Главная / Биология / Развивающие задания на уроках биологии для учащихся с нарушением интеллекта

Развивающие задания на уроках биологии для учащихся с нарушением интеллекта

Для учащихся с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных процессов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Учитель должен способствовать развитию этой потребности и использовать для этого разнообразные методы и приемы. К таким методам и приемам можно отнести развивающие задания, которые в разных источниках еще называются интеллектуальными, познавательными.

1. На уроках естествознания, начиная с 5 класса целесообразно использовать простые формы творческих заданий типа «Расшифруй слово». Зашифровываем слова (цифра, обозначает порядковый номер буквы по алфавиту). Предлагая детям такие задания, мы можем использовать их в качестве темы урока или ключевого слова, например, зашифровываем, предлагая его для отгадывания, уточняем, что данное слово является темой урока «цветок». Данный вид заданий в дальнейшем можно усложнять, зашифровывая словосочетания, например, «строение цветка» или даже целые предложения. Интересно расшифровывать детям слова, где буквы заменяют символы. При введении любого нового задания на начальном этапе расшифровываем его вместе с детьми, а только после этого даем задания для самостоятельного выполнения.

Такие задания, особенно в начале урока, позволяют активизировать познавательные процессы учащихся: внимание, его устойчивость и концентрацию, мышление, восприятие (пространственное и зрительное). При выполнении задания дети становятся более собранными и дисциплинированными.

2. Также в качестве темы урока или основных, ключевых терминов можно использовать ребусы.

Ребус - это изображение какого-либо слова при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т. д. Следовательно, ребус - интересная головоломка, для решения которой требуется сообразительность, фантазия, которая способствует развитию усидчивости, целенаправленности, развитию концентрации внимания, сосредоточенности.

На начальном этапе знакомим детей с правилами составления ребусов, правила вводим постепенно, по их необходимости.

Начинаем использование такого вида задания с 6 класса, с простых ребусов, постепенно усложняя зашифрованные слова, переходя к 8-9 классу на простые фразы.

Ребусы способствуют расширению кругозора детей, интересу к окружающему миру, приносят ребенку пользу и удовольствие. Способствуют развитию таких познавательных процессов как мышление, внимание, воображение, восприятие, развивают речь. Положительное оценивание достижений ребенка обеспечит развитие уверенности в себе, своих силах, повысит самооценку. В процессе работы выявлено, что учащиеся стали значительно меньше допускать ошибок при письме.

3. Еще один вид заданий, который я часто использую на своих уроках - это задания «Что лишнее?», «Кто лишний?». Данные задания довольно просты по содержанию, но являются начальным этапом, формирующим умение работать с тестами. Такой тип заданий можно вводить в 5 классе и продолжать использовать до 9 класса при изучении любой темы, но особенно таких, где нецелесообразно использовать тесты, кроссворды. Положительным моментом является мининум подготовки к их использованию. Например, в 6 классе тема «Три состояния воды в природе», задание: определи, что лишнее: лед, камень, водяной пар, роса (использую слова и иллюстрации, что позволяет слабочитающим или практически не читающим учащимся тоже быть активными на уроке; происходит закрепление написания данного слова). При этом необходимо побуждать учащихся к доказательству правоты своего суждения и поощрять в высказывании своего мнения. Например, в 8 классе при изучении темы «Ластоногие» в задании определить кто лишний и доказать правильность ответа. Как показала практика, такие задания очень интересны и посильны для учащихся. Используя их, реализуются такие коррекционные задачи, как развитие скорости мыслительных процессов, умение анализировать, развитие концентрации внимания, обогащение речи.

4. Игра «Ты - мне, я - тебе». Данный вид задания очень нравится учащимся, его часто применяю на уроках повторения и обобщения с 5 класса. Это является предварительной работой перед использованием кроссвордов и тестов. Учащиеся на самоподготовке должны подготовить вопрос (или несколько вопросов) и обязательно знать на него правильный ответ. Конечно, на начальном этапе вопросы составлены не грамотно, но постепенно в процессе обучения становятся более четкими, емкими, конкретными.

Учитель задает ученику вопрос по теме, ученик отвечает и задает вопрос своему соседу, и так далее по цепочке. Последний ученик задает вопрос учителю. Такой прием позволяет учителю опросить всех учащихся и не по одному разу, развивает у учащихся мышление, речь, умение работать в группе, в коллективе, развивает внимание, в то же время учащиеся одновременно выполняют несколько мыслительных операций, что для данной категории обучающихся довольно сложный процесс. Во время игры мы уходим от стереотипа, что учащиеся с нарушением интеллекта, способны выполнять только простую или двусоставную инструкцию и, как правило, только один вид деятельности. Практика показала, что это не совсем соответствует действительности, конечно качество выполнения нескольких операций отличается от нормы, но все же имеет место.

5. Задание «Вставь слово». Простое задание доступно практически всем детям (кроме тех, кто не умеет читать и писать, но они могут выполнить его у доски или на ноутбуке).

Задание предлагается на индивидуальных карточках, в которых пропущены слова. Текст тематического характера, не более 5-8 предложений (в зависимости от года обучения), пропущенные слова должны быть очевидными.

6. Задание «Отгадай загадку» прекрасно активизирует внимание учащихся. Загадки можно использовать на любом этапе урока: как форму сообщения темы урока, и для знакомства с ключевыми понятиями урока и т. д.

5. Особое внимание хотелось бы уделить тестам и кроссвордам. Данные задания можно вводить с 5 класса, естественно, в упрощенной форме.

Данные задания, во-первых, позволяют экономить учебное время, во-вторых, позволяют повторить большой объем учебного материала, в-третьих, выявлено в процессе работы с такими заданиями, что учащиеся, которые испытывают трудности в групповой работе и во время опроса, дают прекрасный результат. Тесты и кроссворды можно использовать как в индивидуальной, так и групповой работе. При обобщении и повторении изученного материала можно разгадывать кроссворд всем классом. Например, при изучении темы в 6 классе «Полезные ископаемые» разгадываем кроссворд, где во всех словах будет общей буква «а» (полевой шпат, кварц, слюда). При изучении темы «Распространение плодов и семян» в 7 классе использую кроссворды посложнее (слова по вертикали и горизонтали):

по горизонтали - 1. Семена дерева, распространяемые с помощью ветра; 2. Семена дерева, распространяемые с помощью животных и человека; 3. Семена травы, распространяемые с помощью животных и человека; по горизонтали - 4. Название травянистого растения, плоды и семена которого распространяются путем саморазбрасывания.

Учащимся нравятся тесты, они с удовольствием с ними работают. Единственная трудность – это научить верно записывать ответ (могут написать ответ словами, написать букву ответа и дополнить его словесным ответом), к 8 классу такие проблемы исчезают. Хотелось бы отметить, что используемые на уроках тесты и кроссворды являются авторскими.

Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке посредством использования развивающих заданий - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Развивающие задания помогают мне разнообразить уроки, сделать их интересными, заинтересовать учащихся своим предметом, развивать мотивацию к обучению и, естественно, реализовать основную цель учебной деятельности - коррекцию познавательной сферы учащихся. Данные задания стимулируют детей к развитию. При помощи таких заданий можно реализовать дифференцированный, индивидуальный подход в то же время, не ограничивая ребенка в интеллектуальных рамках, создать возможность роста и развития.

Развивающие задания на уроках биологии для учащихся с нарушением интеллекта
  • Биология
Описание:

Для учащихся с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных процессов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Учитель должен способствовать развитию этой потребности и использовать для этого разнообразные методы и приемы. К таким методам и приемам  можно отнести развивающие задания, которые в разных   источниках  еще называются интеллектуальными, познавательными, развивающими.

Развивающие  задания помогают  разнообразить уроки, сделать их интересными, заинтересовать учащихся предметом, развивать мотивацию к обучению и,  естественно, реализовать основную цель учебной деятельности - коррекцию познавательной сферы учащихся. Данные задания стимулируют детей к развитию. При помощи таких заданий можно реализовать дифференцированный, индивидуальный подход в то же время, не ограничивая ребенка в интеллектуальных рамках, создать возможность роста и развития. 

 

Автор Десюк Светлана Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 1128
Номер материала 1954
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓