Главная / Другое / Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы

Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы

Тема: Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы.

Проблема профессиональной адаптации рассматривается менеджерами, психологами, педагогами. Для того чтобы сотрудник мог максимально эффективно использовать свои знания, умения и опыт ему необходимо уметь приспосабливаться к специфике организации проникнуться ее целями и задачами, найти общий язык с коллегами и руководством. Все это обобщается в термине «профессиональная адаптация».

В самом общем виде адаптация (лат. adapto-приспособляю) - процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды.

По своему воздействию на работника различают прогрессивные результаты адаптации и регрессивные. Последние имеют место в случае пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

Адаптивность как способность человека к адаптации связывается с согласованием целей и результатов профессиональной деятельности.

Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность.

Истинная адаптация – это всегда активный процесс: будь то активное изменение профессиональной среды или активное изменение себя.

Производственная адаптация при поступлении молодого специалиста на работу включает все аспекты приспособления специалистов к работе в новой организации и при служебно-профессиональных перемещениях внутри организации: технические, биологические, социальные. Типы адаптации можно разделить по функциональному назначению:

Профессиональная адаптация – приспособление работника к выполняемой работе; освоение профессии, ее специфики, приобретение профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, развитие устойчивого положительного отношения к своей профессии;

Психофизиологическая адаптация – процесс усвоения совокупности всех условий, необходимых для работника в процессе трудовой деятельности, приспособление на уровне организма к условиям труда и режиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности;

Социально-психологическая адаптациявключение начинающего работника в сложившуюся систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентирами;

Организационно-административная адаптация – приспособление к сложившейся структуре предприятия, особенностям организационного механизма управления, месту своего подразделения и должности в общей системе целей. Идет привыкание сотрудника к новой корпоративной культуре, стилю руководства, усвоение ценностей организации и ее целей;

Экономическая адаптация– привыкание к определенному уровню заработка и социального обеспечения, ознакомление с экономическим механизмом управления организации, с системой стимулов и мотивации, с условиями оплаты труда;

Санитарно-гигиеническая адаптацияприспособление к распорядку работы, условиям труда, новым требованиям трудовой, производственной и технологической дисциплины.

Критериями для оценки профессиональной адаптивности могут выступить:

-отношение к выполняемой работе;

-самооценка степени освоения специфики работы;

-установка на продолжение работы по специальности в будущем;

-оценка руководителем: качества работы, соблюдения сроков выполнения работы, уровня сложности работы, уровня самостоятельности будущего специалиста;

-структура деловых качеств;

-оценка руководителем перспективности молодого специалиста;

-наличие поощрений.

Критериями для оценки уровня социально-психологической адаптивности являются: 1) удовлетворённость местом в системе взаимоотношений; 2) эмоциональное отношение к коллективу; 3) установка на продолжение работы в том же коллективе; 4) оценка руководителем успешности адаптации в коллективе молодого специалиста; 5) активность участия в коллективных мероприятиях, в общественной работе; 6) авторитет в коллективе.

Для молодых специалистов особенно характерны следующие адаптационные проблемы:

  • труд молодых специалистов в большей мере исполнительский, менее творческий;

  • начиная свою трудовую деятельность с нижних ступеней иерархии, молодые специалисты получают и меньшую заработную плату. Это сказывается на уровне удовлетворения их потребностей;

  • относясь к старшей возрастной группе молодежи, молодые специалисты, с одной стороны, отличаются большой рациональностью поступков и меньшей степенью внушаемости, а с другой - имеют, по сравнению со своими сверстниками, меньший стаж, (опыт) практической работы.

(Упражнение «Слепой и поводырь»)

Сейчас мы попробуем смоделировать процесс адаптации нового сотрудника.

В помещении расставляются стулья и другие препятствия. Одному из участников на глаза одевается повязка. Остальные участники играют роль поводырей. Их задача – провести его мимо препятствий с помощью инструкций.

После выполнения упражнения задаются вопросы:

как себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?
– какие были трудности в процессе выполнения задания?
– какая связь обнаруживается между чувствами у «слепого» в этом упражнении и чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?

Для успешной адаптации молодых специалистов необходимо учитывать следующие факторы:

-соответствие работы полученной в учебном заведении специальности;

-возможность разнообразить труд специалиста, сделать его более привлекательным; создание условий для внутриорганизационной мобильности и профессионального продвижения;

-внедрение научной организации труда на рабочем месте;

-микроклимат в коллективе;

-социально-бытовое обеспечение;

-организация свободного времени.

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

Развитие творческого потенциала будущих специалистов социально-культурной деятельности – это процесс освоения ценностей культуры и приобретения на этой основе устойчивой мотивации на становление себя как «человека культуры», т. е. человека свободного, творчески мыслящего, духовно богатого.

(Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?")

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

- 1-4 ступенька - самооценка занижена

- 5-7 ступенька - самооценка адекватна

- 8-10 ступенька - самооценка завышена

Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Творческая самореализация личности позволяет существенно сократить срок адаптации в новой профессиональной среде.

В настоящее время в колледже одной из основных задач подготовки специалистов является развитие у студентов творческого мышления. Специалист такой направленности обязан владеть навыками творческого решения изобретательных задач , уметь поставить проблему и найти способ ее решения, являющийся новым и передовым (нестандартным), уметь изложить и защитить свое решение. Становление у студентов в процессе обучения в колледже творческих качеств – одна из важных сторон профессиональной подготовки будущих специалистов.

Главной ценностью образования должно стать формирование в человеке необходимости и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, гибкому самообразованию в течение всей жизни.

Развитие творческого потенциала в течение периода обучения поможет студентам прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной деятельности. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии – практическая работа, т.к. главный инструмент этого воспитания – творческое действие. Процесс творчества сложен и индивидуален. Прежде всего, необходимо научиться воспринимать действительность эмоционально, чувствовать красоту окружающих предметов, явление природы и т.д. Заранее предусмотреть результат своего труда, своего творчества, т.е. увидеть то, чего пока нет – значит представить и вообразить. Представление является наиболее существенным элементом воображения. Творческое воображение практически безгранично. Для развития творчества полезно в различные курсы вводить практические задания и упражнения на совершенствование мыслительной деятельности и сознания. Высокий уровень развития тесно связан с умением концентрироваться и переключать внимание на различные потоки информации.

Творческий процесс представляет собой особую форму качественного перехода от известного к неизвестному, что осуществляется через различные формы поисковой деятельности.

В качестве условий, способствующих развитию творческого мышления и креативности личности, Е.П.Торренсом было выделено следующее: наличие творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. При этом высокий уровень проявления творческих способностей может наблюдаться только при совпадении всех трех факторов.

Психологами также был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:

ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;

стимулирование ответственности и независимости;

акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.

Профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культурной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание его профессионала, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход. Раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в спортивных соревнованиях, фестивалях, концертах, в выставках, различного рода кружках и помогает студенту адаптироваться в тех или иных условиях, раскрыть свои скрытые ресурсы.

Не менее важным этапом профессиональной адаптации является практика студентов непосредственно на производстве.

Профессионально-педагогическая готовность студентов к будущей деятельности во многом зависит от включения в практическую социально-культурную деятельность, в которой актуализируется и формируется их профессионально творческая и педагогическая компетенция.

Практика студентов является наиважнейшей составляющей системы профессионального образования, поскольку на практике не только закрепляются и углубляются полученные теоретические знания, но и вырабатываются профессиональные навыки и умения.

В процессе практики будущий специалист получает:

  • организаторские навыки, выражающиеся в умении эффективно организовывать мероприятия;

  • привлекать людей к участию в работе различных творческих коллективов;

  • практика является важным моментом в адаптации студента к новому самостоятельному виду деятельности в новых условиях;

  • практика позволяет студенту убедиться в правильности выбора своей будущей профессии.

Работодатели хотят видеть у себя грамотных, исполнительных энергичных выпускников учебных заведений с опытом работы, который необходимо наработать за годы учебы, не навредив процессу обучения. Однако взаимопонимание может быть достигнуто лишь в совместной деятельности учебного заведения и работодателей. Причем, участие работодателей в подготовке кадров возможно на всех его уровнях, начиная с уровня профориентации и продолжая на уровне усвоения теоретических знаний, на уровне закрепления этих знаний на практике, решения проблем трудоустройства, а также послепрофессионального образования выпускников.

Для того чтобы период адаптации проходил менее болезненно, молодым специалистам необходима поддержка, которую могут лучше всего могут оказать бывшие однокурсники и педагоги. Не случайно многие учебные заведения сейчас на своей базе создают ассоциации выпускников. Очень важно на базе этой организации правильно организовать систему дополнительного образования, чтобы выпускники могли повысить свой уровень квалификации, причем собственные выпускники должны иметь более льготные условия при оплате дополнительного обучения. Таким образом, прежде всего учебное заведение должно помогать своим студентам и выпускникам безболезненно адаптироваться на производстве, привлекая к этой деятельности учреждения на всех этапах подготовки кадров.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что выявленные условия способствуют:

1. Социализации и адаптации будущих специалистов социально-культурной деятельности к сложившимся современным условиям жизнедеятельности;

2. Обеспечению подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных практикой социально-культурной деятельности;

3. Осуществлению широкого взаимодействия и диалога с различными социокультурными группами населения.

Список используемой литературы

  1. Емекеев, А.А. Адаптация молодого специалиста на предприятии: проблемы и решения // Регионология, № 4. — 2004, С. 171—180.

  2. Если посчитать, сколько компании теряют от отсутствия системы адаптации... То это будет больше, чем Чернобыль... // Управление персоналом. 2013. № 19 Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом Учебник. — М.: ИНФРА — М, 2005 — 304 с.

  3. Котлова, А.С., Попова, О.А. Адаптация персонала на предприятии в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6

Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы
  • Другое
Описание:

Тема: Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы.

Проблема профессиональной адаптации рассматривается менеджерами, психологами, педагогами. Для того чтобы сотрудник мог максимально эффективно использовать свои знания, умения и опыт ему необходимо уметь приспосабливаться к специфике организации проникнуться ее целями и задачами, найти общий язык с коллегами и руководством. Все это обобщается в термине «профессиональная адаптация».

В самом общем виде адаптация (лат. adapto-приспособляю) - процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды.

По своему воздействию на работника различают прогрессивные результаты адаптации и регрессивные. Последние имеют место в случае пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

Адаптивность как способность человека к адаптации связывается с согласованием целей и результатов профессиональной деятельности.

Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность.

Истинная адаптация – это всегда активный процесс: будь то активное изменение профессиональной среды или активное изменение себя.

          Производственная адаптация при поступлении молодого специалиста на работу включает все аспекты приспособления специалистов к работе в новой организации и при служебно-профессиональных перемещениях внутри организации: технические, биологические, социальные. Типы адаптации можно разделить по функциональному назначению:

Профессиональная адаптация – приспособление работника к выполняемой работе; освоение профессии, ее специфики, приобретение профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, развитие устойчивого положительного отношения к своей профессии;

Психофизиологическая адаптация – процесс усвоения совокупности всех условий, необходимых для работника в процессе трудовой деятельности, приспособление на уровне организма к условиям труда и режиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности;

Социально-психологическая адаптациявключение начинающего работника в сложившуюся систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентирами;

Организационно-административная адаптация – приспособление к сложившейся структуре предприятия, особенностям организационного механизма управления, месту своего подразделения и должности в общей системе целей. Идет привыкание сотрудника к новой корпоративной культуре, стилю руководства, усвоение ценностей организации и ее целей;

Экономическая адаптация– привыкание к определенному уровню заработка и социального обеспечения, ознакомление с экономическим механизмом управления организации, с системой стимулов и мотивации, с условиями оплаты труда;

Санитарно-гигиеническая адаптацияприспособление к распорядку работы, условиям труда, новым требованиям трудовой, производственной и технологической дисциплины.

Критериями для оценки профессиональной адаптивности могут выступить:

-отношение к выполняемой работе;

-самооценка степени освоения специфики работы;

-установка на продолжение работы по специальности в будущем;

-оценка руководителем: качества работы, соблюдения сроков выполнения работы, уровня сложности работы, уровня самостоятельности будущего специалиста;

-структура деловых качеств;

-оценка руководителем перспективности молодого специалиста;

-наличие поощрений.

Критериями для оценки уровня социально-психологической адаптивности являются: 1) удовлетворённость местом в системе взаимоотношений; 2) эмоциональное отношение к коллективу; 3) установка на продолжение работы в том же коллективе; 4) оценка руководителем успешности адаптации в коллективе молодого специалиста; 5) активность участия в коллективных мероприятиях, в общественной работе; 6) авторитет в коллективе.

Для молодых специалистов особенно характерны следующие адаптационные проблемы:

         труд молодых специалистов в большей мере исполнительский, менее творческий;

·           начиная свою трудовую деятельность с нижних ступеней иерархии, молодые специалисты получают и меньшую заработную плату. Это сказывается на уровне удовлетворения их потребностей;

         относясь к старшей возрастной группе молодежи, молодые специалисты, с одной стороны, отличаются большой рациональностью поступков и меньшей степенью внушаемости, а с другой - имеют, по сравнению со своими сверстниками, меньший стаж, (опыт) практической работы.

(Упражнение «Слепой и поводырь»)

Сейчас мы попробуем смоделировать процесс адаптации нового сотрудника.

В помещении расставляются стулья и другие препятствия. Одному из участников на глаза одевается повязка. Остальные участники играют роль поводырей. Их задача – провести его мимо препятствий с помощью инструкций.

После выполнения упражнения задаются вопросы:

– как себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?
– какие были трудности в процессе выполнения задания?
– какая связь обнаруживается между чувствами у «слепого» в этом упражнении и чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?

Для успешной адаптации молодых специалистов необходимо учитывать следующие факторы:

-соответствие работы полученной в учебном заведении специальности;

         -возможность разнообразить труд специалиста, сделать его более привлекательным; создание условий для внутриорганизационной мобильности и профессионального продвижения;

        -внедрение научной организации труда на рабочем месте;

-микроклимат в коллективе;

-социально-бытовое обеспечение;

-организация свободного времени.

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

Развитие творческого потенциала будущих специалистов социально-культурной деятельности – это процесс освоения ценностей культуры и приобретения на этой основе устойчивой мотивации на становление себя как «человека культуры», т. е. человека свободного, творчески мыслящего, духовно богатого.

 (Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?")

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

- 1-4 ступенька - самооценка занижена

- 5-7 ступенька - самооценка адекватна

- 8-10 ступенька - самооценка завышена

Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Творческая самореализация личности позволяет существенно сократить срок адаптации в новой профессиональной среде.

В настоящее время в колледже одной из основных задач подготовки специалистов является развитие у студентов творческого мышления. Специалист такой направленности обязан владеть навыками творческого решения изобретательных задач , уметь поставить проблему и  найти способ ее решения, являющийся новым и передовым (нестандартным), уметь изложить и защитить свое решение. Становление у студентов в процессе обучения в колледже творческих качеств – одна из важных сторон профессиональной подготовки будущих специалистов.

Главной ценностью образования  должно стать формирование в человеке необходимости и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, гибкому самообразованию в течение всей жизни.

Развитие творческого потенциала в течение периода обучения поможет студентам прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной деятельности. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии – практическая работа, т.к. главный инструмент этого воспитания – творческое действие. Процесс творчества сложен и индивидуален. Прежде всего, необходимо научиться воспринимать действительность эмоционально, чувствовать красоту окружающих предметов, явление природы и т.д. Заранее предусмотреть результат своего труда, своего творчества, т.е. увидеть то, чего пока нет – значит представить и вообразить. Представление является наиболее существенным элементом воображения. Творческое воображение практически безгранично. Для развития творчества полезно в различные курсы вводить практические задания и упражнения на совершенствование мыслительной деятельности и сознания. Высокий уровень развития тесно связан с умением концентрироваться и переключать внимание на различные потоки информации.

Творческий процесс представляет собой особую форму качественного перехода от известного к неизвестному, что осуществляется через различные формы поисковой деятельности.

В качестве условий, способствующих развитию творческого мышления и креативности личности, Е.П.Торренсом было выделено следующее: наличие творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. При этом высокий уровень проявления творческих способностей может наблюдаться только при совпадении всех трех факторов.

Психологами также был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:

− ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

− создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;

− стимулирование ответственности и независимости;

− акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.

Профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культурной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание его профессионала, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход. Раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в спортивных соревнованиях, фестивалях, концертах, в выставках, различного рода кружках и помогает студенту адаптироваться в тех или иных условиях, раскрыть свои скрытые ресурсы.

Не менее важным этапом профессиональной адаптации является практика студентов непосредственно на производстве.

Профессионально-педагогическая готовность студентов к будущей деятельности во многом зависит от включения в практическую социально-культурную деятельность, в которой актуализируется и формируется их профессионально творческая и педагогическая компетенция.

Практика студентов является наиважнейшей составляющей системы  профессионального образования, поскольку на практике не только закрепляются и углубляются полученные теоретические знания, но и вырабатываются профессиональные навыки и умения.

В процессе практики будущий специалист получает:

      организаторские навыки, выражающиеся в умении эффективно организовывать мероприятия;

      привлекать людей к участию в работе различных творческих коллективов;

      практика является важным моментом в адаптации студента к новому самостоятельному виду деятельности в новых условиях;

      практика позволяет студенту убедиться в правильности выбора своей будущей профессии.

Работодатели хотят видеть у себя грамотных, исполнительных энергичных выпускников учебных заведений с опытом работы, который необходимо наработать за годы учебы, не навредив процессу обучения. Однако взаимопонимание может быть достигнуто лишь в совместной деятельности учебного заведения и работодателей. Причем, участие работодателей в подготовке кадров возможно на всех его уровнях, начиная с уровня профориентации и продолжая на уровне усвоения теоретических знаний, на уровне закрепления этих знаний на практике, решения проблем трудоустройства, а также послепрофессионального образования выпускников.

Для того чтобы период адаптации проходил менее болезненно, молодым специалистам необходима поддержка, которую могут лучше всего могут оказать бывшие однокурсники и педагоги. Не случайно многие учебные заведения сейчас на своей базе создают ассоциации выпускников. Очень важно на базе этой организации правильно организовать систему дополнительного образования, чтобы выпускники могли повысить свой уровень квалификации, причем собственные выпускники должны иметь более льготные условия при оплате дополнительного обучения. Таким образом, прежде всего учебное заведение должно помогать своим студентам и выпускникам безболезненно адаптироваться на производстве, привлекая к этой деятельности учреждения на всех этапах подготовки кадров.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что выявленные условия способствуют:

1. Социализации и адаптации будущих специалистов социально-культурной деятельности к сложившимся современным условиям жизнедеятельности;

2. Обеспечению подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных практикой социально-культурной деятельности;

3. Осуществлению широкого взаимодействия и диалога с различными социокультурными группами населения.

Список используемой литературы

1.    Емекеев, А.А. Адаптация молодого специалиста на предприятии: проблемы и решения // Регионология, № 4. — 2004, С. 171—180.

2.    Если посчитать, сколько компании теряют от отсутствия системы адаптации... То это будет больше, чем Чернобыль... // Управление персоналом. 2013. № 19 Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом Учебник. — М.: ИНФРА — М, 2005 — 304 с.

 

3.    Котлова, А.С., Попова, О.А. Адаптация персонала на предприятии в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 

Автор Бирюкова Светлана Викторовна
Дата добавления 17.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 714
Номер материала 56575
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓