Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
« Детский
сад общеразвивающего вида №4 « Гномик»
Развивающие
игры для детей старшего возраста
Количество 5
Красильникова
Надежда Александровна
Г. Мензелинск, 2015 г
Дидактическая
игра «Найти ошибку»
Задача: Учить детей
сравнивать рисунок и схему.
Материал. Картинки с изображением
различных ситуаций. (Например: дети гуляют в лесу; играют во дворе; купаются и
загорают около озера; катаются на горке; играют дома.) Картинки могут быть
взяты из любых книг и пособий.
К
каждой картинке изготавливают схему, на которой деревья, дети и разные предметы
изображены условно. В каждой схеме намеренно сделаны ошибки, допущены
неточности по сравнению с соответствующей картинкой. И схемы, и картинки должны
быть достаточно крупные (25X30 см), чтобы дети их могли разглядывать не
напрягаясь.
Ход. Ребята рассаживаются на
стульчиках перед доской или фланелеграфом. На доске выставлены одна из картинок
вместе с ее схематическим изображением.
Взрослый
предлагает детям посмотреть на картинки, на которых нарисовано почти одно и то
же. На одной картинке рисунок подробный, а на другой — сокращенный. К тому же
на этой картинке есть и ошибки, не все изображено так же, как на первой
картинке. Эти ошибки надо найти. Ребята по очереди называют несоответствия
между картинкой и ее схематическим изображением. За каждый правильный ответ
ребенок получает фишку.
Выслушав
ответы детей, воспитатель дополняет их, если названы не все ошибки. Затем
размещает перед детьми вторую картинку, и игра продолжается.
Выигрывает
тот, кто наберет больше фишек.
На каждом занятии рекомендуется
сравнивать 3—5 картинок со схемами в зависимости от темпа ответов детей и
качества разбора каждой пары изображений. Игра может повторяться неоднократно
на разном материале.
«Сочиняем сказку»
(Упражнение проводится со
всей группой детей)
Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные
ситуации с помощью заместителей предметов.
Материал. Разноцветные кружки (по 3 кружка разных цветов на каждого ребенка).
Ход Дети получат цветные кружки. При первом проведении
упражнения каждому ребенку можно давать по 2 кружка, в дальнейшем — по 3.
Кружки должны быть разных цветов. Например, у одного ребенка красный,
коричневый и желтый, у другого — синий, зеленый и желтый, у третьего — белый,
красный, зеленый и т. д.
Воспитатель
говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причем каждый придумает
сказку про своих героев. Предлагает всем внимательно посмотреть на свои
кружки, придумать, кем они могут быть, и сочинить про них историю. При этом следует еще
раз напомнить детям, что кружки у всех разные, поэтому и сказки должны быть разные.
Педагог
дает детям время (5—7 минут) на придумывание историй, а затем начинается
опрос. Следует выслушать всех детей, похвалить их, но при этом важно сказать,
соответствуют ли выбранные персонажи цветам кружков, насколько интересна и
оригинальна каждая история, есть ли в ней описания персонажей, соблюдена ли
структура сказки (зачин, кульминация, развязка), интересны ли происходящие в
ней события.
При
затруднении детей можно дать образец сказки, сочиненной воспитателем.
Упражнение с детьми полезно
проводить неоднократно, меняя цвета кружков у каждого ребенка.
Игра «Заполни
квадрат»
Цель. Упорядочивание предметов по различным признакам.
Игровой материал. Набор геометрических фигур,
различных по цвету и форме.
Правила игры. Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные
цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг,
желтый квадрат.
Второй
игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках
по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры,
отличающиеся и по цвету, и по форме.
Исходные
фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает
тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.
|
1
|
|
4
|
3
|
2
|
5
|
6
|
|
Игра
с двумя обручами
Цель. Формирование логической
операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум свойствам.
Игровой материал. Игра имеет несколько этапов.красный, зеленый обручи,
геометрические фигуры.
1.
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области,
определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей;
внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного
обруча и вне обоих обручей (эти области можно обвести палочкой или заостренным
концом карандаша).
2.
Затем
один из играющих называет правило игры. Например, расположить фигуры так,
чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого —
все круглые.
3.
В
соответствии с заданным правилом играющие выполняют ходы поочередно, причем каждым
ходом кладут одну из имеющихся у них фигур на соответствующее место.
Вначале
некоторые дети допускают ошибки. Например, начиная заполнять внутреннюю
область зеленого обруча круглыми фигурами (кругами), они располагают все
фигуры, в том числе и красные круги, вне красного обруча. Затем все остальные
красные фигуры располагают внутри красного, но вне зеленого обруча. В
результате общая часть двух обручей оказывается пустой. Другие дети сразу
догадываются, что красные круги должны лежать внутри обоих обручей (внутри
зеленого обруча — потому что круглые, внутри красного — потому что красные).
Если ребенок не догадался в процессе первой подобной игры, подскажите и
объясните ему. В дальнейшем он уже не будет затрудняться.
4.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на
стандартные для всех вариантов игры с двумя обручами вопросы: какие фигуры
лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; внутри
красного, но вне зеленого обруча; вне обоих обручей?
Внимание
детей обращают на то, что фигуры надо назвать с помощью двух свойств — цвета и
формы.
Опыт показывает, что в самом
начале проведения игр с двумя обруча ми вопросы о фигурах внутри зеленого, но
вне красного обруча и внутри красного, но вне зеленого вызывают некоторые
затруднения, поэтому необходимо помочь детям, проанализировав ситуацию:
«Вспомним, какие фигуры лежат внутри зеленого обруча. (Круглые.) А вне
красного обруча? (Некрасные.)
Значит, внутри зеленого, но вне красного обруча лежат все круглые не красные фигуры».
Игру с двумя обручами
целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
Варианты игры
Внутри
красного обруча
|
Внутри
зеленого обруча
|
1)
все
квадратные фигуры
2)
все
желтые фигуры
3)
все
прямоугольные фигуры
4)
все
малые фигуры
5)
все
красные фигуры
6)
все
круглые фигуры
|
все зеленые фигуры
все треугольные фигуры
все большие фигуры
все круглые фигуры
все зеленые фигуры
все квадратные фигуры
|
Примечание.
В вариантах 5 и 6 общая часть двух обручей
остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и
зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.
|
Игра «Перевертыши"
(В игре участвует группа детей
разделенная
на подгруппы по 4—6
человек )
Дидактическая задача. Учить детей создавать образы на
основе схематического изображения.
Материал. 1. Наборы карточек по 8— 16
штук для каждого ребенка. На каждой карточке схематическое изображение какого-
либо предмета или простая геометрическая фигура (например, круг, квадрат,
треугольник или кружок с идущей вниз палочкой и т. д.). В каждом наборе должны
быть 4 одинаковые карточки. Если набор состоит из восьми карточек, то в него
входят 4 карточки с одним изображением и 4 карточки с другим. У всех участников
игры наборы одинаковые. Каждое изображение расположено на карточке так, что
остается свободное место для того, чтобы можно было дорисовать картинку вокруг
этого изображения.
2. Карандаши.
Ход. Дети рассаживаются за столиками,
получают карандаши и наборы карточек. Воспитатель говорит, что сейчас они
будут играть в игру «Перевертыши». У них есть карточки с фигурками. Каждую
такую фигурку можно превратить в любую картинку, кто в какую захочет. Для этого
каждую фигурку нужно дорисовать. Так чтобы получилась картинка. Потом рисунок надо отложить и взять еще
одну карточку с такой же фигуркой. Но теперь фигурку надо перевернуть,
положить карточку с ней вверх ногами или боком. Фигурка уже будет другая, и
превратить ее надо совсем в другую картинку. Так можно брать несколько
карточек с одной и той же фигуркой и превращать ее в разные картинки.
Если
детям трудно сразу приступить к выполнению задания, взрослый показывает им, как
это делается. Для показа лучше брать фигурку, которой нет на карточках у детей.
Например, вначале воспитатель показывает, как прямоугольник превращается в
вагон поезда, в дом, в конверт с письмом, в портфель, с которым девочка идет в
школу. Затем листок с прямоугольником он поворачивает таким образом, что
прямоугольник принимает вертикальное положение. И педагог превращает его в
окно, в высотный дом, в ствол большого дерева и т. д.
После
этого дети начинают выполнять задание самостоятельно. Когда они закончат
дорисовывание карточек с одинаковыми фигурками
(4 карточки для четырех возможных поворотов), воспитатель предлагает взять
карточки с другой фигуркой и т. д.
Когда
все картинки-перевертыши будут готовы, воспитатель собирает их.
Все
вместе рассматривают картинки, отмечают наиболее оригинальные и законченные. Воспитатель,
поясняет, что самые интересные картинки те, которые не похожи на другие .Он
хвалит тех ребят, которые все 4 карточки с одной и той же фигурой сумели
превратить в
совершенно
разные картинки в зависимости от поврата карточки в совершенно разные картинки
в зависимости от поворота карточки с фигурой. Через некоторое время игру можно
повторить, предложив другие фигурки для дорисовывания. Фигурки подбираются
произвольно.
Возможные
варианты картинок к игре « Перевертыши»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.