Главная / Классному руководителю / "Развитие творческих способностей учащихся начальных классов "

"Развитие творческих способностей учащихся начальных классов "

Проблема творчества является объектом изучения философии, психологии, кибернетики и т.д. О творчестве написаны тысячи книг, данному феномену посвящены множество исследований, начиная с античности и до наших дней. Делаются попытки раскрыть сущность и критерии творчества, рассматриваются вопросы, связанные с психологией творческой деятельности (творческий процесс, его основные этапы, качества творческой личности), анализируется соотношение рационального и иррационального в творческом процессе, разрабатываются методы и приёмы активизации творческой деятельности и управления творческим процессом, изучается вопрос об организации педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей и т.д.

ТВОРЧЕСТВО – сложное явление, выступающее одновременно как вид человеческой деятельности и как его качественная характеристика. Чаще всего определение творчества связывается с его продуктом: творчество – это деятельность, направленная на создание принципиально нового, социально значимого и совершенного по исполнению продукта. Новизна продукта может быть объективной и субъективной.

Субъективно новое характеризует такой результат творческой деятельности человека, который является новым только для него самого. Такая ситуация возникает, когда человек, приступая к решению проблемы, не обладает информации о том, решалась ли эта проблема до него и какие решения уже известны.

Будучи по своей сущности культурно – историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный.

В работах В.И.Вернадского, Н.Ф.Фёдорова творчество понималось как универсальная, космическая сила. Подобной позиции противостоит мнение о том, что не только творческой личностью, но и гением может стать едва ли не каждый. «Оказывается, что гениальность вовсе не такой божественный редкий дар, она составляет удел всякого, кто не рождён быть идиотом»,- писал ещё в XIX веке российский исследователь в области эвристики П.К.Энгельмейер.

Личностный аспект предполагает также наличие у человека творящего способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым и создаётся продукт, отличающийся указанными выше признаками. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Вполне вероятно, что не только условия, но и нечто большее порождает творчество. Процессуальный аспект связан с рассмотрением творчества как процесса. Общепризнанным является, что этот процесс распадается во времени на ряд относительно самостоятельных этапов. Так, например, используя данные самонаблюдения известных учёных Г.Уоллес описал четыре «стадии творческого мышления»: подготовка, созревание (инкубация), вдохновение (просветление) и проверка истинности (испытание или реализация решения).

Что считать подготовкой? Психологическая литература полна описаний процессов открытий и изобретений, которым предшествовала длительная интенсивная работа ума. Но можно в качестве подготовительного периода рассматривать весь предшествующий опыт.

Стадия, на которой происходит озарение, считается специфически творческим моментом – интуитивное схватывание искомого результата. Эта стадия описывается как мгновенный акт, как «вспышка», являющаяся кульминационным и очень коротким по продолжительности периодом. Следует всё же отметить, что ни один из ныне известных механизмов деятельности мозга не приближает нас к пониманию озарения, инсайта – центрального пункта всякого творчества.

Хорошо известно, что высокая эмоциональная подвижность, являющаяся необходимым условием протекания всякого творческого процесса, характерна для детского возраста. Каждый ребёнок – творец. Каждый ребёнок свободен в своей «изобретательской» деятельности. Ежедневно и ежечасно малыш совершает для себя новые открытия. И его не пугают неизвестность и новизна открывающегося перед ним мира. Ребёнок, наоборот, нуждается в новой информации, которая просто необходима для его нормального развития.

В школе почему-то всё меняется. Очевидно, дело не только в новой информации. Информацией ребёнок обеспечен предостаточно. Меняется само восприятие окружающего мира ребёнком.

Потребность в новой информации является одной из базовых потребностей, лежащих в основе творчества. Психологи утверждают, что характерная для ребёнка чувствительность к новому снижается с возрастом, а позднее полностью блокируется «взрослым »сознанием. Как обычно чувствует себя взрослый человек в ситуации новизны, неопределённости? Чаще неуверенно, испытывая при этом тревогу. Его активность при этом автоматически снижается.

Как объяснить природу этой неуверенности, тревоги, снижения интереса к поиску нового? Может быть, это тоже плоды образования, результаты наших воспитательных воздействий? Каждый ребёнок мечтает поскорее вырасти, но каждый взрослый, как мне кажется, в глубине души хотел бы снова хоть на мгновение оказаться в детстве. Детство наполнено яркими мечтами и благородными стремлениями. Ребёнок воспринимает мир так, как будто он принадлежит ему весь, со всеми своими возможностями. И ребёнок точно знает, кем он хочет стать.

А мы, взрослые, полагаем, что знаем мир лучше. Мы, прожившие, может быть, не безгрешную и далёкую от идеала жизнь, совершившие в этой жизни массу ошибок, тем не менее считаем, что имеем право распоряжаться свободой ребёнка и даже его судьбой.

Многие учёные обращают внимание на так называемый фон творчества, т.е. условия, в которых творит личность. Что помогает или, что мешает творческому процессу? При этом выделяют:

  • «благодаристский» фон творчества, т.е. личность эффективно творит, когда окружающие условия благоприятны, оказывают стимулирующее воздействие.

  • «вопрекистский» фон творчества, т.е. бывает когда личность творит не «благодаря», а «вопреки» внешним обстоятельствам.

  • случайный фон творчества, т.е. стимулом для возникновения идеи может послужить самый обычный случай, вызывающий некую ассоциацию.

Вполне возможно, что этот стимул, как зерно, падает на уже подготовленную длительными предварительными размышлениями почву, когда гениальное вот-вот готово «осенить» творящую голову. Сами изобретатели, пытаясь иногда описать процесс своего открытия, вспоминают именно об этих условиях.

Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы будем понимать под творчеством. Всем известны примеры использования тренингов, специальных упражнений, которые позволяют с большей эффективностью выполнять тесты на интеллект, более успешно решать проблемные задачи? Это бесспорно. Обучение приводит к улучшению показателей, которыми измеряют творческие способности.но и это не гарантирует, что из случайным образом выбранной группы в результате обучения мы получим группу творческих личностей, которые станут известны всему человечеству. Достоверных данных по этому поводу нет. Как нет убедительных данных о том, что личностям, которые уже проявили себя в творчестве, подобное обучение улучшило бы их творческие способности. Скорее всего такая личность не нуждается не нуждается в дополнительном стимулировании, поскольку уже имеет свой собственный таинственный «канал выхода творческой энергии».

Это доказывает, что научить творчеству в полном смысле невозможно. Не существует универсальных методов обучению творчеству, как не существует их в живописи, скульптуре и т.д.

Но есть возможности стимулирования творческого процесса, активизации творческой деятельности. Объективной основой регуляции являются входящие в её состав устойчивые репродуктивные действия, поддающиеся управлению. Осуществляя управление отдельными действиями, можно оказывать влияние на характер протекания всего творческого процесса.

Источником творческой деятельности, как и любой другой, являются потребности. Немаловажную роль здесь играет формирование мотивационно-потребностной сферы личности. Американский психолог А.Маслоу так описал иерархию человеческих потребностей, начиная с низших (физиологических) и закнчивая высшими (духовными):

  • физиологические потребности (жажда, голод, физические потребности)

  • экзистенциальные потребности (потребность в безопасности, защищённости, свободе, информации и т.д.)

  • социальные потребности (потребности в общении, духовной близости, любви, принадлежности к определённой группе и т.д.)

  • престижные потребности (потребность в уважении, признании, в самоуважении, в достижении определённого статуса)

  • духовные потребности (потребность в самоутверждении, самовыражении, саморазвитии)

Особенность развития системы потребностей человека заключается в том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены в полной степени без удовлетворения более низких по уровню потребностей.

А.А.Толмачёв выделяет следующие факторы, которые могут способствовать творчеству и учитываться в процессе обучения.

  1. Наличие необходимой информации. Причём речь идёт о неком специфическом для каждого человека, «критическом» объёме информации, когда небольшого случайного внешнего стимула оказывается достаточно, чтобы началась «цепная реакция»творческого процесса.

  2. Особая творческая направленность личности, стремление реализовать себя именно в процессе создания нового. Источником развития творческой личности можно считать потребность в самореализации. Творчество есть высший уровень самовыражения человека, в рамках которого формируются новые формы осознания себя и взаимосвязей с другими людьми. В процессе творческой деятельности происходит преобразование самой личности, её обогащение и саморазвитие, резко повышается уровень самоуважения и самооценки.

  3. Необходимый фон творчества в идее психологических стимулов и окружения. Заметим, что диапазон эмоциональных состояний, питающих творческую активность, следует искать за пределами спокойных, уравновешенных, «законопослушных» состояний, где царствуют предписания, стандарты, нормы и правила.

  4. Ассоциативные способности и способности к установлению аналогии. Практически все известные эвристические приемы в той или иной степени используют способности человека устанавливать аналогии и мыслить ассоциативно. Аналогию можно считать общим методом решения творческих задач.

  5. Роль положительных эмоций в закрепление творческой манере поведения. Даже маленькому ребенку, который только начинает ползать, неодобрительной интонацией можно внушить ощущения неловкости, неспособности к освоению «приемов ползанья». Задачи педагога - стимулировать этот процесс, удовлетворить природную любознательность ребенка, сделать обучение не только легким, но и приятным. Поощрение – один из важнейших воспитательных инструментов.

  6. Роль юмора в организации процессов обучения, направленных на развитие творческого потенциала. Психологи утверждают, что наиболее долговременной и прочной является эмоциональная память. Информация должна иметь эмоциональную окраску. А еще лучше, чтобы сам процесс получения информации запомнился бы как событие, а именно положительные эмоциональные переживания.

Основной задачей педагога, организующего обучение, является формирование психологической готовности к творческой деятельности.

Значимые для творческой деятельности качества:

  • Мобилизационная готовность, предполагающая направленность личности на поиск проблем; способность преодолевать стереотипы; упорство в преодолении трудностей и критичность.

  • Стратегическая готовность, характеризующаяся умениями формулировать проблему, составлять план действий, предвидеть последствия принятых решений.

  • Тактическая готовность, предполагающая наличие развитого воображения, способности к установлению аналогий, владение эвристическими приемами.

  • Коммуникативная готовность, включающая умение работать в коллективе, поддерживать атмосферу сотрудничства.



КАК СОСТАВЛЯТЬ ЗАГАДКИ ПРО ЖИВОТНЫХ?

  1. Составить таблицу (например, объект - лиса).

  2. Заполнить левый столбик характеристиками загаданного животного.

  3. Заполнить правый столбик примерами других животных, имеющих такую же характеристику.

Примечание: для каждой характеристики подбираются различные примеры.

Характеристики объекта (признаки)

Пример

Аналогичный объект (по признаку)

Надсистема



Среда обитания



Подсистема



Свойство



Функция

Дикий зверь



Лес



Шерсть



Осторожный



Охотится

Тигр



Медведь



Барсук



Мышь



Волк

  1. Составить загадку объединив столбцы словами «но / не».

Пример: Дикий зверь, но не тигр,

Живет в лесу, но не барсук,

Осторожный, но не мышь,

Охотится, но не волк. (лиса)





ТЕХНИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ «ДА - НЕТ».

  1. Ведущий сообщает модель ситуации.

  2. Играющие задают вопросы, сужающие поле поиска в работе с известной ситуацией.

  3. Играющие угадывают задуманное (число, сказку, слово и т.д.)

  4. Обсуждение и уточнение смысла ситуации.

Алгоритм вопросов по сужению поля поиска при разгадывании загадки, созданной на основе литературного произведения.

  1. Устанавливается уровень реальности ситуации.

  2. Определяется жанр произведения.

  3. Выясняются неизвестные признаки каждого из объектов.

  4. Устанавливается время происходящего.

  5. Уточняются уровни связей между объектами.

  6. Выясняются характеристики сопутствующих или предполагаемых объектов.



Задачи «ДА -НЕТки» по сказочным сюжетам.

  1. Даже во сне проявлялась её избалованность. (Принцесса на горошине)

  2. Что имеем не храним, потерявши плачем. (Курочка Ряба)

  3. Непослушный, хвастливый, доверчивый, он попал в беду, став жертвой хитрости. (Колобок)

  4. Скромность в выборе подарков привела её к испытаниям, закончившимся благополучно. (Аленький цветочек).

  5. Движимый заботой о родственниках и доверившихся незнакомому, некто подвергся смертельной опасности. (Красная Шапочка)

  6. Они поверили ему, потому что думали, что это она. (Волк и семеро козлят)

  7. Некто не пожалел времени и сил, в результате чего принёс спасение другим. (Три поросёнка)

  8. Она хотела всего, а получила заслуженное. (Сказка о рыбаке и рыбке)

  9. Он её потерял, но опять нашёл, когда нашёл то, что потеряла она. (Золушка)

  10. Некто наградил другого некто за доброту, хотя был суров и холоден. (Морозко)

"Развитие творческих способностей учащихся начальных классов "
  • Классному руководителю
Описание:

Проблема  творчества является объектом изучения философии, психологии, кибернетики и т.д. О творчестве написаны тысячи книг, данному феномену посвящены множество исследований, начиная с античности и до наших дней. Делаются попытки раскрыть сущность и критерии творчества, рассматриваются вопросы, связанные с психологией творческой деятельности

ТВОРЧЕСТВО – сложное явление, выступающее одновременно как вид человеческой деятельности и как его качественная характеристика. Чаще всего определение творчества связывается с его продуктом: творчество – это деятельность, направленная на создание принципиально нового, социально значимого и совершенного по исполнению продукта. Новизна продукта может быть объективной и субъективной.

Автор Володина Вера Анатольвна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 345
Номер материала 13042
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓