Главная / Другое / ФГОС. Курсовая работа; "Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе»

ФГОС. Курсовая работа; "Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе»

ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Кафедра дошкольного образования




Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, как условие совершенствования качества образования в современной дошкольной образовательной организации»




Тема: «Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности дошкольников»




Выполнена: Суховой Татьяной Николаевной,

воспитателем высшей квалификационной категории

МДОУ № 6 х. Зайцев

Курского района




Руководитель:

Ильина Т.А., старший преподаватель

кафедры дополнительного образования









г. Ставрополь, 2014

Содержание


Введение ………………………………………………………………стр. 2



1. Нетрадиционная технология как средство развития детского изобразительного творчества

1.1. Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков…………………………………………………………… стр. 3-4

1.2. Проблемы развития детского изобразительного творчества в
психолого-педагогической и методической литературе
………стр. 4-5

2. Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества

2.1. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества ………………………………………………стр.5-6   2.2. Характеристика нетрадиционных изобразительных технологий стр. 6-7

3. Результативность внедрения нетрадиционных технологий в учебный процесс…………………………………………………………………стр.7-8


Заключение …………………………………………………………………...стр.8-9


Литература………………………………………………………стр. 9

















-1-

Введение

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.

Как известно изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Выбор нетрадиционных технологий рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского – "случаться"). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".

Идея использования нетрадиционных технологий в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных технологий в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.


-2-

1. Нетрадиционная технология как средство развития детского изобразительного творчества


1.1.Значение технологии изображения в процессе создания детских рисунков

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от внутреннего состояния, ощущений и желаний ребенка. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Рисование как вид художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.) Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети

могут рисовать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми

-3-

вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.


1.2. Проблемы развития детского изобразительного творчества в
психолого-педагогической и методической литературе.

У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.

Исследование воображения (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова). Исследование О.М. Дьяченко выявило следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа.

В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности.

Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

Творческий потенциал (основа одаренности) заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен

Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 6- 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности – средний и низкий уровень развития личностных качеств.

В основу опыта использования нетрадиционных технологий положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на

переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в


-4-


выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных технологий. Такие задания ставят ребенка в позицию "творца" активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных технологий изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.


2.  Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной техннологии изображения с целью развития детского творчества.


2.1. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества.  

Работы с использованием нетрадиционных технологий рисования разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей. Комплексность работы включает разное направление прикладного творчества: изобразительное искусство, нетрадиционные изобразительные технологии (рисование пальчиками и ладошками, оттиски различными материалами, обрывание и скатывание бумаги, различные виды кляксографии и др.). При организации деятельности детей на занятиях предусмотрены подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Цели и задачи работы с использования нетрадиционных технологий рисования.

Обучающие:

- совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств воспитанников через нетрадиционные технологии изобразительного искусства.

-обучение техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов и технологий;

-ознакомление детей с различными видами росписи и живописи;

Развивающие:

- развивать творчество и фантазию детей;

- развивать эмоционально отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций, произведений декоративно – прикладного искусства, народных игрушек, обращая внимание воспитанников на выразительные средства; -5-

- развивать чувство сочетания цветов, расположение элементов узора;- расширять знание детей о изобразительном искусстве;

Воспитательные:

-воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

-воспитывать чувства прекрасного, самостоятельность и творческую активность;

-воспитывать нравственные и этические чувства, коммуникативность;

Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение,должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и в свободное от занятий время.

Использование в работе этой методики, повышает у детей интерес к изобразительной деятельности, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей. У них развивается воображение, мышление, речь, мелкая моторика. Поддерживается проявление фантазии, смелости в изображении собственных замыслов.


2.2. Характеристика нетрадиционных изобразительных технологий

В данной работе хотелось бы уделить особое внимание характеристике нетрадиционных технологий рисования (графических, живописных) лепки, аппликации.

Среди технологий рисования в детском саду используют следующие: монотипию, кляксографию, граттаж и, точечный рисунок, рисование ладошкой, пальцем. В аппликации -коллаж, объемная и рванная аппликация и др. В лепке – пластилин и глина, реже лепка из песка и бумажной массы.

Перечень нетрадиционных техник, используемых в работе дошкольных учреждений не отличается разнообразием. Поэтому я решила остановиться на рекомендациях авторов, занимающихся этим вопросом.

Лыкова И.А. дает следующие рекомендации по использованию

нетрадиционных техник. Работу с использованием нетрадиционных технологий следует начинать с младшей группы по принципу "от простого к сложному".

Основные технологии, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками,

ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями.

-6-

В средней группе добавляется рисование свечой.

В старшей группе нетрадиционные технологии: кляксография с трубочкой, монотипия, набрызг, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном, гравюра, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом.

В подготовительной группе добавляется: тиснение, тычок жесткой полусухой кистью, рисование по сырому, черно-белый граттаж, кляксография с ниткой, батик, рисование солью, расчёсывание краски, двойное примакивание кисти.

Перечислим наиболее известные виды нетрадиционных художественно–графических технологий, представленных А.В. Никитиной. Она рекомендует живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными технологиями: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки.

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и технологии: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.

Формы работы с детьми:

Основной формой работы является:

- подгрупповые занятия,

- индивидуальная деятельность,

- общая организационная деятельность,

- свободная.

На занятии важно активизировать внимание:

- сюрпризный момент (приходит герой, отправиться в путешествие) .

- просьба о помощи,

- музыкальное сопровождение,

- сказки, стихи, загадки.

3. Результативность внедрения нетрадиционных технологий в учебный процесс

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.


-7-

Развивая изобразительную деятельность современными нетрадиционными

средствами у детей развиваются:

- мелкая моторика рук и тактильное восприятие;

- пространственное ориентирование на листе бумаги;

- внимание и усидчивость;

- изобразительные навыки и умения: наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость.

Организация совместных творческих выставок – конкурсов повышает авторитет в глазах ребенка; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.

В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами :

-повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;

-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;

-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;

-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;

-могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;

-дают оценку результатам своей деятельности;

-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.


Заключение


Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции).

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании...

Нетрадиционные технологии рисования оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.

   Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной технологией изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей.


-8-

Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.  

  Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Список литературы:


1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

3. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР.-М.,2004.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007

7.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.















-9-

ФГОС. Курсовая работа; "Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе»
  • Другое
Описание:

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от  внутреннего состояния, ощущений и желаний ребенка. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают  своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

 Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Рисование как вид художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.) Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать

Автор Мамедова Валентина Дмитриевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 6937
Номер материала 53299
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓