Развитие
творческой одаренности школьников
Проблема творческой одаренности представляет собой комплексную
проблему. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к ней, особенно в
вопросах выявления, обучения и развития творчески одаренных детей. Она
привлекла внимание многих психологов в нашей стране (Богоявленская Д.Б.,
Шадриков В.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Лейтес Н.С., Матюшкин A.М.,
Холодная М.А., Юркевич B.C. и др.) и за рубежом (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Э.П.
Торренс и др.).
Однако творческая одаренность по-прежнему остается спорным
вопросом в научных кругах и загадкой для большинства учителей, многих детей и
родителей. Так многие исследователи отмечают, что целью традиционного школьного
обучения является в первую очередь развитие "критического" и
"конвергентного" мышления. Творческому мышлению не уделяется
достаточного внимания; более того, в условиях школьного обучения искорки
творчества "затухают". А забота о творчески одаренных детях означает
заботу о развитии культуры, науки, социальной жизни завтра.
Технический прогресс, высокие темпы развития в производстве,
социальной сфере и другие проблемы, с которыми сталкивается современный
человек, требуют от него творческих, оригинальных решений, что невозможно в
условиях традиционного обучения.
На мой взгляд без специально организованных мероприятий по
психологическому сопровождению к старшим классам количество творчески одаренных
детей уменьшится.
Потребность осознать природу творческого процесса возникла в
результате необходимости воздействовать на проявления творческой деятельности,
чтобы увеличить их эффективность. Еще древнегреческие философы в своих системах
обучения применяли методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление.
Изучение творчества в науке складывалось изначально как психология творчества.
В общем смысле творчество– " …условный термин для обозначения психического
акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего
сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической
деятельности…"
Понятие "одаренность" стало использоваться
исследователями в 20-х гг. (А.П.Болтунов, А.А.Любинская, А.И.Макарова и др.) и
относилось к сфере умственного развития. Одаренность рассматривалась как
индивидуальная способность или ее высокий уровень. Однако на современном этапе
развития науки "одаренность" трактуется как более широкое понятие,
нежели способности. Одаренность— это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельность.
Меня интересует именно творческая одаренность. В работах авторов о
проблеме творческих способностей можно выделить как минимум три подхода,
которые могут быть представлены следующим образом:
1. Согласно ему, творческих способностей нет как таковых. Важнейшую
роль в возникновении творческого поведения играют мотивации, ценности,
личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимое
условие творческой активности личности, но недостаточное.
Несколько нетрадиционной в этом ряду выглядит работа
Д.Б.Богоявленской. По мнению Д.Б.Богоявленской: "… Для человека с
креативным уровнем интеллектуальной активности эмпирически обнаруженная
закономерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а
проблемой, самостоятельной целью исследования. Это именно то, что осознается
многими психологами как важнейший фактор творчества…"[2]. Креативный тип
характерен любым новаторам и это не зависит от рода деятельности: политикам,
художникам, учителям, музыкантам, изобретателям и др.
2. Второй подход состоит в утверждении, что при высоком уровне
развития интеллекта предполагается высокий уровень творческих способностей и
наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности
нет. Практически все специалисты в области интеллекта разделяли и разделяют эту
точку зрения.
3. Представителями этого подхода творческая способность -
(креативность) – рассматривается как самостоятельный фактор, не зависит от
интеллекта. Но эта теория допускает незначительную корреляцию между уровнем
развития интеллекта и уровнем креативности. В рамках этого подхода наиболее
развитой является "теория интеллектуального порога" П.Торренса.
Согласно которой, интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ ниже
115-120, творческая способность становится независимой величиной при IQ выше
120. Из этого следует, что нет креативов с низким интеллектом, но есть
интеллектуалы с низкой креативностью . Дж.Гилфорд впервые ввел понятие о двух
видах мышления: конвергентном и дивергентном. Интересующее меня дивергентное,
или креативное, творческое мышление, позволяющее видеть различные аспекты
проблемы, находить разнообразные связи элементов действительности, различные
пути решения определенной задачи. В качестве основных факторов Дж.Гилфорд
выделяет: беглость, гибкость, оригинальность.
Важным вопросом в изучении творческой одаренности является
систематизация видов творческой одаренности, которая определяется критерием,
положенным в основу классификации одаренности. Среди критериев выделения видов
творческой одаренности можно назвать следующие:
1. Критерий "вид деятельности и обеспечивающие ее сферы
психики" выделение видов творческой одаренности осуществляется в пределах
основных видов деятельности и при этом учитываются различные психические сферы
и соответственно определенные уровни психической организации и степень их
участия (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).
2. Критерий "степень сформированности" можно
дифференцировать актуальную и потенциальную творческую одаренность.
3. Критерий "форма проявления". Здесь можно говорить о
явной творческой одаренности и скрытой одаренности.
4. Критерий "по широте проявления в разных видах
деятельности" можно выделить общую и специальную творческую одаренность.
5. Критерий "особенности возрастного развития" можно
дифференцировать раннюю и позднюю творческую одаренность.
С точки зрения всех представленных выше критериев классификации
видов одаренности может быть оценен любой индивидуальный случай творческой
одаренности. Таким образом, творческая одаренность становится по своему
характеру многомерным явлением. Для педагога-практика это дает возможность и в
то же время необходимость более широкого отношения к проблеме своеобразия
проявления творческой одаренности у конкретного ребенка.
Большинство психодиагностических тестов креативности ориентировано
на выявление способностей к дивергентному мышлению. Эти тесты не предполагают
определенного числа ответов. В них нет правильных и неправильных решений,
оценивается степень их соответствия идее, поощряется и стимулируется поиск
нетривиальных, необычных и неожиданных решений. П. Торренсом креативность
означала процесс проявления чувствительности к дисгармонии и несообразности
знаний, их проблемам и дефициту, и т. д. Креативность может проявляться как в
мышлении и общении, так и в отдельных видах деятельности. Она может
характеризовать как отдельные способности, которые присуще личности, так и ее в
целом.
Для исследования нами использовалась методики фигурных тестовых
батарей П. Торренса, адаптированная сотрудниками общесоюзного центра
"Творческая одаренность" НИИ АПН СССР, для детей школьного возраста.
Для оценки творческого мышления использовались следующие
показатели: показатель беглости (скорости, продуктивности) отражает проявляется
в способности к порождения большого количества идей, которые выражаются в виде
словесных формулировок или в рисунков.
Показатель гибкости позволяет оценить способность к выдвижению
разнообразных идей, переход от одной стороны проблемы к другой, использовать
различные стратегии применяемые в решении проблемы.
Оригинальность открывает наличие способности к выдвижению
отличающихся от очевидных, банальных или стереотипных, твердо установленных
идей. Показатель разработанности, детализации идей. Высокие значения этого
показателя присущи учащимся с высокой успеваемостью. А также, кто способен к
изобретательской и конструктивной деятельности.
Творчество (креативность) по определению П.Торренса есть процесс,
в котором происходит фиксация проблем; поиск их решений, выдвижения гипотез;
проверок или перепроверок и изменения гипотез; и наконец, формулирования и
сообщения результата решения. Детский возраст - период становления способностей
и личности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.