Главная / Начальные классы / Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через выполнение коллективных мини-проектов.

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через выполнение коллективных мини-проектов.

Бароновская Е.В.,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 10


Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через выполнение коллективных мини-проектов.


В последние годы остро обозначилась потребность в творческих людях, имеющих нестандартный взгляд на проблемы. Творчество, как вид деятельности, имеет развивающую функцию, что достаточно актуально в современной системе обучения. В любой творческой работе максимально проявляется личность. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей.

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Я считаю, что метод -проектов является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников.

Благодаря использованию метода проектов естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на уроках испытывают истинную радость.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования метод проектов рассматривается как способ передачи содержания образования.

Я активно использую такую форму организации деятельности для развития творческих способностей на уроке, как коллективные творческие мини-проекты. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Например, создание «Книги загадок».

При изучении темы «Литературные и авторские загадки» (2 класс), ребята решили выступить в роли авторов и придумать загадки. Сочинив загадки, ребята на уроке ИЗО нарисовали к ним иллюстрации и предложили создать единую книгу. Так была рождена идея создания собственной «Книги загадок». В оформлении ее нам помогали, в том числе и родители. Итогом этого проекта стал подготовленный детьми и проведенный в другом классе «Турнир загадок».

2) Следующий мини-проект «Диафильм».

Он также «родился» на уроке литературного чтения. Тема урока была А.Курляндский «Ну, погоди!». Рассмотрев иллюстрации в учебнике, по инициативе ребят было решено создать диафильм к этому произведению. Дома ребята нарисовали рисунки, не договариваясь о выбранном фрагменте.

На следующем уроке, вывесив все рисунки на доску, ребята стали их выстраивать по порядку, создавая «ленту диафильма». В этом случае нам опять понадобилась помощь родителей, которые помогли нам скрепить рисунки.

Созданный диафильм ребята использовали на последних уроках при пересказе, оценив его помощь при этом.

Созданный нами проект можно использовать при проведении классных часов о поведении, о решении конфликтных ситуаций. В качестве украшения, для проведения викторин.


3)Мини-проект «Сочини сказку»

Читая на уроках сказки, я давала им задания вида: «Придумай свой конец сказки», «Измени события». Это натолкнуло ребят на мысль создания своих сказок. Я поддержала инициативу ребят и предложила сочинить сказки по опорным словам.

Например:

опорные слова к сказкам.

  • Принцесса, добрый пес, мачеха-колдунья, иголка.

  • Волк, добрый еж, цыпленок, переоделся.

  • Два брата, ленивый, трудолюбивый, урожай.


Сказки собственного сочинения ребята проиллюстрировали и некоторые отпечатали с помощью родителей. Эти сказки мы читали и обсуждали на уроках, давали для чтения в другие классы, что вызвало чувство гордости у ребят.

Выполнение этого проекта способствовало повышению читательского интереса, развитию творческих способностей.

4)На уроке ИЗО у нас была тема «Рисование снежинки». Нарисовав снежинки, ребята стали загадывать загадки друг другу на зимнюю тему. Затем было решено записать эти загадки на рисунках-снежинках и украсить ими класс к Новому году.

Так родился еще один проект «Литературные снежинки». В будущем этот проект можно использовать для отслеживания роста и анализа своих творческих способностей.


5) К празднику «Масленица» я подготовила классный час. В конце попросила ребят нарисовать блины. По инициативе ребят, мы решили украсить наш класс ими к празднику. А так как к классному часу ребята готовили пословицы про Масленицу, то было решено их написать на блинах. Так появился ещё один проект «Мудрая масленица».

Материал этого проекта можно использовать ежегодно при проведении масленичных празднований.


6) На уроке русского языка нам предстояло написать диктант о зиме.

Незадолго до этого ребята на уроке технологии выполняли аппликацию «Варежка деда Мороза». Так родилась идея написать диктант на шаблонах в виде варежки деда Мороза. После диктанта ребята с удовольствием ее разрисовали.

Такое необычное написание диктанта привело ребят в восторг и улучшило качество знаний.

7) Сочинение стихов по данному началу. Я даю ребятам начало стихотворения, а ребята продолжают.


Например:

  • Шла лесной тропинкой

бабушка с корзинкой»…


  • Вот летают бегемоты

Над журчащим ручейком…


  • Ночной порой в глуши лесной

Медведь к дуплу пробрался…

( стихи ребят)

Стихи тоже можно поместить в «Книгу стихов». Можно даже с портретами и автобиографией автора.


Таким образом, результаты работы позволили сделать вывод о том, что применение мини-проектов на уроках способствуют развитию творческой активности младших школьников, обогащению их внутреннего мира, способностей к сопереживанию, повышению самооценки, открывает возможности для самореализации детей, что, в конечном итоге ведет к развитию личности.


Работа над коллективными мини-проектами позволяет формировать все 4 группы УУД.

Коммуникативные.

Активное обсуждение, работа в группах, в парах, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные.

Постановка проблемы творческого, поискового характера и поиск способа их решения.

Регулятивные.

Ребята сами ставят цель, планируют выполнение проекта, анализируют, оценивают получившийся продукт, корректируют. В процессе работы над проектами у ребят развивается саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию.


Если вы решите использовать мой опыт по созданию мини-проектов, то хочу вам порекомендовать несколько советов:

- не давать никаких непосильных заданий;

- никаких упреков, и тем более – унизительных замечаний;

- полная свобода творческих попыток;

- создавать атмосферу положительных эмоций, хорошее настроение;

- можно читать образцы, рассказывать детям о ранних стихах М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, А.С. Пушкина;

- помощь оказывать преимущественно индивидуальную – в составлении отдельных фраз, в записи текста – в частности в орфографии;

- особенно высоко ценить удачный образ, точно выбранное слово, юмор, умение замечать детали описываемого;

- помогать в организации конкурсов, издании книжек, в редактировании.



Литература

  1. Аватайкина Т.О., Власова О.С.Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: учебно–методическое пособие. -М.:АПК и ППРО, 2013.-56с.

  2. Дубова М.В.Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов. М.: Баланс, 2011.80

  3. Иванова Н.В.Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе// Начальная школа.2004. № 2.С.96-101

  4. Шаповалова Н.Г.Метод проектов: практика применения//Начальная школа плюс До и После.2007.№9. С.3-9.


Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через выполнение коллективных мини-проектов.
  • Начальные классы
Описание:

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Я считаю, что метод - проектов является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников.Благодаря использованию метода проектов естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на уроках испытывают истинную радость.

 В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования метод проектов рассматривается как способ передачи содержания образования.

Я активно использую такую форму организации деятельности для развития творческих способностей  на уроке, как коллективные творческие  мини-проекты. Творческий  проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход  к оформлению результатов.

Автор Барановская Елена Вячеславовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 425
Номер материала 44601
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓