Инфоурок Другое Другие методич. материалыРеализация требований ФГОС при организации работы учебного кабинета или мастерской

Реализация требований ФГОС при организации работы учебного кабинета или мастерской

Скачать материал

БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья

на тему:

«Реализация требований ФГОС при организации работы учебного кабинета или мастерской»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили:

студенты 5 курса группы «Г»

Изотов Алексей Андреевич и

Володин Владимир Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

Болхов, 2015г.

Учебный кабинет – это учебное помещение, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету.

 

Педагог – полноправный хозяин кабинета. Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности преподавателя, его методические приёмы, педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения станет приобретать ОУ или родительский комитет. При этом деятельность педагогов по оснащению однотипных кабинетов нередко принимает различные направления, отражая тем самым различие их взглядов на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса.

 

Большинство кабинетов нельзя создать за короткое время. Кабинет создаётся постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет.

 

Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета – при всём разнообразии вкусов педагогов – должно отвечать определённым требованиям.

 

Общие требования к учебному кабинету:

 

1. Наличие нормативной  документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

 

- приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по профилю кабинета,

 

- приказа о назначении зав.кабинетом, его функциональных обязанностях,

 

- паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нём оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.

 

- инвентарной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь,

 

- правил пользования учебным кабинетом учащимися,

 

- акта приёмки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию,

 

- протокол решения методобъединения учителей истории о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы на конкретный учебный год,(тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, карты, схемы, слайды, таблицы, памятки для учащихся,

 

- плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу,

 

- журнала регистрации по выполнению плана работы на учебный год,

 

- аналитические материалы о выполнении образовательной программы в текущем учебном году,

 

- самоанализа работы кабинета учителем,

 

- планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

 

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно – гигиенических норм в учебном кабинете.

 

3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

 

- оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, и др.),

 

- наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др.

 

Требования к учебно – методическому обеспечению кабинета:

 

1. Укомплентованность кабинета учебным оборудованием, учебно – методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы.

 

2. Соответствие учебно-методического комплекса и средств обучения требованиям стандарта образования.

 

3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.

 

4. Укомплектованнсть средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

 

Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета.

 

1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

 

2. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

 

3. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.

 

4. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.пр. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

 

5. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий и др.

 

6. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно – познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.)

 

7. Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

 

8. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одарёнными детьми, консультации и др.

 

9. Образцы индивидуальных учебных планов, программ учащихся, результаты и анализ их выполнения.

 

Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы.

 

1. Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.

 

2. Внедрение методики развивающего обучения.

 

3. Дифференциация обучения.

 

4. Гуманитаризация обучения.

 

Требования к кабинету.

 

Оборудование кабинета состоит из трёх основных частей:

 

- специальной мебели и приспособлений,

 

- технической аппаратуры,

 

- учебных пособий.

 

В кабинете должны быть представлены:

 

- демонстрационные картины и таблицы,

 

- раздаточные наглядные пособия,

 

- аппликации,

 

- модели,

 

- макеты.

 

Кабинет должен иметь:

 

- диатеку,

 

- фонотеку,

 

- видеофильмы,

 

- мультимедиа пособия.

 

 


В ФГОС , достаточно четко сформулированы требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса.
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда ОУ включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда ОУ должна обеспечивать:

• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
• планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
• мониторинг здоровья обучающихся;
• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности, в том числе, в рамках дистанционного образования;
• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.



Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы  образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать: информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета); укомплектованность печатными и информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана; учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать:

• отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу;
• научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей;
• литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе, содержание предмет-ных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современные средства обучения. На сегодняшний день однозначный ответ на этот вопрос отсутствует, как отсутствуют и ставшими привычными Перечни учебного оборудования для оснащения образовательных учреждений, ранее утверждаемые приказом Министерства образования РФ (например, от 27.12.93 № 529 «Об утверждении перечней учебного оборудования для общеобразовательных учреждений»). С 2005 г. материальная база учебно-наглядных пособий и учебного оборудования формировалась на основе письма Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений». Данный Перечень потерял свою актуальность в связи с разработкой и внедрением в  практику преподавания принципиально новых носителей информации и средств их воспроизведения.
Современная система средств обучения рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих (в рамках методики использования) различных видов средств обучения, которая обеспечивает выполнение требований ФГОС, является составной частью всех уровней информационно-образовательной среды ОУ, функционально обеспечивает все составляющие образовательного процесса.
При формировании концепции современной системы средств обучения нашли отражение следующие основополагающие принципы:
• все множество средств обучения рассматривалось с позиции системных требований, где в качестве системообразующего компонента положен учебно-методический комплект (УМК), или система, линия учебников1 издательств «Просвещение», «Дрофа»;
• необходимость учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значений видов деятельности и форм общения – должно быть реализовано посредством использования в учебном процессе как традиционных средств обучения (учебно-наглядные пособия на печатной и непечатной основах, гербарии, коллекции, модели, макеты, муляжи и пр.), так и инновационных, высокотехнологичных средств обучения, функционирующих на базе цифровых технологий;
• в соответствии с ФГОС должен измениться взгляд на
обучающегося. Студент признается субъектом образовательного процесса. Обучающиеся из пассивных читателей и слушателей должны стать «добывателями» знаний с помощью комплекса современных средств обучения. Очевидно, что в целях реализации требований ФГОС, все субъекты образовательного процесса – и педагоги, и учащиеся должны иметь равные возможности для использования в учебной деятельности средств обучения. Данное обстоятельство определяет необходимость формирования наборов традиционных и инновационных средств обучения для педагога и обучающихся при комплектовании кабинетов;
• согласно требованиям ФГОС, комплектации учебных кабинетов инновационными средствами обучения могут быть выполнены в форме автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя и АРМ
обучающегося.

В состав АРМов входят надпредметные (компьютер, интерактивная доска, проектор, МФУ, документ-камера, фотокамера) и предметные средства обучения. Предметная составляющая на сегодняшний день представлена цифровыми лабораториями (комплект датчиков с программным и методическим обеспечением для учителя, учебными материалами для
обучающегося), будет впоследствии дополняться и другими программно-аппаратными средствами практико-ориентированной направленности. Предметная составляющая инновационных средств обучения позволит превратить компьютер из вспомогательных средств труда педагога или обучающегося, в повседневные, обычные.
В частности, цифровые лаборатории с программным и методическим обеспечением предназначены для проведения учебных экспериментов не только в классе, но и на природе, что особенно актуально для исследований по предметам естественнонаучного цикла.
Интерактивная система тестирования предназначена для оперативной проверки знаний
обучающихся.


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Реализация требований ФГОС при организации работы учебного кабинета или мастерской"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж» Статья на тему: «Реализация требований ФГОС при организации работы учебного кабинета или мастерской» Подготовили: студенты 5 курса группы «Г» Изотов Алексей Андреевич и Володин Владимир Александрович Болхов, 2015г. Учебный кабинет – это учебное помещение, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету. Педагог – полноправный хозяин кабинета. Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности преподавателя, его методические приёмы, педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения станет приобретать ОУ или родительский комитет. При этом деятельность педагогов по оснащению однотипных кабинетов нередко принимает различные направления, отражая тем самым различие их взглядов на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.05.2020 111
    • DOCX 42.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сабитова Ильзина Рашитовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сабитова Ильзина Рашитовна
    Сабитова Ильзина Рашитовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87332
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека