Главная / Биология / РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ


Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс направлен на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. 

Биологическое образование призвано обеспечить: экологическое сознание; воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Одним из приёмов для достижения этих результатов является привлечение учащихся к работе на учебно-опытном участке.

Функционирование учебно-опытного участка школы направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о живой природе;

Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов живой природы, проводить наблюдения за биологическими объектами, простые исследования;

Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

Воспитание позитивного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

Использование приобретенных знаний и умений для ухода за растениями, домашними животными;

Развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений, ухода за растениями и животными.

Основные направления деятельности на участке:

Выращивание растений.

Наблюдение за их ростом и развитием;

Проведение опытнической работы в соответствии с программами по биологии, трудового обучения, естествознания, факультативных курсов и кружков;

Проведение простых исследований с применением метода экологических проектов.

Работа на школьных учебно-опытных участках помогает учителям развивать у учащихся биологические понятия, формировать агробиологические и зоотехнические знания, умения и навыки; воспитывать культуру труда, любовь и правильное отношение к природе и сельскохозяйственному труду

Сущность практического занятия — соединить умственный и физический труд учащихся, на основе биологических знаний вывести правила выращивания растений и ухода за животными и уметь их применять.

Учащиеся приобретают навыки, как в постановке самих опытов, так и в обработке и анализе их результатов. Они получают знания по теории и практике ведения сельского хозяйства: например, по агротехнике посева или посадки растений, применения удобрений, полива, правил ухода; приобретают навыки расчетов и измерений, например, в определении площадей, в расчетах количества или веса необходимого посадочного или посевного материала, удобрения, в определении процентов влажности почвы, воды в растениях, в пользовании весами, измерительными приборами (термометром, мензуркой и др.), термостатом, линейкой и пр.

В занятиях на участке могут иметь место следующие формы работы.

1. Уроки-демонстрации методически проводятся так же, как и в классе, но с применением живой (натуральной) наглядности. Проводятся преимущественно в начале учебного года.

2. Практические занятия организуются в соответствии с темой урока и в объеме, предусмотренном программой по биологии.

3. Экскурсии отличаются от уроков на участке тем, что могут производиться одновременно по нескольким темам в течение одного занятия.

4. Опытно-исследовательская работа - самая многогранная форма летних самостоятельных занятий, учащихся на участке; выполняется в виде постановки опытов.

5. Весенне-летние практические работы выполняются в порядке развития знаний и трудовых навыков в соответствии с программой по предмету и применительно к сезону. Они преследуют также цель поддержания участка в полном порядке, поэтому по объему работ выходят за рамки, предусмотренные программой.

6. Разовые наблюдения; обычно кратковременные, часто не выходящие за пределы вопросов программ.

7. Коллекционирование; предназначается для развития знаний по предмету и привития учащимся навыков в коллекционировании.

8. Домашние задания; даются для самостоятельной подготовки к работе на участке.

11. Семинары кружка; проводятся преимущественно по материалам результатов опытов на участке и преследуют цель углубления и развития знаний по предмету.

В своей работе я использую разные формы работы.

Например:

  • Экскурсии «Весенние явления природы», «Изготовление и развешивание кормушек», «Как приспособились растения к жизни зимой», т.д.

  • Опытно-исследовательская работа: долгосрочные (3-5 лет) «Влияние флокулянтов на урожайность капусты», «Внесение бурых углей для повышения урожайности яровой пшеницы»; коротко срочные (1 год) «Влияние прореживания на рост и развитие моркови и свеклы», «Влияние пасынкования на урожайность томатов», т.д.

  • Практические работы проводятся ежегодно в период летних каникул. Каждый учащийся школы с 3 по 10 класс должен отработать на пришкольном участке от 5 до 10 дней.

  • Коллекционирование: учащиеся 6 классов изготавливают гербарии «Типы корневых систем», «Типы соцветий», «Виды листовых пластинок», «Виды стеблей», а учащиеся 7 классов собирают коллекции насекомых.

Результаты своей работы ребята предоставляют на школьной конференции «Первые шаги в науке», на экологических слетах и конференции «Живи, Тисулькая земля» в Доме Детского Творчества, научно-практической конференции в КемГСХИ «Студенческая наука в копилку Кузбасса», где были награждены дипломами, грамотами и благодарственными письмами.

Таким образом, в процессе занятий на участке любовь к природе, наблюдательность, интерес к биологии, а также инициатива в исследовании, наконец, любовное и сознательное отношение к труду могут объединиться в активные и полезные качества человеческой деятельности. Выработка этих качеств у учащихся является задачей работы на участке.

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ
  • Биология
Описание:

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

 

Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс направлен на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. 

Биологическое  образование призвано обеспечить: экологическое сознание; воспитание любви к природе;  развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;  формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Одним из приёмов для достижения этих результатов является привлечение учащихся к работе на учебно-опытном участке.

Функционирование   учебно-опытного   участка   школы   направлено   на   достижение следующих целей:

• Освоение знаний о живой природе;

• Овладение умениями применять биологические    знания для объяснения процессов живой   природы, проводить   наблюдения   за биологическими   объектами, простые исследования;

• Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

• Воспитание позитивного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

• Использование приобретенных знаний и умений для ухода за растениями, домашними животными;

• Развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений, ухода за растениями и животными.

Основные направления деятельности на участке:

• Выращивание растений.

• Наблюдение за их ростом и развитием;

• Проведение опытнической работы в соответствии с программами по биологии, трудового обучения, естествознания, факультативных курсов и кружков;

• Проведение простых исследований с применением метода экологических проектов.

Работа на школьных учебно-опытных участках помогает учителям развивать у учащихся биологические понятия, формировать агробиологические и зоотехнические знания, умения и навыки; воспитывать культуру труда, любовь и правильное отношение к природе и сельскохозяйственному труду

Сущность практического занятия — соединить умственный и физический труд учащихся, на основе биологических знаний вывести правила выращивания растений и ухода за животными и уметь их применять.

Учащиеся приобретают навыки, как в постановке самих опытов, так и в обработке и анализе их результатов. Они получают знания по теории и практике ведения сельского хозяйства: например, по агротехнике посева или посадки растений, применения удобрений, полива, правил ухода; приобретают навыки расчетов и измерений, например, в определении площадей, в расчетах количества или веса необходимого посадочного или посевного материала, удобрения, в определении процентов влажности почвы, воды в растениях, в пользовании весами, измерительными приборами (термометром, мензуркой и др.), термостатом, линейкой и пр.

В занятиях на участке могут иметь место следующие формы работы.

1. Уроки-демонстрации методически проводятся так же, как и в классе, но с применением живой (натуральной) наглядности. Проводятся преимущественно в начале учебного года.

2.  Практические занятия организуются в соответствии с темой урока   и   в   объеме, предусмотренном   программой по биологии.

3. Экскурсии отличаются от уроков на участке тем, что могут производиться одновременно по нескольким темам в течение одного занятия.

4. Опытно-исследовательская   работа - самая    многогранная форма   летних   самостоятельных   занятий, учащихся на участке; выполняется в виде постановки опытов.

5.  Весенне-летние практические работы выполняются в порядке развития знаний и трудовых навыков в соответствии с программой по предмету и применительно к сезону. Они преследуют также цель поддержания участка в полном порядке, поэтому по объему работ выходят за рамки, предусмотренные программой.

6. Разовые наблюдения; обычно кратковременные, часто не выходящие за пределы вопросов программ.

7.  Коллекционирование; предназначается для развития знаний по предмету и привития учащимся навыков в коллекционировании.

8.  Домашние задания; даются   для самостоятельной   подготовки к работе на участке.

11.  Семинары кружка; проводятся преимущественно по материалам результатов опытов на участке и преследуют цель углубления и развития знаний по предмету.

В своей работе я использую разные формы работы.

Например:

·        Экскурсии «Весенние явления природы», «Изготовление и развешивание кормушек», «Как приспособились растения к жизни зимой», т.д.

·        Опытно-исследовательская   работа: долгосрочные (3-5 лет) «Влияние флокулянтов на урожайность капусты», «Внесение бурых углей для повышения урожайности яровой пшеницы»; коротко срочные (1 год) «Влияние прореживания на рост и развитие моркови и свеклы», «Влияние пасынкования на урожайность томатов», т.д.

·        Практические работы проводятся ежегодно в период летних каникул. Каждый учащийся школы с 3 по 10 класс должен отработать на пришкольном участке от 5 до 10 дней.

·        Коллекционирование: учащиеся 6 классов изготавливают гербарии «Типы корневых систем», «Типы соцветий», «Виды листовых пластинок», «Виды стеблей», а учащиеся 7 классов собирают коллекции насекомых.

Результаты своей работы ребята предоставляют на школьной конференции «Первые шаги в науке», на экологических слетах и конференции «Живи, Тисулькая земля» в Доме Детского Творчества, научно-практической конференции в КемГСХИ «Студенческая наука в копилку Кузбасса», где были награждены дипломами, грамотами и благодарственными письмами.

 

Таким образом, в процессе занятий на участке любовь к природе, наблюдательность, интерес к биологии, а также инициатива в исследовании, наконец, любовное и сознательное отношение к труду могут объединиться в активные и полезные качества человеческой деятельности. Выработка этих качеств у учащихся является задачей работы на участке.

Автор Бобышева Светлана Валерьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 704
Номер материала 37792
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓