манера изложения, темп и динамика речи, цезуры и паузы, подъёмы, спады и кульминации.

Впечатление от выступления во многом зависит от личности докладчика. Для каждой темы выбирается некий «сценический образ», который помогает ученику несколько абстрагироваться от собственного «Я» и позволяет чувствовать себя на кафедре более уверенно. Так «женские образы пушкинской эпохи» поддерживались продуманным романтическим обликом и отработанным изяществом жестов, трагическое содержание антивоенных произведений потребовало подчёркнутой строгости в костюме и манере изложения.

За годы обучения в специализированном музыкальном классе дети получают опыт сольных выступлений, вырабатывают некоторую психологическую стабильность, накапливают навыки репетиционной подготовки. Для того, чтобы проверить способность докладчика вызвать интерес у слушателей и отработать различные стороны публичного выступления, практикуются предварительные сообщения перед разной аудиторией. При обсуждении работы педагогами проверяется глубина и прочность знаний, качество использованной информации, полнота владения темой. Доклад, прочитанный соученикам, сопровождается дискуссией и учит отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, сразу находить убедительные аргументы. Оценки сверстников, высказываемые в ходе обсуждения, помогают выработать критичность взглядов, самоконтроль и зачастую значат для подростка больше, чем мнение учителя.

Давая по завершению работы её самооценку, ученики признают, что она потребовала гораздо больших, чем ожидалось, затрат времени и труда, но отмечают то удовлетворение, которое получили в процессе занятий, всем работам заслуженно были присуждены призовые места на районных и городских конференциях НОУ «Эврика», на дистанционных конкурсах.

Оценивая проделанную работу и планируя ее продолжение, можно сказать, что проектно-исследовальская деятельность учащихся должна представлять собой непрерывный процесс, создающий условия для действенно - познавательного развития детей, позволяющего творчески переосмысливать полученные знания. Выбор тем, интегрирующих различные жанры искусств, развивает ассоциативное мышление, формирует аналитическое отношение к средствам выразительности, особенностям языка различных видов искусств, их взаимодействию и взаимовлиянию. В конечном итоге это способствует становлению художественного вкуса, эстетическому воспитанию учащихся, а в некоторых случаях их профессиональной ориентации.




6


Реализация метода проектов в предметной области
  • Музыка
Описание:

Работа посвещена организации проектной деятельности учащихся 8-9 классов, подготовке к участию в конференциях НОУ.    

     Планируя  продолжение работы в данном направлении, можно сказать, что проектно-исследовальская деятельность учащихся  должна представлять собой непрерывный  процесс, создающий условия для   действенно - познавательного развития детей, позволяющего творчески переосмысливать полученные знания. Выбор тем,  интегрирующих различные жанры   искусств, развивает ассоциативное мышление,   формирует аналитическое отношение к средствам выразительности, особенностям языка различных видов искусств, их взаимодействию и взаимовлиянию. В конечном итоге это способствует становлению художественного вкуса, эстетическому воспитанию учащихся, а в некоторых случаях их профессиональной ориентации.

 

Автор Фирулина Наталия Всеволодовна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 339
Номер материала 11500
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓