Главная / Информатика / РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

I. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года», инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности [13].

В программных документах последних лет, связанных с основными направлениями модернизации образования, подчеркивается, что изучение информатики должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного открытого образования на базе использования телекоммуникационных средств).

В этой связи многие исследователи говорят о междисциплинарном, интегративном характере информатики в современной школе [8].

В отечественной и мировой педагогике исследователями уделяется немало внимания вопросам интеграции. 

Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.


Сегодня мы можем говорить о наличии интегративно-педагогических концепций совокупностей систематизированных взглядов, положений и идей, определяющих направленность и содержание интегративио-педагогической деятельности в той или иной сфере, на том или ином уровне реализации образовательно-воспитательных целей и задач.

 К числу таковых мы относим: концепцию интеграции воспитательных сил общества (В.Д. Семенов, Ю.С. Бродский), концепцию внутри - предметной интеграции педагогического знания (В.И. Загвязинский), концепцию интегративной картины образования (Г.Н. Сериков); концепцию интеграции общего и профессионального образования (М.Н. Берулава, Ю.С. Тюнников): концепцию интеграции и дифференциации форм организации обучения (И.Г. Ибрагимов) и др [5] .

Практически для каждого члена современного информационного общества крайне важно умение строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем.

Актуальность приобретения указанных навыков объясняется, прежде всего, тем, что практически во всех науках о природе и обществе построение и использование моделей — мощное орудие познания[11]. Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода. И поэтому «современный этап развития образования, в частности общего среднего образования, характеризуется повышенным вниманием к понятию модели и методологии моделирования применительно к различным областям знания. Примером этому может служить включение понятия «модель» в содержание образовательной области «Физика», «Математика», «Химия» и др. Общие идеи моделирования как универсального подхода к изучению сложных объектов используются практически во всех учебных курсах» [6]. Одной из причин этого является повышение уровня абстрактности знаний, получаемых в процессе обучения.

Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи.

Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не только в реальной жизни, но и

в других предметах. 

Опираясь на Федеральный закон об образовании в РФ современный образовательной системе, необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях[12].
Сегодня наиболее очевидно, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Мотивацией выбора применения интегрированного подхода дает:

- учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и, умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов,

- учащимся возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности.

- уроки информатики - это универсальное связующее звено, позволяющее "соединить" практически все школьные дисциплины.

II Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Анализ этой ситуации позволил выявить следующие недостатки и противоречия.

С одной стороны, из выше сказанного есть потребность в интегративных типах обучения, а с другой стороны, возникает противоречие:

  • не достаточная обеспеченность методически и дидактически;

  • нет тематического согласования программ по предметам по времени их изучения;

  • отсутствие возможности проведения интегрированных уроков, совместно с учителями других предметов, из-за статичности расписания.

Очевидно, что для решения этих проблем необходимо:

- изменения предметно-пространственной среды,

- совершенствование профессиональной деятельности педагога,

- гибкость расписания изучаемых предметов.

Таким образом профессиональная проблема: в готовности к проведению уроков информатики интегративного типа оучения

Поэтому целью моей работы является использование эффективных методов и приемов обучения для разработки и внедрения интегративного типа обучения на уроках информатики с предметами школьной программы, с целью повышения мотивации обучения, развития познавательных навыков, творческого потенциала обучающихся.

Из личного опыта, действительно, информатика все больше выступает, в качестве интегративного начала многих дисциплин. Интегративность курса информатики определяется фундаментальностью самой науки информатики и интегративным характером основных объектов ее изучения; тем, что умение работать с информацией относится к общеучебным умениям; ролью информатики в информатизации учебного процесса[9]. Естественная реализация межпредметных связей информатики с другими дисциплинами обеспечивается тем, что учебные задачи и ситуации в курсе информатики строятся на базе содержательных постановок задач и учебных информационных моделей, знакомых обучаемым из других учебных предметов[4]. Информатика позволяет учащимся взглянуть на них с «информационной» или «алгоритмической» точки зрения, что естественно приводит к углублению и систематизации знаний учащихся, появлению новых ассоциативных связей[1].

Такое понимание целей обучения информатике не требует коренной перестройки содержания школьного курса информатики.

Большую часть содержания этого курса по-прежнему будет составлять изучение информационных и коммуникационных технологий, алгоритмов и другого достаточно традиционного материала. Тем не менее, возникает необходимость о локальном и поэтапном обновлении практико-ориентированной компоненты курса информатики в контексте интеграции учебных дисциплин. Учащимся необходимо показать мировоззренческую и методологическую значимость курса информатики, актуальность овладения средствами информационных технологий как инструментом учебной (а затем, профессиональной) деятельности. В этом плане крайне важна методическая подготовка педагогов, их готовность к реализации такого интегративного курса, умения:

  •  проводить микро- и макроанализ учебной темы в контексте реализации внутри- и межпредметных связей курса информатики, ее прикладной значимости;

  • формировать систему средств обучения, обеспечивающую осознанное восприятие учащимися методологической значимости курса информатики и универсальности средств информационных технологий;

  • вести отбор педагогически эффективных методов и приемов для реализации интегративного характера курса;

  • формировать у учащихся в процессе обучения информатике компетенции в сфере информационно-аналитической и коммуникативной деятельности, технологические компетенции, компетенции в сфере социальной деятельности и т.п.

Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений.

Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков и самостоятельного использования в различных ситуациях.

Решение данной проблемы потребовало инвентаризации педагогического инструментария, поиска новых подходов. Реально достичь цели образования в новых социальных условиях, повысить эффективность учебного процесса и решить выше перечисленные проблемы помогает комплексное использование современных образовательных технологий:

  • деятельностных, проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;

  • компетентностно-ориентированных;

  • информационно-коммуникативных;

  • эмоционально-нравственных;

  • здоровьесберегающих.


III Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося

Механизм реализации выдвинутых идей предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока[3]:

- такие уроки позволяют экономить время, т. к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах, тем создают первичные знания у детей по другим предметам, что позволяет легче осваивать отдельные темы программ.

- являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности обучаемого.

- способствуют формированию УУД учащиеся: анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями[5].

- ученики менее подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие.

- интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками, а это то, в каком-то смысле, научная деятельность.

IV. Характеристика изменений в образовательном процессе

(содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Для достижения цели и нового результата изменено содержание образовательного процесса так, что интегративный тип обучения стал приоритетным.

Говоря о прогнозируемых результатах, реализации интегративного типа обучения на уроках информатики, следует отметить использования:

- метода проектов и кооперированная деятельность учащихся;

- методов обучения: исследовательский, поисковый, метод мозговой атаки;

- эксперимент [2].

Критерии прогнозируемых результатов интегративного типа обучения

Показатели результативности

Рост качества знаний по предмету

Повышение качества обучения

Повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению предмета

Анкетирование, банк эмоций.

Активизация самостоятельной деятельности учащихся в образовательном процессе

Личностные достижения учащихся в различного рода конкурсах и участие каждого обучаемого класса.



Изменения произошли и в средствах: была произведена подборка тем, удачно интегрируемые в информатике и в других предметах:

География:

9 класс. На примере изучения экономических районов можно изучать тему «Табличные вычисления на компьютере» (построение электронной таблицы, абсолютная и относительная адресация, деловая графика), Электронные таблицы и математическое моделирование; Вспомнить «Технологии мультимедиа» (создание интерактивной модели с помощью презентации, карта экономических районов и нанесение на нее с использованием триггеров обозначений отраслей специализации). Темы интегрированных проектов: «Воздействие человека на климат».

Истории России

9 класс. Хранение и обработка информации в базах данных (создание структуры БД с описанием типов полей, запросы простые и сложные). На повторительно-обобщающем уроке по теме «Великая Отечественная Война» создадим базу данных Полководцы (ФИО, биография, сражения, награды, мемуары, фото), Вооружение (Вид вооружения, создание, тактико-технические характеристики, использование в г. ВОВ в каких сражениях, фотографии). Интегрированный проект «Битва под Бородино».

Алгебра

9 класс. Изучение темы «Табличные вычисления на компьютере. Деловая графика». совместить с темами «Свойства квадратичной функции. Свойства функции y=k/x. Функция hello_html_0.gifи ее свойства. Степенная функция, парабола, гипербола. Движение графиков на координатной плоскости. Растяжение и сжатие графиков». В 10 классе «Применение sin, cos при изучении темы электричество в физике» «Исследование максимумов и максимумов функций». «Изучение Экстремумов функции».

Физика.

В 8 классе изучается электричество. Закон Ома для участка Цепи. Закон Джоуля-Ленца. Сила тока, напряжение, сопротивление, параллельное и последовательное соединение. Совместить с основами логика, физическим представлением и построением комбинаторно-логических схем.

Решая задачи в теме алгоритмизация и программирование, удобно использовать примеры задач из математики, экономики, физики.

Химия

8 класс. Запись формул можно использовать для отработки навыков работы в текстовом редакторе, форматирование текста подстрочные символы.

Типы химических связей кристаллические решетки рационально совместить с изучением графического редактора Paint (копирование, перенос, поворот, текст).

молекулярная

ионная

металлическая

Химическое производство. Создание графической модели установки производства аммиака, азотной кислоты, серной кислоты.

В 9 классе. Решение расчетных задач на массовую долю выхода продукта реакции. Прямые и обратные алгоритмы решения задач. Линейные и ветвящиеся алгоритмы.

Биология

В 9 классе. Изучение темы «Табличные вычисления на компьютере. Функции. Деловая графика.» комбинировать с лабораторными работами по темам «Изучение модификационной изменчивости организмов» в лаб. Раб. «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» (на этом примере удобно изучить функции, min, max, сумма, среднеарифметическое, счет и др. )

В 6 кл. Построение графика зависимости скорости роста проростков от температуры и окружающей среды.

Экономика

Изучая раздел «Системы национальных счетов» Совместить работу с базами данных и Электронными таблицами. Создание многотабличных БД. (1. Основные макроэкономические показатели. 2. Формулы расчета макроэкономических показателей. 3. Основные показатели Российской экономики. 4. Динамика 2013-2014 гг. 5. Проблемы Российской экономики на основе анализа макроэкономических показателей.)

Решение Экономических, задач можно предложить совместить с темой «Управление и алгоритмы», «Алгоритмизация и программирование» темы ветвление, цикл.

Русский язык и Литература

8 класс. Тему «Технологии мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. Компьютерные презентации.» и тему «Таблицы в текстовом редакторе. Форматирование и редактирование текста.» Совместить с темой. «Поэтические образы родного города». (Создавая презентацию, редактируя музыку (вырезая часть мелодии), выбирая в таблицу элементы ассоциативного ряда и работая над сочинением-миниатюрой).

10 класс. Систематизация тропов.

МХК

8 класс. Вопросы компьютерной графики (элементы работы в Photoshop) можно рассматривать на основе материала по теме «Архитектура античности», монтируя коллаж из элементов характеризующих разные виды ордера (дорический, конический, коринфский), создавая готовые ансамбли.

Английский язык

9 класс. «Реклама» Развитие рекламы. (мультимедиа технологии). «Стоунхендж». Моделирование и тема «День рождения»[7].

Интегрированные уроки предполагают изменения типа и форм:

- Тип урока: урок формирования новых знаний. Формы урока: урок-исследование; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-экскурсия; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-лекция; мультимедиа- урок; проблемный урок.

- Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Формы урока: урок - деловая или ролевая игра; урок-практикум; урок-диалог; путешествие; комбинированный урок; экспедиция и т.д.

- Тип урока: применение знаний на практике Формы урока: ролевые и деловые игры; уроки защиты проектов; практикумы; путешествие; экспедиция и т.д.

- Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений предоставляет самые большие возможности интеграции и реализации метапредметных связей.

Формы урока: игра; театрализованный урок; экскурсия; обзорная конференция; диспут; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ.

- Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений. Оперативный контроль на уроках осуществляется систематически, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки. Формы урока: викторина; конкурсы; защита творческих работ, проектов; смотр знаний; творческий отчет; собеседование; урок-зачет; контрольная работа.

Структура урока сочетает этапы: мотивационный, содержательный и рефлексивно-оценочный.

V. Изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления обучающихся, целостной картины мира, получения соответствующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов и формирования всесторонне развитой личности:

1.           Синтезированность знаний.

Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых вопросов по той или иной теме способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.

2.           Углублённость изучения.

Глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины нестандартного мышления..

3.           Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.

Реализация рассматриваемой проблемы в конкретной практической ситуации подчеркивает практическую направленность интегративного обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.

4.           Альтернативность решения.

Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мобильности мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность мышления[10].

5.           Доказательность решения.

Для достижения новых образовательных результатов необходимо изменить условия:

- кадровые – повышение профессиональной компетентности педагогов через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, привлечение педагогического коллектива к реализации интегративных типов обучения.

- учебно-методические – поддержка инновационных форм работы, инновационных программ в обозначенном направлении, поддержка инициативы педагогов; создание информационного банка методических разработок уроков по обозначенной проблеме, включая опыт различных образовательных учреждений, распространение передового педагогического опыта в сети Интернет, передовой печати.


- материально-технические – обоснованность использования оборудования для реализации интегративного типа обучения;

- информационные – изучение нормативной базы и научно-методической литературы по данной проблеме.

Заключение.

Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Потому что урок – это всегда произведение учителя, а интегрированный урок – это многоточие, которое дает возможность завершить поиск, пробуждает интерес в глубоком смысле слова. Уроки по информатике могут совмещаться практически со всеми предметами школьного обучения.





















Список источников и литературы

  1. Архипова, Т. Межпредметные связи: в чем их актуальность //Учитель.-2010. -№ 4.- 34- 36с.

  2. Блудов В.В. Основы информатики и вычислительной техники.-И.: «ОГИЗ», 2012.-73с.

  3. Государственный стандарт общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа . www.edu.ru Дата доступа 30.09.14

  4. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009. – 30 с.

  5. Екжанова Е. Основы интегрированного обучения.- М.: «Дрофа»,2009.-207с.

  6. Жданова Л. Н., Копцева Т. О. Интеграция различных областей естественнонаучного знания на уроках математики, физики, информатики[Электронный ресурс]. Режим доступа http://festival.1september.ru. Дата доступа 29. 09. 2014.

  7. Зенченко И.В. Научно - методические основы использования интегрированного обучения на уроках математики и информатики.-Б,: «РИО»,2009.-80с.

  8. Интегрированный подход в обучении информатики. [Электронный ресурс]. Режим доступа www.festival.1september.ru. Дата доступа 30.09.14

  9. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/mkhk-imr-muzyka/fgos/kontseptsiya-fundamentalnogo-yadra-soderzhaniya-obshchego-obrazovaniya.html . Дата доступа 30.09.14

  10. Пузанкова Е.Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики..: «Образование и общество»,2009. 9-13с.

  11. Стандарт основного общего образования по информатике. [Электронный ресурс]. Режим доступа www.edu.ru . Дата доступа 30.09.14

  12. ФЗ №273 «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа . Дата доступа 30.09.14

  13. «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года от 18.12.2011 г. №2227-р» [Электронный ресурс]. Режим доступа . Дата доступа 30.09.14















15


РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
  • Информатика
Описание:

В «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года», инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности.

В программных документах последних лет, связанных с основными направлениями модернизации образования, подчеркивается, что изучение информатики должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного открытого образования на базе использования телекоммуникационных средств).

В этой связи многие исследователи говорят о междисциплинарном, интегративном характере информатики в современной школе 

Автор Крыпаева Вера Борисовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 523
Номер материала 37835
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓