Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Развитие школы как инновационный процесс
2 слайд
План
Основные понятия педагогической инноватики («новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс»).
Структура инновационного процесса (путь от возникновения идеи до ее освоения).
Типы нововведений в школе (определяем характер инноваций).
Источники идей развития школы (знать, чтобы было из чего выбирать).
Оценка идей развития школы (неизбежное бремя выбора).
Технология разработки и освоения новшеств (и снова эксперимент).
Нормативно-правовое обеспечение инноваций в школе (может ли быть игра без правил?)
3 слайд
Основные понятия педагогической инноватики.
новое новшество
инновация /нововведение/
инновационный процесс
4 слайд
Основные понятия педагогической инноватики.
Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов на Западе и в последние 20 лет у нас.
Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в понятиях «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс».
5 слайд
«Новшество» или «новое средство»
именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.).
«Инновация», «нововведение» - это процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Далеко не все новое прогрессивно!
Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло.
Для определения перспектив грамотного развития школы с позиции теории педагогической инноватики представляется целесообразным определить понимание признака новизны.
6 слайд
Новизна
абсолютная
относительная
псевдоновизна
принципиально неизвестное новшество, отсутствие аналогов и прототипов
местная, частная, условная
оригинальничание, прожектерство, стремление сделать не столько лучше, сколько иначе
7 слайд
Структура инновационного процесса
путь от возникновения идеи до ее освоения
8 слайд
Деятельностная структура
(совокупность компонентов)
мотивы
цель
задачи
содержание
формы
методы
результаты
9 слайд
Деятельностная структура
(условия реализации)
материальные
финансовые
гигиенические
морально-психологические
временные
10 слайд
Субъектная структура
(включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы)
директор
заместители директора
учителя
ученые
учащиеся
родители учащихся
спонсоры
методисты
преподаватели вузов
консультанты
эксперты
работники аттестационной службы
работники органов образования
и другие
11 слайд
Уровневая структура
(отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на различных уровнях)
международном
федеральном
региональном
районном
(городском)
школьном
12 слайд
Содержательная структура
Рождение, разработка и освоение новшеств в:
обучении,
воспитательной работе,
организации учебно-воспитательного процесса,
в управлении школой и т.д.
13 слайд
Структура жизненного цикла
возникновение
быстрый рост
зрелость
диффузия
насыщение
рутинизация
кризис
финиш
освоение
14 слайд
Иррадиация
С рутинизацией новшество не исчезает как таковое, а модернизируется и воспроизводится, нередко оказывая еще более мощное влияние на процесс развития школы.
15 слайд
Управленческая структура
Наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегулирования в нем.
планирование
организация
контроль
16 слайд
Организационная структура
диагностический этап
прогностический этап
организационный этап
практический этап
обобщающий этап
внедренческий этап
17 слайд
Типы нововведений в школе
(определяем характер инноваций)
в содержании образования;
в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса;
в управляющей системе школы.
18 слайд
по масштабу:
частные (локальные, единичные) несвязанные между собой;
модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группы учащихся и т.д.)
системные (охватывающие всю школу).
19 слайд
по типам – инновационный потенциал:
модификационные;
комбинаторные;
радикальные.
20 слайд
по отношению к своему предшественнику:
замещающие (на смену пионерской и комсомольской работе появились клубы, студии и т.д.)
суть отменяющие (открытие образовательные услуг, новой технологии, освоение новых программ и т.д.).
открывающие (открытие образовательных услуг, новой технологии, освоение новых программ и т.д.).
ретро введение (ныне новое забытое старое).
21 слайд
Рекомендация к действию
Создать банк инновационных идей для этого каждый лист тетради отвести под тот или иной тип инноваций.
22 слайд
Инновационный фонд идей Источники идей развития школы
потребности страны, региона, города (района), то есть то, что, мы называем социальным заказом на ученика;
директивные и нормативные документы федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления образованием. ;
достижения, разработки всего комплекса наук о человеке, педагогики, психологии, социологии, нейрофизиологии и обязательно – разных направлений медицины;
педагогическая практика, передовой массовый педагогический опыт;
собственный профессиональный опыт руководителей и учителей, интуиция, практическое педагогическое мышление;
анализ результатов и процесса функционирование школы.
23 слайд
Оценка идей развития школы
Актуальность оцениваемого нововведения;
Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной, новой идеи общей идее развития конкретной школы;
Результативность нововведения;
Творческая новизна (инновационный потенциал) идей;
Методическая разработанность идеи;
Возможности потенциальных участников освоения новшества;
Баланс интересов разных групп учителей;
Возможное сопротивление нововведению;
Время, необходимое для освоения;
Финансовые затраты на освоение новой идеи и ее материально-техническое обеспечение;
Организационные условия;
Нормативно-правовая обеспеченность;
Привлекательность идеи.
24 слайд
Технология разработки и освоения новшеств (и снова эксперимент)
В практике существует пять путей обновления школы:
развитие своего собственного опыта;
заимствование кем-то созданного опыта;
освоение научных разработок;
путь проб и ошибок (имеются в виду не слепые пробы, а осмысление с обратной связь.);
эксперимент.
Все эти этапы в большей или меньшей степени связаны с экспериментом.
25 слайд
определения эксперимента:
Эксперимент – научно обоснованный опыт;
Эксперимент – воспроизведение кем-то разработанной методики в новых условиях другим педагогам или управленцем;
Эксперимент – проверка гипотезы;
Эксперимент – исследовательская работа в школе по той или иной проблеме;
эксперимент - метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, ищется новый, более эффективный способ решения педагогической проблемы, задачи.
26 слайд
Нормативно-правовое обеспечение инноваций в школе
Может ли быть игра без правил?
27 слайд
Нормативно-правовое обеспечение
Опора на право и нравственность в школе, реализующей новшества, – одно из важнейших условий обеспечения безопасности детей и педагогов.
Центральное место в нормативно-правовом обеспечении развития школы принадлежит закону Российской Федерации "Об образовании":
сохранение здоровья
государственные образовательные стандарты
федеральный компонент образовательных программ
Решение о проведении учителями экспериментов, исследований принимает педагогический совет.
Эксперимент – особо ответственная сфера педагогической и управленческой деятельности.
Последствие эксперимента относятся к сфере не только социально-нравственной, но и юридической ответственности школы, ее руководителя. Самостоятельность школы не отменяет, а предполагает необходимость тщательной, глубокой, всесторонней разработки программ эксперимента, их научной экспертизы и предварительного согласования с высшими органами управления образования.
28 слайд
Конец
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
nОсновные понятия педагогической инноватики («новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс»). nСтруктура инновационного процесса (путь от возникновения идеи до ее освоения). nТипы нововведений в школе (определяем характер инноваций). nИсточники идей развития школы (знать, чтобы было из чего выбирать). nОценка идей развития школы (неизбежное бремя выбора). nТехнология разработки и освоения новшеств (и снова эксперимент). nНормативно-правовое обеспечение инноваций в школе (может ли быть игра без правил?)
6 655 763 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Антонова Татьяна Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.