Развивающее
обучение в условиях урока и занятий элективных курсов.
Особенности
учебно – воспитательного процесса и его результативность.
ГАРВАТ О. И.,
учитель географии
ОШ № 2 пгт. Багерово.
Одним из путей
повышения качества образования, воспитания личности,
способной к
самореализации в условиях современного общества, есть внедрение профильного
обучения.
КАКОЙ
сегодня должна быть профильная школа?
Какова
роль учителя в профильной школе? Каковы основные функции учителя в профиле?
На мой взгляд,
основная функция учителя—сопровождение ученика в его познавательной
деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощь в актуализации
ранее полученных знаний.
Поэтому учитель
должен выполнять роль режиссера, а ученик соучастника его же образования, то
есть должна быть диалоговая система образования.
Изучив Концепцию
профильного обучения, готовясь работать в профильном географическом классе, я
поставила перед собой следующие задачи:
·
дисциплин
разработать методику обучения в условиях профильного изучения с применением
разных форм и технологий обучения;
·
апробировать
программы курсов по выбору и спецкурсов по профильным предметам;
·
организовать
совместную работу с классным руководителем и родителями учащихся.
Но уже тогда, 4 года
назад, я хорошо понимала, что без допрофильной подготовки, без мотивации и
интереса к изучению моего предмета систему не выстроить.
Итоги изучения
географии в 6 классе показали высокий уровень заинтересованности детей, широкий
диапазон интересов учащихся, творческий поиск уже на первом году изучения
данного предмета. Это заставило меня провести диагностику детей путем
анкетирования. тестирования и бесед с учащимися. Результаты превзошли мои
ожидания. Им нравился предмет, они с удовольствием решали географические
задачи, выполняли задания проблемного и творческого характера, была внутренняя
мотивация, удовлетворенность от процесса деятельности.
Это дало мне
основание к организации углубленного изучения курса «Географии материков и
океанов» в 7 классе и был получен реальный результат: высокий уровень : 26,1%;
достаточный уровень: 43,5%;
средний уровень: 30,5%;
начальный уровень : 0 %.
Следующий этап – допрофильное
обучение, как неотъемлемая часть профилизации.
Задачи допрофильного
обучения:
·
развитие
широкого спектра познавательных интересов;
·
формирование
универсальных учебно – практических компетентностей: способность к
исследованию, способность к умению принимать решения и осуществлять их,
способность постоянно осваивать новые типы деятельности.
В 8 классе наряду с углублением предмета вводится курс по выбору
«Региональное страноведение. Крым»,программа которого рассчитана на 2 года
(8-9классы) и направлена на краеведческий подход изучения географии.
Уже работа в допрофильном классе обновила мою методику преподавания
географии и результативность была достаточной, Коэффициент качества знаний
составил 0, 75.
Профильное же обучение потребовало перестройки методики работы. Нужно
было выходить на более высокий уровень преподавания: знание современных
технологий образования и умение внедрять их в практику работы, знание
компьютера и умение владеть им, вхождение в систему Интернет и получении
информации. Это умение владеть ситуативной методикой, быть готовой к внедрению
методов дискуссии, диалога, тренингов. деловых игр, проектов. Ведение уроков с
помощью электронных конструкторов уроков, электронных учебников, создание и
применение компьютерных презентаций.
Необходима была и моя мотивационная готовность:
·
это умение адекватно
оценивать результаты своей профессиональной деятельности;
·
определение того, что
ученик есть субъектом образовательного процесса, и желание вырабатывать с ним
взаимодействие на паритетных началах.
Согласно рабочему
учебному плану, утвержденному на совместном заседании педагогического совета и
Совета школы в школе начал функционировать природоведческий профиль с базовыми
предметами биология и география.
Особенности изучения
географии в профиле:
·
более глубокое
и полное осмысление понятий, закономерностей, теорий, предусмотренных
стандартом образования;
·
широкое
использование знаний сопредельных предметов;
·
внедрение
активных и интерактивных методов обучения, организация исследовательской,
проектной деятельности учащихся.
Профиль усиливался
элективными курсами по географии «Страноведение» и «Географическое
краеведение»,последний дополнялся летней практикой: это экскурсии в Судак,
Новый Свет, Кара – Даг, Керчь.
С целью получения
объективной информации об уровне учебных достижений учащихся в соответствии с
требованиями учебной программы профильного уровня в I
семестре в 10 классе были проведены мониторинговые исследования. Были получены неплохие
результаты.
Учащиеся этого класса
принимали активное участие в I этапе олимпиад, стали победителями II и III этапов Всеукраинской ученической олимпиады по
географии.
Этому способствовала
обновленная методика преподавания в профильном классе.
Для
повышения мотивации учащихся на уроках использовала приемы:
·
технологии ситуативных
игр;
·
интерактивной учебы;
·
проектных технологий;
·
технологии критического
мышления;
·
информационно –
коммуникационных технологий;
·
проблемного обучения.
Работа в профильном
классе и ее результативность позволили мне делиться опытом своей работы через
участие в методической работе школы и района.
Это :
·
Мастер –класс по
проблеме: «Внедрение технологии развития критического мышления через применение
интерактивных методов»;
·
Участие в Неделе
педагогического мастерства «Внедрение информационно – коммуникационных
технологий в традиционную систему обучения»;
·
Работа в
творческой группе учителей географии района по проблеме: «Продуктивное обучение
как основа стратегии инновационной личности».
Результаты реализации
профильного обучения:
·
Криушина Валерия;
·
Лаушкина Виктория;
·
Осмоловская Ольга
·
Пчельник Елизавета
студенты Таврического
национального университета им. Вернадского, географический факультет.
Таким образом, опыт
работы в профильном географическом классе позволил перейти к работе в
профильном экономическом классе.
Моя подготовка в этом
профиле:
·
курсы повышения
квалификации учителей географии и основ экономики в КРИППО;
·
участие в
работе серии научно практических семинаров учителей основ экономики при
Крымском экономическом институте государственного учебного заведения «Киевский
национальный экономический университета».
Могу говорить о некоторых результатах:
·
2 ученика приняли участие
в заочном туре Турнира по основам экономики, который проводит Крымский
экономический институт;
·
участие в I и II
этапах Всеукраинской ученической олимпиады по основам экономики;
·
1ученик победитель II этапа
олимпиады ( 3 место).
Результаты могли бы
быть выше если бы этот профиль сопровождался углубленным изучением основ
экономики или допрофильной подготовкой через элективные курсы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.