Главная / Начальные классы / Развитие творческой одаренности школьников

Развитие творческой одаренности школьников

Развитие творческой одаренности школьников

Проблема творческой одаренности представляет собой комплексную проблему. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к ней, особенно в вопросах выявления, обучения и развития творчески одаренных детей. Она привлекла внимание многих психологов в нашей стране (Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Лейтес Н.С., Матюшкин A.М., Холодная М.А., Юркевич B.C. и др.) и за рубежом (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Э.П. Торренс и др.).

Однако творческая одаренность по-прежнему остается спорным вопросом в научных кругах и загадкой для большинства учителей, многих детей и родителей. Так многие исследователи отмечают, что целью традиционного школьного обучения является в первую очередь развитие "критического" и "конвергентного" мышления. Творческому мышлению не уделяется достаточного внимания; более того, в условиях школьного обучения искорки творчества "затухают". А забота о творчески одаренных детях означает заботу о развитии культуры, науки, социальной жизни завтра.

Технический прогресс, высокие темпы развития в производстве, социальной сфере и другие проблемы, с которыми сталкивается современный человек, требуют от него творческих, оригинальных решений, что невозможно в условиях традиционного обучения.

На мой взгляд без специально организованных мероприятий по психологическому сопровождению к старшим классам количество творчески одаренных детей уменьшится.

Потребность осознать природу творческого процесса возникла в результате необходимости воздействовать на проявления творческой деятельности, чтобы увеличить их эффективность. Еще древнегреческие философы в своих системах обучения применяли методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление. Изучение творчества в науке складывалось изначально как психология творчества. В общем смысле творчество– " …условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности…"

Понятие "одаренность" стало использоваться исследователями в 20-х гг. (А.П.Болтунов, А.А.Любинская, А.И.Макарова и др.) и относилось к сфере умственного развития. Одаренность рассматривалась как индивидуальная способность или ее высокий уровень. Однако на современном этапе развития науки "одаренность" трактуется как более широкое понятие, нежели способности. Одаренность— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельность.

Меня интересует именно творческая одаренность. В работах авторов о проблеме творческих способностей можно выделить как минимум три подхода, которые могут быть представлены следующим образом:

1. Согласно ему, творческих способностей нет как таковых. Важнейшую роль в возникновении творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимое условие творческой активности личности, но недостаточное.

Несколько нетрадиционной в этом ряду выглядит работа Д.Б.Богоявленской. По мнению Д.Б.Богоявленской: "… Для человека с креативным уровнем интеллектуальной активности эмпирически обнаруженная закономерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а проблемой, самостоятельной целью исследования. Это именно то, что осознается многими психологами как важнейший фактор творчества…"[2]. Креативный тип характерен любым новаторам и это не зависит от рода деятельности: политикам, художникам, учителям, музыкантам, изобретателям и др.

2. Второй подход состоит в утверждении, что при высоком уровне развития интеллекта предполагается высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Практически все специалисты в области интеллекта разделяли и разделяют эту точку зрения.

3. Представителями этого подхода творческая способность - (креативность) – рассматривается как самостоятельный фактор, не зависит от интеллекта. Но эта теория допускает незначительную корреляцию между уровнем развития интеллекта и уровнем креативности. В рамках этого подхода наиболее развитой является "теория интеллектуального порога" П.Торренса. Согласно которой, интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ ниже 115-120, творческая способность становится независимой величиной при IQ выше 120. Из этого следует, что нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью . Дж.Гилфорд впервые ввел понятие о двух видах мышления: конвергентном и дивергентном. Интересующее меня дивергентное, или креативное, творческое мышление, позволяющее видеть различные аспекты проблемы, находить разнообразные связи элементов действительности, различные пути решения определенной задачи. В качестве основных факторов Дж.Гилфорд выделяет: беглость, гибкость, оригинальность.

Важным вопросом в изучении творческой одаренности является систематизация видов творческой одаренности, которая определяется критерием, положенным в основу классификации одаренности. Среди критериев выделения видов творческой одаренности можно назвать следующие:

1. Критерий "вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики" выделение видов творческой одаренности осуществляется в пределах основных видов деятельности и при этом учитываются различные психические сферы и соответственно определенные уровни психической организации и степень их участия (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

2. Критерий "степень сформированности" можно дифференцировать актуальную и потенциальную творческую одаренность.

3. Критерий "форма проявления". Здесь можно говорить о явной творческой одаренности и скрытой одаренности.

4. Критерий "по широте проявления в разных видах деятельности" можно выделить общую и специальную творческую одаренность.

5. Критерий "особенности возрастного развития" можно дифференцировать раннюю и позднюю творческую одаренность.

С точки зрения всех представленных выше критериев классификации видов одаренности может быть оценен любой индивидуальный случай творческой одаренности. Таким образом, творческая одаренность становится по своему характеру многомерным явлением. Для педагога-практика это дает возможность и в то же время необходимость более широкого отношения к проблеме своеобразия проявления творческой одаренности у конкретного ребенка.

Большинство психодиагностических тестов креативности ориентировано на выявление способностей к дивергентному мышлению. Эти тесты не предполагают определенного числа ответов. В них нет правильных и неправильных решений, оценивается степень их соответствия идее, поощряется и стимулируется поиск нетривиальных, необычных и неожиданных решений. П. Торренсом креативность означала процесс проявления чувствительности к дисгармонии и несообразности знаний, их проблемам и дефициту, и т. д. Креативность может проявляться как в мышлении и общении, так и в отдельных видах деятельности. Она может характеризовать как отдельные способности, которые присуще личности, так и ее в целом.

Для исследования нами использовалась методики фигурных тестовых батарей П. Торренса, адаптированная сотрудниками общесоюзного центра "Творческая одаренность" НИИ АПН СССР, для детей школьного возраста.

Для оценки творческого мышления использовались следующие показатели: показатель беглости (скорости, продуктивности) отражает проявляется в способности к порождения большого количества идей, которые выражаются в виде словесных формулировок или в рисунков.

Показатель гибкости позволяет оценить способность к выдвижению разнообразных идей, переход от одной стороны проблемы к другой, использовать различные стратегии применяемые в решении проблемы.

Оригинальность открывает наличие способности к выдвижению отличающихся от очевидных, банальных или стереотипных, твердо установленных идей. Показатель разработанности, детализации идей. Высокие значения этого показателя присущи учащимся с высокой успеваемостью. А также, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

Творчество (креативность) по определению П.Торренса есть процесс, в котором происходит фиксация проблем; поиск их решений, выдвижения гипотез; проверок или перепроверок и изменения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Детский возраст - период становления способностей и личности.



Развитие творческой одаренности школьников
  • Начальные классы
Описание:

Потребность осознать природу творческого процесса возникла в результате необходимости воздействовать на проявления творческой деятельности, чтобы увеличить их эффективность. Еще древнегреческие философы в своих системах обучения применяли методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление. Изучение творчества в науке складывалось изначально как психология творчества. В общем смысле творчество– " …условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности…"

Автор Алексеева Инна Игоревна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 260
Номер материала 22661
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓