Главная / Начальные классы / «Реализация комплекса средств формирования толерантности на уроках в начальной школе»

«Реализация комплекса средств формирования толерантности на уроках в начальной школе»

«Реализация комплекса средств формирования толерантности на уроках в начальной школе»

И.А. Десятниченко, О.И. Баранова



Учащиеся начальной школы должны достичь достаточно высокого уровня толерантности, терпимости, уважительного отношения к окружающим их людям, открывающего возможность справиться с различными жизненными ситуациями, комфортно чувствовать себя в коллективе.

Требования федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у младших школьников уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе и жизни страны, осознание ценности элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Рост многонациональности на Кубани способствовал активному развитию проблемы развития толерантности в начальной школе.

Обучение будет проходить более успешно, если использовать различные средства обучения., т.е. разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучениявоспитания и развития.

Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. 

У учащихся развиваются следующие черты толерантной личности: терпение, умение владеть собой, доверие, чуткость, способность к сопереживанию, снисходительность, расположение к другим, чувство юмора, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, любознательность, умение слушать, несклонность осуждать других, альтруизм.

Толерантность (от лат.tolerantia -терпение)  социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть не толерантными.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности (или нетерпимости).

Целью воспитания толерантности является – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

У учащихся начальной школы мы выявляли исходный уровень сформировонности толерантности с помощью адаптированной анкеты и анализа учителем каждого ученика.

Нами был разработан комплекс средств по формированию толерантности обучения младших школьников по параметрам: учебный предмет по программе «Перспектива», цели урока, планируемые результаты, средства формирования толерантности младших школьников.

Приведем пример урока «Старинные весенние праздники» по формированию толерантности у учащихся.

Вначале занятия для создания позитивной атмосферы в классе проводится упражнение «Приветствие в танце». Ученикам рассказывается о вариантах приветствия различных национальностей. Предлагается одной группе детей (например первому ряду) пройти к доске. Включается музыка и учащиеся начинают танцевать, после выключения музыки ученики здороваются на своем родном языке с встретившимся ему одноклассником. Повторяется несколько раз.

Учениками на уроке составлялась карта «Национальных праздников». Так же мы знакомились с народными играми разных национальностей. Применяли воспитывающие ситуации для формирования толерантности и сплочения коллектива. В конце урока проводилась рефлексия. Для учеников, родителей и учителей были разработаны рекомендательные памятки толерантного поведения.

Таким образом, после проведения ряда уроков с применением комплекса средств формирования толерантности младших школьников на уроках окружающего мира, мы заметили положительную динамику в формировании толерантности по параметрам: формирование уважения к одноклассникам, учителю, старшим, воспитание терпимости к традициям других национальностей.



Библиографический список:

  1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. - Мемориал. 2001.

  2. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова.

  3. Данилюк  А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010.

«Реализация комплекса средств формирования толерантности на уроках в начальной школе»
  • Начальные классы
Описание:

«Реализация комплекса средств формирования толерантности на уроках в начальной школе»

Требования федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у младших школьников уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе и жизни страны, осознание ценности элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. 

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучениявоспитания и развития.

 

Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. 

Толерантность (отлат.tolerantia -терпение)  социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. 

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. 

 

Целью воспитания толерантности является – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. 

Автор Десятниченко Ирина Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 609
Номер материала 48219
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓