Главная / Биология / Развитие творческой активности на уроках биологии

Развитие творческой активности на уроках биологии

Развитие творческой активности на уроках биологии

Я - учитель биологии, и я учу впускать этот прекрасный мир в себя. А чтобы достичь этого, вначале надо научиться видеть красоту окружающего мира: полет бабочки, цветок, тянущийся к солнцу, трель соловья, улыбку окружающих...

В современных условиях делается упор на развивающуюся личность, которая стремится к самостоятельности, к самовыражению, к самообучению и в связи с этим происходят изменения в образовательных результатах. Задача учителя - выпустить из стен школы здорового, воспитанного, конкурентоспособного члена общества. В связи с этим важным представляется необходимость творческого развития личности.

Моя цель, как учителя, ориентирована на создание условий для саморазвития и самореализации личности, повышения уровня образованности и воспитанности.

Задачи своей деятельности вижу следующие:

1. Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию. Вспомним старинную притчу. Если человек голоден, можно поймать рыбу и накормить его. Но, если научить его самого рыбачить, то человек всегда будет сытым. Сегодня умение работать с информацией становится ключевой задачей, поскольку каждые полгода на земле информация удваивается. Каждый человек, решающий конкретную задачу, должен уметь отобрать и воспользоваться именно той информацией, которая необходима для решения вопроса; находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты.

2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, т. е. решать познавательные задачи.

3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.

5. Научить решать проблемы социального, профессионального направлений.

Каждый человек уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому выпускнику. По моему убеждению, современный выпускник – это позитивная личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентирующаяся на успех.

Современный выпускник:

  • Ориентирован на общечеловеческие ценности.

  • Конкурентоспособен

  • Самостоятелен в выборе решений.

  • Общественно активен.

  • Интеллектуально развит.

  • Творческий, способный к креативному мышлению.

  • Способен к самообучению

В течении трех лет я работала над методической темой "Развитие сознательной творческой активности на уроках биологии"

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. 
Ребенок , как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. 
Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. 

Анализируя свои педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока , увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес. В своей работе придерживаюсь слов Ушинского : “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.” Поэтому на уроках прибегаю к использованию разнообразных форм организации учащихся: уроки-соревнования, игровые технологии, уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей (урок-диалог, урок-путешествие и т.д.). Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для саморазвития и самореализации учащихся, создается атмосфера сотрудничества, которая является необходимым условием для развития творческих способностей учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки.

Существует бесконечное множество приемов развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время:

- акростих, синквейны;

- составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;

- решение разнообразных задач; 

- проблемные вопросы;

- проектно-исследовательская деятельность;

- создание постеров, кластеров и т.д.

Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время должны помнить: 
- Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но всему свое время. 
- Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное. 
- Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных». 
- И самое главное – творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.


Развитие творческой активности на уроках биологии
  • Биология
Описание:

Я, Бокаева Асель Наймангазиновна, являюсь учителем биологии КГУ "Школа-гимназия №2" акимата г.Усть-Каменогорск с 2008 года, вначале работы в этой школе совмещала должность лаборанта кабинета химии с должностью учителя. С 2009-2010 учебного года перешла на должность учителя биологии. По окончании Восточно-Казахстанского государственного университета в 2002 году получила квалификацию преподавателя биологии. Общий трудовой стаж 8 лет. Общий педагогический стаж 7 лет. Я преподаю биологию в среднем и старшем звене. В своей работе, использую знания педагогики и психологии, стараюсь выбирать наиболее рациональные методы, приемы и формы работы на уроке.  В процессе обучения предмету и в воспитательной работе наряду с традиционной технологией использую современные образовательные технологии: 

·                 личностно ориентированное развивающее обучение;

·                 современные информационно-коммуникационные технологии.

      Цель своего учительского труда я вижу в воспитании целостной личности, в формировании у учащихся ключевых компетенций через разные виды деятельности, развивая их творческие способности, что позволит добиться положительной динамики качества образования.

Моя цель, как педагога, ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности.

Задачи своей деятельности вижу следующие:

1. Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию. Вспомним старинную притчу. Если человек голоден, можно поймать рыбу и накормить его. Но, если научить его самого рыбачить, то человек всегда будет сытым.

Сегодня умение работать с информацией становится ключевой задачей, поскольку каждые полгода на земле информация удваивается. Каждый человек, решающий конкретную задачу, должен уметь отобрать и воспользоваться именно той информацией, которая необходима для решения вопроса; находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты.

2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.

3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.

 

5. Научить решать проблемы социального, профессионального направлений.

Автор Бокаева Асель Наймангазиновна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 597
Номер материала 49613
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓