Главная / Технология / Развитие Творческих способностей учащихся через урочную внеурочную деятельность

Развитие Творческих способностей учащихся через урочную внеурочную деятельность

Развитие Творческих способностей учащихся средствами уроков и дополнительного образования.

Учитель технологии МОКУ СОШ№2 Г. Лузы Белозерова Н. М., I квалификационная категория.





«Творчество существует не только там, где оно создаёт

великие исторические произведения, но и везде там,

где человек воображает, комбинирует, изменяет и

создаёт что- либо новое».

Выготский Л. С.

ТВОРЧЕСТВО — продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений

Творчество  процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производств.

Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

  • процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.



Реализация новых образовательных стандартов основана на интеграции основного и дополнительного образования. Технология – предмет особенный, так как он готовит учащихся к творческой трудовой деятельности в разных сферах производства с использованием наукоёмких и высоких технологий, формирует у школьников творчество, технологическую культуру эстетический вкус и приобретение знаний и умений в прикладной творческой деятельности.

Современная школьная система образования характеризуется противоречием между востребованностью в современном обществе креативной личности и недостаточночтью методических материалов, помогающих учителю технологии строить учебный процесс в режиме развития творчества учащихся. Между необходимостью активизировать учебную деятельность учащихся и нежеланием школьников творчески мыслить, творчески подходить к любому делу, ценить прекрасное в жизни.

С целью развития творческой целеустремленной личности деятельность учителя технологии должна быть направлена на развитие воображения, творческих способностей, эстетического вкуса и ключевых компетентностей.

Образование – Это интегрированная область человеческой деятельности, Предметом которой является развитие растущего человека в системе его связей взаимоотношений с миром. Цель образования – Это целостное развитие человека. Человек выступает системообразующим фактором образовательных систем, его индивидуальность и уникальность проявления его духовных и познавательных сил является интегрирующим фактором в образовании.

Анализируя процессы творчества и опираясь на систему работы психолога Л. С. Выготского я считаю, что в окружающей нас жизни творчество – есть необходимое условие существования, всё, в чём заключена хоть йота нового, - обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Моя деятельность, как учителя технологии должна быть направлена на развитие творческих способностей, ключевых компетентностей, воображения, эстетического вкуса и как результат, - развитие творческой целеустремлённой личности.

Анализируя свою педагогическую деятельность я пришла к выводу, что уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет даёт ученикам такие знания и умения, которые необходимы каждый день в повседневной жизни. Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников интереса и творческих способностей. Очень важно у детей побудить желание «хочу знать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца - «я сделала». Успех окрыляет и включает творческую деятельность. А чтобы творчески мыслить, надо ежедневно тренировать себя. Психолог Л. С. Выготский утверждал: «Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что- либо новое».

На уроках технологии и кружках прикладного творчества мною созданы все условия для развития творческих способностей учащихся. Для достижения определённых учебно – воспитательных целей я использую следующие передовые педагогические технологии:

  • Педагогика сотрудничества, которая предполагает переход от педагогики требований к педагогике отношений.

  • Технология проектного обучения. Данная технология ориентирована на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, творческих способностей.

  • Теория активизации учебной деятельности школьников. Т.И. Шамова. Эта теория помогает ориентировать весь учебный процесс на потенциальные возможности человека и их реализацию.

  • Игровые технологии на основе активизации и интенсификации деятельности человека (Авторы О.С.Газман, С.Ф. Зинько, В.В. Петрусинский). Эта технология активизирует практическую деятельность учащегося в различных занимательных формах, которые помогают развивать интеллект и ярче проявлять свои способности к самостоятельному мышлению.





В соответствии с поставленной целью и намеченному плану я как педагог произвожу корректировку на стадии мотивации к деятельности, для развития готовности к включению в исследовательскую и проектную деятельность для реализации своих творческих возможностей. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы обществу. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда «свеча зажжёт огни». Всё это я успешно внедряю через:

  • Повышение интереса учащихся к предмету и использование различных видов деятельности на уроках и кружках.

  • Использование метода проектной деятельности на уроках технологии для развития творческих способностей и повышения качества знаний

  • Включение в программу игровых технологий с целью закрепления пройденного материала.

Благодаря целенаправленной и систематической работе по развитию творческих способностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность 5-8 классов учащиеся задействованы в программах и проектах, становятся победителями и призёрами районных олимпиад и выставок прикладного творчества, имеют стабильную успеваемость по предмету.













Библиографический список:

  1. Л. С. Выготский. Воображение и творчество. Москва. Просвещение. 1996 г.

  2. С. И. Мелехина. Обучение учащихся 8-9 классов проектной деятельности на уроках технологии. Киров. 2002.

  3. О.В. Токмаков. Управление процессом обучения. Киров. 2004 г.

  4. Л.Ю. Львов. Творческая лаборатория учителя. Москва. Просвещение. 1995 г.

  5. И.М. Грицевский. С. Э. Грицевская. От учебника к творческому замыслу. Москва. Просвещение. 1998 г.

  6. А.С. Смолкин. Методы активного обучения. Москва. Высшая школа. 1991 г.

  7. А. П. Арефьев. Занимательные уроки технологии для девочек 5, 6, 7, классы. Издательство «Школьная пресса».

  8. Передовой педагогический опыт. Информационный сборник № 10. Москва.1999г.

  9. Журнал «Школа и производство» №1 №3 №4 2007 г.

  10. Журнал «Современный урок» №3 2007 г.

  11. Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования. Российская академия образования под редакцией А.М. Кондакова. Москва просвещение.











Развитие Творческих способностей учащихся через урочную внеурочную деятельность
  • Технология
Описание:

 

 

                                                                        «Творчество существует не только там, где оно создаёт             

                                                                             великие исторические произведения, но и везде там,

                                                                             где человек воображает, комбинирует, изменяет и

                                                                             создаёт что- либо новое».

                                                                                                                                 Выготский Л. С.

                                                                                                                                                                      

ТВОРЧЕСТВО — продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений

Творчество  процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производств.

Творчество — это:

§  деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

§  создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

§  процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.

 

     Реализация новых образовательных стандартов основана на интеграции основного  и дополнительного образования. Технология – предмет особенный, так как он готовит учащихся к творческой трудовой деятельности в разных сферах производства с использованием наукоёмких и высоких технологий, формирует у школьников творчество, технологическую культуру эстетический вкус и приобретение знаний и умений в прикладной творческой деятельности.

Современная школьная система образования характеризуется противоречием между востребованностью в современном обществе креативной личности и недостаточночтью методических материалов, помогающих учителю технологии строить учебный процесс в режиме развития творчества учащихся. Между необходимостью активизировать учебную деятельность учащихся и нежеланием школьников творчески мыслить, творчески подходить к любому делу, ценить прекрасное в жизни.

     С целью развития творческой целеустремленной личности деятельность учителя технологии должна быть направлена на развитие воображения, творческих способностей, эстетического вкуса  и ключевых компетентностей.

    Образование – Это интегрированная область человеческой деятельности, Предметом которой является развитие растущего человека в системе его связей  взаимоотношений с миром. Цель образования – Это целостное развитие человека. Человек выступает системообразующим фактором образовательных систем, его индивидуальность и уникальность проявления его духовных и познавательных сил является  интегрирующим фактором в образовании.

     Анализируя процессы творчества и опираясь на систему работы психолога Л. С. Выготского я  считаю,  что в окружающей нас жизни творчество – есть необходимое условие существования, всё, в чём заключена хоть йота нового, -  обязано своим происхождением творческому процессу человека.

      Моя деятельность, как  учителя технологии должна быть направлена на развитие творческих способностей, ключевых компетентностей, воображения, эстетического вкуса и как результат, - развитие творческой целеустремлённой личности.

 Анализируя свою педагогическую деятельность я пришла к выводу, что уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет даёт ученикам такие знания и умения, которые необходимы каждый день в повседневной жизни. Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников интереса и творческих способностей. Очень важно у детей побудить желание «хочу знать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца - «я сделала». Успех окрыляет и включает творческую деятельность. А чтобы творчески мыслить, надо ежедневно тренировать себя. Психолог Л. С. Выготский утверждал: «Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что- либо новое».

            На уроках технологии и кружках прикладного творчества мною созданы все условия для развития творческих способностей учащихся. Для достижения определённых учебно – воспитательных целей я  использую  следующие передовые педагогические технологии:

·         Педагогика сотрудничества, которая предполагает переход от педагогики требований к педагогике отношений.

·         Технология проектного обучения. Данная технология ориентирована  на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, творческих способностей.

·         Теория активизации учебной деятельности школьников. Т.И. Шамова. Эта теория помогает ориентировать весь учебный процесс на потенциальные возможности человека и их реализацию.

·         Игровые технологии на основе активизации и интенсификации деятельности человека (Авторы О.С.Газман, С.Ф. Зинько, В.В. Петрусинский). Эта технология активизирует практическую деятельность учащегося в различных занимательных формах, которые помогают развивать  интеллект и ярче проявлять свои способности к самостоятельному мышлению.

 

 

        В соответствии с поставленной целью и намеченному плану я как педагог произвожу корректировку на стадии мотивации к деятельности, для развития готовности к  включению в исследовательскую и проектную деятельность для реализации своих творческих возможностей. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы обществу. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда «свеча зажжёт огни».   Всё это я успешно внедряю через:

·         Повышение интереса учащихся к предмету и использование различных видов деятельности  на уроках и кружках.

·         Использование метода проектной деятельности на уроках технологии для развития творческих способностей и повышения качества знаний

·         Включение в программу игровых технологий с целью закрепления пройденного материала.

  

 

       Благодаря целенаправленной и систематической работе по развитию творческих способностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность 5-8 классов учащиеся задействованы в программах и  проектах, становятся победителями и призёрами районных олимпиад и выставок прикладного творчества, имеют стабильную успеваемость по предмету. 

Автор Бепозерова Наталья Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1260
Номер материала 32139
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓