Главная / Химия / РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО- АДАПТИРОВАННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО- АДАПТИРОВАННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Название документа Тезисы 1.doc


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» города Котовска Тамбовской области




РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО- АДАПТИРОВАННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ














Авторы:

Алпацкая Нелли Алексеевна, Ефимова Елена Вячеславовна





2014-2015








Наступившее третье тысячелетие называют тысячелетием ноосферы, философского учения В.И. Вернадского. Он определял ноосферу как новую, высшую стадию эволюции биосферы. Переход биосферы в ноосферу связан по теории учёного с развитием человеческого общества, которое оказывает глубокое воздействие на природные процессы. Иначе говоря, ноосфера – это сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Ноосферный человек – это человек, гармонирующий себя и все вокруг. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди с ноосферным сознанием, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

С нового учебного года наша школа реализует проект «Экология детства: теория и практика социально-адаптированного экологического образования и воспитания личности» в рамках комплексно-целевой программы «Экогород будущего».

Целью проекта является - создание системы непрерывного экологического образования и воспитания по формированию у детей ноосферного мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через совместную деятельность детского сада, школы и ступени профессионального образования.

Направления деятельности по реализации проекта по экологическому воспитанию:

- общеобразовательные дисциплины

_ внеклассная работа

- информационно-просветительская и исследовательская работа

- кружки

- программы ДО

-экологические объединения и волонтерские движения

-элективные курсы

-совместная работа с социальными партнёрами: ДОУ д/с № 12 «Белочка» и д/с №15 «Теремок», КИТ, Музейным комплексом и Городской библиотекой города Котовска.


Главную роль в формировании ноосферного сознания играет реализация содержания таких учебных предметов как, биология, география, природоведение, окружающий мир и ОБЖ, литературное чтение.

Многоступенчатая экологическая образовательная программа регионального компонента (экология растений 6 кл., экология животных 7кл., экология человека 8кл., Геоэкология Тамбовской области), а также формирование  экологических компетенций через содержание элективных курсов: «Красота и здоровье», «Химия и современный быт человека»,

«Интегрированный курс биохимии», «Валеология», особую роль в этом процессе играют уроки - экскурсии, интегрированные уроки, уроки-игры.

Одно из направлений решения проблемы формирования экологической культуры у школьников является - внеклассная работа. Мероприятия, проводимые во внеурочное время - экологические конкурсы, правоохранительные акции, экологические праздники, спектакли, лектории, исследовательско - проектная деятельность, экологический марафон, экологические форумы, которые позволяют приобретать новые знания, необходимые им в практической жизни, учатся решать экологические проблемы в повседневной жизни, грамотно себя вести в природе, чтобы не навредить своему здоровью и, прежде всего, окружающей среде. Работа в системе помогает формированию у школьников бережного отношения к природе, ответственность за ее сохранение. Воспитывается любовь к прекрасному, природе, родному городу и к Родине.

Разработаны и реализуются программы дополнительного образования (внутришкольные) и программы в рамках сетевого образования «Химия и экология», «Юный эколог», «Земля-наш дом», «Школа здоровья», «Моя малая Родина», «Валеология», «Юные друзья природы», «Расти здоровым», «Я- исследователь», «Здоровье – образ жизни» «Путешествие в природу», «Юный фенолог», «Экос», «Юный натуралист», которые позволяют развивать экологическое самосознание, нормы поведения в окружающей среде; заложить основы культурно - экологического сознания как базиса личностной культуры; развить творческое мышление, групповое взаимодействие, поиск решений экологических проблем, овладеть методами анализа; получить расширенные экологические знания; формировать правосознания и умение рационального природопользования.

Соответственно программе «Экология и детство» активно развиваются экологические объединения и волонтерское движение: «Клуб любителей зеленых растений», «Школьный двор – моя страна», «Мой экоДом», «Зеленый патруль», «Земля – наш дом», «Лес своими руками»

По инициативе Главы Администрации нашего города Плахотникова Алексея Михайловича организована ежегодная акция «Блогеры против мусора»

Наше экосообщество активно участвует и в других природоохранных акциях:

  • «Чистый берег»,

  • «Чистый город»,

  • «Птичья столовая»

  • «ЭкоДом-скворечник» совместно с детскими садами №12, №15.

В этом учебном году Управлением по физической культуре, спорту и туризму области проводится областной конкурс проектов на лучшую экологическую тропу. Наша школа приняла в этом конкурсе участие.

Были совместно разработаны планы мероприятий с детскими садами (№12,№15) и КИТ (вы их видите на экране).

Маленьким зрителям очень понравились сказки и спектакли с экологическим содержанием, подготовленными нашими учениками, а студентам КИТ интерактивная экологическая игра «Вода – уникальное вещество на Земле».

С большим познавательным интересом ежегодно проходят научно-практические конференции (муниципального, регионального уровня), на которых выступают учащиеся с проектами по химии, биологии, географии с экологическим содержанием. Это проекты: «Новый свет» руководитель Алпацкая Н.А. - учитель биологии, « Загрязнение атмосферы», «SOS: ртутный термометр», « Чистая вода: миф или реальность» руководитель Ефимова Е.В. – учитель химии, «Загрязнение водного бассейна города Котовска» руководитель Федорова Н.Б. – учитель географии.

Новым в нашей работе является проведение экспериментальной работы с виртуальными лабораториями химико- биологического конструктора, данная деятельность позволяет учащимся создавать виртуальные экосистемы, пищевые цепи, просматривать нарушение в сообществе, вовлекает школьника в обширный открытый информационный мир, что позволяет молодому человеку новой социальной формации полнее реализовать свои потенциальные возможности. Без такого подхода невозможно развитие индивидуальности, а в целом – невозможна и эволюция всего общества.

Большой вклад в экологическое воспитание школьников вносит работа с родителями (совместная деятельность учащихся с родителями в трудовых делах, конкурсах, акциях, экскурсиях). Цель экологического воспитания в семье - формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.


Список литературы

1. Назаров А.Г. Биосфера, ноосферная реальность и развитие личности: горизонты экопсихологии. – М.,2007

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996.

3. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. Учебное пособие. Часть 1. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001

4. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. — М.: Просвещение, 1990


Название документа реализация ноосферного образования Алпацкая - Ефимова.ppt

Система реализации ноосферного образования в рамках проекта «Экология детств...
Ноосферный человек Ноосферное сознание Сотрудничество Прогнозирование Мобильн...
МБОУ «СОШ» г. Котовска с 2012-2013 учебного года работает по комплексно-целев...
Цель проекта: «Создать систему непрерывного экологического образования и восп...
Направления деятельности по реализации проекта по экологическому воспитанию ...
Общеобразовательные дисциплины Многоступенчатая экологическая образовательная...
Элективные курсы «Красота и здоровье» «Химия и современный быт человека» «Инт...
Внеклассная работа Конкурсы Лектории Природоохранные акции Исследовательско-п...
Программы дополнительного образования (внутришкольные)
Программы дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия
Экологические объединения и волонтерское движение «Клуб любителей зеленых рас...
Ежегодные экологические акции, операции: «Чистый берег», «Чистый город», «Пти...
Ежегодные экологические акции, операции: «Чистый берег», «Чистый город», «Пти...
Проведены экоакции «ЭкоДом-скворечник» совместно с детскими садами №12 и №15
«Экотуризм» совместное мероприятие МБОУ «СОШ» и КИТ
 Экологическая тропа и экомаршруты
 Карта-схема «Экологической тропы»
 Экологическая тропа- игра- путешествие
План совместных мероприятий Театрализованные экологические спектакли для восп...
План совместных мероприятий Акции: «Сделаем вместе», «Блогеры против мусора»,...
Внеклассная работа Экологические праздники «Цветы-радость жизни»
Экологические праздники, спектакли Театрализованный экологический спектакль
Экологические праздники, спектакли «Экологические путешествия колобка»
Проектно- исследовательская деятельность
Проектно - исследовательская деятельность проекты: "Вода, вода, кругом вода.....
Участие в конкурсах , исследованиях, проектах экологической направленности На...
Автор проекта Астафурова Полина 9 Г класс МБОУ «Основная общеобразовательная ...
SOS: ртутный термометр Авторы: Попова Кристина , Тафинцев Александр Учащиеся ...
Автор: Тафинцев Александр 8 «А» класса МБОУ «ООШ» г. Котовска Тамбовской обла...
Научно –практическая конференция «Человек и природа» 3 место
Проведение экологических экспериментов в виртуальных лабораториях химико-биол...
Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к пр...
1 из 36

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Система реализации ноосферного образования в рамках проекта «Экология детства»
Описание слайда:

Система реализации ноосферного образования в рамках проекта «Экология детства» Алпацкая Н.А. – учитель биологии Ефимова Е.В. – учитель химии МБОУ «СОШ»г.Котовска Тамбовской области 2013г.

№ слайда 2 Ноосферный человек Ноосферное сознание Сотрудничество Прогнозирование Мобильност
Описание слайда:

Ноосферный человек Ноосферное сознание Сотрудничество Прогнозирование Мобильность Динамизм Конструктивность Ответственность

№ слайда 3 МБОУ «СОШ» г. Котовска с 2012-2013 учебного года работает по комплексно-целевой
Описание слайда:

МБОУ «СОШ» г. Котовска с 2012-2013 учебного года работает по комплексно-целевой программе экологического воспитания школьников. Внедряется проект «Экология детства: теория и практика социально-экологического воспитания личности».

№ слайда 4 Цель проекта: «Создать систему непрерывного экологического образования и воспита
Описание слайда:

Цель проекта: «Создать систему непрерывного экологического образования и воспитания по формированию у детей ноосферного мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через совместную деятельность детского сада, школы и ступени профессионального образования».

№ слайда 5 Направления деятельности по реализации проекта по экологическому воспитанию Общ
Описание слайда:

Направления деятельности по реализации проекта по экологическому воспитанию Общеобразовательные дисциплины Элективные курсы Кружки Экологические объединения и волонтерское движение Программы дополнительного образования Внеклассная работа Информационно- просветительская и исследователькая деятельность Совместная работа с детскими садами и КИТ

№ слайда 6 Общеобразовательные дисциплины Многоступенчатая экологическая образовательная пр
Описание слайда:

Общеобразовательные дисциплины Многоступенчатая экологическая образовательная программа регионального компонента Экология растений (6 класс) Экология животных (7 класс) Экология человека (8 класс) Геоэкология Тамбовской области (8 класс) Олимпиадное движение Образовательные конкурсы и чемпионаты

№ слайда 7 Элективные курсы «Красота и здоровье» «Химия и современный быт человека» «Интегр
Описание слайда:

Элективные курсы «Красота и здоровье» «Химия и современный быт человека» «Интегрированный курс биохимии» «Валеология»

№ слайда 8 Внеклассная работа Конкурсы Лектории Природоохранные акции Исследовательско-прое
Описание слайда:

Внеклассная работа Конкурсы Лектории Природоохранные акции Исследовательско-проектная деятельность Экологические праздники, спектакли Экологические марафоны Экологические выставки Экологические форумы

№ слайда 9 Программы дополнительного образования (внутришкольные)
Описание слайда:

Программы дополнительного образования (внутришкольные)

№ слайда 10 Программы дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия
Описание слайда:

Программы дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия

№ слайда 11 Экологические объединения и волонтерское движение «Клуб любителей зеленых растен
Описание слайда:

Экологические объединения и волонтерское движение «Клуб любителей зеленых растений» «Школьный двор – моя страна» «Мой экоДом» Зеленый патруль «Земля – наш дом» «Лес своими руками»

№ слайда 12 Ежегодные экологические акции, операции: «Чистый берег», «Чистый город», «Птичья
Описание слайда:

Ежегодные экологические акции, операции: «Чистый берег», «Чистый город», «Птичья столовая» Природоохранные акции

№ слайда 13 Ежегодные экологические акции, операции: «Чистый берег», «Чистый город», «Птичья
Описание слайда:

Ежегодные экологические акции, операции: «Чистый берег», «Чистый город», «Птичья столовая», «Вылечи израненное дерево», «Зеленая красавица» «Самая красивая клумба» « Лесная тропинка» Экологический десант

№ слайда 14 Проведены экоакции «ЭкоДом-скворечник» совместно с детскими садами №12 и №15
Описание слайда:

Проведены экоакции «ЭкоДом-скворечник» совместно с детскими садами №12 и №15

№ слайда 15 «Экотуризм» совместное мероприятие МБОУ «СОШ» и КИТ
Описание слайда:

«Экотуризм» совместное мероприятие МБОУ «СОШ» и КИТ

№ слайда 16  Экологическая тропа и экомаршруты
Описание слайда:

Экологическая тропа и экомаршруты

№ слайда 17  Карта-схема «Экологической тропы»
Описание слайда:

Карта-схема «Экологической тропы»

№ слайда 18  Экологическая тропа- игра- путешествие
Описание слайда:

Экологическая тропа- игра- путешествие

№ слайда 19 План совместных мероприятий Театрализованные экологические спектакли для воспита
Описание слайда:

План совместных мероприятий Театрализованные экологические спектакли для воспитанников детского сада; Проведение мероприятия «Экологическая тропа» для старшей возрастной группы; Участие в акциях «Вылечи израненное дерево», «Птичья столовая», «Чистый детский сад», «Птичий дом» Помощь в благоустройстве и озеленении территории садиков С детскими садами № 15 и № 12

№ слайда 20 План совместных мероприятий Акции: «Сделаем вместе», «Блогеры против мусора», «Ч
Описание слайда:

План совместных мероприятий Акции: «Сделаем вместе», «Блогеры против мусора», «Чистый берег», «Чистый город», «Первоцвет» Театрализованные экологические спектакли и праздники Семейные экологические олимпиады и проекты Выпуск газет и листовок Создание веб-страницы Элективные курсы с ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»

№ слайда 21 Внеклассная работа Экологические праздники «Цветы-радость жизни»
Описание слайда:

Внеклассная работа Экологические праздники «Цветы-радость жизни»

№ слайда 22 Экологические праздники, спектакли Театрализованный экологический спектакль
Описание слайда:

Экологические праздники, спектакли Театрализованный экологический спектакль

№ слайда 23 Экологические праздники, спектакли «Экологические путешествия колобка»
Описание слайда:

Экологические праздники, спектакли «Экологические путешествия колобка»

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27 Проектно- исследовательская деятельность
Описание слайда:

Проектно- исследовательская деятельность

№ слайда 28 Проектно - исследовательская деятельность проекты: "Вода, вода, кругом вода..» "
Описание слайда:

Проектно - исследовательская деятельность проекты: "Вода, вода, кругом вода..» "Почвенный покров нашего края". «Красная книга Тамбовской области» "Мы на Земле своей "хозяева"". «Первый "подарок" планете –сохранение лесов»

№ слайда 29 Участие в конкурсах , исследованиях, проектах экологической направленности Научн
Описание слайда:

Участие в конкурсах , исследованиях, проектах экологической направленности Научно-практическая конференция «Человек и природа»; Областной конкурс сочинений экологической направленности «Мой вклад в экологию родного края»; Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета 2013»; Областной экологический конкурс «Береги свой дом. Свою планету!» и др.

№ слайда 30 Автор проекта Астафурова Полина 9 Г класс МБОУ «Основная общеобразовательная шко
Описание слайда:

Автор проекта Астафурова Полина 9 Г класс МБОУ «Основная общеобразовательная школа» Научный руководитель Алпацкая Нелли Алексеевна «Новый свет» энергосберегающих люминесцентных ламп: энергосбережение или экологическая катастрофа?

№ слайда 31 SOS: ртутный термометр Авторы: Попова Кристина , Тафинцев Александр Учащиеся 8А
Описание слайда:

SOS: ртутный термометр Авторы: Попова Кристина , Тафинцев Александр Учащиеся 8А класса МБОУ «ООШ» г.Котовска Тамбовской области Научный руководитель: Ефимова Е.В. 2012-2013г.г.

№ слайда 32 Автор: Тафинцев Александр 8 «А» класса МБОУ «ООШ» г. Котовска Тамбовской области
Описание слайда:

Автор: Тафинцев Александр 8 «А» класса МБОУ «ООШ» г. Котовска Тамбовской области Руководитель: учитель химии МБОУ « ООШ» Ефимова Елена Вячеславовна

№ слайда 33 Научно –практическая конференция «Человек и природа» 3 место
Описание слайда:

Научно –практическая конференция «Человек и природа» 3 место

№ слайда 34 Проведение экологических экспериментов в виртуальных лабораториях химико-биологи
Описание слайда:

Проведение экологических экспериментов в виртуальных лабораториях химико-биологического конструктора

№ слайда 35 Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к приро
Описание слайда:

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли, как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

№ слайда 36
Описание слайда:

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО- АДАПТИРОВАННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Химия
Описание:

Наступившее третье тысячелетие называют тысячелетием ноосферы, философского учения В.И. Вернадского. Он определял ноосферу как новую, высшую стадию эволюции биосферы. Переход биосферы в ноосферу связан по теории учёного с развитием человеческого общества, которое оказывает глубокое воздействие на природные процессы. Иначе говоря, ноосфера– это сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Ноосферный человек – это человек, гармонирующий себя и все вокруг. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди с ноосферным сознанием, которыемогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

С нового учебного года наша школа реализует проект «Экология детства: теория и практика социально-адаптированного экологического образования и воспитания личности» в рамках комплексно-целевой программы «Экогород будущего».

Целью проектаявляется - создание системы непрерывного экологического образования и воспитания по формированию у детей ноосферного мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через совместную деятельностьдетского сада, школы и ступени профессионального образования.

Автор Ефимова Елена Вячеславовна
Дата добавления 12.08.2016
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 143
Номер материала MA-067557
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓