БОУ ОО СПО «Болховский
педагогический колледж»
Реализация требований ФГОС при организации работы учебного
кабинета.
Материал подготовлен
студентом 5 курса группы «Г»
Прохорцевым Романом
БОЛХОВ 2015
Учебный
кабинет - это учебно-воспитательное подразделение, являющееся
средством
осуществления государственной программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования
учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность
требований,обязательных при реализации основной образовательной программы
основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию. Полное оснащение образовательного учреждения
обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:
1) общешкольное оснащение;
2) оснащение предметных кабинетов;
3) оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности,
в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская
и проектная деятельность.
Каждый из комплектов может включать несколько модулей:
- технические средства обучения,
- лабораторное оборудование,
- наглядные средства обучения,
- информационно-методическую поддержку педагогического работника.
Лабораторное и демонстрационное оборудование включают
предметно-тематические модули и модули оборудования общего назначения, также
отражающие специфику учебного предмета.
Учебное оборудование, включенное в комплекты для основной ступени
общего образования, должно обеспечить возможность проведения таких трех форм
экспериментов, соответствующих требованиям к результатам освоения основных
образовательных программ и примерным программам учебных предметов, как:
демонстрационный эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент
и эксперимент (групповой, индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и
учебно- исследовательской деятельности, а также технического творчества и
моделирования.
Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера,
рабочих мест представителей администрации школы, педагогов,
обучающихся, возможности интеграции их в Интернет.
Модуль: технические средства обучения.
Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием
автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также
набором
традиционной учебной техники для обеспечения образовательного
процесса.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) включает не только
собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое
оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия,
позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные
и образовательные потребности. СПАК учителя включает в себя : ПК. Интерактивное
оборудование: доску, мультимедийный проектор, оборудование для тестирования
учащихся, МФУ и прочее.
Потребность использования АРМ обучающихся при изучении различных
предметных областей определяет организационную модификацию данного
комплекта:
организация стационарных автоматизированных рабочих мест
обучающихся либо комплект общешкольного оснащения.
Модуль: лабораторное и демонстрационное оборудование может быть
представлен наборами конструкторов, робототехники, тренажерами и прочими
средствами для моделирования и технического творчества учащихся.
Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность
школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного
процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области
естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности,
использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике
— использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов -
возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ .
Модуль: наглядные пособия по предметам
Традиционные средства обучения по предметным областям должны
содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и
демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных
экспериментов и пр. Традиционные средства обучения используются самостоятельно,
а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и
эффективность использования в образовательном процессе.
Модуль: информационно-методической поддержки педагогического
работника содержит инструктивно-методические материалы, программы (модули,
курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию
комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе.
Специальные программные средства, кроме программных средств общего
назначения:
1. Наличие обучающих компьютерных программ и электронных версий
учебных пособий по отдельным предметам или темам (да/нет),да
2. Наличие программ компьютерного тестирования учащихся (да/нет)
да
3. Наличие электронных версий справочников, энциклопедий, словарей
и
т.п. (да/нет), да
4. Наличие специальных программ автоматизации процессов обучения
(электронное расписание, электронный дневник, журнал) (да/нет),да
5. Наличие программ для решения организационных, управленческих и
экономических задач учреждения (кадровое, бухгалтерское ПО и т.п.)
(да/нет),да
6. Наличие электронных библиотечных систем (каталоги) (да/нет),да
7. Наличие доступа в Интернет (да/нет) да
8. Количество ПК, имеющих доступ в Интернет все
9. Вид подключения
10. Скорость подключения 2056Кбит/с
Оснащение
учебного кабинета:
1.
Оснащение кабинета включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебно-
методические
пособия, литературу для учителя и для обучающихся, учебное оборудование,
приспособления для практических занятий по предмету, технические средства
обучения, материалы для ТСО.
2.
Занятия в кабинете должны служить:
-
активизации мыслительной деятельности обучающихся;
-
формированию навыков использования справочных материалов, навыков анализа
и
систематизации изученного материала;
-
формированию прочных знаний по предмету, их практическому применению.
-
развитию у обучающихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу.
3.Учебная
нагрузка кабинета должна быть не более 36 часов в неделю.
Основные
требования к учебному кабинету
1.Наличие
в кабинете нормативных документов (федеральный государственный образовательный
стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих
деятельность по реализации общеобразовательной программы по
предмету.
2.Укомплектованность
кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств
обучения, необходимых для выполнения образовательной программы
школы.
3.Соответствие
учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям
стандарта образования и образовательным программам.
4.
Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным
материалом
в соответствии с образовательной программой школы.
5.Наличие
и обеспеченность обучающихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных
работ и т.п. для диагностики выполнения требований федерального
государственного образовательного стандарта.
6
.Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие
постоянных
и сменных учебно-информационных стендов.
Стендовый
материал учебного кабинета должен содержать:
- федеральный
государственный образовательный стандарт по предмету;
- рекомендации
для обучающихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к
тестированию, экзаменам, практикумам и др.);
- правила
техники безопасности работы и поведения в кабинете;
- материалы,
используемые в учебном процессе.
2.7
Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ),
пожаробезопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете (средства
пожаротушения, аптечка).
2.8
Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе,
факультативным
занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным
занятиям
с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.
3.
Требования к документации кабинета
3.1
Паспорт учебного кабинета.
3.2
Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3.3
Правила техники безопасности работы в учебном кабинете и журнал инструктажа
обучающихся
по технике безопасности.
3.4
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ.
3.5
Перечень учебного и компьютерного оборудования.
3.6
График занятости кабинета.
3.7
Состояние учебно-методического обеспечения кабинета информатики
3.8
План работы кабинета на учебный год и перспективу (утверждается директором
школы).
3.9
Должностная инструкция заведующего учебным кабинетом.
4.
Организация рабочего места учителя
4.1
Доска, оборудованная приспособлениями для быстрой смены учебно-наглядных
пособий.
4.2
Рациональное расположение технических средств.
4.3
Наличие картотек:
- на
все учебно-наглядные пособия и учебное оборудование
- поурочной
- тексты
самостоятельных, контрольных работ
5.
Организация работы по самообразованию
5.1
Изготовление учебно-наглядных самодельных пособий, приборов
5.2
Изготовление различных приспособлений, способствующих оптимизации
учебного
процесса.
5.3
Профилактика и ремонт учебно-наглядных пособий и учебного оборудования.
6.
Оценка деятельности кабинета.
6.1
Выполняется на основании положения «Об аттестации учебных кабинетов,
мастерских,
спортивных залов» один раз в год.
По
результатам смотра подводятся итоги и определяются кабинеты, подлежащие
оплате
и размер оплаты.
7.
Обязанности заведующего кабинетом.
7.1.
Заведующим учебным кабинетом назначается один из наиболее
квалифицированных
преподавателей данного предмета.
7.2.
Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой
должности
приказом директора.
7.3.
Оплата за заведование кабинетом распределяется между ответственными за кабинеты
в зависимости от проводимой ими работы по обогащению и пополнению внешнего и
внутреннего содержания кабинета.
7.4.
Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:
- Законом
Российской Федерации "Об образовании";
- правилами
внутреннего распорядка
- настоящим
Положением.
Художественное
оформление кабинета должно быть выполнено профессионально и иметь единый стиль.
7.5.
Администрация совместно с профкомом проводит смотр кабинетов 1 раз в год. По
результатам смотра издается приказ директора об оплате за заведование кабинета.
Смотр
осуществляется согласно следующим критериям:
Общее
состояние кабинета:
- соблюдение
санитарно-гигиенических норм: чистота кабинета, исправная мебель, озеленение,
наличие системы проветривания;
- соблюдение
техники безопасности, наличие инструкций в журнале
трехступенчатого
контроля по технике безопасности;
- наличие
правил поведения в кабинете.
Лаборатория
учителя:
- демонстрационный
отдел (таблицы, карты, наглядные пособия, раздаточный материал, его
систематизация);
- классная
доска (приспособления для демонстрации таблиц, карт, место для мела и тряпки);
- ТСО
Оформление
кабинета:
- постоянные
экспозиции по профилю кабинета;
- временные
экспозиции;
- уют;
- расписание
работы кабинета.
Методический
отдел:
- перспективный
план развития кабинета на 3 года;
- план
развития и работы кабинета на текущий учебный год;
- инвентарная
книга кабинета;
- дидактический
раздаточный материал;
- наличие
карточек и т.п.;
- творческие
работы учащихся;
- наличие
методической литературы по предмету.
9.
Заведующий кабинетом обязан:
- принимать
меры, направленные на обеспечение кабинета необходимым
оборудованием
и приборами согласно учебным программам;
- содержать
кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми
к школьному кабинету;
- следить
за чистотой кабинета, проводить генеральную уборку силами учащихся класса,
закрепленного за кабинетом;
- следить
за озеленением кабинета;
- обеспечивать
наличие системы проветривания, следить за ее исправностью;
- обеспечивать
кабинет различной учебно-методической документацией:
каталогами,
справочниками, инструкциями;
- составлять
перспективный план развития кабинета на 3 года и план развития и работы
кабинета на текущий учебный год, вести контроль за выполнением данных планов;
- обеспечивать
надлежащий уход за имуществом кабинета;
- обеспечивать
своевременное списание в установленном порядке пришедшего в негодность
оборудования, приборов и другого имущества;
- организовывать
внеклассную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия, заседания
клубов и др.), отражать ее в расписании работы кабинета;
- обеспечивать
соблюдение правил техники безопасности, наличие правил
поведения
в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с учащимися с отметкой в
журнале инструктажа;
- вести
инвентарную книгу кабинета;
- проводить
работу по созданию банка творческих работ учителя и учащихся.
9.
Заведующий кабинетом имеет право:
- ставить
перед администрацией вопросы по улучшению работы кабинета;
- выходить
с ходатайством перед администрацией школы о поощрении или наказании отдельных
учащихся.
Приложение
к Положению
об
учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.