Главная / Начальные классы / Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей у детей -инвалидов

Наше учреждение уже более 3-х лет сотрудничает с образовательными организациями города Бердска, в которых функционируют коррекционные группы, классы, где обучаются дети-инвалиды. За годы сотрудничества более 30 детей-инвалидов были вовлечены в образовательно-воспитательный и творческий процесс учреждения.

Ежегодно на базе Центра функционирует детское объединение «Чародеи», в рамках которого мной реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Ты можешь всё», целью которой является развитие творческих способностей детей-инвалидов через занятия декоративно-прикладным творчеством».

Задачами программы являются:

  • Развитие мелкой и крупной моторики;

  • Развитие образного мышления;

  • Развитие цветовидиния;

  • Развитие понимания форм и фигур животных и растений;

  • Развитие фантазии, воображения;

  • Формирование способов самовыражения и уверенности в себе;

  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Программа рассчитана на работу с детьми – инвалидами в возрасте 6-10 лет.

В структуру программы включено изучение таких видов техник декоративно-прикладного творчества, как аппликация из различных материалов, роспись, лепка из различных материалов, мозаика, коллаж.

Творческая деятельность имеет огромное значение в жизни таких детей, так как способствует развитию их личностных качеств, успешной самореализации, даёт возможность проявить себя в современном мире.

Нашим детям-инвалидам учение дается с большим трудом. В большинстве случаев, у них помимо недостатков умственного и физического развития, нарушены такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость, самооценка. Им приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что они не всегда в состоянии правильно выполнить задание педагога.

Моя задача - научить детей видеть прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками; тем самым способствовать их дальнейшей социальной адаптации. Результаты труда можно ощутить непосредственно.

Сама работа и получаемый продукт - поделки, сувениры, открытки - вызывают у обучающихся живой интерес и побуждают их к активной и целенаправленной деятельности.

Понимая всё это, я на своих занятиях вношу в жизнь детей положительные эмоции и использую различные стимулирующие «уловки»: поощрения, похвалу, ласковые слова, позитивные комментарии к выполняемым работам, а так же разрешаю присутствие родителей. Творческая деятельность детей-инвалидов становится эффективнее и результативнее только при совместной деятельности педагога и родителей. Родители в нашем случае сопровождают своих детей на занятиях, вместе с детьми осваивают дополнительные общеобразовательные программы для того, что бы дома помогать им закреплять, полученные на занятиях навыки и доводить до совершенства продукт творческой деятельности.

Так же я считаю, что на занятиях с детьми-инвалидами необходимо использовать не только вербальный подход, но и наглядные средства, вовлекать детей в практическую деятельность, развивать творческий подход к своим работам.

Поэтому на занятиях по программе «Ты можешь всё» я в полном объёме использую ресурсы нашего учреждения: минизоопарк, оранжерею, Музей «Природа НСО».

Прежде чем начать выполнение какого-либо изделия декоративно-прикладного творчества с изображением животных, растений, мы с ребятами посещаем минизоопарк, музей или оранжерею, где рассматриваем, знакомимся и общаемся с животными, растениями, изучаем их внешний вид и особенности.

И только после знакомства с «живыми объектами творчества» мы начинаем заниматься самим творческим процессом. Многие считают, что гораздо проще заменить живой объект картинкой, материалами, размещенными на видео носителях, но в нашем случае после общения с животными, растениями, оставшаяся сложная практическая часть занятий проходит легко, так как дети не переутомлены предыдущей работой, и деятельность их мотивирована. Кроме того, специалисты подтверждают, что общение с животными и растениями снимает стресс, нормализует работу нервной системы, психическое состояние и даёт правильный настрой на дальнейшую работу.

Так как, у моих воспитанников есть определённые особенности (ослабленные память и внимание, быстрая утомляемость, им надоедает долго слушать и делать любую монотонную работу), то я на своих занятиях даю минимум теории (самой элементарной) и максимум практической деятельности.

Одним из важных направлением в работе нашего объединения стало оформление выставок к праздничным датам, событиям, а так же после окончания изучения каждой темы. На этих выставках представляются творческие работы детей и приглашаются родители. Подобные мероприятия дают возможность продемонстрировать разнообразие творческих достижений детей.

Участвуя в творческой деятельности, дети-инвалиды могут пройти путь от интереса, через приобретения конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что очень важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей – инвалидов, мы создаём условия для успешной адаптации в социуме.


Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста
  • Начальные классы
Описание:

В разработке "Развитие творческих способностей у детей младшего возраста" представлен опыт работы педагога дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра дополнительного образования детей. В разработке описаны особенности работы с такой категорией детей, как дети-инвалиды (младший школьный возраст) в условиях учреждения дополнительного образования. Показаны примеры того, как можно организовать занятия по декоративно - прикладному  творчеству с детьми - инвалидами, как сделать подобные занятия более интересными и результативными, как совместить творческие занятия с практическими, как привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. 

Автор Ховалкина Елена Васильевна
Дата добавления 03.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 614
Номер материала 6319
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓