Развитие самостоятельности на уроке и в неурочное
время.
В
педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих
принципов обучения рассматривается с конца XVIII в. Вопрос о развитии
самостоятельности и активности учащихся - центральный в педагогической системе
К.Д. Ушинского, который писал, что дети должны «по возможности трудиться
самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для
него материал». Он обосновал некоторые пути и средства организации самостоятельной
работы учащихся на уроке с учетом возрастных периодов обучения.
Самостоятельность в педагогике понимается как одно
из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определённую цель,
настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно
относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно
не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных
решений . Самостоятельность как личностное качество не даётся человеку от
рождения, а формируется по мере взросления ребёнка.
Особое значение
имеет самостоятельность в обучении, где она находит наиболее яркое выражение в
процессе самостоятельной работе учащихся. По определению известного учёного
Б.П. Есипова самостоятельная работа - это работа учащихся, которая выполняется
без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально
отведённое для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть
поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выявляя в той или иной
форме результаты своих умственных или физический действий
Выделяют
несколько типов самостоятельной работы учащихся.
1.Самостоятельные
работы по образцу
2.Реконструктивные
самостоятельные работы
3.Самостоятельные
работы вариативного типа
4.Творческие
самостоятельные работы.
Остановимся
более подробно на этих типах развития навыков самостоятельной работы учащихся.
1. Копирующие
действия учащихся по заданному образцу, идентификация объектов и явлений, их
узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит
подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
2. Репродуктивная
деятельность по воспроизведению учебной информации, не выходящая, как правило,
за пределы уровня памяти. На этом уровне имеет место обобщение приёмов и
методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но
пока ещё типовых задач.
3. Продуктивная
деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения
задач, выходящих за пределы типовых. На этом этапе самостоятельная деятельность требует от учащегося
способность к индуктивным и дедуктивным выводам, а также к элементам
творчества.
4.
Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно
новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решения,
выработке гипотетического аналогового и диалектического мышления.
Эти этапы
формирования навыка самостоятельной работы ориентируют только на общий ход
этого процесса. Применительно к каждому виду самостоятельной работы будут
учитываться сугубо индивидуальные аспекты конкретного вида деятельности. Для
более конкретного примера остановимся более подробно на формировании такого
навыка самостоятельной работы, как самостоятельная работа с учебником.
Сущность самостоятельной работой с учебником заключается в том, что
овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путём
вдумчивого изучения материала по учебнику и осознанию помещённых в нём фактов,
примеров и вытекающих из них теоретических знаний.
Формирование
навыка самостоятельной работы с учебником - достаточно сложная деятельность.
Она может быть возможна только при соблюдении соответствующих условий
1. Существенное
значение для формирования навыка самостоятельной работы с учебником имеет,
прежде всего, выбор темы для самостоятельного изучения. Как известно, не все
темы учащиеся смогут усвоить без предварительной работы и обстоятельного
объяснения учителем. Учитель может выбирать только те темы для самостоятельной
работы, которые учащиеся в состоянии сами (без помощи учителя) выучить.
2.
Самостоятельной работе с учебником должна предшествовать обстоятельная беседа
учителя. В этой беседе учитель должен, прежде всего, точно обозначить тему
материала, дать общее представление о содержании, обратить внимание учащихся на
тех вопросах, которые они должны усвоить, а также предложить советы по
самостоятельной работе.
3. В процессе
самостоятельной работы учитель должен постоянно наблюдать за её ходом,
контролировать этот процесс.
4. Серьёзное
внимание учитель должен обращать на выработку у школьников умения
самостоятельно осмысливать и усваивать новые знания в процессе самостоятельной
работы.
5. Нередко
самостоятельной работе учащихся могут предшествовать демонстрация опытов и
наглядных материалов с целью создания проблемной ситуации для более глубокого
осознания изучаемых материалов.
6.
Самостоятельная работа учащихся может проводиться при сопутствующем выборочном
чтении некоторых особо трудных для восприятия моментов.
7. В процессе
формирования навыка самостоятельной работы с учебником есть необходимость
обратиться к повторению тем изученных ранее. Такое возобновление в памяти
является одним из условий эффективности формирования навыка самостоятельной
работы.
Это лишь
один из примеров формирования навыка одного из видов самостоятельной работы в
обучении. На этом примере можно сделать выводы не только об общем ходе
деятельности по формированию таких навыков, но и о сложности этого процесса для
развития и обучения детей.
Формирование
навыков самостоятельной работы - это одно из необходимых условий для
дальнейшего развития личности, её развития, образования и самообразования.
Воспитание
самостоятельности через детскую организацию
Цель и задачи
1. Цель – формирование у учащихся
готовности и способности к управленческой деятельности.
2. Задачи:
· приобретение
детьми знаний, умений и навыков действий в демократическом правовом
государстве;
· создание условий для равноправного свободного
сотрудничества всех учащихся школы;
· воспитание
ответственности, организаторских способностей учащихся, стремление к
самореализации.
Большое
значение здесь имеет детское самоуправление.
Основное предназначение ученического
самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся,
направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие
в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся
в детском самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной
гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить
социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на
самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Самоуправление
выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения
и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило,
самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации
этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и
принятии соответствующих решений.
Ученическое
самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое
должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так
как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и
ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют
жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.