Главная / Русский язык и литература / Реализация метапредметного подхода в практике работы учителя.

Реализация метапредметного подхода в практике работы учителя.

7



Реализация метапредметного подхода в практике работы учителя.

Канцедалова Г.Г.

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 15» с. Казинка

Шпаковского района

Ставропольского края

Редко можно найти учителя, который не стремился бы «давать знания» детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят брать эти знания. Почему? Можно ли построить образовательный процесс так, чтобы наш «отличник» стал в жизни не «ходячей энциклопедией», а слабый ученик не белой вороной, а оба стали личностью, способной адаптироваться в постоянно меняющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе. Не надо спорить, что важнее – создание модели «человека знающего» или «человека думающего».

Речь должна идти о модели ученика (выпускника) как «человека знающего», «человека думающего» и, мы добавляем - «человека деятельного» (без чего сегодня просто нельзя). Задача педагога найти ключик к каждому ученику и идти вместе с ним по пути к личности, способной целостно воспринимать мир, видеть его неодномерность.

Основные идеи этой проблемы можно обозначить так:

- знания в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;

- метазнания лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;

- метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира;

- мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития мышления.

Именно эти идеи заложены в сущностных характеристиках ФГОСТ -2 поколения:

1. Ориентация не на процесс, а на результат образования.

2. Актуализация деятельностного подхода.

3. Представление цели общего образования в виде системы ключевых задач, решаемых обучающимися.

4. Выстраивание учебного предмета как системы сущностных знаний.

Основные результаты обучения и воспитания

согласно ФГОСТ – 2.

- Личностное развитие (личностная компетенция) – развитие индивидуальных, нравственных, эмоциональных, эстетических, физических установок и качеств.

- Социальное развитие (социальная компетенция) – воспитание, гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.

- Общекультурное развитие (общекультурная компетенция) – освоение основ отечественной и мировой культуры.

- Интеллектуальное развитие (интеллектуальная компетенция) – развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основных наук.

- Коммуникативное развитие (коммуникативная компетенция) – формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию.

Портрет педагога современной школы.

  • Владение диалоговыми, проектными и компьютерными образовательными технологиями.

  • Применение проектно – исследовательских технологий.

  • Компетентность в предмете преподавания.

  • Индивидуальный подход в обучении, в педагогических решениях.

  • Постоянный процесс самообразования.

  • Знание психологических основ педагогической деятельности.

  • Владение технологией метапредметного занятия.

Результаты анкетирования, проведенного в школе, показали, что особое внимание в методической подготовке учителей следует обратить на работу по следующим направлениям:

Чему учить педагога?

(прогнозные ориентиры из концепции стандартов второго поколения).

- Продуктивной деятельности – разработке собственных проектов, программ, технологий, систем.

- Анализу и оценке собственной деятельности по новым критериям.

- Развивающим технологиям.

- Технологиям, соответствующим возрастным ступеням.

- Организации деятельности детей во внеурочных форматах.

- Методике воспитательной работы.

Таким образом, стандарты нацеливают нас, прежде всего, на переход от существующей практики дробления знаний к метапредметности. Думается, учителя не совсем верно понимают метапредметность, скорее путают её с интеграцией предметов (включили музыку, показали картинки, использовали цитаты историков) и выдают анализ метапредметного урока, хотя эта работа тоже немаловажна.

Метапредметность – направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметну) интерпретацию содержания образования.

В школе на сегодняшний день уже существует один метапредмет в чистом виде – это русский язык (он по сути своей метапредметен). Но я говорю сейчас не о метапредметах, а о метапредметном подходе к обучению школьников.

Метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребенка, объединив учебные предметы из разных областей, подключив сюда прежде всего философию. Это будет способствовать:

- развитию чувства собственного достоинства;

- снижению уровня агрессии;

- повышению уровня рефлексии и самосоздания;

- росту познавательной активности и интересов;

- изменению мотивов поведения;

- развитию эмпатии;

- гуманизации системы отношений с миром и самим собой;

- переконструированию интересов в сторону социализации;

- умению прогнозировать и планировать свою жизнь;

- личностному росту.

Как сценировать и проводить учебное метапредметное занятие? Это, оказывается, интересное и увлекательное дело.

Данный урок рассчитан на то, чтобы решать проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных дисциплин. Отпуская ребенка с урока, мы имеем слабое представление о том, как будет проходить его развитие дальше. А он должен связать для себя систему понятий моего учебного предмета с системой понятий другого. Отсюда любой педагог – предметник должен быть, прежде всего, хотя бы немножко полипредметником (метапредметником). Ибо узкая специализация – идиотизация. (Б. Шоу)

Роль учителя заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового.

Я приведу примеры метапредметных категорий, которые могут быть парными и понятийными.

- пространство и время; - героическое

- порядок и хаос; - трагическое

- война и мир; - стабильное

- единица и множество; - вечное

- зло и добро; - жизнь

- позиция и роль; - семья

- разум и чувство; - дружба

- покой и движение; - любовь

Самый распространенный вид ошибки педагогов, когда работа с понятием как единицей мышления и стоящим за ним мыслительным объектом подменяется работой со словесным определением.

Чтобы добиться успешного результата, в уроке должно прослеживаться несколько стадий:

- стадия чувственного, которая помогает создать образ предмета, явления, события.

Здесь необходима яркость.

- стадия проблематизации – (образ представляется проблемой, которую надо разрешить).

- поиск методов разрешения проблемы. (Вот они -то и станут собственностью ученика, их он будет применять в жизни. Роль учителя на данной стадии показать ряд методов, из которых исследователь выберет тот, который подходит только ему. Чем больше методов предложат на уроке, тем больше выбора будет в жизни у ребенка).

В процессе исследования возникают новые образы (незнание трансформируется в знание, я передаю учащимся обобщенный опыт работы).

Если все это перевести в работу сенсорных систем сознания, то этот процесс будет выглядеть так:

- раздражение – процесс физический

- возбуждение – процесс физиологический

- ощущение – процесс психический

- суждение – процесс логический

Теперь встает вопрос: нужно ли ломать старую систему работы? Или просто влить в нее новую струю?

На вопрос «чему учить» мы отвечаем теперь:

- учить слушать и слышать;

- учить мыслить, предлагать, ошибаться;

- учить спорить, доказывая свою точку зрения;

- использовать в своих интересах весь опыт человечества;

- сохранять, творить культуру.

На вопрос «как учить» ответ звучит абсурдно – никак. Не учить, а демонстрировать через:

- приемы использования резервов мозга;

- приемы работы с информацией;

- представлять возможность учиться самим (в устной и письменной речи);

- научить самостоятельно переходить из пассивных речевых форм (чтение и слушание) в активные (говорение и письмо).

Новаторством учителя должно быть использование в практике разных методических приемов. Среди них наши учителя наработали следующее:

- урок с рефлексивными остановками;

- дискуссии с метапредметными комментариями;

- коллективные игры в мыслительный эксперимент (что будет, если…)

- кейс – технология и др.

И еще, мы часто говорим своим педагогам: вы всегда должны быть готовы к импровизации. Для этого нужен сценарий урока, а не план. В первом мы сохраняем свободу педагогического действия в зависимости от ситуации: меняем тактику, методические приемы, но, естественно, сохраняем стратегию урока. А во втором случае мы реализуем план от А до Я, не особо обращая внимание, что происходит с детьми.

При метапредметном подходе конечный результат нельзя спрогнозировать абсолютно, он будет индивидуальным. И здесь важным становится вопрос о мониторинге. Как отслеживать развитие? Как все перевести в пятибалльную шкалу? Как сделать оценивание щадящим? Оценка призвана отражать содержательно-деятельностный (поиск информации, умение действовать) и личностно-содержательный (насколько личными стали знания, насколько детям интересно работать, искать варианты, высказывать собственное мнение) аспекты знания.

Отметка - предметно-содержательный аспект (знание фактов, явлений, определений и т.д.). Это различие даёт возможность предположить, что такое ЗУНы в новых условиях:

Знания - понятия, факты, идеи, законы наук, способы деятельности;

Умения - чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения;

Навыки - привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой;

В результате ученик приобретает - Опыт творческой самодеятельности, овладение культурой деятельности, формирование эмоционально-ценностного отношения к реальности и действительности в целом.

Как видим, мы выходим на результат отсроченного действия, т.е отсроченной оценки.

Таким образом, метапредметный подход позволяет сохранять и формировать в детях культуру мышления и целостного мировоззрения и открывает новые перспективы учителю.





Реализация метапредметного подхода в практике работы учителя.
  • Русский язык и литература
Описание:



Реализация  метапредметного подхода в практике работы учителя.

Канцедалова Г.Г.

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 15» с. Казинка

Шпаковского района

Ставропольского края

             Редко можно найти учителя, который не стремился бы «давать знания» детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как  правило, не хотят брать эти знания. Почему? Можно ли построить образовательный процесс так, чтобы наш «отличник» стал в жизни не «ходячей энциклопедией», а слабый ученик не белой вороной, а оба стали личностью, способной адаптироваться в постоянно меняющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе. Не надо спорить, что важнее – создание модели «человека знающего»   или «человека думающего».

         Речь должна идти о модели ученика (выпускника) как «человека знающего», «человека думающего» и, мы добавляем - «человека деятельного» (без чего сегодня просто нельзя). Задача педагога найти ключик к каждому ученику и идти вместе с ним по пути к личности, способной целостно воспринимать мир, видеть его неодномерность.

         Основные идеи этой проблемы можно обозначить так:

         - знания в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;

         - метазнания лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;

         - метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира;

         - мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития мышления.

                   Именно эти идеи заложены в сущностных характеристиках ФГОС -2 поколения:

1. Ориентация не на процесс, а на результат образования.

2. Актуализация деятельностного подхода.

3. Представление цели общего образования в виде системы ключевых задач, решаемых обучающимися.

4. Выстраивание учебного предмета как системы сущностных знаний.

Основные результаты обучения и воспитания

согласно ФГОС – 2.

- Личностное развитие (личностная компетенция) – развитие индивидуальных, нравственных, эмоциональных, эстетических, физических установок и качеств.

- Социальное развитие (социальная компетенция) – воспитание, гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.

- Общекультурное развитие (общекультурная компетенция) – освоение основ отечественной и мировой культуры.

- Интеллектуальное развитие (интеллектуальная компетенция) – развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основных наук.

- Коммуникативное развитие (коммуникативная компетенция) – формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию.

Портрет педагога современной школы.

·         Владение диалоговыми, проектными и компьютерными образовательными технологиями.

·         Применение проектно – исследовательских технологий.

·         Компетентность в предмете преподавания.

·        Индивидуальный подход в обучении, в педагогических решениях.

·        Постоянный процесс самообразования.

·        Знание психологических основ педагогической деятельности.

·        Владение технологией  метапредметного занятия.  

    Результаты анкетирования, проведенного в школе, показали, что особое внимание в методической подготовке учителей следует обратить на работу по следующим направлениям:

Чему учить педагога?

(прогнозные ориентиры из концепции стандартов второго поколения).

- Продуктивной деятельности – разработке собственных проектов, программ, технологий, систем.

- Анализу и оценке собственной деятельности по новым критериям.

- Развивающим технологиям.

- Технологиям, соответствующим возрастным ступеням.

- Организации деятельности детей во внеурочных форматах.

- Методике воспитательной работы.

     Таким образом, стандарты нацеливают нас, прежде всего, на переход от существующей практики дробления знаний к метапредметности. Думается, учителя не совсем верно понимают метапредметность, скорее путают её с интеграцией предметов (включили музыку, показали картинки, использовали цитаты историков) и выдают анализ метапредметного урока,  хотя эта работа тоже немаловажна.

     Метапредметность – направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметну) интерпретацию содержания образования.

     В школе на сегодняшний день уже существует один метапредмет в чистом виде – это русский язык (он по сути своей метапредметен). Но я говорю сейчас не о метапредметах, а о метапредметном подходе к обучению школьников.

     Метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребенка, объединив учебные предметы из разных областей, подключив сюда прежде всего философию. Это будет способствовать:

- развитию чувства собственного достоинства;

- снижению уровня агрессии;

- повышению уровня рефлексии и самосоздания;

- росту познавательной активности и интересов;

- изменению мотивов поведения;

- развитию эмпатии;

- гуманизации системы отношений с миром и самим собой;

- переконструированию интересов в сторону социализации;

- умению прогнозировать и планировать свою жизнь;

-  личностному росту.

      Как сценировать и проводить учебное метапредметное занятие? Это, оказывается, интересное и увлекательное дело.  

     Данный урок рассчитан на то, чтобы решать проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных дисциплин. Отпуская ребенка с урока, мы имеем слабое представление о том, как будет проходить его развитие дальше. А он должен связать для себя систему понятий моего учебного предмета с системой понятий другого. Отсюда любой педагог – предметник должен быть, прежде всего, хотя бы немножко полипредметником (метапредметником). Ибо узкая специализация – идиотизация. (Б. Шоу)

     Роль учителя заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового.

     Я приведу примеры метапредметных категорий, которые могут быть парными и понятийными.

     - пространство и время;                          - героическое

     - порядок и хаос;                                               -  трагическое

     - война и мир;                                          - стабильное

     - единица и множество;                                     - вечное     

     - зло и добро;                                           - жизнь

     - позиция и роль;                                               - семья

     - разум и чувство;                                    - дружба

     - покой и движение;                                 - любовь

     Самый распространенный вид ошибки педагогов, когда работа с понятием как единицей мышления и стоящим за ним мыслительным объектом подменяется работой со словесным определением.

     Чтобы добиться успешного результата, в уроке должно прослеживаться несколько стадий:

     - стадия чувственного, которая помогает создать образ предмета, явления, события.

     Здесь необходима яркость.

     - стадия проблематизации – (образ представляется проблемой, которую надо разрешить).

- поиск методов разрешения проблемы. (Вот они -то и станут собственностью ученика, их он будет применять в жизни. Роль учителя на данной стадии показать ряд методов, из которых исследователь выберет тот, который подходит только ему. Чем больше методов предложат на уроке, тем больше выбора будет в жизни у ребенка).

      В процессе исследования возникают новые образы (незнание трансформируется в знание, я передаю учащимся обобщенный опыт работы).

     Если все это перевести в работу сенсорных систем сознания, то этот процесс будет выглядеть так:

- раздражение – процесс физический

- возбуждение – процесс физиологический

- ощущение – процесс психический

- суждение – процесс логический

     Теперь встает вопрос: нужно ли ломать старую систему работы? Или просто влить в нее новую струю?

     На вопрос «чему учить» мы отвечаем теперь:

- учить слушать и слышать;

- учить мыслить, предлагать, ошибаться;

- учить спорить, доказывая свою точку зрения;

- использовать в своих интересах весь опыт человечества;

- сохранять, творить культуру.

     На вопрос «как учить» ответ звучит абсурдно – никак. Не учить, а демонстрировать через:

- приемы использования резервов мозга;

- приемы работы с информацией;

- представлять возможность учиться самим (в устной и письменной речи);

- научить самостоятельно переходить из пассивных речевых форм (чтение и слушание) в активные (говорение и письмо).

     Новаторством учителя должно быть использование в практике разных методических приемов. Среди них наши учителя наработали следующее:

     - урок с рефлексивными остановками;

     - дискуссии  с метапредметными комментариями;

     - коллективные игры в  мыслительный эксперимент  (что будет, если…)

     - кейс – технология и др.

              И еще, мы часто говорим своим педагогам: вы всегда должны быть готовы к импровизации.  Для этого нужен сценарий урока, а не план. В первом мы сохраняем свободу педагогического действия в зависимости от ситуации: меняем тактику, методические приемы,  но, естественно, сохраняем стратегию урока. А во втором случае мы реализуем план от А до Я, не особо обращая внимание, что происходит с детьми.

         При метапредметном подходе конечный результат нельзя спрогнозировать абсолютно, он будет индивидуальным. И здесь важным становится вопрос о мониторинге. Как отслеживать развитие? Как все перевести в пятибалльную шкалу? Как сделать оценивание щадящим?                                                                                                                                                             Оценка призвана отражать содержательно-деятельностный (поиск информации, умение действовать) и личностно-содержательный (насколько личными стали знания, насколько детям интересно работать, искать варианты, высказывать собственное мнение) аспекты знания.

         Отметка - предметно-содержательный аспект (знание фактов, явлений, определений и т.д.). Это различие даёт возможность предположить, что такое ЗУНы в новых условиях:

         Знания - понятия, факты, идеи, законы наук, способы деятельности;

         Умения - чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения;

     Навыки - привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой;

      В результате ученик приобретает - Опыт творческой самодеятельности, овладение культурой деятельности, формирование эмоционально-ценностного отношения к реальности и действительности в целом.   

     Как видим, мы выходим на результат отсроченного действия, т.е отсроченной оценки.    

     Таким образом, метапредметный подход  позволяет сохранять и формировать в  детях культуру мышления и целостного мировоззрения и открывает новые перспективы учителю.

 

 

Автор Канцедалова Галина Григорьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 540
Номер материала 33927
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓