Главная / География / Развивающее обучение в условиях урока и занятий элективных курсов.

Развивающее обучение в условиях урока и занятий элективных курсов.

Развивающее обучение в условиях урока и занятий элективных курсов.

Особенности учебно – воспитательного процесса и его результативность.



ГАРВАТ О. И.,

учитель географии

ОШ № 2 пгт. Багерово.



Одним из путей повышения качества образования, воспитания личности,

способной к самореализации в условиях современного общества, есть внедрение профильного обучения.

КАКОЙ сегодня должна быть профильная школа?

Какова роль учителя в профильной школе? Каковы основные функции учителя в профиле?

На мой взгляд, основная функция учителя—сопровождение ученика в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощь в актуализации ранее полученных знаний.

Поэтому учитель должен выполнять роль режиссера, а ученик соучастника его же образования, то есть должна быть диалоговая система образования.

Изучив Концепцию профильного обучения, готовясь работать в профильном географическом классе, я поставила перед собой следующие задачи:

  • дисциплин разработать методику обучения в условиях профильного изучения с применением разных форм и технологий обучения;

  • апробировать программы курсов по выбору и спецкурсов по профильным предметам;

  • организовать совместную работу с классным руководителем и родителями учащихся.

Но уже тогда, 4 года назад, я хорошо понимала, что без допрофильной подготовки, без мотивации и интереса к изучению моего предмета систему не выстроить.

Итоги изучения географии в 6 классе показали высокий уровень заинтересованности детей, широкий диапазон интересов учащихся, творческий поиск уже на первом году изучения данного предмета. Это заставило меня провести диагностику детей путем анкетирования. тестирования и бесед с учащимися. Результаты превзошли мои ожидания. Им нравился предмет, они с удовольствием решали географические задачи, выполняли задания проблемного и творческого характера, была внутренняя мотивация, удовлетворенность от процесса деятельности.

Это дало мне основание к организации углубленного изучения курса «Географии материков и океанов» в 7 классе и был получен реальный результат: высокий уровень : 26,1%;

достаточный уровень: 43,5%;

средний уровень: 30,5%;

начальный уровень : 0 %.


Следующий этап – допрофильное обучение, как неотъемлемая часть профилизации.

Задачи допрофильного обучения:

  • развитие широкого спектра познавательных интересов;

  • формирование универсальных учебно – практических компетентностей: способность к исследованию, способность к умению принимать решения и осуществлять их, способность постоянно осваивать новые типы деятельности.

В 8 классе наряду с углублением предмета вводится курс по выбору «Региональное страноведение. Крым»,программа которого рассчитана на 2 года (8-9классы) и направлена на краеведческий подход изучения географии.

Уже работа в допрофильном классе обновила мою методику преподавания географии и результативность была достаточной, Коэффициент качества знаний составил 0, 75.

Профильное же обучение потребовало перестройки методики работы. Нужно было выходить на более высокий уровень преподавания: знание современных технологий образования и умение внедрять их в практику работы, знание компьютера и умение владеть им, вхождение в систему Интернет и получении информации. Это умение владеть ситуативной методикой, быть готовой к внедрению методов дискуссии, диалога, тренингов. деловых игр, проектов. Ведение уроков с помощью электронных конструкторов уроков, электронных учебников, создание и применение компьютерных презентаций.

Необходима была и моя мотивационная готовность:

  • это умение адекватно оценивать результаты своей профессиональной деятельности;

  • определение того, что ученик есть субъектом образовательного процесса, и желание вырабатывать с ним взаимодействие на паритетных началах.

Согласно рабочему учебному плану, утвержденному на совместном заседании педагогического совета и Совета школы в школе начал функционировать природоведческий профиль с базовыми предметами биология и география.

Особенности изучения географии в профиле:

  • более глубокое и полное осмысление понятий, закономерностей, теорий, предусмотренных стандартом образования;

  • широкое использование знаний сопредельных предметов;

  • внедрение активных и интерактивных методов обучения, организация исследовательской, проектной деятельности учащихся.

Профиль усиливался элективными курсами по географии «Страноведение» и «Географическое краеведение»,последний дополнялся летней практикой: это экскурсии в Судак, Новый Свет, Кара – Даг, Керчь.

С целью получения объективной информации об уровне учебных достижений учащихся в соответствии с требованиями учебной программы профильного уровня в I семестре в 10 классе были проведены мониторинговые исследования. Были получены неплохие результаты.

Учащиеся этого класса принимали активное участие в I этапе олимпиад, стали победителями II и III этапов Всеукраинской ученической олимпиады по географии.

Этому способствовала обновленная методика преподавания в профильном классе.

Для повышения мотивации учащихся на уроках использовала приемы:

  • технологии ситуативных игр;

  • интерактивной учебы;

  • проектных технологий;

  • технологии критического мышления;

  • информационно – коммуникационных технологий;

  • проблемного обучения.

Работа в профильном классе и ее результативность позволили мне делиться опытом своей работы через участие в методической работе школы и района.

Это :

  • Мастер –класс по проблеме: «Внедрение технологии развития критического мышления через применение интерактивных методов»;

  • Участие в Неделе педагогического мастерства «Внедрение информационно – коммуникационных технологий в традиционную систему обучения»;

  • Работа в творческой группе учителей географии района по проблеме: «Продуктивное обучение как основа стратегии инновационной личности».

Результаты реализации профильного обучения:

  • Криушина Валерия;

  • Лаушкина Виктория;

  • Осмоловская Ольга

  • Пчельник Елизавета

студенты Таврического национального университета им. Вернадского, географический факультет.

Таким образом, опыт работы в профильном географическом классе позволил перейти к работе в профильном экономическом классе.

Моя подготовка в этом профиле:

  • курсы повышения квалификации учителей географии и основ экономики в КРИППО;

  • участие в работе серии научно практических семинаров учителей основ экономики при Крымском экономическом институте государственного учебного заведения «Киевский национальный экономический университета».

Могу говорить о некоторых результатах:

  • 2 ученика приняли участие в заочном туре Турнира по основам экономики, который проводит Крымский экономический институт;

  • участие в I и II этапах Всеукраинской ученической олимпиады по основам экономики;

  • 1ученик победитель II этапа олимпиады ( 3 место).

Результаты могли бы быть выше если бы этот профиль сопровождался углубленным изучением основ экономики или допрофильной подготовкой через элективные курсы.

Развивающее обучение в условиях урока и занятий элективных курсов.
  • География
Описание:

Одним из путей повышения качества образования, воспитания личности,

 способной  к самореализации в условиях  современного общества, есть внедрение профильного обучения.

КАКОЙ сегодня должна быть профильная школа?

Какова роль учителя в профильной школе? Каковы основные функции учителя  в профиле?

На мой взгляд, основная функция учителя—сопровождение ученика в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощь в актуализации ранее полученных знаний.

Поэтому учитель должен выполнять роль режиссера, а ученик соучастника его же образования, то есть должна быть диалоговая система образования

Автор Гарват Ольга Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 293
Номер материала 51563
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓