Главная / Русский язык и литература / Развитие текстовой компетентности обучающихся: ассоциативный аспект

Развитие текстовой компетентности обучающихся: ассоциативный аспект

Развитие текстовой компетентности обучающихся: ассоциативный аспект

Ахкобекова Х.З.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназия № 13 г.Томска


Современный урок русского языка и литературы, направленный на развитие ключевых компетенций школьника посредством текстовой деятельности, ставит в центр внимания личность ученика, его саморазвитие и самореализацию, а значит, как никогда ранее, должен выстраиваться на основе диалогизации и индивидуализации учебного процесса, взаимодействия учебных предметов одной образовательной области (русского языка и литературы), обеспечивающего понимание текста как формы коммуникации; взаимодополняемости классно-урочной и внеурочной деятельности, позволяющей углублять знания по русскому языку и литературе, что является особенно актуальным в условиях сокращения часов учебного плана.

Умение работать с текстом, важнейшим компонентом информационной основы общения и формой трансляции культуры, и создавать собственные тексты (устные и письменные) требует от обучающихся на каждом этапе обучения новых знаний и умений. В поиске эффективных приемов обучения словесному творчеству мы прошли ряд экспериментов.

Использовали НЛП (Нейролингвистическрое программирование) как в формировании правильного образа слова на основе его визуализации и ассоциации с каким – либо образом, так и в создании текстов на основе ассоциаций. При этом одним из важных требований являлось задействование всех репрезентативных систем восприятия: слуха, зрения, ощущения, вкуса. Тогда «сухие» тексты кинестетиков перестали быть лишь перечислением действий, а визуалы добавили звуков, аудиалы смогли расцветить свой текст. При этом черновая работа происходит совершенно просто: в созданном тексте необходимо подчеркнуть одним цветом действия, другим звуки, третьим краски, а затем добавить в текст недостающий материал. Подводя итоги данной работы, проведенной совместно с психологом гимназии мы отметили увеличение орфографической грамотности и улучшение качества текстов.

Следующим этапом нашего поиска стали коммуникативно-творческие игры-упражнения, понятие, представленное нами максимально широко: от языковых игр-упражнений до ролевых, ситуативных. В основу таких игр – упражнений мы положили понятие ассоциации как связи между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого (Краткий психологический словарь).

Согласно периодизации возраста, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, и Д.Б.Элькониным, ведущей деятельностью среднего школьного возраста является интимно-личностное общение. Поэтому наилучшим условием развития личности подростка стало использование игровых и коммуникативных технологий обучения.

Активизация познавательных способностей в процессе обучения русскому языку и литературе, осуществляемая на основе ассоциаций широко применяется в заданиях, направленных на развитие одаренности личности. Она основывается на одном из законов творчества – законе познавательного разнообразия. Психологи У.Эшби и А.И.Субето сформулировали действие закона в виде двух постулатов:

  1. Мыслительная продуктивность растет пропорционально росту разнообразия и «мощи» «тезаурусного» потенциала;

  2. Способность к ассоциациям и аналогиям возрастает по мере увеличения «тезаурусного» потенциала.

«Тезаурус» памяти (словарь понятий, отношений и пр.) должен быть достаточно богатым у творящей личности. Объект творения должен овладеть разнообразием («панорамой знаний»).

Предлагаем задания следующего рода: объединить слова, не связанные между собой по смыслу в текст; придумать новые названия привычным предметам, сочинение сказок по принципу Д.Родари.

Ассоциативный подход требует рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Ассоциации могут предварять задание или быть его частью. Если ассоциативный ряд предваряет задание, он способствует насыщению речевой среды, активизирует словарь школьника и запускает в действие механизмы воображения. Во втором случае, когда ассоциации используются как часть задания, они помогают устанавливать взаимосвязи между различными, даже не схожими, на первый взгляд, явлениями, позволяют создать более сложный семантический контекст, способствуя развитию одаренности обучающихся.

Например, в сочетании «весна пришла» каждое слово необходимо заменить синонимом – ассоциацией. Весна – утро года, подруга подснежника, нежный взгляд. Пришла – пробиралась, подкрадывалась, журчала ручейками, примчалась на крыльях ветерка, ласкала, пела, бежала, струилась. Однако без подготовительной работы получить такой яркий образный материал невозможно. Необходимо создать обогащенную речевую среду. Так, при подготовке к сочинению – описанию природы мы можем предложит следующие задания:

  1. По приведенным зачинам определите, для какой ситуации общения создается текст, к какому стилю и типу речи он будет принадлежать?

  • Сообщает Гидрометцентр…

  • Ты знаешь, я только что вернулся из прекрасной поездки. Ну и места я повидал…

  • Без воды жизнь на Земле невозможна…

  • Мы вошли в лес. Молодые осинки и березки спускаются по косогору. Вот где по-настоящему чувствуется весна!..

  1. Устраните недостатки в рабочих материалах: непоследовательность и нарушение стиля.

План наблюдений

Рабочие материалы

Небо

Низкие, темные, косматые тучи. Из них сыплется снежок.

Снег

Колючий, злой, обильный. Вьется, кружит, бьет в лица прохожих, в стекла и стены домов.

Прохожие

Ежатся, прячут лица в воротники. Торопятся, хотят укрыться от непогоды.

Ветер

Сильный, порывистый, до 5м/сек. Гонит и кружит снег. Помахивает голыми ветками деревьев. Временами гнет их до самой земли. Забирается под шапки и пальто людям.



  1. Подберите слова к теме «Дождь»: сильный, проливной, небольшой, крупный, мелкий, моросящий, редкий, частый, косой, теплый, холодный, весенний, грибной.

  2. Нарисуйте картинку какого – либо месяца так, чтобы его можно было узнать.

  3. О каком месяце писал А.П.Чехов: «Погода чудесная. Все поет. Цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый. Стволы яблонь, груш, вишен выкрашены в белую краску. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест».

Подобные задания актуализируют и пополняют словарный запас обучающихся, формируют ассоциативные связи между словами и включают обучающихся в широкий круг взаимосвязей с окружающим миром.

Для активизации словаря мы можем предложить составить как можно больше слов из любого слова (например, «словесность»). После включения обучающихся в речевую деятельность дать более сложное задание: составить текст, чтобы все слова начинались на О (Один ослик отправился обедать…). Кроме того, можно поработать с геометрическими фигурами. На листе ватмана предложить им геометрические фигуры, которые необходимо дорисовать, чтобы получились предметы. Полезно познакомить ребят с формообразованием. Например, чем отличаются геометрические фигуры от геометрических тел (фигуры плоские, а тела имеют объем). Готовые рисунки вывешиваются на доску для дальнейшей работы. По следующему алгоритму смоделируйте загадку.

Алгоритм

  1. Выберите предмет и определите, какой он по форме, цвету, настроению и т.д.

  2. Определите, что бывает таким же?

  3. Когда предмет бывает таким же?

  4. Соедините сравнения в текст с помощью связки «как» и «но не».

Пример:


Какой предмет?

Что бывает таким же?

Когда похожий предмет бывает таким же

По цвету: желтый

солнце

летнее

По форме: овальный

баклажан

зрелый

По вкусу: кислый

грейпфрут

недоспелый


Текст загадки: желтый, как летнее солнце; кислый, как недоспелый грейпфрут; овальный, но не баклажан зрелый. Что это?

Основой для составления алгоритмов послужили технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо) и ТРИЗ (Теория решения исследовательских задач) в развитии речи школьников.

Таким образом, мы видим важность развития ассоциативных механизмов мышления для развития текстовой компетентности учащихся.





Развитие текстовой компетентности обучающихся: ассоциативный аспект
  • Русский язык и литература
Описание:

Современный урок русского языка и литературы, направленный на развитие ключевых компетенций школьника посредством текстовой деятельности, ставит в центр внимания личность ученика, его саморазвитие и самореализацию, а значит, как никогда ранее, должен выстраиваться на основе диалогизации и индивидуализации учебного процесса,  взаимодействия учебных предметов одной образовательной области (русского языка и литературы), обеспечивающего понимание текста как формы коммуникации; взаимодополняемости классно-урочной и внеурочной деятельности, позволяющей углублять знания по русскому языку и литературе, что является особенно актуальным в условиях сокращения часов учебного плана.

Автор Ахкобекова Халимат Зафировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 255
Номер материала 42955
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓