Главная / Другое / "Развитие связной речи у младших дошкольников"

"Развитие связной речи у младших дошкольников"

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.

У нас разновозрастная 2-младшая – средняя группа: сейчас в нашей группе 5 детей младшего ,15 детей среднего возраста. 12 детей пришли в нашу группу из младшей, 3 вновь прибывших в детский сад. В начале учебного года для определения уровня развития связной речи мы провели мониторинг, где выявили недостаточный уровень развития связной речи у 8 детей, средний уровень – у 6 детей, высокий уровень – 3 детей. 3-их детей мы не смогли обследовать по причине их редкого посещения.

В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:

-расширять активный словарь детей;

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- научить составлять описательные рассказы о предмете, игрушке, картине

-пересказывать небольшие рассказы

Свою работу начали с создания предметной среды в группе. В уголке книги у нас подобранна художественная литература по возрасту, предметные картинки по изучаемой лексической теме (например: игрушки, посуда, одежда и т.д.), так же подобрали сюжетные картинки с простым сюжетом, изготовили дидактические игры на составление описательных рассказов («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.).

Работу по непосредственно образовательной области «Коммуникация» мы проводим в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, опираясь на рекомендации В.В. Гербовой и О.С. Ушаковой.

В соответствии с ФГТ мы систематически проводим образовательную деятельность по развитию связной речи, содержание которой связываем со всеми сторонами жизни детей, это: наблюдение, игры труд, чтение книг, просмотр мультфильмов и т.д.

Непосредственно образовательную деятельность мы распределили следующим образом: область «Коммуникация» 1 раз в неделю, область «Познание» 1раз в неделю и область «Чтение художественной литературы» ежедневно.

Согласно принципу интеграции, развитие монологической и диалогической речи осуществляется не только в процессе специально организованной обучающей деятельности по развитию речи, но и в других образовательных областях («Познание», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка». Например: При пересказе сказки «Теремок» мы не только учим детей рассказывать содержание уже знакомой сказке, решая задачи образовательной области «Коммуникация», но и знакомим детей с украинской народной сказкой «Рукавичка» образовательная область «Чтение художественной литературы». Формировали представление об особенности народных сказок, сравнивали героев украинской и русской сказок, решая задачи «Социализации», провели сравнительный анализ героев по величине, решая задачи образовательной области «Познания». Затем провели театрализованное представление по сказке «Теремок» где дети под музыку с помощью жестов и мимики изображали животных-персонажей.

При рассматривании игрушки, например мяча, образовательная область «Коммуникация» интегрируется с такими образовательными областями, как «Художественное творчество», «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы». Рассматривая мяч, мы знакомим детей с геометрической фигурой шар, читаем стихотворение Самуила Маршака «Мой веселый звонкий мяч», лепим мяч, играем в игру с мячом «Мой веселый звонкий мяч».

При планировании занятий по развитию речи часто включаем комплексные занятия. Планируя непосредственно образовательную деятельность, осуществляем дифференцированный подход к детям, т.к. возможности и навыки у них разные.

Чтобы ребенок трех лет научился высказываться более полно и понятно, мы терпеливо и последовательно задаем наводящие вопросы, которые помогают малышу излагать свои мысли последовательно и более распространено. Играем в игру «Догадайтесь, что это?» загадываю загадки, при этом рисую и комментирую: она красная, длинненькая, вкусная, хрустящая, что это? И уточняю: вкусная морковка? Сочная?, то есть вызывала речевую активность детей, просила рассказать про эту морковку.

Далее ввела прием рассказывания по набору картинок – это прием совместного рассказа с взрослым. Я начинаю вести рассуждения, а дети ориентируясь на картинки, добавляли нужные слова.

Следующий этап работы – это составление совместного описательного рассказа по 2 игрушкам. Особенность и эффективность этого приема в том, что обучение велось не по шаблону, то есть дети не повторяли рассказ воспитателя, а давали свой вариант оканчания предложения и рассказе в целом. Дети активно включались в этот процесс, учились интонационному завершению предложений. В процессе диалога с опорой на наглядность добавлялось 1-2 слова, но каждый находил свои слова и свои варианты ответа.

В средней группе мы продолжаем работу по рассматриванию и описанию игрушек, предметов. Одним из наиболее интересных видов деятельности является описание игрушек. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться, их рассматривание мы проводим в игровой форме. Для описания подбираем такие игрушки, которые привлекают внимание детей, (яркие, выразительные), о которых можно высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Учим детей описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания из 2-3 предложений. Планируя занятия по описанию игрушек, предметов, мы тщательно продумываем вопросы, чтобы при ответах дети могли подчеркнуть основные признаки и качества игрушки или другого предмета.

Вопросы заставляют ребенка думать, мыслить, определять порядок, которого надо придерживаться при описании. Отвечая на вопросы, дети как бы сами строят сюжет будущего рассказа. Мы стараемся не только слушать ответы детей, но и сами показываем, как надо точнее и интересней рассказывать об игрушке. В данном случае речевой образец будет наиболее эффективным приемом обучения. Но чтобы дети не копировали рассказ воспитателя, мы даем образец не по той игрушки, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Вот здесь дети проявляют самостоятельность и инициативу. Такие дети как Софийка, Даня, Настя С. Сережа могут самостоятельно составить небольшой описательный рассказ по игрушке. Их высказывания приобретают характер рассказов. Некоторые дети Аня, Матвей, Света испытывают затруднение при описании. Тогда мы помогаем им вопросами.

На занятиях используем игровые сюжеты « День рождения куклы Тани», «В гостях у сказки», а так же используем различные дидактические игры: «Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку», «Кому что ?» и др.). Дети учатся рассказывать об овощах, фруктах, игрушках, посуде, и т.д. и повторяют их в новой ситуации, проявляют самостоятельность в составлении описательных рассказов.

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составления загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составляют загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств - цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно - почтальон принёс посылку. Затем об одной из игрушек даётся загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей чёлка» (конь). Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

Помимо описания игрушек для развития связной речи мы используем другие виды деятельности: рассматривание картин с беседой о них, составление детьми рассказов на материале картин; пересказ литературных произведений.

Наши дети очень любят составлять рассказы по сюжетным картинкам. Давая ребенку картинку, мы предлагает ему рассказать, что он на ней видит, задаем наводящие вопросы по сюжету. Помогаем грамматически правильно составить предложения. Например: на картине изображены стоящие возле пианино дети. Как правило, на вопрос что изображено на картине дети отвечают: «Дети и Пианино» тогда задаю вопрос «Что делают дети?» «Стоят» «Стоят около чего?» «Стоят около пианино» Так, задавая наводящие вопросы, мы пытаемся грамматически правильно строить предложения, а затем и небольшой рассказ.

Так же работу по развитию связной речи проводим в повседневной жизни. Проводим беседы по утрам, в режимных моментах, стараемся как можно больше разговаривать с детьми. Побуждать их самостоятельно общаться с взрослыми и сверстниками. На прогулке, во время свободной деятельности детей проводим индивидуальную работу с детьми. В непринужденной форме интересуемся, что он видели по дороге в детский сад, чем занимались дома, во что играли и с кем. К сожалению, в связи с занятостью родителей большинство детей дома проводят у телевизора, смотрят мультфильмы. Мы просим детей рассказать как можно подробнее о сюжете , о героях мультфильма. Задаем вопросы : «Кто этот герой? Что он делал? Зачем? и так далее». Поскольку мультфильмы дети просматривают не однократно, их ответы носят более распространённый характер, рассказы носят эмоциональную окраску.

Мы систематически проводим работу с родителями, информируем их о том, какая работа с детьми проводится в детском саду. Проводим консультации, лично беседуем с каждым родителем. К сожалению родителей больше всего беспокоит, как ребенок произносит звуки, а на то, что ребенок отвечает на вопросы односложно, не обращают внимания. На данном этапе мы проводим беседы с родителями на тему «Развитие разговорной речи в кругу семьи» Мы так же провели родительское собрание, посвящённое вежливому общению со сверстниками.

Перед нами стоят большие задачи, мы только в начале пути, и мы надеемся совместно с родителями к концу года решить все намеченные задачи







Одним из условий успешного развития речи является речь воспитателя, мы стараемся широко употреблять в своей речи синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью.

"Развитие связной речи у младших дошкольников"
  • Другое
Описание:

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.

У нас разновозрастная 2-младшая – средняя группа: сейчас в нашей группе  5 детей младшего ,15 детей среднего возраста. 12 детей пришли в нашу группу из младшей, 3 вновь прибывших в детский сад. В начале учебного года для определения уровня развития связной речи мы провели мониторинг, где выявили недостаточный уровень развития связной речи у 8 детей, средний уровень – у 6 детей, высокий уровень – 3 детей. 3-их детей мы не смогли обследовать по причине их редкого посещения.

Автор Халикова Елена Николаевна
Дата добавления 20.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Тесты
Просмотров 1320
Номер материала 54538
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓