Инфоурок Биология Другие методич. материалыРЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

Скачать материал

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

 

Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс направлен на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. 

Биологическое  образование призвано обеспечить: экологическое сознание; воспитание любви к природе;  развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;  формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Одним из приёмов для достижения этих результатов является привлечение учащихся к работе на учебно-опытном участке.

Функционирование   учебно-опытного   участка   школы   направлено   на   достижение следующих целей:

• Освоение знаний о живой природе;

• Овладение умениями применять биологические    знания для объяснения процессов живой   природы, проводить   наблюдения   за биологическими   объектами, простые исследования;

• Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

• Воспитание позитивного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

• Использование приобретенных знаний и умений для ухода за растениями, домашними животными;

• Развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений, ухода за растениями и животными.

Основные направления деятельности на участке:

• Выращивание растений.

• Наблюдение за их ростом и развитием;

• Проведение опытнической работы в соответствии с программами по биологии, трудового обучения, естествознания, факультативных курсов и кружков;

• Проведение простых исследований с применением метода экологических проектов.

Работа на школьных учебно-опытных участках помогает учителям развивать у учащихся биологические понятия, формировать агробиологические и зоотехнические знания, умения и навыки; воспитывать культуру труда, любовь и правильное отношение к природе и сельскохозяйственному труду

Сущность практического занятия — соединить умственный и физический труд учащихся, на основе биологических знаний вывести правила выращивания растений и ухода за животными и уметь их применять.

Учащиеся приобретают навыки, как в постановке самих опытов, так и в обработке и анализе их результатов. Они получают знания по теории и практике ведения сельского хозяйства: например, по агротехнике посева или посадки растений, применения удобрений, полива, правил ухода; приобретают навыки расчетов и измерений, например, в определении площадей, в расчетах количества или веса необходимого посадочного или посевного материала, удобрения, в определении процентов влажности почвы, воды в растениях, в пользовании весами, измерительными приборами (термометром, мензуркой и др.), термостатом, линейкой и пр.

В занятиях на участке могут иметь место следующие формы работы.

1. Уроки-демонстрации методически проводятся так же, как и в классе, но с применением живой (натуральной) наглядности. Проводятся преимущественно в начале учебного года.

2.  Практические занятия организуются в соответствии с темой урока   и   в   объеме, предусмотренном   программой по биологии.

3. Экскурсии отличаются от уроков на участке тем, что могут производиться одновременно по нескольким темам в течение одного занятия.

4. Опытно-исследовательская   работа - самая    многогранная форма   летних   самостоятельных   занятий, учащихся на участке; выполняется в виде постановки опытов.

5.  Весенне-летние практические работы выполняются в порядке развития знаний и трудовых навыков в соответствии с программой по предмету и применительно к сезону. Они преследуют также цель поддержания участка в полном порядке, поэтому по объему работ выходят за рамки, предусмотренные программой.

6. Разовые наблюдения; обычно кратковременные, часто не выходящие за пределы вопросов программ.

7.  Коллекционирование; предназначается для развития знаний по предмету и привития учащимся навыков в коллекционировании.

8.  Домашние задания; даются   для самостоятельной   подготовки к работе на участке.

11.  Семинары кружка; проводятся преимущественно по материалам результатов опытов на участке и преследуют цель углубления и развития знаний по предмету.

В своей работе я использую разные формы работы.

Например:

·        Экскурсии «Весенние явления природы», «Изготовление и развешивание кормушек», «Как приспособились растения к жизни зимой», т.д.

·        Опытно-исследовательская   работа: долгосрочные (3-5 лет) «Влияние флокулянтов на урожайность капусты», «Внесение бурых углей для повышения урожайности яровой пшеницы»; коротко срочные (1 год) «Влияние прореживания на рост и развитие моркови и свеклы», «Влияние пасынкования на урожайность томатов», т.д.

·        Практические работы проводятся ежегодно в период летних каникул. Каждый учащийся школы с 3 по 10 класс должен отработать на пришкольном участке от 5 до 10 дней.

·        Коллекционирование: учащиеся 6 классов изготавливают гербарии «Типы корневых систем», «Типы соцветий», «Виды листовых пластинок», «Виды стеблей», а учащиеся 7 классов собирают коллекции насекомых.

Результаты своей работы ребята предоставляют на школьной конференции «Первые шаги в науке», на экологических слетах и конференции «Живи, Тисулькая земля» в Доме Детского Творчества, научно-практической конференции в КемГСХИ «Студенческая наука в копилку Кузбасса», где были награждены дипломами, грамотами и благодарственными письмами.

Таким образом, в процессе занятий на участке любовь к природе, наблюдательность, интерес к биологии, а также инициатива в исследовании, наконец, любовное и сознательное отношение к труду могут объединиться в активные и полезные качества человеческой деятельности. Выработка этих качеств у учащихся является задачей работы на участке.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс направлен на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Биологическое образование призвано обеспечить: экологическое сознание; воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы. Одним из приёмов для достижения этих результатов является привлечение учащихся к работе на учебно-опытном участке. Функционирование учебно-опытного участка школы направлено на достижение следующих целей: • Освоение знаний о живой природе; • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов живой природы, проводить наблюдения за биологическими объектами, простые исследования; • Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; • Воспитание позитивного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; • Использование приобретенных знаний и умений для ухода за растениями, домашними животными; • Развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений, ухода за растениями и животными. Основные направления деятельности на участке: • Выращивание растений. • Наблюдение за их ростом и развитием; • Проведение опытнической работы в соответствии с программами по биологии, трудового обучения, естествознания, факультативных курсов и кружков; • Проведение простых исследований с применением метода экологических проектов. Работа на школьных учебно-опытных участках помогает учителям развивать у учащихся биологические понятия, формировать агробиологические и зоотехнические знания, умения и навыки; воспитывать культуру труда, любовь и правильное отношение к природе и сельскохозяйственному труду Сущность практического занятия — соединить умственный и физический труд учащихся, на основе биологических знаний вывести правила выращивания растений и ухода за животными и уметь их применять. Учащиеся приобретают навыки, как в постановке самих опытов, так и в обработке и анализе их результатов. Они получают знания по теории и практике ведения сельского хозяйства: например, по агротехнике посева или посадки растений, применения удобрений, полива, правил ухода; приобретают навыки расчетов и измерений, например, в определении площадей, в расчетах количества или веса необходимого посадочного или посевного материала, удобрения, в определении процентов влажности почвы, воды в растениях, в пользовании весами, измерительными приборами (термометром, мензуркой и др.), термостатом, линейкой и пр. В занятиях на участке могут иметь место следующие формы работы. 1. Уроки-демонстрации методически проводятся так же, как и в классе, но с применением живой (натуральной) наглядности. Проводятся преимущественно в начале учебного года. 2. Практические занятия организуются в соответствии с темой урока и в объеме, предусмотренном программой по биологии. 3. Экскурсии отличаются от уроков на участке тем, что могут производиться одновременно по нескольким темам в течение одного занятия. 4. Опытно-исследовательская работа - самая многогранная форма летних самостоятельных занятий, учащихся на участке; выполняется в виде постановки опытов. 5. Весенне-летние практические работы выполняются в порядке развития знаний и трудовых навыков в соответствии с программой по предмету и применительно к сезону. Они преследуют также цель поддержания участка в полном порядке, поэтому по объему работ выходят за рамки, предусмотренные программой. 6. Разовые наблюдения; обычно кратковременные, часто не выходящие за пределы вопросов программ. 7. Коллекционирование; предназначается для развития знаний по предмету и привития учащимся навыков в коллекционировании. 8. Домашние задания; даются для самостоятельной подготовки к работе на участке. 11. Семинары кружка; проводятся преимущественно по материалам результатов опытов на участке и преследуют цель углубления и развития знаний по предмету. В своей работе я использую разные формы работы. Например: · Экскурсии «Весенние явления природы», «Изготовление и развешивание кормушек», «Как приспособились растения к жизни зимой», т.д. · Опытно-исследовательская работа: долгосрочные (3-5 лет) «Влияние флокулянтов на урожайность капусты», «Внесение бурых углей для повышения урожайности яровой пшеницы»; коротко срочные (1 год) «Влияние прореживания на рост и развитие моркови и свеклы», «Влияние пасынкования на урожайность томатов», т.д. · Практические работы проводятся ежегодно в период летних каникул. Каждый учащийся школы с 3 по 10 класс должен отработать на пришкольном участке от 5 до 10 дней. · Коллекционирование: учащиеся 6 классов изготавливают гербарии «Типы корневых систем», «Типы соцветий», «Виды листовых пластинок», «Виды стеблей», а учащиеся 7 классов собирают коллекции насекомых. Результаты своей работы ребята предоставляют на школьной конференции «Первые шаги в науке», на экологических слетах и конференции «Живи, Тисулькая земля» в Доме Детского Творчества, научно-практической конференции в КемГСХИ «Студенческая наука в копилку Кузбасса», где были награждены дипломами, грамотами и благодарственными письмами. Таким образом, в процессе занятий на участке любовь к природе, наблюдательность, интерес к биологии, а также инициатива в исследовании, наконец, любовное и сознательное отношение к труду могут объединиться в активные и полезные качества человеческой деятельности. Выработка этих качеств у учащихся является задачей работы на участке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 536 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2020 322
    • DOCX 20.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матыкин Иван Петрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Матыкин Иван Петрович
    Матыкин Иван Петрович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86124
    • Всего материалов: 243

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 312 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека